Осуждант Мельниченко
Бывший самый богатый россиянин ($18 миллиардов в 2021 году) Андрей Мельниченко
А ведь товарищ Путин предупреждал наиболее приближенных к нему олигархов о том, что Запад не нужно рассматривать как тихую гавань. Потому что их деньги и имущество там могут заблокировать, а потом, сказал товарищ Путин, замучаетесь, товарищи, пыль глотать, бегая по кабинетам западных чиновников. Останется вам, товарищи, только сопли жевать, предрек Путин. Товарищи олигархи тогда только посмеивались, они не могли представить себе такую картину. Но они также и не представляли степень долбанутости товарища Путина и то, что он начнет полномасштабную войну в Украине.
Бывший самый богатый россиянин Андрей Мельниченко (он, кстати, был прототипом миллиардера Димитрия из "Треугольника печали", который говорил: "Я продаю дерьмо") действительно замучился пыль глотать. Против него, как члена ближайшего окружения товарища Путина, в марте 2022 года были введены санкции, попытка Мельниченко переписать большинство собственности и активов на жену - не сработала, санкции также ввели и против нее, так что в жизни Мельниченко настала черная полоса: там до того дошло, что подлые европейцы заморозили его виллу в Антибе стоимостью 80 миллионов евро, так что ему пришлось как какому-то полнейшему нищеброду валить в ОАЭ, а разве ж это жизнь?
Ну и теперь Андрей Мельниченко встретился с журналистом Financial Times Максом Седдоном, которому дал откровенное интервью, где рассказал о времени и о себе.
Это интервью пересказывают в разных изданиях - в основном, с заголовками из серии "Мельниченко размежевался с Россией, Мельниченко осудил войну в Украине", - я из интереса пошел почитать - да ни черта подобного!
Судите сами - вот некоторые любопытные моменты из этой статьи (это не чистое интервью как таковое, Седдон какие-то вещи пересказывает, периодически вставляя в текст куски из интервью). Выделения в тексте жирным - мои.
Полномасштабное вторжение Владимира Путина в Украину в прошлом году сделало Мельниченко, по его словам, "изгоем", положив конец той уютной жизни, которую он вел на Западе благодаря доходам от своей процветающей империи по производству угля и удобрений.
В марте 2022 г. ЕС ввел санкции против Мельниченко за то, что несколькими неделями ранее, 24 февраля, в первый день войны, он присутствовал в Кремле на круглом столе олигархов с Путиным. Это заставило его покинуть виллу в Санкт-Морице и переехать в Объединенные Арабские Эмираты, гражданином которых он стал в 2021 году, а также исключить себя из числа бенефициаров траста, владеющего его империей. Его моторная яхта A стоимостью $300 млн. стоит здесь на причале, что является безопасным убежищем по сравнению с ее старшим братом, парусной яхтой A стоимостью $600 млн., которая была конфискована итальянскими властями в Триесте.
Однако рост цен на удобрения во время войны удвоил состояние Мельниченко, которое, по данным российского издания Forbes, превысило $25 млрд. И для московской элиты ОАЭ - самое подходящее место для траты этих денег. Запрещенные на Западе, богатые россияне, такие как Мельниченко, чувствуют себя как дома в Дубае, где царит атмосфера блеска и яхт.
Мельниченко признается, что война застала его врасплох. Он прилетел в Москву с обычным визитом в Кремль, как он ожидал, по поручению Российского союза промышленников и предпринимателей - лоббистской группы олигархов. "С чиновниками приходится встречаться довольно часто. Как еще можно работать в стране?" - говорит он. "Ты просыпаешься и видишь по телевизору летящие ракеты, и у тебя есть выбор - ехать или нет. Как можно не поехать?"
Представители российской бизнес-элиты сидели с опухшими лицами, когда Путин рассказывал им о том, что его вынудили начать войну, и требовал, чтобы они сплотились вокруг Кремля. Многие из присутствующих сокрушались, что империи, на создание которых они потратили десятилетия, разрушены, и погружались в отчаяние.
Но Мельниченко, как я узнаю во время нашего четырехчасового обеда, не из тех, кто отчаивается. Он неоднократно упоминает недавнее выступление директора ЦРУ Уильяма Бернса, который сказал, что мир переживает "пластический момент", подобного которому не было со времен окончания холодной войны. "Очень многое меняется", - замечает Мельниченко.
Потрясения войны оказались недостаточными для того, чтобы Мельниченко осознал, что его прежняя жизнь закончилась. Он вернулся домой в Швейцарию, затем отправился отмечать свой день рождения на гору Килиманджаро, а через день узнал, что ЕС ввел против него санкции.
"Честно говоря, я этого не ожидал", - сказал он. "Я живу в Швейцарии уже 14 лет. Я не делаю оружие для войны. Я делаю еду для людей и энергию для электростанций по всему миру. Я не пропагандирую войну. Я не участвую в политике. В чем смысл?"
