Запрет звонков в мессенджерах
Последние несколько дней обсуждается возможный запрет голосовых звонков через мессенджеры. Объясняется это якобы возросшей активностью мошенников, использующих именно звонки через мессенджеры.
Нет смысла обсуждать маразматичность подобного подхода: подобным образом можно запретить вообще все компьютеры, ведь их могут использовать для совершения киберпреступлений. Также подобным образом нужно посадить всех мужчин, ведь некоторые из них совершают изнасилования.
Вопрос здесь не в осмысленности подобных действий, а в том, смогут ли они это сделать чисто технически, и в том, как это обходить чисто технически.
В том, что они, скорее всего, действительно смогут это сделать - сомнений вроде нет: DPI-фильтрация может позволять блокировать голосовые звонки. Поэтому вопрос в том, как это обходить, ведь не будем же мы использовать для звонков родственникам в РФ обычную телефонную связь, правильно?
Навскидку я пока вижу возможность обхода этого с помощью callback. Есть приложения, через которые можно делать телефонный вызов абонента за границей, тот при этом будет получать входящий телефонный звонок с местного номера. Впрочем, связь с этим местным номером все равно происходит через IP-телефонию, так что черт его знает, будет оно вообще работать или нет.
Из-за роста активности мошенников в мессенджерах власти не исключают введение ограничений на звонки в них. Обсуждается как полная блокировка голосовых вызовов в приложениях, так и запрет на звонки из-за границы. Сейчас, по оценкам операторов связи, около 40% вызовов в мессенджерах совершают мошенники, при этом примерно 70% из них поступают из-за рубежа. Операторы связи говорят, что не могут без дополнительных инструментов блокировать звонки в мессенджерах и подобное ограничение возможно только на уровне Роскомнадзора.
Минцифры и Роскомнадзор обсуждают возможность ввести ограничения на звонки в мессенджерах из-за перехода туда мошенников, рассказали “Ъ” два источника в операторах связи и собеседник на телеком-рынке. По их словам, рассматривается два сценария: блокировка голосового трафика только из-за границы и полный запрет на голосовые звонки в мессенджерах. Собеседник “Ъ” на телеком-рынке добавляет, что «голосовые вызовы в мессенджерах могут быть заблокированы только на уровне Роскомнадзора, это не вопрос операторов».
В октябре глава Роскомнадзора Андрей Липов допускал возможность блокировки звонков через мессенджеры, так как технологически ведомство может это делать, если они будут нарушать требования российского законодательства. В Минцифры “Ъ” сказали, что пока не «разрабатывают нормативных документов, ограничивающих голосовой трафик в мессенджерах», добавив, что «открыты к предложениям отрасли». В Роскомнадзоре не ответили “Ъ”.
Артем Шейкин, зампред совета по развитию цифровой экономики при Совфеде, 23 декабря (цитата по «РИА Новости»):
«Если мессенджер не выполнит определенные требования и обязательства, вероятность блокировки может увеличиться».
По оценке «МегаФона», сейчас доля мошеннических звонков в мессенджерах составляет около 40%, тогда как три года назад этот показатель не превышал 1%. В пресс-службе компании объясняют, что оператор связи «не имеет технической возможности анализировать звонки в мессенджерах» и определять, из какой страны они поступают.Директор центра противодействия кибермошенничеству компании «Информзащита» Павел Коваленко оценивает, что около 70% мошеннических звонков в мессенджерах поступают из-за границы.
«Сейчас предотвращение мошеннических звонков через мессенджеры может осуществляться только на уровне дополнительных приложений в смартфоне абонента. Для этого абонент сам должен предоставить этим приложениям разрешение на доступ к мессенджерам в своем устройстве. Для более эффективной борьбы требуется активное вовлечение владельцев мессенджеров в решение проблемы»,— считают в «МегаФоне». В «Вымпелкоме», МТС и t2 отказались от комментариев.
В июле “Ъ” писал, что операторы связи запускают сервисы, которые блокируют или помечают потенциальные мошеннические звонки в мессенджерах. Системы сверяют номер телефона, на который зарегистрирован аккаунт, с базой данных оператора, Роскомнадзора и коммерческих игроков. Для этого пользователям нужно предоставить доступ операторскому приложению к идентификации и блокировке вызовов в настройках мобильного телефона (см. “Ъ” от 23 июля).
В настоящее время операторы могут лишь видеть факт использования абонентом того или иного мессенджера, объясняет руководитель департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров. «Поскольку такой трафик зашифрован, то ни реальных телефонных номеров общающихся, ни интенсивности и длины сессий оператор видеть не может»,— говорит он. Ведущий эксперт по сетевым угрозам компании «Код Безопасности» Константин Горбунов объясняет, что звонки в мессенджерах могут быть заблокированы провайдерами на уровне серверных команд.
«Голосовой трафик, даже зашифрованный в мессенджере, имеет характерные признаки, по которым его можно обнаружить и заблокировать»,— добавляет заместитель гендиректора группы компаний «Гарда» Рустэм Хайретдинов. Он говорит, что «любое решение класса DPI может это сделать (такими функциями обладает оборудование ТСПУ, которое Роскомнадзор устанавливает на сетях операторов связи.— “Ъ”)». (Отсюда.)
Вот еще статья на эту тему в "Ведомостях".
Операторы связи могут по умолчанию блокировать звонки из-за границы уже сейчас, а также возможно законодательное введение этих требований, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе Роскомнадзора (РКН), комментируя сообщения в СМИ о том, что мессенджеры могут обязать блокировать голосовые вызовы в России.
«Уже сегодня часть крупных операторов самостоятельно и эффективно борется с мошенничеством. Так, ОС устанавливают на своей инфраструктуре дополнительные системы (в том числе с использованием ИИ), позволяющие предотвращать мошеннические вызовы», – заявили в ведомстве, уточнив, что у операторов связи есть инструменты борьбы с мошенниками из-за рубежа.
Также в ведомстве напомнили о системе «Антифрод». По словам представителей РКН, она помогает выявлять телефонные звонки с подменных номеров по России, но для звонков из-за границы нужны дополнительные меры. Ряд операторов связи «уже активно работают» над введением самостоятельных запретов пользователями входящих звонков из-за рубежа, такие же требования могут быть введены и в отношении мессенджеров. Как мера понуждения для них может быть использована блокировка голосового трафика, пояснили в ведомстве.