Адрес для входа в РФ: exler.wiki

Бурлаки на Волге

13.08.2021 17:06  24976   Комментарии (161)

Кто же не знает знаменитую картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге"? Нам в школе рассказывали, что великий художник отобразил тяжелейший труд самых угнетаемых работников в царской России. И, мол, если бы не Великая Октябрьская Социалистическая Революция...

Однако оказывается, что все было несколько не так.

Вопреки расхожему мнению, бурлаки на Волге зарабатывали больше, чем художник Репин, который их нарисовал. Его картина в советское время считалась символом угнетения рабочего люда в царской России. Мол, вот несчастные полуголодные бедняки работают как лошади, за три копейки тягая судна по Волге.

На самом деле все было не так. Бурлаки и зарабатывали неплохо, и работа их строилась иначе. По берегу они особо ничего не таскали. На трудных участках судоходного пути, где парусные и весельные торговые корабли шли против течения, вперёд посылали лодку, которая бросала якоря. От лодки на корабль тянулись тросы, которые крепились к барабану. Бурлаки - сильные здоровые мужики, стоя на корабле, тянули тросы от носа к корме, наматывая их на барабан, тянувший кораблик вперёд, преодолевая течение. На берег они сходили редко, обычно, чтобы снять корабль с мели или вытащить поломанное судно.

На картине Репина они как раз вытягивают судно, севшее на мель. Флаг перевёрнутый вверх ногами, который вы видите на картине - сигнал бедствия или поломки. Причём для этого рода работ, сходя на часто заболоченный илистый берег, бурлаки, чтобы не замарать обычную одежду, надевали рванину и старьё.

Теперь о зарплате. В середине 19 века обычный бурлак зарабатывал в месяц 60-80 рублей, а шишка - командир артели бурлаков - 100-120.Для сравнения земской врач и учитель гимназии - средний класс тогдашней России, получали в среднем 80 рублей в месяц. Фельдшер - 35-40. По сути, рядовой бурлак зарабатывал на уровне среднего класса, а командир артели и вовсе был обеспеченным человеком.

При этом в судоходный сезон бурлаков кормили за хозяйский счёт. То есть, деньги они свои не тратили, и могли потом полгода на них жить или открыть свой бизнес. Что многие и делали. Шишки потом становились командирами речных судов, а многие обычные бурлаки, сколотив состояние,  уходили в купцы или покупали землю для ведения сельского хозяйства.

Да, труд был тяжелый, но хорошо оплачиваемый, нормальный вариант для здорового мужика, не чурающегося физической работы. Бурлаком пару лет проработал писатель и Гонзо-репортер Владимир Гиляровский, отпрыск зажиточной дворянско-казацкой семьи. Не проявив прилежности в учебе, он сбежал познавать Россию в бурлаки, где нашёл применение своей недюжинной силе, а заодно побывал во всех прибрежных городах Приволжья и Поволжья.

Зажиточность бурлаков доказывает и другой факт. Многие роскошные церкви, стоящие вдоль Волги-матушки, были построены на деньги бурлацких артелей.

Таким образом, на картине Репина мы видим не отчаявшихся голодных бедняков, а представителей обеспеченного среднего класса, которые вытягивают судно с мели, облачившись в старую рванину, чтобы не пачкать основную одежду, в которой они работают на судне.

Репин, к слову, писал эту картину три года, а продал за 3000 рублей. Заработок небольшой бурлацкой артели за два месяца) шёл бы не в художники, а в бурлаки, был бы побогаче в юности) (Отсюда.)

