Продолжение истории связей Индепенденсии с Россией
В издании The New York Times большая статья - "Married Kremlin Spies, a Shadowy Mission to Moscow and Unrest in Catalonia" с анонсом, перевожу: "Из документов разведки следует, что помощник одного из ведущих каталонских сепаратистов обратился за помощью к России в борьбе за разрыв с Испанией. Вскоре после этого возникла новая ожесточенная группа протеста".
Перевод. Я там смысл никак не правлю, хотя в тексте есть явные ошибки - например, Каталония почему-то назвала "полуавтономным регионом" (the semiautonomous region), хотя это именно автономия с собственными законами и собственным правительством.
БАРСЕЛОНА, Испания - Весной 2019 года эмиссар главного лидера сепаратистов Каталонии отправился в Москву в поисках поддержки.
Движение за независимость в Каталонии, полуавтономном регионе на северо-востоке Испании, было в значительной степени подавлено после референдума о его отделении двумя годами ранее. Европейский союз и Соединенные Штаты, которые поддержали усилия Испании по сохранению страны, отклонили призывы сепаратистов о поддержке.
Но в России открылась дверь.
В Москве эмиссар Хосеп Луис Алай, старший советник бывшего президента Каталонии Карлеса Пучдемона, встретился с нынешними российскими чиновниками, бывшими офицерами разведки и внуком начальника шпионской службы КГБ. Цель, согласно докладу европейской разведки, который был рассмотрен The New York Times, заключалась в том, чтобы заручиться помощью России в отделении Каталонии от остальной части Испании.
На вопрос о результатах отчета и г-н Алай, и г-н Пучдемон подтвердили поездки в Москву, о которых никогда не сообщалось, но настаивали, что они были частью регулярных контактов с иностранными официальными лицами и журналистами. Г-н Алай сказал, что любое предположение о том, что он ищет помощи у России, было «выдумкой, придуманной Мадридом».
Но другие конфиденциальные документы указывают на то, что Россия была главной целью г-на Алая и г-на Пучдемона.
Для России работа с сепаратистами соответствовала стратегии президента Владимира Путина, направленной на то, чтобы сеять разлад на Западе, поддерживая вызывающие раскол политические движения. В Италии секретные аудиозаписи раскрыли заговор русских с целью тайного финансирования партии крайне правых в Лиге. В Великобритании расследование Times выявило дискуссии среди правых маргинальных фигур об открытии банковских счетов в Москве. Согласно отчету разведки, в Испании русские также предложили помощь крайне правым партиям.
Знал ли г-н Алай об этом или нет, но многие из официальных лиц, с которыми он встречался в Москве, вовлечены в то, что стало известно как гибридная война Кремля против Запада. Это многоуровневая стратегия, включающая пропаганду и дезинформацию, скрытое финансирование подрывных политических движений, взлом и утечку информации (как это произошло на президентских выборах в США в 2016 году) и «активные меры», такие как убийства, направленные на подрыв стабильности противников Москвы.
Непонятно, какую помощь Кремль оказал каталонским сепаратистам. Но за поездками г-на Алая в Москву в 2019 году сразу же возникла секретная группа протеста Tsunami Demand, которая прервала работу аэропорта Барселоны и перекрыла главную автомагистраль, связывающую Испанию с северной Европой. Конфиденциальный полицейский отчет испанской Guardia Civil, полученный The Times, показал, что г-н Алай был причастен к созданию протестной группы.
Секретная стенограмма текстовых сообщений на 700 страниц показывает согласованные усилия г-на Алая и других в кругу г-на Пучдемона по налаживанию связей с русскими, имеющими связи с разведывательными учреждениями страны.
«Я много думаю о России», - написал г-н Алай г-ну Пучдемону 23 августа прошлого года. «А в наши дни все очень, очень сложно».
Слухи о причастности России к Каталонии впервые появились вскоре после того, как правительство г-на Пучдемона провело референдум о независимости в октябре 2017 года. Референдум прошел, в подавляющем большинстве случаев антисепаратистские избиратели его бойкотировали; Испанские власти объявили референдум незаконным и заключили в тюрьму тех политических лидеров, которые не бежали за границу.
