Адрес для входа в РФ: exler.wiki
Умер Борис Стругацкий
Меня за последние полтора дня в письмах часто спрашивали: почему, мол, я сразу не отреагировал на смерть такого замечательного человека, как Борис Стругацкий? Неужели он для меня ничего не значил?
А я сразу не отреагировал (ненавижу это слово), потому что для меня Стругацкие - это не просто фантастика. Это даже совсем не фантастика. Это - целая эпоха!
Эпоха людей, которые были вне времени - что советского, что перестроечного, что нынешнего. Людей, которые были вне пространства. Они были и остались философами нашего времени, они прекрасно понимали - и могли это объяснить - то, что происходит сейчас, что будет происходить чуть позже, что будет происходить через много лет.
Они были гениями. Такими чистыми гениями, к которым не могла прилипнуть никакая грязь, потому что они были настолько выше всего этого земного фиглярства, что его просто не воспринимали и даже не старались на него реагировать - я, конечно, говорю прежде всего о Борисе Стругацком, который пережил своего брата на 21 год.
Они во многом обогнали свое время - как советское, так и перестроечное-постсоветское.
Из их произведений для меня самым близким была повесть "Понедельник начинается в субботу". Блестящая сатира, рассказывающая о науке - эта книга до сих пор читается совершенно изумительно, хотя была написана еще в 1964 году.
Вторая наиболее значимая для меня повесть - "Град обреченный". Это одно из лучших и самых глубоких их произведений. Несмотря на жанр, оно очень автобиографично - первоначально повесть даже называлась "Мой брат и я".
Ну и еще из самых любимых повестей - "Улитка на склоне". Написанная как бы двумя авторами - с точки зрения двух главных действующих героев, но при этом - такая поразительно цельная и мощная. Сами Стругацие считали "Улитку на склоне" одним из самых значимых своих произведений.
Поразительную "Сказку о Тройке" я оценил не сразу. Она поначалу распространялась в распечатках, я ее прочитал, учась в институте - и поначалу ничего не понял, потому что ожидал увидеть продолжение "Понедельника". Однако "Сказка о Тройке" - это несколько другой жанр: блестящая антибюрократическая сатира. Я ее потом перечитал через несколько лет, после чего "Сказка о Тройке" стала также одним из любимейших произведений.
Был такой старый анекдот по поводу Брежнева - мол, это был мелкий политический деятель эпохи Пугачевой. Да какая Пугачева, ребята? Все эти мелкие политические деятели, включая нынешних, пугачевы и так далее - были в эпоху Стругацких.
Мне повезло жить в эпоху Стругацких. Эта эпоха начинает уходить с кончиной Бориса Натановича, но она еще не ушла и еще долго не уйдет.
Они были гении. Они ими останутся всегда. Светлая им память.
Вот это моя самая любимая их фотография из издания "Понедельник начинается в субботу".
Любимое и них "Сказка о тройке". Согласен с Алексом - это эпоха Стругацких, но не путиных и пугачевых.
Тему "Хищные вещи " века потом чуть-чуть разрабатывал ещё и Артур Кларк.
Увы.. и его тоже нету.
Ну согласитесь, господа! - это же Салтыков-Щедрин завещал так писать!
И его - Щедрина - и АБС - все актуально.
Млять! Ну вот за что нам такая госкарма! )))))
Расстояние
1.какое? только в масштабах планеты и то не во всех ее уголках
2.препятствием для чего?
"Из всех возможных решений выбирай самое доброе". Не самое обещающее, не самое рациональное, не самое прогрессивное и, уж конечно, не самое эффективное - самое доброе! Он никогда не произносил этих слов, и он очень ехидно прохаживался насчет тех своих биографов, которые приписывали ему эти слова, и он наверняка никогда не думал этими словами, однако вся суть его жизни - именно в этих словах. И конечно же, слова эти - не рецепт, не каждому дано быть добрым, это такой же талант, как музыкальный слух или ясновидение, только еще более редкий. И плакать хотелось, потому что умирал самый добрый из людей. И на камне будет высечено: "Он был самый добрый"..."
