Адрес для входа в РФ: exler.world
Хотят ли блогеров прижать к ногтю с рекламой
На сайте ФАС опубликована заметка о разрабатываемом законопроекте, автором которого выступил небезызвестный Железняк.
По поводу этой заметки Антон Борисович уже выступил с апокалиптическим заявлением, меня уже забросали письмами с вопросами что о законопроекте, что о посте Антона Борисовича, поэтому давайте разбираться.
Сначала цитаты из текста заметки (заметки, подчеркиваю, а не законопроекта).
Комитет Госдумы по информационной политике вместе с Федеральной антимонопольной службой разрабатывает законопроект, который поставит под запрет "стимулирующее упоминание" тех или иных брендов в популярных интернет-блогах - в том случае, если блогер не зарегистрировался в качестве предпринимателя и не уплатил соответствующий налог.
Похожая система рекламирования товаров и услуг давно известна нам по кинематографу или телевизионной продукции. Она пришла к нам с Запада и само ее название звучит по-английски - "продакт плейсмент". "Но если договоры владельцев брендов с кинематографистами заключаются официально, то блогеры, которые рекламируют чьи-то товары и услуги, не являются ни предпринимателями, ни СМИ, а значит, налогов не платят, и оценить их коммерческую деятельность сложно", - подчеркнул Сергей Железняк.
Согласно законопроекту, любое стимулирующее упоминание бренда в блоге будет приравниваться к его рекламе. Факты "черного пиара" доказать будет сложнее, признал Железняк: в случае негативного упоминания у автора будет больше шансов доказать, что это личное мнение, а не проплаченный пост.
Предполагается, что анализировать блоги на предмет скрытой рекламы будут не люди, а машины - например, программно-аппаратный комплекс для обработки больших данных, установка которого идет в ФНС. В этом случае расходы будут минимальными, и доначисленные налоги позволят их окупить.
Теневой оборот незарегистрированной рекламы в российских блогах, по словам Железняка, составляет десятки миллионов долларов в год. Депутат сообщил, что законопроект будет внесен в Госдуму в течение 2013 года.
Ну, первое, что я хотел бы сказать по этому поводу - не надо впадать в истерику. Это не законопроект, а его пересказ корреспондентом Klerk.ru Сергеем Васильевым. Чтобы впадать или не впадать в истерику, надо прежде всего прочитать текст законопроекта, а потом дождаться его принятия.
Что там именно написано в законопроекте - неизвестно. Вполне вероятно, что совсем не то, что описано в заметке - таких случаях было уже немало: корреспонденту хочется найти сенсацию на ровном месте, чтобы блогсфера возбудилась и начала бродить - вон, некоторые уже забродили на опасное число градусов.
Я так понимаю, что законопроект прежде всего направлен на приведение в порядок ситуации с рекламой в блогах. А в порядок эту ситуацию действительно нужно приводить: тут пока наблюдается полный бардак. Не знаю, как насчет десятков миллионов долларов, но что годовой оборот явной и теневой рекламы в блогах сейчас составляет как минимум несколько миллионов - это совершенно точно.
При этом подавляющее большинство блогеров рекламирует товары и услуги в виде так называемой "джинсы" - то есть выдавая оплаченную рекламу за "личное мнение". Это, кстати, действительно можно считать определенного рода продакт-плейсментом: если интересный вам блогер упоминает в положительном ключе какой-то бренд, вас этот бренд также может заинтересовать. Ведь в кинематографе, упоминаемом депутатом, продакт-плейсмента именно носит характер чистой "джинсы": создатели фильма определенные бренды помещают в картину за деньги, а выглядит это все так, как будто определенный бренд выбран "случайно". Ну, просто герой любит работать на MacBook, Sony Vaio или Dell (основные заказчики, судя по последним фильмам) - вот и все дела.
Даже среди топовых блогеров есть хорошо известные авторы, которые не гнушаются размещать всякую "джинсу". А уж среди птичек пониже и пожиже "джинса" является единственным средством заработка, потому что рекламодатели наотрез отказываются размещать в таких блогах свою информацию "на правах рекламы". Мелких блогеров так и используют скопом - нагонять по Сети упоминания определенных брендов или событий.