Позже испанские власти определили, что оперативники специализированной группы российской военной разведки под названием « Отряд 29155» , которая была связана с попытками переворота и убийств в Европе, присутствовали в Каталонии во время референдума, но Испания не представила никаких доказательств того, что они играли активную роль.
Многие лидеры независимости Каталонии обвинили власти в Мадриде в использовании призрака российского вмешательства для очернения того, что они описали как массовое движение обычных граждан. Референдум был поддержан хрупкой коалицией трех политических партий, которые быстро распались из- за споров об идеологии и стратегии. Даже когда некоторые стороны настаивали на урегулировании конфликта с Мадридом путем переговоров, однако г-н Пучдемон, бывший журналист с копной волос, подобной Beatles, избегал компромисса.
Отвечая на вопрос о российских действиях, нынешнее каталонское правительство при президенте Пере Арагонесе дистанцировалось от г-на Пучдемона.
«Эти поездки в Москву совершались не от имени каталонского правительства и проходили без ведома Пере Арагонеса», - сказал Сержи Сабриа, официальный представитель г-на Арагонеса. «Эти люди даже не входят в партию президента, которая не осведомлена о программах других партий».
Чтобы собрать воедино контакты с Россией, The Times использовала 10-страничный отчет европейской разведки, содержание которого было подтверждено двумя испанскими официальными лицами; материалы дела двух отдельных конфиденциальных расследований, проведенных магистратами в Барселоне и Мадриде, которые включают стенограммы текстов, но не предъявили никаких обвинений, связанных с московскими встречами; и интервью с политиками и активистами независимости в Каталонии, а также с представителями служб безопасности в Испании и за рубежом.
В отчете разведки за июнь 2020 года говорится, что г-н Алай вместе с Александром Дмитренко, российским бизнесменом, обратился к России за финансовой и технической помощью для создания банковского, телекоммуникационного и энергетического секторов отдельно от Испании. В сообщении говорится, что пара вместе с адвокатом г-на Пучдемона Гонсало Бойе также проконсультировалась с лидером жестокого российского преступного синдиката в рамках усилий по созданию секретного денежного потока для финансирования своей деятельности.Текстовые сообщения, взятые с телефона г-на Алая, когда он был ненадолго арестован в октябре 2020 года, подтверждают отдельные части разведданных.
«Мы работаем на американцев», - сказал г-н Алай в какой-то момент, имея в виду шоу FX о секретных офицерах КГБ в Соединенных Штатах.
Это не было шуткой. Согласно отчету разведки, двое из его основных контактов в России - это группа разведчиков, состоящая из мужа и жены, чья история послужила вдохновением для создания сериала.
"Хорошие новости из Москвы".Каталонское движение за независимость набирало обороты в течение десяти лет, но к 2019 году пришло в упадок.
Девять лидеров движения сидели в тюрьме и вскоре были приговорены к длительным срокам тюремного заключения за участие в референдуме. (Этим летом все получили помилование.) Другие бежали из Испании, в том числе г-н Пучдемон, который живет в Бельгии и сейчас является членом Европейского парламента, даже несмотря на то, что он выступал против «молчания основных европейских институтов».
Европейский Союз объявил референдум о независимости Каталонии незаконным. Позиция России, напротив, была более двусмысленной. Президент Владимир Путин охарактеризовал движение каталонских сепаратистов как возмездие Европы за поддержку движений за независимость в Восточной Европе после распада Советского Союза.
«Было время, когда они приветствовали крах целого ряда правительств в Европе, не скрывая своего счастья по этому поводу», - сказал г-н Путин. «Мы все время говорим о двойных стандартах. Вот и все.
В марте 2019 года г-н Алай отправился в Москву, всего через несколько недель после того, как лидеры движения за независимость Каталонии предстали перед судом. Через три месяца г-н Алай снова туда отправился.