Комментарии 161

А еще, смысл картины не в том чтобы отобразить бурлаков, а в том, что Россия отвернулась от прогресса. В это время когда цивилизованный мир индустриализировался в России продолжали использовать ручной труд. С паровыми машинами много работяг оставалось без работы. По преданиям Екатерина по этому поводу сказала - либо пьянство, либо машины...
16.08.21 10:41
0 1

Статья очень хорошая, но с Репиным все не правильно. Передвижники, особенно первые, зарабатывали очень хорошие деньги. Уж точно поболее бурлаков) И Репин не писал картину три года. Дело в том, что любой художник пишет сразу минимум с десяток сюжетов, в нужный день работая над тем или иным полотном. Кроме того, один сюжет он мог повторять по несколько раз, что увеличивало скорость работы в разы. Вспомните, сколько березовых рощ Куинджи висит в музеях СНГ? А сколько работ Репина? А были еще и этюды, которые тоже, как мне кажется, неплохо продавались. А для того, что бы написать "На острове Валааме", нужно было сделать минимум 40-50 этюдов, потом разложить их и уже с них работать. Ну и есть еще байка или нет, про то как Айвазовкий вообще писал большое полотно, а потом резал ешо на несколько частей и продавал) Хотя мне, если честно, верится в это с трудом...Это были очень известные мастера и очередь на заказы у них было просто бесконечной. Так что бурлаки по сравнению с передвижниками просто крестьяне)
15.08.21 13:57
0 2

К выше изложенному, можно добавить, что Илья Репин претендовал данной работой на большую золотую медаль Академии художеств, но она уплыла Генриху Семирадскому за работу "Христос и Мария Магдалина" - выдающееся полотно позднего, драгоценного академиста (угасла и эта свеча направления в живописи).
Репин, часто и последовательно пользовался приёмом передёргивания истории ради эффекта, но академики были людьми не глупыми, много всего повидавшими, и не купились на сверх популярную народность.
15.08.21 01:17
3 1

Так и вижу как бурлаки съезжались в своих каретах на берег, служанки их переодевали из камзолов в рванину, чтобы те "не испачкалась" и они принимались за свою высокооплачиваемую работу на зависть врачам и художникам.
14.08.21 20:14
1 11

A меня со школы интересует вопрос: почему судно не притягивает к берегу, следуя вектору движения?
14.08.21 15:12
1 2

A меня со школы интересует вопрос: почему судно не притягивает к берегу, следуя вектору движения?
Так действительно будет, если прикрепить трос к бушприту. А вот если к борту ближе к корме, то судно развернется аж к противоположному берегу.
Правильно, с учетом всех факторов, закрепленный трос потребует совсем незначительных усилий рулевого для удержания судна на курсе.
16.08.21 13:24
0 1

Тянули против течения. По течению тянуть не нужно.
Разумеется. Для работы руля имеет значение скорость относительно воды, а не берега. 5+ - это именно она. А скорость хода бурлаков похоже была заметно меньше.

Тянули против течения. По течению тянуть не нужно.

На таких скоростях он разве не бесполезен?
Скорость течения + скорость хода бурлаков. Думаю от 5 км/ч, это немало.
14.08.21 17:25
0 0

На таких скоростях он разве не бесполезен?
14.08.21 16:57
0 0

A меня со школы интересует вопрос: почему судно не притягивает к берегу, следуя вектору движения?
У судна есть руль.
14.08.21 15:31
0 6

Расия, которую мы потеряли... тема хруста французской булки не раскрыта
14.08.21 11:56
2 12

Репин продал картину за 37 зарплат врача. Если это перенести на реалии современного капиталистического мира, то ха 3 годовых зарплаты врача можно купить очень приличное жильё, например. В общем, неплохо продал 😄
14.08.21 11:09
0 1

Гонзо-репортер Владимир Гиляровский
, my ass!
14.08.21 09:18
0 3

Вот в тему.
14.08.21 08:32
0 6

Хрустобулковство!!!
"Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется
То бурлАки идут бечевой..."
(Некрасов)
Да и Гиляровский не в восторге был от бурлацкого труда и заработков. Он ещё и зимогором был (рабочий рудника, живущий там же). Тем ещё больше платить нужно, чем бурлакам. Но работали от безысходности за гроши и еду.
14.08.21 07:21
0 9