Разумеется, "джинсовый" метод рекламы по определению делается "в черную". Блогер не заинтересован в заключении каких-то реальных договоров, которые потом где-то могут всплыть, в результате чего все это обычно носит характер устных договоренностей, а блогер получает деньги или на электронный кошелек, или по липовому договору "за проведение маркетинговых исследований".
Так вот, именно этот рекламный оборот законодатели хотят попытаться как-то контролировать. Если блогер не зарегистрирован в качестве ИП или какой-то фирмы, оказывающей услуги по рекламе и, соответственно, платящей налоги, но у него в блоге эта реклама публикуется - законодатели хотят заставить блогера каким-то образом эти налоги платить. Что выглядит вполне логично.
То есть первоначальный подход законодателей не выглядит слишком глупым: да, существует немаленький оборот теневой рекламы, с которой не платятся налоги.
Другое дело, что предложенный метод решения - по крайней мере, в пересказе корреспондента - выглядит очень странно. Они вроде как хотят отслеживать упоминания в блогах всяких брендов, и если они упоминаются, то по определению считать это джинсой и требовать от блогера заплатить некий налог. Или, подчеркиваю, зарегистрироваться в качестве предпринимателя и платить этот налог так, как полагается. (Об этом явно написано в первом абзаце цитаты.)
Большинство топовых блогеров, которые не занимаются джинсой и публикуют рекламу только на правах рекламы, зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или имеют свои фирмы, деньги за рекламу получают по договорам "в белую" и исправно платят с них все соответствующие налоги, а на черта им подставляться-то? Тем более что ИП с упрощенкой в 6% - ничего гениальнее Родина не придумала, и я это говорю совершенно искренне - мне, как блогеру, это все очень удобно: все делается только "в белую", исправно платятся все налоги, я могу отчитаться за каждую копейку, полученную от рекламодателей. Да и рекламодателям удобно - далеко не все готовы работать "в черную", а тут все делается как полагается: заключается договор, выставляется счет, оплачивается со счета на счет, подписывается закрывающий акт, высылаются оригиналы документов.
Ну и если я зарегистрирован как предприниматель, даю рекламу в блоге и плачу с этого все налоги - кто ко мне будет приставать и высчитывать, сколько раз я упомянул в записях бренд "кот Бублик"? Да никто!
Они хотят выявлять джинсу в блогах (в том числе, с помощью компьютерного анализа, что не является безусловно глупой идеей, в ней есть здравый смысл) и предлагать блогерам, уличенным в джинсе, платить с этого налог, вынуждая блогеров таким образом регистрироваться в качестве предпринимателей и платить налог уже обычным нормальным образом.
Идиотская идея? Да нет, вполне нормальная. Правда, все равно не очень понятно, как они это все будут реализовывать и какие формы это примет - там действительно может начаться "охота на ведьм", когда блогер, который не занимается ни рекламой, ни джинсой, будет получать требование уплатить налог за то, что он упомянул марку своего телефона.
Но, повторюсь, начинать истерить нужно тогда, когда мы сможем прочитать текст законопроекта и тогда, когда появится соответствующий закон. Сейчас поднимать панику по статье корреспондента, который нам что-то там пересказал - более чем преждевременно.
Если индивидуальный, то как интересно будут налог расчитывать.
А допустим, хотя бы и одинаковая, но у блоггера вообще нет официальных расценок. Значит, ему просчитают, сколько должна стоить такая реклама?..
Предположим, автор известного блога начинает выкатывать "рискующий попасть под налогообложение" контент не в тексте статьи, а в первом комментарии к ней. А сама статья при этом - "Обсуждаем телефон на букву М". Всем понятно кто это пишет, но формально - недоказуемо. Или следующим шагом будет регистрация на всех форумах по паспортам?
Возможно, они просто нагнетают жути, чтобы под шумок принять какой-нибудь другой закон. Классика политики: если хотите поднять налоги на 10%, вбросьте в прессу идею повышения на 30%, дайте народу накричаться, а потом искренне разделите их негодование и поднимите налоги не на 30, а всего лишь на какие-то 10%. И всем хорошо: и народ счастлив, что с ним считаются, и правитель получил то, что хотел. Тут может быть похожая история.