В России, согласно отчету разведки, г-н Алай и г-н Дмитренко встретились с несколькими действующими офицерами внешней разведки, а также с Олегом Сыромолотовым, бывшим начальником контрразведки Федеральной службы безопасности, российской внутренней разведки, который сейчас курирует борьбу с терроризмом в качестве заместителя министра иностранных дел России.
Г-н Алай отрицал встречу с г-ном Сыромолотовым и офицерами, но признал, что встречался с Евгением Примаковым, внуком известного шпионского отдела КГБ, чтобы получить интервью с г-ном Пучдемоном в программе по международным отношениям, которую он вел на кремлевском телевидении. В прошлом году г-н Примаков был назначен г-ном Путиным руководителем российского агентства по культуре, которое, по словам представителей европейских служб безопасности, часто служит прикрытием для разведывательных операций.
«Хорошие новости из Москвы», - позже написал г-н Алай г-ну Пучдемону, сообщив ему о назначении г-на Примакова. В другом разговоре г-н Дмитренко сказал г-ну Алаю, что возвышение г-на Примакова «дает ему очень хорошие возможности для активизации отношений между нами».
Г-н Алай также подтвердил встречу с Андреем Безруковым, бывшим офицером российской внешней разведки с наградами. Более десяти лет Безруков и его жена Елена Вавилова были оперативниками глубокого прикрытия, проживавшими в США под кодовыми именами Дональд Хитфилд и Трейси Фоули.
Именно их история шпионажа, ареста и возможного возвращения в Россию в результате обмена шпионами послужила основой для телесериала «Американцы». Похоже, г-н Алай сблизился с парой. Работая с г-ном Дмитренко, он потратил около трех месяцев осенью 2020 года на перевод на каталанский автобиографического романа г-жи Вавиловой «Женщина, которая умеет хранить секреты», согласно его зашифрованной переписке.
Г-н Алай, который также является профессором колледжа и писателем, сказал, что он был приглашен г-ном Безруковым, который сейчас преподает в одном из московских университетов, для чтения двух лекций.
В каждой поездке г-на Алая сопровождал 33-летний г-н Дмитренко, российский бизнесмен, женатый на каталонке. Г-н Дмитренко не ответил на запросы о комментариях. Но испанские власти следили за ним и в 2019 году отклонили его заявление о предоставлении гражданства из-за его российских контактов, согласно решению Министерства юстиции Испании, рассмотренному The Times.
В решении говорится, что г-н Дмитренко «получает задания» от российской разведки, а также «выполняет другую работу» для лидеров российской организованной преступности.
Через несколько месяцев после поездки г-на Алая в Москву в Каталонии вспыхнули протесты.
Группа, назвавшая себя «Демократическое цунами», заняла офисы одного из крупнейших банков Испании, закрыла на два дня главную автомагистраль между Францией и Испанией и организовала захват аэропорта Барселоны, в результате чего было отменено более сотни рейсов.
Происхождение группы осталось неясным, но в одном из конфиденциальных полицейских файлов говорится, что г-н Алай присутствовал на встрече в Женеве, где он и другие активисты движения за независимость завершили разработку планов по объявлению цунами Демократической партии.
Через три дня после того, как "цунами" захватила аэропорт Барселоны, двое россиян вылетели из Москвы в Барселону, столицу Каталонии, согласно отчетам о полетах, полученным The Times.
Одним из них был Сергей Сумин, которого в отчете разведки называют полковником Федеральной службы охраны России, которая следит за безопасностью г-на Путина и не известна своей деятельностью за рубежом.
Другим был Артем Лукоянов, приемный сын главного советника Путина, который принимал активное участие в усилиях России по поддержке сепаратистов на востоке Украины.
Согласно отчету разведки, г-н Алай и г-н Дмитренко встретились с двумя мужчинами в Барселоне на совещании по стратегии, чтобы обсудить движение за независимость, хотя в отчете не было других подробностей.