Трудно прочитать мемуары что ли? Как бурлаки спали на песке. Как чтобы оживить закостеневшего человека, в него вливали с утра 200 грамм водки.
Как его называли Володя бешенный.
Там всё написано...
31.08.21 05:08
0 1

В каком месте он был не в восторге от бурлацкого труда? Тяжёлый, да, но речь про гроши не шла.
14.08.21 17:28
0 0

Блин, всё это стократно в коментах уже написали и описали.
14.08.21 08:34
0 2

Мой прадед работал амбалом (портовый грузчик), считался зажиточным человеком.
Про Великую Октябрьскую очень хорошо у Аверченко, приведу полностью:

Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого гнусного хозяина кровопийцы поденную плату за 9 часов работы — всего два с полтиной!!! «Ну, что я с этой дрянью сделаю?.. — горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью... — И жрать хочется, и выпить охота, и подмётки к сапогам нужно подбросить, старые — одна, вишь, дыра... Эх, ты жизнь наша распрокаторжная!!» Зашёл к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подмёток.

— Есть ли на тебе крест-то? — саркастически осведомился Пантелей.

Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своём месте, под блузой, на волосатой груди сапожника. «Ну, вот остался у меня рупь-целковый, — со вздохом подумал Пантелей. — А что на него сделаешь? Эх!..» Пошел и купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос, — так разошёлся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось. И когда уселся бедняга Пантелей за свой убогий ужин — так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть не заплакал.

— За что же, за что... — шептали его дрожащие губы. — Почему богачи и эксплуататоры пьют шампанское, ликёры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме простой очищенной, да консервов, да ветчины — света Божьего не вижу... О, если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу!.. То-то мы бы пожили по-человечески!..

Однажды, весной 1920 года рабочий Пантелей Грымзин получил свою поденную плату за вторник: всего 2700 рублей. «Что ж я с ними сделаю, - горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. — И подмётки к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить чего-нибудь — смерть хочется!» Зашёл Пантелей к сапожнику, сторговался за две тысячи триста и вышел на улицу с четырьмя сиротливыми сторублёвками. Купил фунт полубелого хлеба, бутылку ситро, осталось 14 целковых... Приценился к десятку папирос, плюнул и отошёл. Дома нарезал хлеба, откупорил ситро, уселся за стол ужинать... и так горько ему сделалось, что чуть не заплакал.

— Почему же, — шептали его дрожащие губы, — почему богачам всё, а нам ничего... Почему богач ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит папиросы, а я, как пёс какой, должен жевать черствый хлеб и тянуть тошнотворное пойло на сахарине!.. Почему одним всё, другим — ничего?..

Эх, Пантелей, Пантелей... Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!...
14.08.21 07:11
0 24

10-12 руб. в день? Достаточно гуглануть, что можно было купить на рубль в то время - грузчики-то реально жили лучше, чем сейчас.
16.08.21 10:24
0 0

Про грузчиков все у того же Гиляровского хорошо. 10-12 руб. в день. Сотенный товарищам зашитый оставил, ещё около сотни с собой было когда отец приехал. Думаю фабричные рабочие таким доходам обзавидовались бы.
14.08.21 17:47
0 1

Инфа из абсолютно бесового и политизированного телеграмм-канала?!! Да ладно!
14.08.21 06:59
0 8

И как это никто раньше не заметил по нечесаным шевелюрам, нестриженым бородам и рваной одежде, что это зажиточный средний класс?
Ведь у этих богачей прям на неумытой роже написано как они счастливы делать свою высокоплачиваемую работу.
14.08.21 02:31
1 30

Этот Репин - пятая колонна оказался. Оболгал Россиюшку.
13.08.21 23:59
0 11

Вот кто цифры любит www.emomi.com .
Упоминается вариант с якорями при определенных условиях, но предпочтение - бечевой.
13.08.21 23:46
0 4

Да….
А вот на канале бесогон говорят, что Бил Гейтс всех чипирует.
Тоже наверное правда.
ab
13.08.21 22:48
0 19

