Исторические ошибки израильских спецслужб

12.10.2023 08:56  17848   Комментарии (88)

Палестинцы празднуют уничтожение израильского танка 7 октября 2023 г. в секторе Газа (AP Photo/Hassan Eslaiah) Hassan Eslaiah / LaPresse

В издании La Vanguardia (там paywall) большая статья "Исторические ошибки израильских спецслужб". В ней рассказывается о том, как работают израильские спецслужбы, на какие подразделения они делятся, и как их ошибки в прошлом стали ключевыми в истории государства Израиль.

Сокращенный перевод-пересказ.

Серьезная ошибка израильских спецслужб - так большинство аналитиков оценивают крупное вторжение ХАМАС 7 октября. Атаки исламистов привели к эскалации с неопределенным исходом, но это не первый случай, когда еврейская разведка, считающаяся одной из лучших в мире, не справляется со своими врагами.

Главным виновником этого фиаско называют Моссад. До сих пор "Моссад" являлся знаменосцем израильской репутации в области безопасности. Однако акцентировать внимание только на нем - это преуменьшение, если речь идет об анализе всей разведывательной сети страны, которая в действительности опирается на три столпа.

Моссад отвечает за сбор разведданных и проведение контртеррористических операций в других странах.

Первый - это сам Моссад, основанный в 1949 году. Это учреждение отвечает за сбор разведданных и проведение контртеррористических операций в других странах. Например, его агенты стоят за убийством ученых, связанных с ядерной программой Ирана, а также за убийством лидера ХАМАС Махмуда аль-Мабхуха в отеле Дубая в 2010 году.

В знак стратегического подхода к этому вопросу Израиль не поручает своей внешней разведке работу в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Наблюдение за вооруженными группировками на палестинских территориях возложено на службу внутренней безопасности "Шин Бет" (также известную как "Шабак" и созданную в 1949 г.). Для тех, кто смотрел сериал Netflix "Фауда", это будет знакомо, поскольку главные герои являются сотрудниками этого подразделения.

Третьим звеном ивритских спецслужб является Аман - ивритская аббревиатура Управления военной разведки. Это ведомство израильских вооруженных сил, в состав которого входят различные подразделения, занимающиеся, например, электронной разведкой (печально известный "Отряд 8200"). Контроль над границей Газы был возложен на эти новые методы, и, судя по всему, они были нейтрализованы ХАМАСом в ходе последних атак.

Аман также часто участвует в кризисах, связанных с похищениями людей. Он командует "Сайерет Маткаль" - лучшим отрядом спецназа Израиля, сравнимым с британским SAS или американским SEALS. В его послужном списке - спасение заложников в Энтеббе в 1976 году. Единственным погибшим еврейским военным в этой операции стал командир подразделения Йонатан Нетаньяху, брат нынешнего премьер-министра (тоже ветеран этих спецназовцев).


Пассажиры захваченного самолета, перенаправленного в Энтеббе (Уганда), поднимают израильского пилота, руководившего спасением, 4 июля 1976 г. David Rubinger/CORBIS/Corbis via Getty Images

Теоретически, как и в других странах, деятельность различных ивритских спецслужб должна быть скоординирована, но на практике это не всегда так. Хотя до сих пор они могут похвастаться тем, что являются одними из самых компетентных спецслужб в мире, и в ожидании детального разбора ошибок, зафиксированных в начале октября 2023 г., в их послужном списке есть и другие катастрофические эпизоды.

Вторжения, отравления и убийства

Внезапное вторжение ХАМАС напоминало нападение Египта и Сирии 50 лет назад во время войны Йом-Кипур. После победы в конфликте 1967 года Израиль был настроен благодушно. Среди израильского правительства и военных было распространено мнение, что арабские страны не в состоянии начать крупную военную операцию и, в любом случае, смогут обнаружить любое нападение на территорию Израиля за 48 часов.

В течение 24 часов после нападения у Моссада возникли подозрения, когда он обнаружил вывод советского персонала из Сирии и Египта. В это же время тогдашний директор службы внешней разведки Цви Замир встретился с двойным агентом в Риме, египтянином Ашрафом Марваном, который заверил его в неизбежности арабского нападения.

Моссад передал информацию Аману, но его директор генерал Эли Зейра не оценил угрозу должным образом, полагая, что арабы просто готовят маневры. Он даже не доверял Марвану, который предупреждал о предыдущих нападениях, оказавшихся ложной тревогой.

По мере нарастания тревожных признаков глава военной разведки, наконец, согласился проинформировать кабинет премьер-министра Голды Меир. До сирийско-египетского нападения оставалось всего десять часов. Она приказала мобилизовать резервистов, но отказалась санкционировать упреждающие воздушные удары, поскольку США предупредили, что не поддержат Израиль, если он окажется агрессором в новой ближневосточной войне.


Премьер-министр Израиля Голда Меир (1898-1978) на конгрессе Социалистического Интернационала в Истборне, Сассекс, 16 июня 1969 г.

После войны в Израиле была создана комиссия "Агранат" для расследования допущенных ошибок. Ее итоговый доклад содержал резкую критику в адрес израильского военного руководства и привел к отставке самой Меир. Меир также был названа одной из тех, кто несет основную ответственность за несвоевременное реагирование в 1973 году. Однако в выводах Моссад был удостоен похвалы за то, что поднял тревогу в последний момент.

