В чем "Сила Сибири", брат?!!

02.03.2021 11:34  23238   Комментарии (148)

Попалась тут на глаза заметка.

Под двести миллиардов рублей дополнительно вбухают в "Силу Сибири", чтобы поставлять газ китайцам по тому самому засекреченному контракту.

А сколько, интересно, газа поставили в прошлом году? Сходу информация не находится, но вот что-то из этой серии:

Москва. 25 августа. INTERFAX.RU - Китай в июне увеличил прием газа "Газпрома" по газопроводу "Сила Сибири" до 10,2 млн куб. м в сутки в среднем за месяц по сравнению с 9 млн куб. м в сутки за период с февраля по май, свидетельствуют данные китайской таможни.

Поставки российского газа в Китай с Чаяндинского месторождения в Якутии по газопроводу "Сила Сибири" начались в конце 2019 года и первые пять лет отводятся на наращивание поставок до 38 млрд куб. м в год. контрактом предусмотрены поставки в 2020 году в объеме 5 млрд куб. м (минимальное годовое контрактное количество по условию "бери или плати" (85% от годового контрактного количества) - 4,25 млрд кубометров). Всего с начала года в Китай "Газпром" поставил 1,577 млрд кубометров.

И почем поставляют? Понятно, что данные не называются, но посчитать-то можно. Вот статья в "Коммерсанте", где посчитали - $203 за 1 тыс. кубометров. Значит, за 1,577 миллиарда выручили... считаем: 1,577*203*1000000=$320131000, то есть примерно $320 миллионов, правильно? Сколько это в рублях? Примерно 24 миллиарда. 

Мы помним, что данные были за август, так что увеличим поставку в два раза - чтобы получилось за год. Значит, за год за газ выручили, округлим, 50 миллиардов. И сейчас еще 200 вбухают в дальнейшее финансирование строительства.

Классный бизнес, я считаю, классный!

Впрочем, понятно, что "Газпром" - это вообще не про бизнес. Это совсем про другое. В субботнем "Времени Белковского" Станислав как раз эту тему затронул - на фоне новости о том, что с эффективным менеджером Миллером снова перезаключили контракт. Было интересно послушать.

 24 февраля был пролонгирован контракт председателя правления акционерного общества «Газпром» Алексея Борисовича Миллера еще на 5 лет. Сам нынешний контракт истекает в мае, поэтому с мая 2021 по май 2026, если Бог даст, Алексей Борисович Миллер останется главой «Газпрома».

Это решение, с одной стороны, ожидаемое, в то же время в этот раз было несколько раз более острым, волнующим и интригующим, потому что за пост главы «Газпрома» еще с середины прошлого года велась весьма ожесточенная борьба. Главным конкурентом Алексея Борисовича Миллера считался Борис Ковальчук, нынешний глава компании «Интер РАО» и характерный и типический представитель клана Ковальчуков.

Если вы помните, в конце минувшего 2020 года развернулась достаточно ожесточенная война вокруг Ковальчуков. Это информационная война, свидетелями которой мы были в самых разных формах и проявлениях.

Нам объясняли, что от Ковальчуков всё зло. Что они взяли в заложники президента Владимира Путина, поскольку Ковальчук-старший, Юрий Ковальчук, глава клана (он не старший по возрасту из представителей этой группы, но, безусловно, № 1 по влиянию), проводил очень много времени с президентом Владимиром Путиным в резиденции на Валдае «Долгие Бороды» и в других местах, и, в общем, полностью там закомпостировал главе государства мозги по самым разным вопросам, как идеологическим, так и экономическим.

Кроме того, ярким событием этой войны стало дело Карины Цуркан, одного из топ-менеджеров компании «Интер РАО», которая была осуждена за государственную измену вроде как на 15 лет колонии. Борис Ковальчук лично защищал ее в суде, рассказав о заказном характере этого уголовного дела. Но не помогло.