Ну, исходя из сведений, изложенных в самой же статье, несложная арифметика показывает, что своей картиной Репин заработал как раз столько же, сколько получил бы, если бы все это время проработал бурлаком - причем это если предположить, что все эти три года он кроме написания этой картины больше ничего не делал. А сравнивать заработок одного человека с доходом целой артели - манипулятивно и некорректно.
13.08.21 21:50
0 21

"Самые сильные ощущения при буксировке бечевой испытываешь, когда лодку тянут барышни. Слова тут бессильны, это надо пережить. Для того чтобы тянуть бечеву, необходимо не менее трех барышень: две тянут веревку, а третья прыгает вокруг них и заливается смехом. Начинают они обычно с того, что запутываются в веревке. Они обматывают ею ноги, и им приходится усаживаться на тропинке и распутывать друг друга, а потом они заматывают ее вокруг шеи и им грозит удушение. Однако в конце концов они справляются с веревкой и принимаются бежать изо всех сил, ведя лодку на угрожающей скорости. Через каких-нибудь сто ярдов они, естественно, выдыхаются, ни с того, ни с сего останавливаются, бросаются на траву и хохочут, а вашу лодку относит на середину реки и начинает вертеть, прежде чем вы успеваете понять, что произошло, и схватиться за несла. Тут они встают и начинают удивляться."
13.08.21 21:40
0 25

Вот так тянут? О, да.... Барышни.
31.08.21 05:11
0 0

Извините, забыл смайлик поставить)
14.08.21 12:02
0 1

Конечно, другое - прогулочная лодочка и груженая баржа.
14.08.21 07:58
0 2

"Самые сильные ощущения при буксировке бечевой испытываешь, когда лодку тянут барышни."
Вы не понимаете, это другое.
13.08.21 23:36
1 0

Монморанси одобряе
13.08.21 23:31
0 8

А чего-ж они тогда грустные такие - зажиточные наши?
13.08.21 20:46
1 8

Есть атрибуция?
14.08.21 15:59
0 0

Это освобождённые от буржуазного гнета советские женщины.
Нет. Это 1900 год.
14.08.21 12:05
0 0

Это освобождённые от буржуазного гнета советские женщины.
14.08.21 09:58
3 2

А чего-ж они тогда грустные такие - зажиточные наши?
Вот-вот! Особенно, те, которые справа расположены! Жизнерадстны, что писец!
А так, давайте честно рассуждать: так и шахтерам платят много больше, чем среднему классу, и еще ряд работ есть, где ЗП выше, чем в округе. Только, что-то радости нет в глазах этих людей. Да, нынче, в самых топовых по уровню жизни странах, платят за физический труд вполне адекватные деньги. Но! Таких стран в наше время несколько штук на весь глобус, а уж чтобы такое происходило в те времена... да фиг я поверю! Может, конечно, сама ЗП и была достаточно большой, только явно, счастья она мало кому принесла.
14.08.21 09:53
0 6

Вот фото.
14.08.21 07:35
0 3

Никто ещё не постил?
13.08.21 20:42
3 10

Сам Гиляровский недвусмысленно приравнивал бурлаков к бандитам. Свои суда они охраняли, чужие грабили. Деньги пропивали, как и положено. Случайных людей в ватагах не было. Статейка посредственная, как и тонны мусора в интернете. Суда они именно тащили против течения по самому волжскому пеклу. Умирало немало, труд был тяжелый, да и опасный вдобавок.

Бур-лохИ -- жаргонноe обозначалово pоссийской нефтедобывающой компании
13.08.21 19:47
12 4

Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще...»

Врал Некрасов???
13.08.21 19:37
0 11

И даже не своеобразная, а безобразная.
14.08.21 07:32
0 1

зачем же всех. Одному уже была бы польза.

Некрасов пошел бы и помог, пффффф.
На Эхе была интересная передача про Некрасова в цикле "Все так плюс". Там Кузахметов рассказывает, какая это своеобразная была личность.
13.08.21 20:07
1 5

Не совсем понятно, о чем врал Некрасов в приведенном четверостишии?
13.08.21 20:05
1 1

На всех бурлаков Некрасова не хватит.

