Подробности о Lada Niva Sport
Подоспели любопытные подробности о новом детище российского автопрома - Lada Niva Sport.
Но сначала - минутка рекламы для наших зарубежных партнеров.
А теперь - подробности из Фейсбука Никиты Небылицкого. Он там подробно объясняет, почему эта новая "Нива" - прям совсем днище.
В марте месяце следующего года будет пятьдесят лет как Ниву выпускают серийно. Она остро нуждается в глубокой модернизации. Не в фейслифтинге, в духе Шеви Нивы, не в ветрикальных задних фонарях и другой приборки, в духе 2123, а в техническом переосмыслении.
И четыре года назад ВАЗ предпринял попытку такого переосмысления, закончившуюся появление Лады Нивы Спорт. Машины, появившейся в продаже полтора месяца назад. Она настолько по спекам отличается от предшественников, что как только это стало возможно все трое наиболее популярных и приближенных к теме российских блоггеров, Костя Академег, Булкин и канал Комбат Крю, купили себе по такой Ниве за свои собственные деньги. Что и логично, автомобиль жданный, я бы и сам себе такой купил, живи я в России и будь у меня такая возможность, несмотря на совершенно неприличную для ВАЗ-а в целом, и для Нивы в частности, цену в миллион семьсот тысяч рублей.
Все трое купивших Ниву Спорт блоггеров сразу же свои Нивы оттестили и выпустили каждый по паре роликов.
И вот поглядев на эти ролики, сказать что я возмущен, это вообще ничего не сказать. Наиболее показательный ролик будет в первом комменте, а пока я своими словами попытаюсь максимально популярно до вас донести глубину задницы. Сразу же резюмирую. Это даже не дно, это дно дна.
Итак:
Начну с самого невинного. Одна из проблем Нивы 2121(будем так называть, чтобы было понятно что когда я о классической Ниве) это посадка за рулём. Тоггда были другие времена, другая школа эргономики и у старой Нивы рулевой вал и педальный узел смещены вправо относительно водителя. Собственно так же, как и у Жигулей от ВАЗ 2101 до ВАЗ 2107. Тогда это считалось неважным. По современным меркам это считается неудобным, да и кроме того, сильно осложняет прохождение теста на безопасность.На Ниве Спорт рулевой вал перенесли на четыре сантимерта левее. Посадка по рулю стала прямее, но мало тогот что педали никто не переносил и выходит что спиной вы сидите прямо по движению, а ногами несколько вправо, так к тому же руль сместился, а приборная панель осталась где была. Это во-первых несимметрично и видно эту ассиметрию сразу же, а во-вторых руль загараживает приборку и даже с учётом того, что на валу появилась возможность регулировки наклона руля, это проблему всё-равно не решает, приборов всё-равно не видно. Что было бы простительно для какого-нибудь гаражно-колхозного тюнинга, но точно не для завода, так не делают.
Далее. У всех трёх машин, которые мужики купили, криво стоял руль. Но это не всё из мелочей. У двух из трёх новых машин не выключались дворники. Ты их включаешь и всё, на рычаг они больше не реагируют и машут пока ты зажигание не выключил, а если ты его выключил когда дворники не в нижнем положении встали, они после включения зажигания будут продолжать махать, надо выключая зажигание подгадывать. У дилера это конечно признали гарантией, но починить взялись заказав новый моторчик дворников, который должен прибыть через три недели, а в качестве временной меры дилер просто отключил машине дворники.
Ежели вы думаете что пост мой и мое возмущение только по этим мелочам, то вы глубоко заблуждаетесь. Это даже ещё не цветочки, а бутоны. Цветочки и ягодки будут вам позже.
У Нивы 2121 не очень удобно расположен рычаг коробки передач, а так же два другие рычага управления трансмиссией, отвечающих за пониженную и блокировку межосевого дифференциала. На Ниве Спорт рычаг коробки решили перенести, чтобы управлять им стало поудобнее, а вместо двух рычагов понижайки и блокировки сделать один рычаг, отвечающий за обе эти функции. Что в принципе и надо, и логично. Но вот только для переноса рычага коробки, механизм выбора передачи закрепили на кузове, а управление самой коробкой сделали жесткой тягой, которая закреплена на коробке. Мотор с коробкой сидят на резино-металлических опорах и подвижны, а кузов условно константен, вот только связь между ними у вазовских горе-инженеров тягой, а тяга жесткая. И при перемешениях мотора вместе с коробкой на резиновых опорах, а оно случается на дорлжных неровностях, у Нивы Спорт выскакивает передача. Даже на небольших неровностях, вполне себе невинных.
