Адрес для входа в РФ: exler.world

Объяснение "Роскосмоса"

12.12.2017 18:04  11687   Комментарии (92)

А вы объяснение "Роскосмоса"-то читали - по поводу того, что у них эбонулся разгонный блок с 19-ю спутниками? Только именно их объяснение, а не переведенное на человеческий язык. Например, вот здесь можно почитать. Цитирую:

Сложилось такое сочетание параметров стартового стола космодрома, азимутов полета ракеты-носителя и разгонного блока, которое не встречалось ранее.

Никогда раньше такого не было. И вдруг опять. И посчитать заранее было нельзя - стол совсем другой и азимут другой. И калькулятор для расчетов потерялся.

Соответственно, не было выявлено при проведенной наземной отработке баллистической траектории согласно действующим методикам», — сообщили в госкорпорации.

Что такое "наземной отработке баллистической траектории"? Расчитать на земле траекторию не смогли? Наземное отработке, офигеть не встать.

«Пуск прошел бы штатно, например, летом, либо в случае, если бы районы падения отделяемых частей РН лежали в стороне от выбранных», — подчеркнули в корпорации.

А и точно - например, летом бы точно нормально полетел, там же совсем другое дело. И если бы районы падения отделяемых частей РН лежали в стороны от выбранных, подчеркиваю я.

Слушайте, но это же позорище какое-то уже совершенно запредельное. Разгонный блок эбонулся, потому что стол не тот, посчитать нормально не могли, запустили не летом и районы падения отделяемых частей не лежали в стороне от выбранных. Жесть!

И что - правительство это схавает? Конечно, схавает! Ну вбухают туда еще несколько триллионов как в бездонную бочку, а потом запустят летом и районы падения РН будут лежать в стороне от выбранных. Тогда, может, не эбонется. А если опять того-этого - то скажут, что пуск прошел бы штатно, например, осенью.

Комментарии 92

Реальной причиной, по непроверенным, но достоверным сведениям, является нелицензионное ПО к бортовому компьютеру БЗ-21. На новом разгонном блоке был установлен вычислитель Б3-34, с несовместымыми кодами.

P.S. На летучке кое-кто предложил использовать премьерский айфон, но его не поддержали, ввиду необкатанности технологии.


13.12.17 13:35
0 0

lenta.ru

«Роскосмос» планирует менять направления своей деятельности, в том числе развивать суборбитальный туризм.
13.12.17 12:36
0 0

Вот тут пытаются объяснить lozga.livejournal.com/162000.html
13.12.17 10:12
0 0

"Властная вертикаль"

Когда труба трубит над родиной,

когда гроза гремит над родиной,

и тьма сгущается над родиной,

и газ кончается в трубе,

встает начальник нашей родины

и замначальник нашей родины,

замзамначальник нашей родины –

и вызывают нас к себе.



На этот зов без промедления

бежит начальник отделения

и командир подразделения,

и комендант, и адъютант,

бежит куратор направления,

и первый зам по усилению,

а представитель населения

несет уместный транспарант.



Бежит начальник кавалерии,

за ним начальник артиллерии,

за ним начальник бухгалтерии

очаровательный главбух,

за ней начальник канцелярии,

за ним толпой парламентарии,

а следом дети и аграрии

довольно весело бегут.



Бежит командующий армией,

бежит заведующий кадрами,

бежит заведующий вёдрами,

совками, шваброй и метлой.

Бежит директор департамента

бежит помощник по регламенту,

спецпредставитель по парламенту

и губернаторы толпой.



Бежит министр информации,

за ним министр навигации,

а там министр вакцинации

как лист осиновый дрожит…

Бежит главврач по санитарии,

бежит сенатор от Татарии,

бежит сенатор от Мордовии,

а не от счастия бежит.



Бежит владелец нефтепровода,

за ним владелец газопровода,

за ним владелец пивопровода

плетется рысью как-нибудь,

бежит владелец санатория,

за ним владелец серпентария,

а следом дети и аграрии

бегуть, бегуть, бегуть, бегуть…



И тьма над родиной рассеется,

и в небе солнце заалеется,

и вся напасть преодолеется,

и снова газ пойдет в трубу,

когда начальник нашей родины

и замначальник нашей родины

замзамначальник нашей родины

народ поднимут на борьбу!