АБС - люди, про которых я больше чем про кого-либо другого, могу сказать "Это мои Учителя". И вот теперь их обоих больше здесь нет...
Мне сразу как только прочел про БНС, вспомнилось
"Из всех возможных решений выбирай самое доброе". Не самое обещающее, не самое рациональное, не самое прогрессивное и, уж конечно, не самое эффективное - самое доброе! Он никогда не произносил этих слов, и он очень ехидно прохаживался насчет тех своих биографов, которые приписывали ему эти слова, и он наверняка никогда не думал этими словами, однако вся суть его жизни - именно в этих словах. И конечно же, слова эти - не рецепт, не каждому дано быть добрым, это такой же талант, как музыкальный слух или ясновидение, только еще более редкий. И плакать хотелось, потому что умирал самый добрый из людей. И на камне будет высечено: "Он был самый добрый"..."
АБС - люди, про которых я больше чем про кого-либо другого, могу сказать "Это мои Учителя". И вот теперь их обоих больше здесь нет...
Полностью согласен.
P.S. Хоть и открыл я их для себя в начале 21 века, но так больше никто не притягивал к своим книгам. Все перечитываю постоянно, благо есть полное собрание сочинений. В данный момент дочитываю в н-ый раз Улитку.
Ну... это спорно. Кто загоняет подростков в эту гонку? И ради чего? Ради возможности поступить в вуз? Получить красный диплом? Ради конкурентных преимуществ? А будут ли они? Я знаю одного отличника, окончившего престижный питерский ВУЗ по специальности "Вычислительная техника и программирование". Он рассуждает о шифровании, решении логистических задач, сложной математике. В зачетке - пятерки. На это положил много сил, здоровья - у парня проблемы с сердцем. И при этом за всю учебу не написал ни одной программы! У меня это не укладывается в голове. Вот скажите - какой практический смысл в таком выпускнике? Понятно, что из него, возможно, получится математик, но учили-то его вроде не совсем этому... Да и получится ли - при неумении применять на практике груз теории, который его, по сути, раздавил?
У меня самого за плечами учеба в вузе, стрессы, экзамены... Вуз нехалявный, да в наше время взятка преподавателю не то что не котировалась - была так же невозможна, как путешествие во времени. Во всяком случае, ни разу никто мне о покупке зачета или экзамена не рассказывал. При этом на 3-м курсе только из-за одного предмета отчислились или взяли академку человек 30. Так вот, и читаюшие художественную литературу, и не читаюшие были до конца учебы. И среди круглых отличников - тоже. Это насчет загруженности. Каждый выбирает по себе...
Чтение по-настоящему значимой литературы - часто важнейший пункт в нравственном развитии человека. Человека, который привык думать, развиваться. Стругацкие тут как нельзя кстати. А тот, кто вооружен только знаниями, но не умеет жить по-человечески, имеет большие шансы превратиться в робота или одного из операторов очередного дрона-"демократизатора" с "Мейвериками" на борту.
Детство: Трудно быть богом, Понедельник, Обитаемый остров
Юность: Гадкие лебеди, Пикник, Стажеры
Молодость: Далекая Радуга, Град Обреченный
Зрелость (сейчас): Хищные вещи, Отягощенные злом
Старость (потом): Второе нашествие марсиан - книга, которую я только начинаю понимать.
Увлечение человечества космосом пока закончилось. Перспективы видятся в другом направлении - и все фантасты‚ в т.ч. братья Стругацкие это предсказали неправильно.
Ну да‚ яблони на марсе - это благородно. А генно-модифицированные яблони к примеру‚ растущие в Антарктиде или Сахаре -это фу-фу-фу
Увлечение человечества космосом пока закончилось. Перспективы видятся в другом направлении - и все фантасты‚ в т.ч. братья Стругацкие это предсказали неправильно.