Думаете всё? Да щ-щ-ас. На Ниве 2121 изначально ставили обычный мотор от ВАЗ 2106 1600 кубов. Постепенно его апгрейдили впрыском и объёмом 1,7. Но Нива всё-таки довольно тяжелая машина, с приличными трансмиссионными потерями, да и вообще для современного автомобиля 20 секунд разгона до сотни уже нечто совсем неприличное, это динамика Газели с грузом. Нива остро нуждалась в другом моторе. И он у Автоваза был. Шестнарь один и шесть от Гранты Спорт 122 силы. Может звучит эта мощность и не бог весть, но это в полтора раза мощнее штатного впрыскового 1,7 от Нивы 2123. Летать она с таким мотором может и не стала бы, но быстрее обычной Нивы она должна была получится точно. Если бы не одно но.
Дело в том, что любой мотор с четырьмя клапанами на цилиндр верховой. При прочих равных, мотор такого же объёма и конструкции, но с двумя клапанами, снизу едет лучше. Таковы особенности газодинамики четырёхклапанного двигателя. Это решаемо, так-как обороты максимальной мощности у шестнаря выше, его обычно раздушивают по передатке, ставят более короткую главную пару и тогда он и снизу едет не хуже восьмиклопа, а уж сверху понятно что гораздо лучше. Вот как раз этого на Ниве Спорт почему-то и не сделали, вместо этого на неё наоборот, поставили колёса гораздо большего внешнего диаметра, чем ещё больше затяжелили передатку и Нива Спорт внизу и посередине едет хуже, чем обычный 2123! Если её постоянно крутить в звон, то она побыстрее, а есди ездить нормально, то она медленее.
Это ещё тоже далеко не всё. Поставив на Ниву Спорт большие колёса, Автоваз выяснил, что она цепляет ими за арки крыльев.
Эти арки на заводе(я подчёркиваю, на заводе, а не кустарно) просто подрезали чуть ли не болгаркой, а чтобы это было незаметно, сверху прикрыли пластиковыми фендерами, которые к крыльям прикрепили саморезами, насверлив в крыльях дырки, а так же совершенно кустарного вида ушками, которые даже покрасить не удосужились, они просто из голого металла и как вы можете увидеть в ролике, через неделю владения у Комбат Крю уже в дым ржавые. Дырки на крыльях под саморезы, заботливо прикрытые фендерами, чтобы вода стояла под ними и не вытекала, как вы сами понимаете, поржавеют месяца через полтора.
Это тоже пока далеко не ягодки. Но уже цветочки. Дело в том, что на Ниве сзади мост. Есть масса вариантов крепить мост к кузову. На 2121 самый простой и кондовый вариант. Ровно такой же, как и на ВАЗ 2101 или ВАЗ 2107, собственно такой же самый, как на всех заднеприводных Жигулях. Крепление моста к кузову имеет несколько задач. Мост должен не смещаться относительно кузова вперёд-назад, он не должен проварачиваться вокруг своей оси и он не должен смещаться вправо-влево. Для этого на 2121, на классической Ниве, есть пять рычагов. Два продольных нижних не дают ему смещаться вперёд-назад, два продольных верхних проворачиваться, а поперечны, он же тяга Панара, не даёт мосту спещаться вправо-влево. Эта тяга Панара одним своим концом крепится к мосту, а вторым к специальному креплению на кузове, в просторечье именуемому домиком тяги Панара.
Но есть проблема. Дело в том, что при такой конструкции при работе подвески и движениях вниз-вверх, мост ходит по некому сегменту окружности, вокрыг точки крепления тяги Панара к кузову. Это не есть хорошо для управляемости, потому что мост смещается вправо-влево при работе. Особенно это плохо при существенных ходах подвески. Если на Жигулях, где ход подвески относительно небольшой, это заметно не сильно, то на Ниве с её ходом, сильно и очень.