Вводя массовые санкции против олигархов, Запад надеялся, что они поднимутся на защиту своих богатств и устроят дворцовый переворот против Путина или, по крайней мере, потребуют прекращения войны. Я спрашиваю Мельниченко, почему этого не произошло - неужели Путин и его спецслужбы слишком укрепились, а олигархи слишком слабы? Но Мельниченко, похоже, вовсе не считает, что Путин несет главную ответственность за войну.
"Это была глобальная ошибка. Люди, которые пытались ее остановить, не справились со своей задачей", - говорит он. По мнению Мельниченко, Запад выпустил ситуацию из-под контроля, решив, что Россия - это "ржавая бензоколонка", находящаяся в терминальном упадке из-за чрезмерной зависимости от нефти и газа. "Что делать слабеющей державе? Вы не можете решить внутренние проблемы? Тогда вы вступаете в войну".
Путин много раз говорил, что у него не было другого выбора, кроме как начать войну, но, как я отмечаю, всегда представлял это как свое решение.
Но "жизнь гораздо сложнее", - говорит Мельниченко. Владимир Зеленский несет ответственность за войну, потому что "в своей предвыборной кампании он ставил целью избежать войны, но своим крайним непрофессионализмом спровоцировал на нее сильного, агрессивного соседа". Бёрнс" ЦРУ провалился, когда США рассекретили разведданные о том, что Путин планировал вторжение. "Это означает, что он плохо выполнил свою работу и не смог добиться того, что ему было нужно - избежать войны".
Мельниченко говорит, что "ответственность коллективная", поэтому я спрашиваю его, чувствует ли он какую-либо вину за войну. "Я абсолютно не считаю себя лично ответственным за те трагедии, которые произошли", - говорит он, настаивая на том, что вина лежит на мировых лидерах. "Пытаться разобраться, кто виноват, а кто нет, очень опасно".
...
Гораздо больше Мельниченко волнуют более широкие последствия санкций против него, которые стали частью глобального противостояния за экспорт зерна из черноморских портов Украины. Эти санкции, которые, по его словам, привели к росту мировых цен на продовольствие и спровоцировали голодный кризис в бедных странах, Мельниченко сравнивает с американской ядерной бомбардировкой Хиросимы. "Она не поразила много военных целей, исход войны был уже предрешен, а страдания [от нее] огромны", - говорит он. "Это абсолютно то же самое".
Затем Мельниченко тратит немало усилий на то, чтобы заставить меня согласиться с ним в этом вопросе, отмахиваясь от моих возражений, что он не прав, когда в таких выражениях осуждает санкции, оставаясь при этом столь двусмысленным в отношении их первопричины - войны, которую начала Россия. "Если вы причиняете вред миллионам людей, которые не имеют никакого отношения к конфликту, то вы - военный преступник", - говорит он, доказывая, что санкции - это экономическое оружие массового поражения. Не надо прятаться за термином "сопутствующий ущерб" - это преступление. И неважно, почему вы это сделали".
Я спрашиваю Мельниченко, является ли преступлением то, что Россия делает на Украине. "С моей точки зрения, да", - отвечает он. Впоследствии он связался с FT и сказал, что его ответ относится к конкретным эпизодам нападений на гражданские объекты, которые, по его мнению, являются преступлением.
"На мой взгляд, многие события... еще раз повторюсь, я не нахожусь на месте событий, я не эксперт, я не могу описать тот или иной конкретный случай".
Но он видел те же фотографии разрушенных городов, что и я, говорю я. "Опять же, я не был на месте, что я могу сказать? Мы здесь отвлекаемся. Война поднимает на поверхность всевозможных одиозных людей с обеих сторон. Военные преступления, безусловно, есть с обеих сторон. Это происходит в любой войне. Это естественно. Неважно, кто ее начал".
Не сумев убедить его в том, что это важно, я спрашиваю Мельниченко, что он думает о военачальнике Евгении Пригожине, чьи военизированные формирования "Вагнера" устроили неудачный мятеж за две недели до нашей встречи. (Через несколько недель после этого Пригожин погиб при невыясненных обстоятельствах в авиакатастрофе).
Мельниченко считает, что стабильность путинского режима зависит не столько от внутренних конфликтов, сколько от его способности выиграть войну. "Как будет выглядеть руководитель моей страны через пять лет? Тем, кто защитил страну от паразита, который рос и мог бы расти еще больше, но он не дал ему переступить черту? Или неудачником, который замкнулся в себе и стал принимать маниакальные решения? Победитель решит", - говорит он. В это время "хаос будет усиливаться... это похоже на бой гладиаторов в Колизее".
Мельниченко опасается, что долгосрочные последствия войны будут ощущаться далеко за пределами Украины. "Я не вижу тенденции к деэскалации, к сожалению, нигде. Это меня пугает", - говорит он. "Чем дольше все продолжается и чем больше ожидания [общества] не оправдываются, тем сложнее его мобилизовать. Есть предел тому, как долго пропаганда может сплачивать людей для разрушения. Люди устают от этого и хотят жить дальше. Лидеры начинают терять популярность".
Что он тут осудил-то? Осудил санкции - факт. Осудил США. Осудил Зеленского. Оправдал Путина. Вот и все интервью. А шуму-то было...