Путинские орки получили свой шанс
Режиссер Анастасия Трофимова позирует с редактором Роландом Шлимме и продюсерами Салли Блейк, Корнелией Принсипи и Филиппом Левассером на 81-м Венецианском кинофестивале в Венеции, Италия, 5 сентября 2024 года. REUTERS/Louisa Gouliamaki
В 1944 году на Венецианском фестивале режиссер-документалист Лени Рифеншталь представила свой фильм "Немцы на войне", который она сняла в содружестве с канадскими кинематографистами.
"В Германии солдаты Гитлера - герои, которые никогда не умирают. А для Запада они - в основном военные преступники", - сказала Ленни. "Люди могут не понимать причин войны, но они начинают воевать, потому что потеряли кого-то. И это, возможно, вопрос мести", - сказала она. "В западных СМИ солдаты Гитлера ассоциируются с преступлениями, никто не пытался показать их истинное, человечное лицо. И я рада, что смогла это сделать и смогла донести эту мысль до зрителей и критиков".
"Я бы хотела, - заявила Рифеншталь, - чтобы этот фильм стал, может быть, не мостом, но хотя бы веревкой, которую я могу перекинуть, чтобы она помогла нам увидеть друг друга, понять и простить немецкого солдата".
Чего вы ржете? Бред сивой кобылы? Конечно, в 1944 году в Венеции фестиваля не было.
Зато он был сейчас, в 2024 году. И на нем режиссер-документалистка Анастасия Трофимова показала конкретно пропагандистский рашистский фильм - именно с теми же самыми целями и задачами: для продвижения путинской пропаганды. И ничего, нормально показала. Вызвала, так сказать, неоднозначную реакцию.
Вон статейки на эту тему пишут - Рейтерс отметился, зацените - "Russian soldiers given their chance to speak at Venice". Надо же, пишут, дать слово русскому солдату, а то совсем никто никак не прислушивается к русскому солдату. Хорошо еще что Александра Трофимова открыла всем глаза.
Мерзость, конечно, несусветная.
ВЕНЕЦИЯ, 5 сентября (Рейтер) - Режиссер-документалист Анастасия Трофимова провела семь месяцев, живя с российскими солдатами у линии фронта в Украине, и привезла их рассказ на Венецианский кинофестиваль, стремясь бросить вызов стереотипам.
«В России это герои, которые никогда не умирают. На Западе они в основном военные преступники, военные преступники, военные преступники», - сказала российско-канадский режиссер журналистам перед премьерой своего фильма „Русские на войне“.
«Для меня самым большим потрясением было увидеть, какими обычными они были. Абсолютно обычные ребята, с семьями, с чувством юмора, с собственным пониманием того, что происходит на этой войне».
Работая без разрешения, Трофимова отправилась в составе потрепанного в боях батальона по пути через Восточную Украину, чтобы получить редкий взгляд на зачастую ветхую армию, находящуюся в обычном состоянии беспорядка.
Оружие старое, войска передвигаются на машинах, которые практически не защищают от атак, а в один из моментов оператор беспилотника сбрасывает бомбу на свою собственную сторону. Единственное, что есть в свободном доступе, - это сигареты и алкоголь.
Многие солдаты признаются, что воюют только ради денег, и все больше разочаровываются по мере того, как затягивается конфликт, начавшийся с вторжения России на Украину в феврале 2022 года, называя освещение войны в государственных СМИ «ложью».
Другие сражаются из чувства товарищества, но отношение к ним ожесточается по мере роста числа жертв.
«Люди могут не понимать причин (войны), но они начинают воевать, потому что потеряли кого-то. И это, возможно, вопрос мести», - говорит Трофимова.
Фильм рассказывает о том, как команда санитаров собирает тела с поля боя и плачет, когда трое из их отряда возвращаются в черных мешках.
Однако в фильме лишь мельком показаны реальные боевые действия, и он не дает представления о разрушениях, которые московские войска нанесли Украине, а один из солдат отвергает обвинения в совершении военного преступления российскими войсками как «невозможные».
По словам Трофимовой, за время пребывания на фронте она не заметила никаких признаков военных преступлений.
«Я думаю, что в западных СМИ именно с этим ассоциируются российские солдаты, потому что других историй не было. Это другая история», - сказала она.
«Это моя попытка увидеть сквозь туман войны и увидеть людей как людей».
Я этот фильм, понятное дело, не смотрел, но его на премьере посмотрела продюсерка из Украины Дарья Бассель, которая привезла в Венецию ленту Ольги Журбы "Песни Земли, которая медленно горит".
Дарья написала в своем Facebook все что она думает по этому поводу.
Посмотрела сегодня фильм на Венецианском кинофестивале под названием "Русские на войне". Поскольку наш фильм в том же разделе, что и этот, я обычно не стала бы говорить об этом публично. Однако в данном случае я не могу молчать, потому что дело не только в кино и искусстве, но и в жизни тысяч людей, погибших в этой войне, война, которая использует пропаганду в качестве своего оружия.