(С) А.Левин Февраль – 7, 10 марта 2004



13.12.17 09:50
0 0

Лень читать всю ленту целиком, про батут уже шутили ?
13.12.17 08:09
0 0

v1adimir: Лень читать всю ленту целиком, про батут уже шутили ?

Нет. И шутки про Гагарина и кирагаз, на который его посадили - тоже.
13.12.17 08:29
0 0

Alex Exler: И что - правительство это схавает? Конечно, схавает!

Это-то ладно, правительства, они такие - их не проконтролируешь, они неспроектированную гайку М6 за 3 миллиона схавают. Проблема в том, что (см. комментарии) налогоплательщик это хавает и добавки просит. Вот в этом проблема.
13.12.17 06:22
0 0

С такой системой подготовки пуска ракет, мб расчетов, мб нехватки спецов и их низких зарплат, еще чего, хочется думать не про триумфальное освоение космоса под блистательным руководством Рогозиных, Сечиных и иже с ними, а лишь мечтать о том, чтобы что-то ЯДРЕНОЕ не ипанулось нам на голову!

А космос, космос ладно, проехали тут, Илон все сделает...

"Зато, говорю, мы делаем ракеты! И перекрыли Енисей, а также в области балета, мы впереди, говорю, планеты всей!" (с)Высоцкий.

Кстати, сколько времени прошло, а как актуально звучит!
13.12.17 06:00
0 0


dmitri:

"Зато, говорю, мы делаем ракеты! И перекрыли Енисей, а также в области балета, мы впереди, говорю, планеты всей!" (с)Высоцкий.


Визбор
13.12.17 13:19
0 0

Что вы тут копья ломаете? Пелевин в шедевральном "Омон Ра" давным-давно подробно описал как работает Роскосмос.



"Мы думали, пуск отменят, так ты спал крепко. Момент-то

ведь точно рассчитан. От этого траектория зависит. Даже солдата

послали по мачте залезть, он по обтекателю сапогом бил, чтоб ты

проснулся. По связи тебя без конца вызывали."

...

" Я сидел внутри лунохода в седле, сжимая руль и пригнувшись

к самой раме, на мне были летный ватник, ушанка и унты, на шею,

как шарф, была накинута кислородная маска. Звонила привинченная

к полу зеленая коробка радио. Я снял трубку.

- Ну ты, еб твою мать, пидарас сраный! - надрывным

страданием взорвался в моем ухе чудовищный бас. - Ты что там,

хуй дрочишь?

- Кто это?

- Начальник ЦУПа полковник Халмурадов. Проснулся?

- А?

- Хуй на. Минутная готовность!

- Есть минутная готовность! - крикнул я в ответ, от

ужаса до крови укусил себя за губу и свободной рукой вцепился в

руль."

...

"Я заметил, что луноход полностью снаряжен. Полки, раньше

пустые, теперь были плотно заставлены - на нижней блестели

вазелином банки с китайской тушенкой "Великая Стена", на

верхней лежал планшет, кружка, консервный нож и кобура с

пистолетом, все это было перехвачено контровочной проволокой."



Там можно полкниги процитировать, до того все точно описано.

Особенно впечатлила система отделения ступеней, гениально реализованная в виде героя, сидящего между ступенями. В нужный момент герой совершал подвиг - быстро открывал восемь шпингалетов по кругу и, оттолкнув ногами отработанную ступень, героически погибал во имя великой Родины.
13.12.17 03:56
0 0

Ну, де-факто-то они корректно ответили.
Запуск таки осуществляется по банальной циклограмме (адаптивные технологии не прижились - менее надежные оказались на этапе вывода. Причем не только у нас).
Соответственно, несоовпадение азимутов пускового стола Байконура (под который изначально написана циклограмма) и Восточного - вполне могли подгадить.
Выявить эту "засаду" при баллистическом расчете (по которому определяются "окна" для запуска - нереально в принципе, т.к. расчеты проводятся с теоритическими данными, а железо стартует с физических столов.
Летом наклонение оси планеты несколько отличается от зимы, а "Фрегат" имеет немалые резервы по энергетике и, что самое важное, работает уже с адаптивным управлением - то есть шансы вытащить спутники на расчетные орбиты были бы гораздо выше (может, "на последних каплях" топлива их удалось бы вывести даже все).