Хищные вещи века - все там предсказали верно.
Увы. Лучше бы сбылись иные варианты
Да... Помню свой доклад на литературе по "Град обреченный" в 88 году прошлого века. Преподаватель тогда гневно закричала на меня "Как ты можешь говорить в положительном ключе об этом романе в котором комсомолец дружит с эсэсовцем? Ты же сам комсомолец!!!"
Влепила "3"...
Да... Помню свой доклад на литературе по "Град обреченный" в 88 году прошлого века. Преподаватель тогда гневно закричала на меня "Как ты можешь говорить в положительном ключе об этом романе в котором комсомолец дружит с эсэсовцем? Ты же сам комсомолец!!!"
Влепила "3"...
О как!
Так об этом и книга, вообще-то. 😄
Интересно - если кто припоминает, в 90-00-х выходила серия "Миры братьев Стругацких". И, видимо оттого, что курировалась она самими АБС - там попадались такие вещи! До сих пор перечитываю, отдаю должное, есть Авторы. Хоть и последователи, но - достойные. Кто "брезговал" (недолюбливал) "Мирами..." - рекомендую.
А вообще - всегда жаль ушедшие Эпохи. Но я лично рад, что детей своих мне удалось приобщить к НИМ. :0))
Вы, наверное, имеете в виду проект "Время учеников", который выходил под той же обложкой, что и "Миры"?
Насчет
почитайте ранние рассказы. Полно советской агитки (всякий Союз Советских Коммунистических Республик и т.д.) Все было. Без нужных реверансов их тогда никто бы печатать не стал.
Я последний‚ кто стал бы их за это осуждать. Но писать‚ что у них это ″никогда-никогда″‚ ну это просто неправда
В этом и соль. Несмотря на обязательную дань времени, произведения хуже не стали. Что это, как не очевидное проявление таланта и "настоящести"?
Что же до множества проходных книг...Хотелось бы ознакомиться с их списком. Лично я, покопавшись в голове, могу навскидку назвать только одно произведение, показавшееся мне проходным - "Парень из преисподней". Остальные же, в т.ч. и так нелюбимую авторами "Страну багровых туч", я бы в эту категорию помещать не стал.
Так жизнь к этому располагала, не только цензура! Они застали "оттепель", и на этой волне написан "жилинский" цикл. А когда политический ветер повернул в другую сторону - появились и "Трудно быть богом", и "Сказка о Тройке"...
Правильно сказали - нам повезло жить в эпоху Стругацких.
Правда, боюсь, что следующее поколение про них может уже и забыть.
Но мои дети обязательно прочитают их книги.
Всем, кто читал и ещё не читал книг Стругацких, очень советую послушать аудиокниги издательства "Равновесие. Вокруг света". "Начитаны" в очень хорошем качестве, кажется, почти все романы и повести (хотя нет второго экземпляра "Сказки о тройке"), пьеса "Жиды города Питера" и некоторые рассказы. В изданиях на дисках есть фотоархив писателей, интервью, и энциклопедия по произведениям.
Мои любимые (десятки раз читаемые и слушаемые): "Гадкие лебеди", "Понедельник...", "Отягощённые злом", "Хищные вещи века" и "Миллиард лет до конца света". И "Малыш". И... Наверное, все-все.
И, конечно, Поиск предназначения Бориса. Просто заглянул в будущее России и все, когда еще ничего не было понятно.
P.S. А еще Борис отвечал в гостевой читателям и даже мне ответил, чем я "странно" горжусь.
"Мы не боги, у нас не все получается, но мы всегда пишем именно так как и было задумано и никогда не ругаем наши книги - они как дети, дороги нам в том виде в каком родились и ни в каком другом.
АНС: Ну может быть кроме "Страны багровых туч"
может быть у меня плохой вкус, или я прочитал повесть "Страна багровых туч" слишком рано, но мне нравится! Прямо голливудский блокбастер!