если и только если пересказ имеет к реальности какое-либо отношение, то главным и ключевым становится переход к ПРЕЗУМПЦИИ ВИНОВНОСТИ. Тогда это уже блогер будет доказывать, что ему нравится вот это вот вино, хамон и оливки, а не деньги, которотые по мнению железной машины за их упоминание он якобы получил. Правда, ему ответят по Станиславскому - "не верю" - и выстовят счёт...
Бороться с джинсой в блогах, наверное - благородное дело, ровно как и бороться с ложью, несправедливостью и нескольнностью в гигиене отдельных групп людей, но вот только делать это при помощи каких-то запрещающих законодательных актов глупо.
С этим никто не спорит.
rozetka.com.ua
Вчера натыкался еще на "Кота Бублика" - тоже мягкие игрушки.
;)
А по теме. Все равно бред. Положительный обзор фильма? Реклама, платите. Обзор и положительный отзыв о гаджете каком? Реклама, платите. Удачно воспользовались каким-либо сервисом и поделились? Реклама опять таки.
Плюс еще по старой доброй традиции прошерстят ваш же блог этак на 10 лет назад своим анализатором, ну и выставят счет за все подобные материалы, плюс пеня за эти годы ))
Плюс еще по старой доброй традиции прошерстят ваш же блог этак на 10 лет назад своим анализатором, ну и выставят счет за все подобные материалы, плюс пеня за эти годы ))
Ну вообще-то понятие "обратная сила закона" уважают даже у нас, так что это вряд ли 😄 Что, в прочем, не отменяет остальных нюансов.
Да, исправил, спасибо.
Запросто. Народ поругается полгодика, а потом привыкнет и будет, как в Штатах, затирать логотипы на фотках и писать уклончиво: "мой телефон известной фирмы на букву М..."
(Воровато озираясь) MingStar ?
:D
Меня именно вот этот абзац насторожил. Фактически отменена презумпция невиновности: не контролеры должны доказывать, что блогер получил деньги за рекламу, а блогер должен доказать обратное.
По-моему законопроект, мягко говоря, несколько дилетантский. Хотя это действительно обсуждение слухов. Подождем и посмотрим, что из этого получилось.
Меня именно вот этот абзац насторожил. Фактически отменена презумпция невиновности: не контролеры должны доказывать, что блогер получил деньги за рекламу, а блогер должен доказать обратное.
А разве налоговая не так же работает? Сначала выписывает штраф, который я оплачиваю, а потом я иду в суд и доказываю, что не виноват.
Ну да. Но это выглядит таким идиотизмом, что вряд ли планируется именно это.
Единственный реальный способ - автоматически облагать налогом все позитивные упоминания брендов, размещенные не "на провах рекламмы". Но это приведет к тому, что, абсолютно все обзоры, отзывы критиков, да и просто упоминания марок станут автоматически облагаться налогом, что, по большому счету, бред.
Так что у идеи обложить налогом "джинсу" есть три варианта развития - никакой (забить на эту тему в принципе), идиотский (все-таки ввести автоматический налог, который будет собираться с любого блогера, употребившего фразу "достал я, значит, свой iPhone) или компромисный (попытка скрестить никакой вариант с идиотским, получив вполне предсказуемый результат).
Я с этим согласен. Но сначала хотелось бы увидеть законопроект.
Прошу прощения, падежи не совпадают.
а его пересказ корреспондентом Klerk.ru Сергея Васильева.
Прошу прощения, падежи не совпадают.
Спасибо, исправил.
1) Крупные блогеры и так работают как предприниматели и платят соответственные налоги. Имена их известны, посещаемость их видна. Взять их к нохтю не составляет.
2) А мелочи и пожить надо дать, не гоняться за их скромной прибавкой к пенсии, не надо злить народ без лишней причины. Give People Some Air! (А.Шварценеггер).
А вот это уже реклама "кафе о Тверской-бульвар Бублик" (сокращенно - КОТ "Бублик").
Нужен договор с Ксенией Собчак.