А по факту - главная причина в несогласованности работы и отсутствии перекрестной ответственности подрядчиков в космической отрасли (утрируя: каждый выполнил свою работу идеально - но после пуска "вдруг" выяснилось, что один принимал за 0 градусов север, а другой - восток. И никто даже не пытался спросить соседа, как у него). Ошибки такого плана сейчас встречаются на каждом шагу (особенности проектного управления сложными задачами, буздумно заимствованные у Запада) - просто цена вопроса здесь оказалась слишком высока...
13.12.17 02:31
0 0

ailcat: нереально в принципе, т.к. расчеты проводятся с теоритическими данными, а железо стартует с физических столов.

Офигенно глубокая мысль. "Нереально, потому что расчеты это расчеты, а запуск это запуск". Аплодирую.
13.12.17 10:14
0 0

И, уж точно говорить, Челленджер не взровался, а его разорвало на части из-за крена. Т.е. клубы "дыма" из-за паров воды от жидкого кислорода и водороа. Эти двое не рванули, просто расплескались по небу.
13.12.17 00:47
0 0

Да, забыл. Надо сильно радоваться, что не с людями ракета была...
13.12.17 00:02
0 0

Там сперва Рогозина надо запустить, причём на очень далёкую орбиту, и чтоб летел "на 20 футов впереди своего визга" (с). Уже одно это сильно оздоровило бы космическую отрасль. Ну и поставить кого то вменяемого, а не очередного п-дабола, извините за мой французский.
12.12.17 23:53
0 0

Во всей этой истории самое неприятное - параллели. Не стоит ли аналогичное ПО на наших межконтинентальных ядерных ракетах? В случае чаво, не полетят ли они неизвестно куда, возможно и на нас же? И кстати, в 1990-е было много слухов об участии наших инженеров в корейской ракетной программе. Потом шум поутих, а ракеты недавно активно начали летать, причем из района недалеко от Восточного. Есть ли гарантия, что они и дальше будут летать правильно?
12.12.17 23:51
0 0

Алекс, все люди ошибаются. Системы тоже делают/пишут люди. Чем сложнее задача и чем больше вовлеченных - тем больше вероятность ошибки. В больших системах так бывает, что именно при таком, статистически невероятном, наборе условий система дает фатальный сбой, хотя при другом значении любой одной из сотен переменных - все было бы нормально.

У тебя описки/ошибки находят чуть ли не в каждой рецензии, люди обращают внимание - ты исправляешь. Но никто не начинает писать "Вот Алекс безграмотный, десятилетия уже пишет, а все еще делает ошибки. А-ту его, а-ту!". Только твои ошибки ни на что не влияют, а на таких работах от людей зависят как миллионы-миллиарды денег, так и жизни людей.

Но да, чего бы не мокнуть. Они ж там все тупые или специально спутники завалили. Их же после девяти классов берут ракеты запускать. И объяснения тупые пишут, если не все их могут понять. Написали б честно: "у нас есть тупой сотрудник Пупкин, он настолько тупой, что вот из-за него ракета упала. Также признаем, мы тут все тупые и только умеем пилить бабло. Простите нас" Вот тогда бы было нормальное объяснение.
12.12.17 22:18
0 0

sad_pretender: Системы тоже делают/пишут люди. Чем сложнее задача и чем больше вовлеченных - тем больше вероятность ошибки.

Ну, например с "Вояджером"-то как проклятые америкосы накосячили. Он лет с десять, как должен был умолкнуть навеки, а взял и отозвался, вопреки всем рассчетам. Нет, чтоб там что-то про "зимние и летние рассчеты"...

Гадят, в-общем, как могут, чоужтам.




sad_pretender: Алекс, все люди ошибаются.

Что помешало смоделировать полет до запуска?

Полностью воспроизведя все условия пуска.

Софтовая ошибка должна была вылезти.
12.12.17 23:52
0 0

sad_pretender: Алекс, все люди ошибаются. Системы тоже делают/пишут люди. Чем сложнее задача и чем больше вовлеченных - тем больше вероятность ошибки.

И именно для уменьшения рисков ошибок давно придумана целая индустрия, написана куча книг по методикам, по организации. Такая организация контроля, проверок и дублирования существовала и при запусках ракет в СССР.