В общем, все кланы, которые не были заинтересованы в смене власти в «Газпроме», победили. Эта победа и была зафиксирована 24 февраля.

И хотя действительно правы те аналитики, которые говорят, что Алексея Миллера, как и, например, главу Первого канала Константина Львовича Эрнста, отправляют в отставку каждый год, а они всё не уходят и не уходят, и неизвестно, уйдут ли при живом и здравствующем Владимире Владимировиче Путине, тем не менее, в этом году ситуация была несколько специфическая. Поэтому стоит коснуться этого оглашенного на уходящей неделе решения и в связи с этим затронуть и вообще судьбу «Газпрома» в рамках путинской государственности и экономики — путиномики.

Относительно того, является ли «Газпром» экономически эффективной структурой, говорят много лет подряд и, в общем, с совершенно разными эмоциями и интонациями — от усмешки до горьких слез. Эффективным «Газпром» не считает практически никто. Во всяком случае, такие источники — устные ли, письменные ли, апокрифические ли — вашему покорному слуге не попадались. В том числе и в самом «Газпроме».

Характерный пример. В 2008 году Алексей Борисович Миллер обещал, что через 7-8 лет, то есть в середине 2-го десятилетия XXI века капитализация «Газпрома» достигнет триллиона долларов. Тогда, когда он это говорил, капитализация составляла 360 млрд. долларов, то есть предполагалось, что она вырастет примерно втрое. Сейчас капитализация 73 млрд. Она упала в 5 раз за минувшие 13 лет.

В 2008 году увидел свет доклад известных аналитиков компании Sberbank CIB, дочерней структуры Сбербанка России, Алекса Фэка и Анны Котельниковой, в котором анализировалась экономика «Газпрома». Аналитики пришли, с одной стороны, к простому, с другой, к скандальному выводу о том, что центр прибыли газового гиганта находится за его пределами. «Газпром» работает не столько в интересах самого себя и собственных акционеров, сколько в пользу подрядчиков, среди которых в то время выделялись компании, подконтрольные Геннадию Тимченко («Стройтранснефтегаз») и братьям Ротенбергам («Стройгазмонтаж»). За это время, правда, эти компании в значительной степени перешли под контроль самого «Газпрома», но экономическую логику процессов это не изменило.

Основные деньги подрядчики делают на строительстве гигантских магистральных трубопроводов. В том докладе Sberbank CIB расходы на газопровод «Сила Сибири»... Кстати, надо говорить «трубопровОд», а не «трубопрОвод». Я, кстати, призываю наших слушателей и зрителей, если я делаю ударение неправильно, незамедлительно об этом сообщать прямо в приемную «Эха Москвы», а также, по возможности, копию в приемную компании «Газпром-медиа», контролирующего акционера «Эха Москвы».

Расходы на «Силу Сибири», «Северный поток-2» и «Турецкий поток» в совокупности аналитики оценили в 93,4 млрд. долларов — почти 95 млрд. долларов. Согласитесь, сумма весьма немалая. При этом в том же докладе утверждалось (я думаю, небезосновательно), что эти инвестиции никогда не окупятся.

В частности, привязка газового контракта с Китаем к нефтяным ценам, как считали эксперты Sberbank CIB, принесет одни убытки. При ценах на нефть в 110 долларов за баррель (а сейчас она далека от этого параметра) контракт на 38 млрд. кубометров газа в год оценивался в 400 млрд. долларов. Значит, при цене по 60 долларов за баррель нефти газ будет стоить где-то 6-6,5 за 1 млн. британских термальных единиц (BTU). Поэтому чистая приведенная стоимость, то есть ожидаемый доход от инвестиций, будет отрицательной. Конечный убыток от «Силы Сибири» составит около 11 млрд. долларов — не так уж мало, даже по масштабам России.