Вот уж что надо было снимать Бондарчуку, а не ОО, который ему конечно не потянуть...
Именно АБС воспитали у меня вкус к хорошей литературе. "Улитка..." была просто эмоциональным и интеллектуальным потрясением, начал читать ее в метро и пока не прочитал, так и ездил по кругу.
А на следующий день узнал о смерти Аркадия и пошел по магазинам скупать все книги с их фамилией на обложке.
А насчет офтопа в других темах - по-моему неважно, где сказать слова, которые рвут душу.
Никогда не забуду с каким предвкушением, брался очередной сборник из 3 (как правило) повестей, открывалась первая страница ... Двойка за невыполненное домашнее задание была практически гарантирована.
Но вспоминается как на одной из своих последних встреч с читателями Аркадий Натанович сказал парадоксальную вещь - "Фантастика это только первый маскировочный слой. Я ненавижу фантастику. Если кто-то читая 'Трудно быть богом', думает что читает фантастику, ему просто нужно немножко подрасти." А сколько таких слоев на самом деле было зашифровано даже в самых "детских" книгах типа Жука или Амальтеи? А у кого еще получалось так играть на эмоциях читателя, а потом признаваться что явно бредовые абзацы включались в текст чтобы создать соответствующее настроение для прочтения следующей за ними страницы. На той же встрече произошел примерно такой диалог (о Жуке в муравейнике):
Читатель: А вам не кажется что отрицание необходимости воспитания детей в семье это бред и вообще финал многих произведений как-то скомкан?
АНС: А вам не кажется что вызвать у вас ощущение бреда и было нашей целью, потому что нам казалось, что следующий параграф воспримется в нужном свете именно в таком настроении?
БНС: И конечно кажется что скомкан и часто. А может быть даже не кажется? Может быть он действительно скомкан? А если бы не был скомкан, то осталось бы у книги задуманное авторами послевкусие? Мы не боги, у нас не все получается, но мы всегда пишем именно так как и было задумано и никогда не ругаем наши книги - они как дети, дороги нам в том виде в каком родились и ни в каком другом.
АНС: Ну может быть кроме "Страны багровых туч"
БНС: И "Извне"
АНС: (с улыбкой) А еще я бы поправил пару глав в Полдне
БНС: (с улыбкой) А я бы их вообще выкинул.
А еще запомнились грустные глаза Бориса Натановича, когда с он подписывал народу книги из первого постперестроечного "белого" собрания сочинений. Это были глаза разочарованного человека, который не видит ничего хорошего в будущем и понимает что с каждым годом все меньше читателей будут проникаться его идеями.
Жук - детская книга? Ого... "Сидели звери около двери, в них стреляли, они умирали..."
Детские - Амальтея, Страна Багровых Туч.
Полдень... вот от него осталось из детства какое-то странное и светлое чувство.
Самое сильное впечатление осталось от "Гадких лебедей". Без Хромой Судьбы, в синей копии с распечатки на АЦПУ.
...и ни одной нормальной экранизации...
PS Тяжелый год. Брэдбери, Стругацкий...
Слегка, честно говоря, задолбало обилие постов в форумах "Оффтоп. Умер Стругацкий." Это люди, считающие, что новостные сайты обновляются только у них?
Нет, это люди, для которых такая новость - шок и настоящая печаль. И стремление хоть как-то ее облегчить.
Недавно же перечитывал после,наверное, 25 лет забвения.
О! И детектив вспомнил - Отель. Всего 27!
Да, сколько всего было. Как ждали журналов "Нева" и "Знание-сила". Какой восторг был когда в З-С увидел начало "Волн...", как каждый день в почтовый ящик заглядывал, когда же придет новый номер.
Это действительно была ЭПОХА!