Проблема не в том, что упала эта ракета. Проблема в том, что ни падают через раз. И нечего списывать на программистов.


aag
13.12.17 11:42
0 0

Alex Exler: Слушайте, но это же позорище какой-то уже совершенно запредельное

Вот позор - он какой-то. А позорище, наверное, все ж, какое-то. Или?
12.12.17 21:58
0 0

А произошло, как видно из объяснения, вот что - программа управления написана лет дцать назад, и в ней баг, и за эти годы условия не сходились так, чтобы в этот баг попасть. И вот - сошлись. Остальная вода только пытается показать, насколько неудачно все сошлось - например, всё то же самое, но летом, и эта же программа отработала бы штатно.
Короче, налажал кто-то дцать лет назад, а также наземное тестирование все эти дцать лет тоже лажало, что баг не выявило ни разу.
12.12.17 21:41
0 0

отмазки какие-то совершенно идиотские
А чем отмазка отличается от признания вины? Тупо вводной частью "я не виноват, потому, что ..." или "я виноват, хотел хорошо, а получилось вот так: ...". А далее текст идентичен.
Мне кажется, в объяснении Роскосмоса вводной части нет вовсе. Потому, что оно не о том, кто виноват, а о том, что произошло.

учитываю, когда у меня загрузка сервера больше
И когда сервер таки падает, ты не разбираешься, что конкретно его повалило? Какая бы идиотская причина не была, её надо установить, потом делать выводы.
12.12.17 21:30
0 0

ну вот про районы отделяемых частей - это вы зря ерничаете. Если запускать в стиле 'результат превыше всего', то есть немаленькая вероятность что отделяемые блоки разнесут какую-нибудь городскую высотку при падении. Поэтому и приходится рассчитывать траекторию и время отделения еще и с этими условиями в уравнении.

О чем и пишут, что расчет траектории был с рисками, которые по совокупности привели к катастрофе. Учитывая что выбирался наверняка наилучший вариант программы запуска, то может быть это всего лишь тонкий намек о том, что не нужно было их загонять в рамки "запуск строго такого числа" или еще какие-либо другие ограничения или вводные, не имеющие отношения к технической составляющей процесса.

Со стороны всегда все просто и легко. Не имею отношения к космонавтике, но спроецировав на свою отрасль могу понять, как часто несправедливо мнение "экспертов" со стороны.

И про лето все правда. Вы вон хоть пилотов гражданской авиации почитайте, как сезон (температура, поголные условия, и т.д. и т.п.) влияет на один и тот же маршрут полета при одинаковых вводных. что по времени, что по топливу.




12.12.17 19:47
0 0

sad_pretender: ну вот про районы отделяемых частей - это вы зря ерничаете.

Я ерничаю? Это они ерничают, судя по всему.



sad_pretender: Поэтому и приходится рассчитывать траекторию и время отделения еще и с этими условиями в уравнении.

И чо? Ну так и рассчитывайте, вам за это деньги платят.



sad_pretender: И про лето все правда. Вы вон хоть пилотов гражданской авиации почитайте, как сезон (температура, поголные условия, и т.д. и т.п.) влияет на один и тот же маршрут полета при одинаковых вводных. что по времени, что по топливу.

И чо? Ну так учитывайте и рассчитывайте. Я тоже учитываю, когда у меня загрузка сервера больше, а когда меньше. Каждый своей работой занимается.

А у этих то священник не добубнил или перебубнил, то запустили не летом - отмазки какие-то совершенно идиотские.
12.12.17 20:15
0 0



Это если рассчитывать. Тут, скорее Ctrl+C, Ctrl+V, судя по результатам.

Если ЭТО был наилучший вариант, я даже подумать боюсь о результатах более посредственных решений....
Да и не на Марс, чай, летели. Там "Окно запуска" да, очень узкое.

Ну и про погоду: Специалистам своего дела температура и влажность с давлением - не помеха. В расчет траекторий запусков входят таблицы метеоданных по всей траектории полёта. Да даже в артиллерии и в тактических ракетных комплексах метеоразведка - значимое звено.
Так что нечего , как говорят, на зеркало пенять....
13.12.17 00:02
0 0

"Доброе утро, Страна" 😄
12.12.17 19:35
0 0

Печальное.

yandex.ru

Человека из поезда пожалуй пересмотрю. Волшебный был мужик конечно
12.12.17 19:21
0 0

Может святой водой окропить забыли? Вот она и эбонулась о небесную твердь-то 😄
12.12.17 19:00
0 0

Keter:
Может святой водой окропить забыли? Вот она и эбонулась о небесную твердь-то


Не забыли. Уже срач между священниками был о "некачественной работе".
12.12.17 19:08
0 0

«Здесь напоролись на разницу двух школ. НПО Автоматики производит систему управления ракеты-носителя, и школа НПЦАП — системы управления разгонными блоками. У них разные вещи, эта нестыковка заложена еще 20 лет назад», — добавил Иванов.