Тогда случился большой скандал. «Газпром» возражал против этого, хотя, скорее, как-то эмоционально, чем с цифрами и фактами в руках. Г-н Фэк, главный разработчик доклада, вынужден был покинуть Sberbank CIB, но с гордо поднятой головой, поскольку ему поверили, а «Газпрому» нет, и отставку его сочли исключительно политической.

Но важно понимать, что «Газпром», в отличие даже от остальных контролируемых путинским государством корпораций — это полный слепок России имени Владимира Владимировича Путина как таковой.

Владимир Владимирович Путин хотел возглавить «Газпром» лично еще в конце 90-х годов, еще не став президентом. Тогда, собственно, и сложился апокриф о том, что когда ему впервые предложили пост главы государства, он сказал, что это немножко не для него, а вот «Газпром» он бы с удовольствием возглавил.

Этот гештальт оставался незакрытым сравнительно недолго — до мая 2001 года, когда подал в отставку тогдашний руководитель газовой монополии Рем Иванович Вяхирев, близкий соратник экс-премьера и создателя «Газпрома» Виктора Степановича Черномырдина. Алексей Борисович Миллер тогда, собственно, и стал председателем правления.

Но важно понимать, что это слепок России в целом. Если, скажем, в «Роснефти», к примеру, так или иначе вся вертикаль управления замыкается на главного исполнительного директора Игоря Ивановича Сечина, и можно еще дальше приводить аналогичные примеры по другим компаниям, то в «Газпроме» всё замыкается лично Владимира Путина. Это его вотчина — «Газпром». И председатель правления, будь то Алексей Борисович Миллер или кто-то другой — это помощник Владимира Путина по управлению «Газпромом». Не более и не менее того.

Именно поэтому задача председателя правления — поддержание баланса интересов между различными группами влияния в путинском окружении, что и делается. На макроуровне, на мегауровне — Ротенберги и Тимченко. На уровне пониже — всякие одноклассники, однокурсники Владимира Путина, его дальние родственники, люди, связанные с ним самыми разными форматами и идеями знакомства и так далее.

Там для каждого найдется работа. «Любому найдется работа», как сказал Осип Эмильевич Мандельштам в «Стихах о неизвестном солдате». Всякий, кто к Путину имеет отношение, должен хоть немножечко, да присосаться к «Газпрому».

Как, впрочем, и в России в целом — всякий, кто имеет к Путину отношение, должен иметь свой стабильный источник дохода в современной России, никак не связанный ни с трудами, ни со способностями, ни с экономическими достижениями. Потому что путинская Россия управляется по принципу такого локального корпоративного коммунизма: от каждого из друзей Путина (из друзей в широком смысле) по способностям, каждому из друзей Путина по потребностям.

В этом смысле экономическая эффективность этой системы в целом не имеет значения. Доходность или убыточность тех или иных предприятий «Газпрома» тоже. Имеет значение, контролирует ли Владимир Путин эту систему в целом, en gross. Не с точностью до копейки, которая не имеет для всесильного правителя России ни малейшего значения, а вообще подконтрольна эта система как таковая или нет. И вообще отвечает ли она принципам диверсификации, то есть разложения яиц (метафорических, символических яиц, разумеется, а не яиц конкретного физического лица) в разные корзины. Если отвечает, это Путина устраивает.

Ибо базовая идея Путина — это контроль, который в его сознании синонимичен эффективности. Если я что-то контролирую, значит, это эффективно. А оптимизацией можно заниматься сколько угодно. Только оптимизация может привести к потере контроля. И тогда, может быть, «Газпром» заработает и лучше, но степень влияния на эту ситуацию уменьшится, а это Владимира Владимировича Путина никогда не устраивает.

Поэтому «Газпром» был, есть и будет национальным достоянием в самом что ни на есть путинском понимании слова. И, наверное, поэтому Алексей Борисович Миллер хорош в качестве председателя правления.

Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 147
exler.ru 315
авто 480
видео 4339
вино 363