Дыра в нефтяных санкциях против РФ
Нефтяные танкеры "Симба" (слева) и "Турба" в Лаконийском заливе, Греция, 19 сентября: Ангус Беннетт/Блумберг
Декабрьская статья в Bloomberg "How Russia Punched an $11 Billion Hole in the West’s Oil Sanctions" (Как Россия пробила дыру в 11 миллиардов долларов в нефтяных санкциях Запада) - там paywall.
Вывод из статьи неутешительный.
Ежемесячный доход Москвы от экспорта нефти сейчас даже больше, чем до вторжения на Украину, что свидетельствует о провале мер по ограничению ее военного арсенала.
Ну и всякие подробности в сокращенном переводе/пересказе.
Согласованное год назад соглашение о санкциях, призванное сократить финансирование военного нападения Кремля на Украину, предусматривало ограничение цены на морскую российскую нефть в размере 60 долларов за баррель - на 24 доллара ниже средней рыночной цены за последние 12 месяцев. Вместо этого оно способствовало развитию прибыльного бизнеса для десятков трудно отслеживаемых трейдеров и судоходных компаний. По данным Bloomberg, с момента, когда нефть покидает Россию, до момента, когда она попадает к покупателям, испаряется до 11 миллиардов долларов в год.
Ограничение цен было создано для того, чтобы компании из стран Группы семи не могли предоставлять России такие услуги, как транспортировка и страхование, когда нефть продавалась по цене выше 60 долларов. В то же время Европейский союз запретил почти весь импорт нефти из России, которая до этого момента была основным поставщиком блока, что вынудило Москву пойти на поводу у двух доминирующих покупателей: Китая и Индии.План санкций был задуман как способ ограничить доходы России от продажи нефти, не вызвав при этом скачка мировых цен на энергоносители. Побочным продуктом стало изменение финансовой архитектуры нефтяной и морской торговли, которое, по мнению некоторых экспертов, будет трудно обратить вспять по окончании конфликта или после окончательной отмены существующего режима санкций. Это усилило опасения по поводу экологической катастрофы и оставило дверь открытой для того, чтобы эти невидимые нефтяные средства вновь потекли в Кремль для финансирования конфликта в Украине.
Несмотря на предварительные признаки того, что Запад реагирует на попытки сорвать российские обходные пути, власти Греции утверждают, что они бессильны предотвратить эти подпольные перевозки, происходящие прямо у берегов страны. Они происходят в международных водах, которые начинаются в шести милях от береговой линии в Лаконском заливе - участке воды, где сошлись "Турба" и "Симба".
Испания, еще одна страна-член ЕС, смогла пресечь подобную деятельность в начале этого года, оставив Грецию - крупнейшую в мире страну-владельца нефтяных танкеров - в качестве важнейшего исключения. Работая в условиях ограничения цен, суда, принадлежащие Греции, перевезли в этом году больше московской нефти, чем конкуренты из любой другой страны, кроме самой России.
Греческие владельцы смогли остаться в торговле, не нарушая правил ЕС, после того как дипломаты страны успешно пролоббировали другие государства-члены, чтобы смягчить меры, которые в противном случае ограничили бы возможности грузоотправителей торговать с Россией. По данным судоходства, греческие суда перевезли 20 % всех российских поставок нефти в 2023 году и почти треть экспорта флагманского сорта нефти Urals.
Как долго это будет продолжаться - неизвестно. Международная морская организация, надзирающая за судоходством, заявила в среду, что незаконная деятельность теневого флота нефтяных танкеров представляет собой "серьезную проблему" для экологической безопасности, и призвала к глобальному пресечению. Он обратился к государствам-членам с просьбой содействовать действиям по предотвращению незаконных операций теневого флота в морском секторе. Не называя Россию по имени, ИМО отметила, что эти суда "представляют собой реальный и высокий риск инцидентов, особенно при осуществлении переходов с судна на судно".
Важность теневого флота для Москвы очевидна - в этом году он перевез около 45% российской нефти.
Судовладельцы и трейдеры помогли России обойти пакет санкций, который изначально рекламировался как агрессивный шаг, впервые предусматривающий ограничение цен на основные товары международной торговли.
Однако с апреля по октябрь доходы России от основных источников нефтедолларов, приносящих налоговые поступления, выросли почти вдвое. Чистые доходы России от продажи нефти в октябре составили 11,3 млрд долларов и составили 31% от общих чистых доходов бюджета страны за месяц, согласно расчетам Bloomberg, которые основаны на данных министерства финансов России, но сглаживают налоговые поступления от прибыли. Этот показатель стал самым высоким с мая 2022 года и превысил показатели любого месяца за год до вторжения на Украину, которое изначально вызвало огромные колебания в экспорте страны.
Официальные данные индийской таможни показывают, что в этом году цена на российскую нефть в среднем составляла 72 доллара за баррель к моменту ее доставки в азиатскую страну. Это на 12 долларов выше, чем цены, заявленные на экспорт в России, согласно данным Института KSE, входящего в состав Киевской школы экономики и являющегося сторонником жестких санкций в отношении Москвы. Данные Argus Media, используемые для обоснования политики G-7, показывают аналогичный разрыв с марта. Учитывая, что в этом году Россия экспортировала почти 3,5 миллиона баррелей нефти в день, это означает, что около 11 миллиардов долларов уходят на то, что можно назвать спредом поставок. Часть этой суммы составляет законные расходы на доставку, но почти вся она проходит через анонимных трейдеров или неизвестные транспортные компании.
До вторжения на Украину в феврале 2022 года основную часть российской нефти обрабатывала крошечная клика сверхмощных торговцев, работающих из таких мест, как Лондон и Женева.
Vitol Group, Glencore Plc и Trafigura Group были доминирующими силами. В 2021 году они перевезли около 40 % уральской нефти. Эта троица компаний публично вышла из торговли российской нефтью вскоре после вторжения, когда перспектива санкций стала реальностью. На смену им пришла целая армия более мелких и трудно отслеживаемых организаций с неясной принадлежностью и штаб-квартирами от Гонконга до Дубая.
Не считая российского ПАО "Лукойл", China National Petroleum Corp. и Indian Oil Corp., пять крупнейших покупателей российской нефти сегодня - все они были неизвестны на момент начала нападения на Украину. Одна из них была зарегистрирована только после вторжения, согласно данным Института KSE и документам компаний.
Некоторые из них, включая, казалось бы, вдохновленную Гарри Поттером компанию Bellatrix Energy и Nord Axis Ltd, тесно связаны с отдельными российскими производителями. Например, за первые девять месяцев 2023 года Bellatrix обрабатывала около 20 % поставок "Сургутнефтегаза", третьего по величине экспортера страны за этот период, согласно данным Института KSE. В 2021 году, в первый год после своего создания, она не обработала ни одной партии. В то время как Nord Axis, основанная в Гонконге 15 февраля 2022 года - всего за девять дней до вторжения на Украину, - покупает сырую нефть только у ПАО "Роснефть". В этом году государственный чемпион по добыче использовал начинающую фирму почти для трети своих продаж.
...
Главный вопрос заключается в том, действительно ли США и их союзники хотят ограничить потоки российской нефти, что потенциально приведет к росту мировых цен на топливо - в год выборов Байдена. Если нет, а именно так считают многие нефтетрейдеры и аналитики, то у Москвы есть обходные пути: от теневого флота до поощрения западных поставщиков услуг закрывать глаза на потенциально ложные свидетельства трейдеров о цене, по которой они покупают нефть.