ЗЫ: Подумал, сколько вспомню по памяти произведений? Вспомнил 25 не считая рассказов и сценариев и отдельных не очень понятых мною от Витицкого и т.п.:
Извне
Сказка о дружбе
Понедельник
Сказка о тройке
Страна
Путь на Амальтею
Стажеры
Полдень
Малыш
Далекая радуга
Трудно быть богом
Парень из преисподней
Попытка к бегству
Обитаемый остров
Жук
Волны
5 ложек элексира
Град
Отягащенные злом
Хромая судьба
Гадкие лебеди
Пикник
Улитка
За миллиард лет
Хищные вещи века
ЗЫ: Подумал, сколько вспомню по памяти произведений? Вспомнил 25 не считая рассказов и сценариев и отдельных не очень понятых мною от Витицкого и т.п.:
Вот интересно все-таки, почему великолепное Второе нашествие марсиан так мало запомнилось большинству читателей?..
Сейчас Ихтиандр и голова профессора Доуэля нервно курят в сторонке задвинутые туда Аватарами, вампирами и Спайдерменами.
п.с. знаю, что Ихтиандр и Доуэль это Беляев.
Сейчас Ихтиандр и голова профессора Доуэля нервно курят в сторонке задвинутые туда Аватарами, вампирами и Спайдерменами.
п.с. знаю, что Ихтиандр и Доуэль это Беляев.
А мне кажется время не при чем
Я вот со Стругацкими познакомился в 90-е (в 80-е пробовал, но в силу возраста не смог нормально понять по этому нормально познакомился в 90-е) и цеплять стали моментально, кроме самых ранних работ.
А Спайдермены, аватары и прочая комиксоидная фигня нервно курят в любом случае и рядом со Стругацкими и рядом с Беляевым
Сейчас Ихтиандр и голова профессора Доуэля нервно курят в сторонке задвинутые туда Аватарами, вампирами и Спайдерменами.
Как бы вам подоходчивее объяснить... Аватар и Спайдермен - прежде всего зрелище. При просмотре кору можно отключать. Хотя зрелище, конечно, завораживающее.
Стругацкие - это Мысль, Нравственный выбор, Поиск пути... Как они сами сказали в "Понедельнике..." - приключения духа. И фантастика для них - просто инструмент. Немного другая система координат. Как орбитальная станция и мыслящий океан, противопоставленные человеку в "Солярисе" Лема.
И да, никакой коммерции. Никакого "а давайте эту сцену вставим, чтобы побольше народу книжку купило!"
Сейчас Ихтиандр и голова профессора Доуэля нервно курят в сторонке задвинутые туда Аватарами, вампирами и Спайдерменами.
п.с. знаю, что Ихтиандр и Доуэль это Беляев.
Зато "Час быка" И. Ефремова не курит. Недаром при совке, было время, его запретили.
Недавно перечитал и был поражён, насколько точно он предугадал возможные пути развития человечества - из олигархического капитализма или из муравьиного лжесоциализма. А будущее одно: Торманс, жизнь на ограбленной и разоренной планете, если не взяться за себя как следует.
P.S. Вообще, имхо, настоящая фанастика должна быть именно научной, а не с нынешним полусказочным фэнтезийным уклоном. И очень жаль, что уходит последнее поколение настоящих фантастов. I have no more to say...((
Одному мне кажется, что Аркадий (слева это же Аркадий!?) очень сильно похож на самого Алекса Экслера!?
похоже что одному.... а очки снять - так и тебе не покажется 😄
Тут и несуществование объективной истории и бознь и неприятие людьми инаковости. И гениальная мысль: "Закон никогда не наказывает преступника. Наказанию подвергается лишь тварь дрожащая и запуганая, ничем не похожая на мерзавца, творившего насилие много дней назад".
Перечитывал с удовольствием уже лет в 30...
Сейчас, по прошествии 10 лет, думаю, настало время перечитать еще раз.
И очень интересно было читать серию начатую книгой "Страна багровых туч". Причем не столько самим сюжетом, что сам по себе интересен. Очень интересно было показано неантогонистичное а конкурентное сосуществование двух политических систем. Пусть и утопичное, но сама идея была более чем интересна
.