Чтобы ёту неприятную особенность победить, существует очень много способов. Есть паралеллограмм Ватта, конструкция устанавливаемая прямо на тягу Панара и устраняющая все проблемы, есть бумеранг, который средней своей частью крепится через шаровую опору к яюлоку редуктора сверху, а двумя своими концами через две другие шаровые опоры к лонжеронам, что даёт возможность от тяги Панара совсем отказаться, ну и наконец есть конструкция именуемая форлинк, где верхние рычаги диагональные, они таким образом вместе с функцией не давать мосту провернуться, начинают страховать его от перемещения вправо-влево и тогда тяга Панара опять же не нужна.
Всем этим схемам сто лет в обед и мы ещё в 1996 году все их ставили себе на вторые Паджеро, когда на них гонялись. Форлинк может и не самая надёжная конструкция, просто потому что рычагов становится меньше и нагрузка на каждый из них возрастает, но зато самая простая и дешевая, а для гражданской, а не гоночной, машины её надёжности за глаза. Именно форлинк на Ниву Спорт и поставили. К тому же, на Ниве 2121 и 2123 никогда не стояло заднего стабилизатора. А он нужен. Так-как кузов на Ниве Спорт такой же, как и на её прародительницах, то крепить там стабилизатор особенно не к чему и Автоваз решил закрепить тело стабилизатора на мосту, а ег8о концы на нижних продольных рычагах. И чтобы это удалось, рычаги сделали не прямыми, а серповидными. И что, спрсите вы. Не, ничего. Было бы. Так могло бы работать. Но не работает. Не в том смысле, что оно не стабилизирует.
А в том, что у Академига нижние рычаги загнулись при обчной знакопеременной нагрузке моста на пересечёнке, у Комбат Крю когда он просто где-то поскользил на гравии, а вот у Булкина когда оно просто разогнался ноль-сто по ровному асфальту, а потом на нём затормозил. Причём у всех троих они загнулись так, что руль стал на всех машинах криво и колесо прижалось спереди к арке. Нормально так? Но если бы по мосту это было всё, я бы просто грустил, а не возмущался. Вот те самые диагональные верхние рычаги форлинка, стоят с неправильным углом. И мост от перемещений вправо-влево страховать они не способны инженерно. Комбат Крю повесил снизу камеру и стал ездить змейку по асафльту, так мало того что просто глазом видно что мост елозит, он елозит до такой степени, что колесные диски и покрышки протираются оо верхние больты крепления амортизаторов до дырок в покрышках и на закраинах дисков. Это блять такой пиздец, что у меня пгосто слов нет!
Только вот и это ещё не всё. Бензобак у машины сзади. А мотор у неё спереди. И между ними топливопровод. Железная трубка.
Но Нива Спорт это внедорожник. А на внедорожниках топливопроводы и тормозные трубки принято прятать от возможных кочек, которые могут цепелять за днище. И в Ниве Спорт их спрятали. В трансмиссионный тоннель. Так вот трубка топливопровода идёт по ётому трансмиссионному тоннелю и проходит аккурат над той жесткой тягой, которой подвижные на опорах двигатель с коробкой связаны с жестко закреплёным на кузове рычагом переключения передач. И этот рычаг хуячит снизу по трубке топливопровода, загоняя её на находящиеся над ней два самореза, которыеми сверху притянуто пластиковое корыто вокруг рычага переключения пероедач в салоне. И за тысячу километров у Комбат Крю, эти два самореза своими острыми концами проделали в топливопроводе две дырки. Сковозные. Из которых начал струячить бензин под давлением топливного насоса. Причём не будь там саморезов, пусть не через тысячу, а через полторы километров, эту трубку всё-равно перехуячила бы тяга сама пот себе, ну или расхуячила бы его об кузов. Причём в обход трубку не пустить ну вообще никак, потому что и негде, и трубка короткая. А струячат эти две струи бензина аккурат на выхлопную трубу, которая удачно расположена буквально рядом. И струи чтобы эти глазом заметить, надо изъебнуться и разобрать полмашины, оно перекрыты всякими деталями.
Я вам в первом комменте ссыль на ролик дам. Но вот что я вам скажу. Чуть-чуть беременной быть нельзя. Проблема тут далеко не в самом Автовазе. Она куда глубже с таким вот ворохом косяков. Это проблема национальной инженерной школы. И поэтому я нихуя не удивляюсь, когда "несбиваемый" и "гиперзвуковой" Кинжал сбивает Пэтриот 1978 года разработки. Это не Пэтриот охуенный, это Кинжал проектировали братья-близнецы инженеров апгрейда Нивы, учившиеся по тем же учебникам и с тем же качеством обучения.
Чудес на свете не бывает.