Корпорация «Роскосмос» не умеет зарабатывать деньги, считает помощник президента России Андрей Белоусов. Об этом сообщает РБК.

По словам Белоусова, в «Роскосмосе» работают 220 тысяч человек. «Из 90 организаций примерно две трети это научные конструкторские организации. И вот эта огромная масса людей ни фига не может заработать деньги. Это нормально?» — сказал он.




12.12.17 18:59
0 0

Да, ладно, нормально ж всё описано 😄. А причину нужно немножко переформулировать просто - ни кто в своём уме не мог себе представить, что с Восточного действительно будут запускать ракету после того, как все задачи этот космодром уже выполнил - и распил бабла и отжатие цены аренды Байконура. Поэтому и не тестировали этот вариант.
12.12.17 18:57
0 0

С зарплатами исполнителей - ничего удивительного. Кто умел считать - сбежали давно, небось.
12.12.17 18:49
0 0

Зато КНДР вон успешно запустила РСД. А у нас ЖОПА. А все почему? Потому что если бы Рогозин в КНДР космосом занимался, он уже давно был бы расстрелян. В России же - все божья роса.
12.12.17 18:49
0 0

SwMidas: России же - все божья роса.


Деньги осваиваются, все при деле - это главное, а не результат же.

12.12.17 18:51
0 0

Могу предложить Роскосмосу новую методику запуска ракет в космос. Берем полный кислородный балон переворачивем его верх ногами немного открывам вентиль и кидаем туда масляяную тряпку.
12.12.17 18:46
0 0

Все вычислительные мощности ушли под майнинг.
12.12.17 18:44
0 0

У меня сложилось определенное впечатление о ситуации в отрасли в частности и в стране в целом. Когда основные прорывные "стройки века" это "Баклан-Арена" за ярд баксов, парк "ЗаЯрдье" и прочее Сколково имя им легион, на фоне всей этой вакханалии интересны зарплаты рядовых инженеров, техников и пр. обслуживающего персонала. Начиная сравнивать можно определить основные тренды и приоритеты и они направлены явно не в космос и хайтек, а в карман чиновника и шарагам крутящимся вокруг "его проектов". Поэтому пополнение подводной группировки спутников лишь печальное тому подтверждение.


12.12.17 18:44
0 0

Но ведь прогресс налицо. Ошибка в алгоритме все-таки шаг вперед по-сравнению с "силой впихнули папу в чужую маму" как было не так давно.
12.12.17 18:34
0 0

малчик:
Но ведь прогресс налицо. Ошибка в алгоритме все-таки шаг вперед по-сравнению с "силой впихнули папу в чужую маму" как было не так давно.


Результат-то один и тот же.
12.12.17 18:37
0 0

Alex, уже не в первый раз замечаю, что примерно с неделю в вашем блоге некоторые линки из статей и комментариев открываются не прямо, а через сервис редиректа mamydirect.com. Только что линк на geektimes.ru из комментария Говорухина так открылся. Посмотрел исходник страницы, вижу такую прелесть:

script src="//js.mamydirect.com/js/?h=mJ2gkCCG" type="text/javascript" async



Это так и задумано, или ваш веб-дизайнер втихаря подзарабатывает на посетителях вашего блога?
12.12.17 18:33
0 0

V.V.V.:
Alex, уже не в первый раз замечаю, что примерно с неделю в вашем блоге линки из статей и комментариев открываются не прямо, а через сервис редиректа mamydirect.com. Только что линк на geektimes.ru из комментария Говорухина так открылся. Посмотрел исходник страницы, вижу такую прелесть:

script src="//js.mamydirect.com/js/?h=mJ2gkCCG" type="text/javascript" async



Это так и задумано, или ваш веб-дизайнер втихаря подзарабатывает на посетителях вашего блога?


