Адрес для входа в РФ: exler.world
Музей истории вычислительной техники
Любопытный отчет о посещении Музея истории вычислительной техники. Меня особенно "Микроша" умилила.
Стоило это убожество, как сейчас помню, 500 рублей. За 300 можно было купить в магазине некондиционной техники. Купил я ее на втором курсе института. Машинка была демоническая: подключалась к телевизору, в качестве накопителя использовался бытовой кассетник, и родители иногда слегка обалдевали, когда случайно ставили в магнитофон кассету с записью какого-нибудь Basic Service.
Моя же моделька "Микроши" еще отличалась тем, что через полчаса работы в совершенно произвольный момент времени какую-то группу ячеек памяти брала да и копировала в другой участок памяти. Работала машинка после этого совершенно психоделически. И фонетическая английская раскладка на ней радовала неимоверно - человеку, хоть чуть-чуть знавшему английскую раскладку, пользоваться ею было просто невозможно.
Но зато для "Микроши" в журнале "Радио" публиковались коды всяких полезных программ. Кто не набивал ручками из журнала страниц пять в шестнадцатиричных кодах - тот считай и не жил вообще. Особенно когда в произвольный момент эта "Микроша" перезагружалась и все сбрасывала.
Также забавно смотрелось, когда один мой хороший знакомый в то же время притащил из Германии Commodore 64. И я тогда понял, что такое нормальный домашний компьютер - тот был аж с дисководом, монитором и кучей программ.
Все 5,25'' дискеты (и ленты) от машин 580/Z80/PDP-серий сейчас очень легко оцифровываются а распечатки программ и документация сканируются!
Я вот восстановил все свои залежи, софт к Роботрону 1715, переписал эмулятор Электроники 85 (МС-0585) для запуска операционок ПРОС/ФОДОС/ДЕМОС с их игрушками под винду...
Недавно с закромов выбросил:
Три магнитофона отечественных, два заграничных дисковода, две ПВМ, три коробки касет с ПО, куртка замшевая и т.д.
Зато сейчас массово научились производить нано шапки-ушанки и лапшу для ушей. Идет лучше и напрягаться надо меньше. 😄 Ну а если серьезно, то удивитесь, те же самые мелкосхему, что производились 20 лет назад, так до сих пор и производятся. Микрон по кол-ву мелкосхем для часов кроет весь мир, как бык овцу. Проблема только в том, что ничего нового практически не производится. Точнее, больше шума и вбуханных денег в невидимые никому фабы, которые в лучшем случае стоят без дела. В худшем - ржавеют на в нераспакованных ящиках.
С другой стороны, в совкове времена почему-то энтузиазма было намного больше чем сейчас, когда вроде полная свобода. Ведь те же Микроши и Агаты на ЛЭМЗ'е в серию запустили реально на энтузиазме. Никто не заставлял и не принуждал. Кривенько все получилось, собирали из объедков со стола электропрома и радиопрома (последний "доедал" за первым сначала на военных проектах, а потом уже мог использовать комплектуху на ширпотреб). Но все же...
Блин 20 лет прошло, а до сих пор помню разницу между USR(2017) и USR (2021) для считывания клавиши в BASIC.
😄
А ещё на моём экземпляре была клавиатура с очень тугим ходом клавиш. Пробудь у меня БК ещё пару лет — и я точно бы мог грецкие орехи пальцами колоть.
У нас был класс YAMAHA КУВТ MSXII. Десять монохромных "зеленых" компов плюс учительский с цветным экраном и дисководом и принтером. Это фантастика - до сих пор самая любимая машина из всех. На ней впервые я увидел KnightRider и Vampire Killer.
KnightRider - такого не помню. Knightmare - это классика жанра.
Музыку из игры народ записывал и потом дома слушал. 😄
Еще там знаменитый Penguin Adventure родился:
Это первые кассовые игры Konami! Дизайнер тех игр сейчас уже миллионер и глава серии Metal Gear Solid.
Мой первый персональный комп - Электроника-60 . В начале 1983 года получил его на несколько лет в безраздельное пользование в университетской лаборатории. Загрузка - с бумажной перфоленты . Постоянная борьба с обрывами ленты и статическим электричеством - после сматывания бумажной ленты обратно в рулончик тело заряжалось до 50 тысяч вольт. Разряжаться было болезненно 😄
Ввод-вывод через чешскую электронно-механическую пишущую машинку "Консул".
Памяти - 32 килобайта, и никогда не столкнулся с ее нехваткой, хотя обсчитывал нехилые лабораторные.
Язык программирования с элементами операционной системы - Qasic - это компилятор Бейсика с подсистемой управления интерфесом "Камак" . Размер этого компилятора был 8 килобайт! Это 4 бумажные странички символов!!!
Архитектура DEC - просто мечта.! Легко писалось прямо в машинных кодах! 012737, ну, и так далее... 😄 Я до сих пор не смог смириться с убожеством Intel-86 и считаю, что если б IBM выбрала PDP-шную архитектуру для PC, то история цивилизации после 80-го года была бы другой 😄
Вот что реально задница -- это ФРАНЦУЗСКАЯ клавиатура: мало того, что некоторые буковки поменяны (AZERTY, QSDFGH, WXCVBN), так еще цифры надо набирать с Shift'ом, а находящиеся на них символы -- без.
Немецкая QWERTZ чуток получше -- там хоть с цифрами шизы нет 😉
Но там было весьма жесткое ограничение в 64К адресного пространства (как оно обходилось на старших PDP -- отдельный ужас), в начале 80-х уже неприемлемое.