Этот фильм может ввести вас в заблуждение, что это антивоенный фильм, который ставит под сомнение нынешний режим в России. Впрочем, то, что я стал свидетелем - яркий пример чистой российской пропаганды. Вот почему.
Кинорежиссёр начинает с выражения удивления вторжению России в Украину в 2022 году. В фильме она всегда использует термин «вторжение», а никогда «полномасштабное вторжение». "Она не говорит, что Россия вторглась в Украину и аннексировала Крым в 2014 году Этих двух событий, похоже, не существует в мире этого фильма. Кинорежиссёр также заявляет, что ее страна не участвует в войнах много лет и что о войнах она читала только в книгах. Таким образом, война в 2022 году стала для нее полным шоком. Интересно, как кинорежиссёр мог не заметить тот факт, что ее страна по сути участвует в различных войнах и оккупациях в течение последних 30 лет (1992–93 Приднестровье, Абхазская война, 1994–96 и 1999–2009 Чеченские войны, война 2008 года в Грузии и вторжение в Сирию 2015-2022).
Кинорежиссёр начинает свой рассказ с украинца, который сейчас живет в России и воюет на российской стороне. Это очень интригующий выбор для начала истории о воюющих россиянах. Позже этот персонаж будет утверждать, что в 2014 году в Украине началась ГРАЖДАНСКАЯ война. Он также предложит, что украинцы бомбил восточные части собственной страны (и поэтому переехал в Россию). Еще один персонаж объявит, что украинцы - нацисты. Эти повествования мы слышали и раньше; они широко и активно распространяются российскими СМИ (и, видимо, до сих пор). Один из таких рупоров пропаганды - телеканал Russia Today, для которого режиссер «Русские на войне» ранее снял несколько документальных фильмов.
На протяжении всего фильма все персонажи выражают недоумение по поводу своих действий в Украине, заявляют, что хотят окончания войны и что большинство из них воюют за деньги. В финальной части фильма батальон переводится в Бахмут, большинство персонажей погибают в бою. Потом мы видим, как их товарищи и родственники скорбят у своих могил. Все повторяют, что не понимают, зачем идет эта война и кому она нужна. В итоге режиссер делает вывод, что это бедные простые русские люди, которыми втягивают в войну более крупные политические игры. Мне показалось, что эта точка зрения забавной, потому что режиссер, как Путин и его режим, играет с этими людьми в интересную игру. Они отказывают им в простой способности обладать достоинством и думать и решать самостоятельно. Для нее эти люди просто бессильные предметы. Если бы те, кто участвует в войне, которая длилась более 10 лет, не были бы бессильны, это означало бы, что они, в большинстве случаев, действительно поддерживают эту войну, не так ли?
Вы пожалеете людей, изображенных умирающими в фильме, и тех, кого мы видим, плачущих о своих близких. А надо — если ты нормальный человек, то тебе надо испытывать жалость, грусть и эмоции. Однако важно также помнить, что эти люди пошли в армию, вторгшуюся в независимую страну, многие из них охотно, как мы узнаем из фильма. Вспомните также Бучу, Ирпень, Мариуполь и убитых там мирных жителей. Вспомним тысячи детей, которых незаконно перевезли из Украины в Россию. Пока я это пишу, а вы читаете, ракеты наносят удар по украинским городам. На кнопки нажимают простые россияне. Разве их преступления менее значимы только потому, что они утверждают, что не знают, почему они участвуют в этой войне?
Кстати, режиссер спрашивает одного из персонажей, считает ли он, что российская армия совершает какие-либо военные преступления. Он отвечает «нет», утверждая, что не был свидетелем военных преступлений. Интересно, что режиссер отзывается об этом в своих интервью, заявляя, что не видела признаков военных преступлений во время своего пребывания возле фронта. Мы можем только порадоваться за нее, что ей посчастливилось не стать свидетелем военных преступлений. К сожалению, тысячам украинцы так не повезло.
Я могла бы продолжить, но считаю достаточно понять, что этот фильм представляет очень искаженную картину реальности, распространяя ложные повествования (называющие российское вторжение и аннексию Крыма гражданской войной; предполагающие, что российская армия не совершает никаких военных преступлений; представляющие тех, кто участвует армии агрессоров как жертвы.
Если решите посмотреть, рекомендую подписаться еще одним документальным фильмом о российских солдатах под названием "Перехваченные" режиссёра Оксаны Карпович. «Перехваченные» тоже открывает дверь в жизнь простых россиян, воюющих в этой войне. Вам будет любопытно исследовать это, так как оно, несомненно, вас удивит. ""20 дней в Мариуполе"" можно добавить в список просмотра, чтобы ""прозреть сквозь туман войны", как уместно выразился режиссер ""Русские на войне"".