1. Задумано, я тестирую один интересный партнерский сервис.

2. Зарабатывает не веб-дизайнер, а я, и не на посетителях блога, а на переходах в определенные магазины и покупках там - в основном, это всякие китайские онлайновые магазины. Я могу ставить специальную партнерскую ссылку, чтобы мне капала какая-то денежка, но с этим сервисом удобнее: я ставлю только этот скрипт, а ссылки могу ставить прямые и не париться.

3. Денежка оттуда капает, разумеется, скромная, но более или менее постоянно, а я все равно сам что-то у китайцев покупаю и о об этом пишу - пускай капает.

Я пока не набрал полную статистику, когда наберу - напишу статью об этом и аналогичных сервисах, вебмастерам будет полезно.
12.12.17 18:37
0 0

V.V.V.:
Alex, уже не в первый раз замечаю, что примерно с неделю в вашем блоге некоторые линки из статей и комментариев открываются не прямо, а через сервис редиректа mamydirect.com. Только что линк на geektimes.ru из комментария Говорухина так открылся. Посмотрел исходник страницы, вижу такую прелесть:

script src="//js.mamydirect.com/js/?h=mJ2gkCCG" type="text/javascript" async



Это так и задумано, или ваш веб-дизайнер втихаря подзарабатывает на посетителях вашего блога?


А я из-за этой фигни трояна у себя на компе ловить пытался. А оно оказывается так и должно быть.
13.12.17 10:45
0 0

Перевод текста: "Мы облажались настолько эпически, что если написать как есть, нас всех завтра отправят пасти коров".
12.12.17 18:32
0 0

VORON_SPb: Перевод текста: "Мы облажались настолько эпически, что если написать как есть, нас всех завтра отправят пасти коров".

Так они как раз и написали как есть, судя по той бредятине, которую я читаю 😉
12.12.17 18:33
0 0

Alex Exler: Разгонный блок эбонулся, потому что стол не тот, посчитать нормально не могли, запустили не летом и районы падения отделяемых частей не лежали в стороне от выбранных.

А говорят китайский язык сложный, а там одним словом НЕ ПО ФЕНШУЮ.
12.12.17 18:30
0 0

Полено у них отсырело.

geektimes.ru

Это — пирозажигательное устройство (ПЗУ) двигателей РД-107/108, которые стоят на ракетах-носителях семейства «Союз». На деревянной Т-образной опоре установлены две пиротехнические шашки с датчиком (подпружиненный контакт) между ними. По команде «зажигание» шашки воспламеняются от электрозапалов, пламя пережигает провод датчика, и его пружина размыкает контакт. В электросистему ракеты приходит сообщение, что в этой камере сгорания шашки горят хорошо, можно открывать клапаны подачи топлива и окислителя и продолжать запуск двигателя.
12.12.17 18:20
0 0

Говорухин:
Полено у них отсырело.


Да нет. Скрепа не отцепилась....

Да что они несут, все же знают что это случилось из-за подмененного украинскими диверсантами ладана в кадиле освятившего ракету батюшки. Подменили православный ладан на дьявольский греко-католический и вот результат.
12.12.17 18:15
0 0

V.V.V.:
Подменили православный ладан на дьявольский греко-католический и вот результат.


Так-то оно хорошо, но вот "греко-католический" как-то некошерно звучит...
13.12.17 05:56
0 0

Взорвалась головка цилиндра - ответил я. По её лицу было порятно, что с таким же успехом я мог сказать, что взорвалась головка болта.

Марк Твен "Приключения Гекльберри Фина"
12.12.17 18:14
0 0

Ну очевидно же, что все эти словеса - эвфемизм краткого и поянтного объяснения "какой-то мудак налажал в программе". Но так писать не принято, вот и разводят кисель.
12.12.17 18:14
0 0

Camel1000: Ну очевидно же, что все эти словеса - эвфемизм краткого и поянтного объяснения "какой-то мудак налажал в программе

Ненене. "Какой-то мудак" это когда "датчик был поставлен с применением грубой физической силы" , а ежели не запустилось потому что не летом, это значит просто не сложилось.
12.12.17 18:36
0 0
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 143
exler.ru 272
авто 441
видео 3995
вино 359
еда 500
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1580
попы 191
СМИ 2759
софт 930
США 132
шоу 6
Что ещё почитать