Что кому дает расширение БРИКС
Я за этим саммитом БРИКС как-то не очень следил, если честно. Слышал только о том, что совершенно утопическая болтовня об "общей валюте стран-участник БРИКС" там практически прекратилась, что товарищ Си демонстративно не явился на ключевое выступление, и что блок БРИКС собирается расшириться практически в два раза.
В издании The Insider подробная статья по итогам саммита БРИКС - "Переход качества в количество. Почему расширение БРИКС — это плохо почти для всех стран-участниц, а в особенности для России", интересно было почитать.
Ну и общие выводы статьи по поводу того, что теперь будет с блоком.
По поводу того, что сулит блоку расширение, даже внутри самого БРИКС пока нет консенсуса — Индия и ЮАР опасаются, что включение большого количества новых членов ослабит их влияние и размоет формат и смысл блока. В такой оценке есть смысл. Нынешний БРИКС — и так блок разрозненный и неопределенный, и те объединяющие характеристики, которые еще остаются, могут только пострадать от включения новых стран. До сих пор единственной экономикой с ВВП меньше триллиона долларов в БРИКС была ЮАР, но как минимум три новых члена (Эфиопия, Иран и Египет) не могут соревноваться даже с ней; таким образом объединяющая логика «крупнейших развивающихся стран» к блоку применяться сможет только с натяжкой.
Идеологически, как ни странно, расширение для БРИКС, скорее всего, тоже станет спорным. Включение в союз Саудовской Аравии, Египта, ОАЭ и Ирана одновременно создает еще один очаг напряжения внутри группы. Несмотря на то, что отношения между державами несколько улучшились в последнее время, стабильными их назвать сложно. Более того, пошатнулась и условно «антизападная» основа группы — Саудовская Аравия и ОАЭ по-прежнему остаются крупнейшими союзниками США в регионе. В итоге расширение БРИКС — или уже и не БРИКС вовсе — скорее обостряет его противоречия и недостатки, нежели сильные стороны.
Для России перспективы тоже не радужные. Она уже оторвана от институтов БРИКС; включение в группу новых членов еще сильнее размоет ее влияние, а роль группы как «антизападной коалиции», возможно, вовсе уйдет на задний план.
В безусловном выигрыше остается только Пекин. Здесь можно вспомнить, что Си по неясным причинам пропустил ключевую речь в рамках саммита, и спекулировать о его увядающем интересе к блоку, но оснований для этого мало. Китайские дипломаты и тем более сам Си Цзиньпин крайне редко отклоняются от протокола и сценария выступлений. «Прогул» Си скорее говорит о каких-то сторонних обстоятельствах, будь то болезнь или что-то еще, чем несет какой-то политический месседж.
В реальности выгода для Китая в результате саммита заметна: чем больше стран присоединятся к БРИКС, тем размытее внутри группы будет динамика, и тем проще Пекину будет укрепить статус неформального лидера. Еще больше возможностей расширение открывает для продвижения Китаем собственных инвестиционных программ, а значит и иностранного влияния. Неудивительно, что именно Си в таких условиях активнее остальных призывает к расширению блока. [читать статью целиком]