Лишь несколько отдельных деятелей критиковали роль Моссада в войне Йом-Киппур в то время. На самом деле, наиболее серьезные обвинения прозвучали из его собственных рядов. Это был бывший агент Виктор Островский, который в своей книге "Путем обмана" обвинил своих бывших коллег в том, что они слишком сосредоточились на преследовании "Черного сентября" - группы, ответственной за убийство одиннадцати еврейских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. Комиссия Аграната не отразила эту версию, и многие историки отвергли это и другие утверждения в книге бывшего оперативника как недостоверные.

Несмотря на то, что Моссад сохранил лицо в столь критический для Израиля момент, как Йом Кипур, и несмотря на созданную им репутацию, на его счету есть и другие крупные ошибки. В течение десятилетий, несмотря на десятки попыток, так и не удалось установить местонахождение главного врага страны - лидера ООП Ясира Арафата, хотя ряд арабских СМИ усмотрел руку этих шпионов в гибели палестинского лидера.


Ясир Арафат на фотографии 2002 года (Osama Silwadi/Vision Pix/Vision Pix/ZUMAPRESS.com)

Очередная попытка подобных "заказных убийств", предпринятая "Моссадом", привела к одному из самых больших унижений в его истории. В сентябре 1997 г. десять ивритских агентов ("катса") проникли в Иорданию по канадским паспортам с заданием убить Халеда Мешала, недавно назначенного политического лидера ХАМАС. В то время, после подписания мирных соглашений в Осло, эта исламистская организация становилась ведущей фигурой палестинского сопротивления, и Израиль хотел продемонстрировать свою силу.

Удар должен был быть нанесен по Амману, и выбор пал на яд, поскольку Израиль не хотел эффектной акции, которая могла бы вызвать инцидент с Иорданией, с которой всего три года назад было подписано окончательное мирное соглашение. 25 сентября, в соответствии с планом, два агента Моссада (остальные так или иначе оказывали поддержку) попытались сделать ему укол ядом.


Лидер ХАМАС Халед Мешаль приветствует толпу по прибытии в Газу во время своего первого визита в сектор.

План состоял в том, чтобы, имитируя несчастный случай, распылить на улице на палестинского лидера баллончик с прохладительным напитком, содержащим яд. Телохранитель Мешала (убежденный джихадист, ветеран Афганистана) попытался помешать двум агентам, которые в итоге смогли распылить яд на свою цель.

Еврейские оперативники попытались скрыться, но были остановлены иорданской полицией, которая в итоге установила их личности. Оставшиеся оперативники укрылись в израильском посольстве, а Мешаль был госпитализирован. Правительство Нетаньяху хотело любой ценой избежать дипломатического инцидента и, чтобы освободить своих агентов, послало собственного директора Моссада Данни Ятома извиниться перед королем Хусейном и договориться о вывозе его людей.

Король Хусейн был разгневан вторжением Израиля на его территорию

В Иордании проживает значительное количество палестинцев, поэтому король Хусейн не мог позволить Мешалу умереть, не рискуя вызвать серьезные волнения в стране. Его также возмущало вмешательство Израиля на его территорию, поэтому он потребовал предоставить ему формулу противоядия и даже обратился к правительству США с просьбой оказать давление на Израиль, который в конце концов сдался.

Проблема заключалась в том, чтобы вывезти агентов из Иордании. Король чувствовал себя обманутым и хотел новых уступок: он потребовал освободить шейха Ахмеда Ясина, основателя ХАМАСа, сидящего в тюрьме с 1989 года. В ответ на нежелание иудеев монарх пригрозил казнить двух арестованных и приказал своим солдатам войти в посольство за остальными катами.


Шейх Ахмед Ясин, основатель ХАМАС, ликует в Газе в 2003 году. Abid Katib/Getty Images

Давление на правительство Нетаньяху нарастало. Израильская пресса резко критиковала спецслужбы страны за неудачную операцию, а международное давление заставило Израиль наконец-то смириться и согласиться на освобождение шейха.

Неудачи Шин Бет

Третья спецслужба также имеет серьезные провалы. Шин-Бет была особо отмечена за то, что не смогла предотвратить убийство Ицхака Рабина, премьер-министра Израиля, 4 ноября 1995 года. Это убийство стало еще одним травмирующим событием для израильского общества.

Исполнителем убийства был крайне правый еврейский боевик Игаль Амир, выступавший против мирного процесса с палестинцами. Шин-Бет следила за ним из-за его радикального поведения, но не предприняла никаких действий против него, так как по результатам анализа разведданных он был выведен из строя.


Ицхак Рабин, AP

Вскоре после взрыва директор "Шин Бет" Карми Гиллон подал в отставку, но Шимон Перес, новый премьер-министр после убийства Рабина, находившийся в состоянии серьезного кризиса в сфере безопасности, отклонил его заявление. В январе 1996 года глава агентства безопасности вновь предложил свою отставку, и на этот раз правительство ее приняло.

Критика не ограничивалась некомпетентностью: появились конспирологические теории о том, что "Шин Бет" подстрекал к убийству Рабина. Это не было просто слухами: один из агентов, отвечавших за наблюдение за Амиром, Авишай Равив, был обвинен в суде в том, что способствовал радикализации ультраправого боевика. В 2000 году он предстал перед судом, и его адвокату удалось доказать его невиновность.

Учитывая все эти обстоятельства, вполне вероятно, что рано или поздно будет раскрыта степень ответственности "Моссада", "Амана" и "Шин Бет" за события, спровоцировавшие самый серьезный кризис на Ближнем Востоке за последние десятилетия.

Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 147
exler.ru 315
авто 480
видео 4339
вино 363