Забастовка профсоюза актеров Голливуда
Забастовка актеров в знак солидарности с забастовкой сценаристов все-таки началась. Она охватила 160 тысяч актеров.
Кратко. В четверг на прошлой неделе профсоюз актеров Голливуда впервые за 43 года одобрил забастовку, в результате которой американский кинобизнес с бюджетом порядка $134 млрд остановился - из-за недовольства актеров оплатой и опасений по поводу их будущего, в котором доминируют технологии искусственного интеллекта, и никто толком не понимает, во что это в итоге выльется для актеров.
Что интересно, актеры и сценаристы не бастовали одновременно с 1960 года, когда Мэрилин Монро еще снималась в кино, а Рональд Рейган возглавлял профсоюз актеров.
Многие требования актеров совпадают с требованиями сценаристов, входящих в Гильдию писателей Америки. Сценаристы опасаются, что студии будут использовать ИИ для генерирования сценариев, а актеры опасаются, что технология может быть использована для создания цифровых копий их образов без оплаты и согласования.
Но даже сейчас альянс продюсеров прогибаться пока не собирается. Они выпускают пресс-релизы, в которых предупреждают о том, что в результате этих забастовок десятки тысяч людей не получат свои деньги, и что они уже предложили новые условия, на которые не пошел профсоюз. Ну и, типа, пускай пеняют сами на себя: мы-то выживем, говорят продюсеры, а вот как там сценаристы и в особенности актеры - вот на это мы и посмотрим.
После объявления забастовки профсоюз опубликовал правила для своих членов. Помимо того, что они не смогут сниматься, им также будет запрещено рекламировать текущие проекты. Это касается и посещения Comic-Con, и кинофестивалей, и премьер фильмов.
Это означает, что актеры не смогут рекламировать фильмы во время очень важного для летнего проката периода, когда выходят такие крупнобюджетные картины, как "Барби", "Оппенгеймер", "Особняк с привидениями" и другие.
Если забастовки затянется до осени, то выход фильмов-блокбастеров, таких как "Дэдпул 3", может быть отложен.
Ну, посмотрим, во что это все выльется. Сначала забастовка сценаристов (я про прошлую), затем жуткий удар по индустрии с коронавирусным дебилизмом, потом снова забастовка сценаристов, а теперь еще и забастовка актеров. (Режиссеры благоразумно ни в какие забастовки ввязываться не стали.)
P.S. Ну и для тех, кто все-таки хочется разобраться во внутренней кухне того, что происходит (прежде всего, со стороны сценаристов), то очень рекомендую почитать подробное объяснение этой ситуации в FB у Lilia Kim, которая как раз очень даже в теме и всегда об этом очень интересно пишет.
Очень-очень просто (но длинно) – про отношения гильдий (авторской, актерской, режиссерской) - и альянса продюсеров (AMPTP). Чего хотят и почему всегда обязательно договариваются.Короткий ответ: все участники переговоров хотят больше денег от прибыли, которую совместно зарабатывают – включая альянс продюсеров. Это не разборка врагов или конкурентов – это переговоры бизнес-партнёров. Чей вклад в общий пирог каким куском пирога должен вознаграждаться.
Пересмотр базовых соглашений каждой гильдии с альянсом продюсеров происходит каждые три года. Это рутинный процесс. Когда/если сразу договориться не удается – начинается забастовка.
Прошлый раз она была в 2007-2008 гг., длилась 100 дней, обошлась индустрии и Лос-Анджелесу в 2,1 млрд долларов. Потому что деньги начинают терять не только производители и дистрибьюторы – а все кто обслуживает процесс, все на кого тратились эти деньги – от агентов/адвокатов до ресторанов и т.д.
Создание «движущихся картинок» - это не написание книги. Это повод начать работу очень большой группе людей. Продюсер должен найти на это деньги, а затем продать, чтобы вернуть эти деньги. Режиссёр поставить – организовать работу всей съемочной группы, монтаж и еще много чего. Актёры – воплотить персонажей.
Представьте, что надо построить дом. Продюсер – это тот кто заказывает дом, или покупает проект, чтобы его реализовать. Заказчик или девелопер. Работа автора – это как работа архитектора. Ему могут заказать дом (продюсеры заказывают авторам проекты) – или он может сам создавать концепт, чтобы его потом продать (когда автор пишет без заказа, а потом пытается продать).
Автор создаёт чертёж будущего дома – мир истории, персонажи, все события истории от завязки до кульминации, всё что будут говорить и делать движущиеся картинки на экране потом. Этот чертёж должен быть сделан профессионально – чтобы все, кто будет заниматься его воплощением – смогли его читать. Если ему заказывали чертёж – заказчик осуществляет контроль. Чтобы чертили именно то, что заказчик хочет получить.
Когда/если автор пишет сценарий без заказа – стадия правок просто откладывается до момента покупки этого сценария кем-то. Но она неизбежна. Иногда автор теряет права на свой материал на этой стадии.
Работа режиссёра – это дизайнер с контролем строительства в рамках выделенного ему бюджета в этой метафоре.
Актёры (прощу прощения за жуткое упрощение) – это материалы. Актёры играют тех, кого придумал автор, произносят написанные для них диалоги, так как им сказал это делать режиссёр – но в итоге, когда все готово - все видят именно их. «Смотрите какая фактура!»
«Мискастинг» - промах, когда актёр выбранный на роль не попадает в персонажа совсем – страшное дело. Это как если нержавеющая сталь в интерьере использована там, где место для дерева. Сам по себе материал может быть и отличный – но просто не на месте.
Сценарий – это чертеж дома. Производство, которым творчески руководит режиссёр – процесс строительства. Финальный результат – то, что видят люди, которые входят в дом первым делом.
Один и тот же чертёж можно воплотить с разным вкусом, мастерством, в очень разных материалах.
Теперь представим, что речь идёт о глобальной девелоперской компании.
Альянс продюсеров как менеджмент процесса говорит: мол, сверхприбыли нашей компании - и сейчас, и всегда есть и были – обеспечены нашей деятельностью по созданию и активному захвату территорий под девелопмент, строительство и сбыт. Вы все так хорошо живете, потому что мы успешно развиваем системообразующие штуки (глобальная дистрибуция, стримеры), чтобы удерживать и двигать нашу глобальную монополию. Сначала дистрибуция – потом производство. Не будет глобальной дистрибуции, которую всегда обеспечивали мы – не будет и такого пирога.
Профессиональные гильдии же им отвечают: фиг бы вы имели глобальную дистрибуцию – если бы мы стабильно не делали контент в широчайшем ассортименте – на любой вкус. Чтобы ваши каналы дистрибуции не увядали – им надо «бинжеры» подвозить. А то ваши кинорынки и стримеры будут как гипермаркеты с пустыми полками. Фиг вы удержите доминирование глобальное, если не будет материала, делающего «запойное смотрение» разным сегментам вашей аудитории. Поэтому – платите поставщикам больше за срочность и объем.
Какое-то время это все продолжается – но всегда обязательно приходит к соглашению. Потому что сотрудничество всем сторонам выгодно – а конфронтация ни одной из них. Это не драка за добычу – все понимают, что добыть ее друг без друга невозможно, а завтра надо будет добывать совместно следующую. Это хождение друг напротив друга с вздыбленной шерстью и громким рыком. Не для взаимного повреждения ни в коем случае – а по поводу «хотим больше долю!». Просто в очень продвинутой и хорошо организованной форме.