Г-н Алай отрицает какую-либо связь с Цунами Демократической партии. Он подтвердил, что встречался с г-ном Сумином и г-ном Лукояновым по просьбе г-на Дмитренко, но только для того, чтобы «вежливо их поприветствовать».
Даже когда протесты утихли, соратники г-на Пучдемона продолжали работать. Его адвокат г-н Бойе прилетел в Москву в феврале 2020 года, чтобы встретиться с Василием Христофоровым, которого западные правоохранительные органы называют высокопоставленным представителем российской организованной преступности. Согласно отчету, цель состояла в том, чтобы привлечь Христофорова к созданию секретного канала финансирования движения за независимость.
В интервью г-н Бой признал встречу в Москве с г-ном Христофоровым, который разыскивается в нескольких странах, включая Испанию, по подозрению в финансовых преступлениях, но сказал, что они обсуждали только вопросы, касающиеся судебных дел г-на Христофорова.
К концу 2020 года в сообщениях г-на Алая обнаруживается стремление сделать его российские контакты успешными. В разговоре с г-ном Пучдемоном и г-ном Бой он сказал, что им следует избегать любых публичных заявлений, которые могут разозлить Москву, особенно в отношении протестов против демократии, которые Россия помогает насильственно разгонять в Беларуси.
Г-н Пучдемон не всегда прислушивался к этому совету, появляясь в Брюсселе с белорусской оппозицией и твитнув в поддержку протестующих, что побудило г-на Бойе написать г-ну Алаю, что «мы должны будем сказать русским, что это просто вводит в заблуждение».”
Что я думаю по этому поводу? Были ли контакты видных сепаратистских деятелей с Москвой? Судя по имеющимся данным, явно были. Получали ли они поддержку? Да, наверняка получали: как известно, Путин финансирует любую движуху (сепаратистов, крайне правых), направленную на раскачивание Евросоюза или отдельных европейских стран. А уж каталонский сепаратизм - попытки отделения в одной из довольно важных стран Евросоюза - разумеется, точно должен был встретить соответствующую поддержку.
Стояла ли Россия за самим движением каталонского сепаратизма? Нет, конечно, это движение зародилось очень давно, еще со времен, когда гордая Каталония решала, под кого ей, условно говоря, "лечь" - под Францию или под Испанию. Могли ли Россия как-то существенно повлиять на то, что происходило в Испании? Конечно, нет. Судя по всему, это делалось чисто для проформы в парадигме "будем финансировать любое дерьмо в Европе, ибо это служит нашим интересам".
Но вот про связи с этим чертовым "Демократическим цунами" - это интересно. Я это "цунами" хорошо помню: в свое время они создали кучу проблем в Каталонии, действуя по принципу "как следует поднасрем своим, чтобы чужие боялись".
Мельком упомянутый в статье предприниматель Дмитренко, с которым беседовал создатель телеграм-канала "Каталонский карантин" (я это цитировал вот здесь) отреагировал на статью следующим образом, цитирую отсюда.
Александр Дмитренко, барселонский предприниматель российского происхождения, обвинённый в СМИ поддержке и финансировании движения за независимость Каталонии, а ранее, со стороны испанских властей, - в связях с российскими спецслужбами и организованной преступностью, обнародовал коммюнике , в котором потребовал прекратить очернение его репутации.
Дмитренко отверг обвинения, высказанные прессой и властями и заявил о том, что будет бороться за восстановление своёго доброго имени “всеми доступными юридическими средствами”. Он заявляет, что стал “наугад выбранной жертвой” параноидальных теорий заговора, с помощью которой пытаются создать “дымовую завесу”, отвлекающую внимание публики от серьёзных проблем каталонского общества.
Сегодня статья, где Дмитренко упоминается как посредник в налаживании связей между верхушкой движения за независимость Каталонии, и российскими властями, вышла в газете New York Times. Доводы, приводимые в статье, перепечатали многие испанские газеты.
“Как должно любому честному человеку, я буду бороться за свою репутацию, достоинство, уважение общества и за справедливость”, заключает г-н Дмитренко своё обращение.