Некрасов пошел бы и помог, пффффф.

Чо там три года рисовать?! Я вам за полчаса намалюю не хуже!
13.08.21 19:36
1 8

B пиндосских странах течнического прогресса у бурлаков (и других представителей среднего класса) отобрали высооплачиваемую работу и заменили тягловой силой (Рис. 1). Нескрепнo.

На Рис. 1 кони идут по "Tow Path" ("тягловая тропа"). В Америце и Англии таких каналов очень много, по ним возили уголь. Сейчас переделали tow paths в велосипедные дорожки. Где бы не жил, всегда был некий канал и Тоу Пат/c/ф. (высоко-квалифицированным 6урлакам не были нужны тропы, они прям так, по колдоебинам и проч.)

Каналы могут быть десятки километров, бежишь себе и бежижь. Время от времени всякие шлюзы-х£юзы с шестеренками и пр. А в Англии на них плавают длинные лодки, и люди сами открывают и закрывают шлюзы за собой. Я как-то у коллеги-англика спросил, что будет если на канале ради прикола открыть все шлюзы. Он покачал головой, и сказал, что только русский мог такой вопрос задать.

***
Рис. 1
13.08.21 19:35
1 11

Работа по разгурзке вагонов и сдаче плазмы крови тоже пользуется незаслуженно плохой репутацией.
13.08.21 19:23
0 10

Вакцинированных как раз отвод.
Только переболевшие невакцинированные годятся
15.08.21 19:14
0 0

В мск за плазму вакцинированного платят между прочим 5 тыс + возмещение питания пару тысяч. Осталось научиться каждый день сдавать 😄
14.08.21 10:00
0 2

Именно! И можно совместить -- капельницу и мешки одновременно
13.08.21 22:46
0 4

А ведь можно неплохие деньги зашибать, а не в офисе скрепки перекладывать
13.08.21 21:57
0 5

Хотелось бы ещё посмотреть на бурлаков на Майне или бурлаков на Сене.
13.08.21 19:23
0 1

Бельгия
14.08.21 08:27
0 3

Ian Berry | The English Man hauls a barge of coal along the canal at the Kellingley Coal Mine. Yorkshire, England. 1969.
14.08.21 08:25
0 2

Хотелось бы ещё посмотреть на бурлаков на Майне или бурлаков на Сене.
Барельеф в Дрездене.
14.08.21 08:18
0 4

Есть бурлаки на Ниле

А вообще вики почитайте.. оказывается, в некоторых местах их труд использовался до середины 20-го века
13.08.21 19:28
0 1

Меня с детства, как в школе эту картину изучали, мучал вопрос..

Ну ок! Они тянут судно! Хотя, конечно, это странно с учетом того, что оно парусное.

Ну вот тянут они его по берегу, идут по песочку. Но река ж не идет от Астрахани истока вот так вот сплошняком ровно и по песочку )) А притоки а холмы? а скалистые какие-то берега? а болотца?
Что-то тут не то, думал я!!

А вон оно че оказывается!!! Вот так да, вот так все встает на свои места!!!!
13.08.21 19:22
9 10

Так погуглите "бечевник", там целый свод регуляций по тропам был, а местами мостики сохранились, можно съездить посмотреть.
14.08.21 10:19
0 0

Это только первый раз
14.08.21 07:27
1 2

Он имел ввиду что не везде берег ровный как на картине, и не везде можно пешком идти.
13.08.21 20:15
0 8

>>>Зажиточность бурлаков доказывает и другой факт. Многие роскошные церкви, стоящие вдоль Волги-матушки, были построены на деньги бурлацких артелей.