То ли дело VAX: та же элегантность системы команд, но при этом 32 бита -- тогда это казалось фантастикой и верхом совершенства.
Эх блин. Какие были времена...
Помниться мой однокласник к бэкашкам писал свою игру (что-то летально стрелятельное), так я под нее спрайтовый "графический" редактор написал 😄
И я на БK-0010 в школе учился в 90-91 годах. У нас еще была крутая локальная сеть (топология если не ошибаюсь "звезда") с ДВК во главе. Мы могли не пользоваться магнитофонами, а писали все что могли на HMЖД 5,25'' !
Помниться мой однокласник к бэкашкам писал свою игру (что-то летально стрелятельное), так я под нее спрайтовый "графический" редактор написал
У нас было тоже самое, и тогда я поиграл в первую в жизни мультипользовательскую сетевую игру - называлось UFO - играло 6 человек одновременно.
в прямую с БК и его фокала на бейсик мы игнушки не могли переносить, поэтому программировали как могли.
Когда года через 3 мне моя сестра сказала "А мы играли в игрушку которую ТЫ написал" - я просто офигел 😄
а потом вспомнил - в "крайней" версии "газонокосилки" ( идея с БК, воплощение мое) нарисовал заставку - всплывающий комбайн и свое авторство снизу 😄
А как же IBM XT, 286, 386, 486??? А еще у нас были IBM-совместимые "Мазовии" неизвестного производителя, а перед ними "Роботроны".
Dear Dr.: А затем началась эра IBM PC... начиная с Пентиум-90...
А как же IBM XT, 286, 386, 486??? А еще у нас были IBM-совместимые "Мазовии" неизвестного производителя, а перед ними "Роботроны".
Ну это у меня дома началась ;о) а так помню и ЕС с 8-дюймовыми дискетами (в мёртвом виде, слава богу), и ДВК, и ЕС-1840 и 41 (что были аналогами IBM)...
Кстати, вот статья хорошая ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC
"Роботроны" - это просто сказка и песня! ГДРовские XT-ки - еще более убогие даже, чем та же "Микроша". Это же надо было такой кошмар выпускать...
Кстати, вот еще музей: www.phantom.sannata.ru
Писал самостоятельно всё, кроме ввода символа с клавиатуры.
Комп был не мой, а друга, я ходил к нему домой, писал сколько-то кода, записывал это на кассету, потом обязательно надо было протестировать запись, иначе можно было потерять.
Во фанатизм был! Хочу вернуть это чувство.
Потом у меня появился БК-0010 с ч/б монитором, и уже ко мне пацаны ходили играть. Я даже переделал игрушку Бортника (не помню уже, как называется, что-то космическое) - на некоторых моделях она не шла - таймер, по которому что-то там вероятностно вычислялось, глючил - и игра вылетала; раскопал в ассемблере, где ошибка, понял, в чём дело, и в свободной области памяти сделал примочку - если число превышало допустимое, то тупо отнималось 65535 и всё работало. По этому поводу в гости к автору игры ездил ;о))
Ещё из достижений - доделка интерфейса принтера (модель ща не помню, типа 6312, матричный, серый, плоский, здоровый) для нормального сопряжения с БК - там с портами что-то плохо стыковалось, спаял схемку, опубликовал её в каком-то журнале компьютерном - и даже гонорар получил, чему был безмерно удивлён ;о) мне было лет 15 тогда.
И заодно написал программку (опять же, на ассемблере), которая из текстового редактора пересылала коды изменения начертания текста на принтер (жирный, курсив, широкий, узкий и т.п.) - опять же, тупо перехватывая неиспользуемый код символа 255, и пересылая следующую за ним управляющую последовательность на порт принтера. Напомню, что редакторов WYSIWYG тогда не было.
Однажды другу в школе на информатике понадобилось что-то такое своё написать на Бейсике. Он в этом деле ну никак. Я написал игру "быки и коровы" - суть в том, что один человек загадывает число, а другой его пытается отгадать; в качестве подсказки - выдаётся при наличии цифры в загаданном "о", а если оно на своём месте стоит - то "х". Типа, загадал 1853, а чел спросил 1936 - то будет "хо". Комп был в качестве загадывающего. Отдал распечатку проги другу, а ему в школе сказали: "никто не мог этого написать, это ты из какого-то журнала содрал" - обидно было.
Ну и ещё игру ради своего удовольствия написал - летит вертолёт, может стрелять и скидывать бомбы. Ему противостоят зенитки на земле и встречные летучие объекты. Прикольно было, особенно долго я отрисовывал атомный взрыв - в бейсике там это делалось в виде массива типа 1001101001 ;о)
Потом был Спектрум, тоже на кассетах. И даже джойстик был ;о)
А затем началась эра IBM PC... начиная с Пентиум-90...
хохохо! Я программировал калькуляторы МК-52 и МК-61, а ещё была ИСКРА-1258 с турбоохлаждением (по звуку - авиационным). Для программирования стояли Фортран и машинные коды. Клавиатура весила килограмма три и там внутри было 20 граммов золота на контактах. Вот.
Кстати, МК-61 тоже был ;о) там была игрушка "полёт шмеля в доме" ;о)))
----------------------------------
AFAIK Микроша был наследником-клоном Радио - 86РК.
Для "Микроши" также публиковались.
и офигенно програмировал) :
1 beep
2 goto 1
Ну Спектрумы уже позже были, чем Микроша. Ну и сторого говоря все равно копия, а не самостоятельная разработка (хотя конечно делалось на советской элементной базе в основном).