Зажиточность российских граждан доказывает и другой факт. Все роскошные храмы РПЦ и ролексы патриарха были куплены на деньги российских граждан
13.08.21 19:19
2 45

Оно, конечно, в СССР было много пропаганды. Но и от этого текста остаётся впечатление лапши наушной.
13.08.21 19:01
1 49

То, что с бурлаками не все ладно, говорит простая логика. Тащить судно пехом реально либо с мели, как на картине, либо в каком то узком особом месте. Потому, сам рассказ о бурлаках, которые тащат на себе корабль, плывущий по реке, просто нелеп.
Простая логика – оно, конечно, хорошо...
Только вот простая история говорит, что бурлаки использовались именно для поднятия судна вверх по течению – когда паруса почти бесполезны (особенно для тяжелогружёных торговых посудин), и течение всё равно оказывается сильнее.
И такой работы было реально много – торговля-то шла в обе стороны, не только в одну.

P.S. Когда же ветер был попутный, то у бурлаков была уже иная проблема – постоянно следить за тросом с корабля, чтобы не провис и не промок в воде. И идти приходилось намного быстрее. Полегче, конечно – но топать пёхом целый день практически без отдыха тоже задачка не из простых, знаете ли...
P.P.S. Ну, а что касается самого материала – бред сивой кобылы. Даже самый тяжёлый, но (не- или низко-)квалифицированный труд – никогда не оплачивается высоко. То есть, в хороший сезон теоретически артель действительно могла зарабатывать несколько больше художника Репина – только вот в расчёте "на рыло" получалось куда как меньше (мягко говоря)...

Тащить судно пехом реально либо с мели, как на картине, либо в каком то узком особом месте.
C мели тащить довольно сложно, для этого есть другие способы (тот же якорь с кормы и лебедка); штат из 20 мужиков для этого с собой возить не будут.
14.08.21 02:51
0 3

То, что с бурлаками не все ладно, говорит простая логика. Тащить судно пехом реально либо с мели, как на картине, либо в каком то узком особом месте. Потому, сам рассказ о бурлаках, которые тащат на себе корабль, плывущий по реке, просто нелеп.
Другое дело, если речь о барже, идущей против течения в штиль, когда паруса не работают.
В общем, думаю в этом материале вполне нормально рассказано. Разве что насчет среднего класса это перебор.
Все таки работа сезонная, скорее, бурлаки были средним классом среди работяг.
13.08.21 19:29
14 4

Невзоров, небось, писал. Под теми же забористыми грибами, что и про худ гимнастику 😄
13.08.21 19:17
5 20

Зажиточность бурлаков
То-то же столько из них "выбились в люди"... Мда уж...
Не говоря уж о том, что, если бы работа якобы действительно была такая "прибыльная", как пишут аффтыри канала "Сыны Монархии" (sic!!!))) – туда бы очереди стояли, всё крестьянство плюнуло бы на свои пашни, да сплошь подалось бы в бурлаки... ))

P.S. Впрочем, чего ещё ожидать от унылого монархистского на всю башку православнуто-националистического ТГ-канала (скорее всего, тоже малофеевского), ярых поклонников "Царьграда" и даже... Просвирнина? ?

Очень не всякий крестьянин я бы сказал.
Не всякий, верно. Но многие уж точно предпочли бы тянуть лямку за "хорошие деньги" (ну, как тут уверяют)) вместо полунищенского существования...

P.S. С нынешними вахтовиками сравнивать неуместно. Там требуется наличие профессии, а не просто "впрягайся и тяни".

туда бы очереди стояли, всё крестьянство плюнуло бы на свои пашни,
Серьёзно? Вот прямо чтоб присоединиться к артели с адской работой ( без всякой охраны труда) и полууголовными порядккми крестьянин бросил бы свою пашню. Очень не всякий крестьянин я бы сказал. Сейчас есть работа вахтовым методом с нормальной оплатой. И что, все мужское население депрессивных моногородов и пгт работает вахтой? Да ничуть не бывало.

То-то же столько из них "выбились в люди".
Social lift -- веревочка и бaлка.

Да, обеспеченный средний класс - это сказано сильно. Учитывая, что в основном это была деревенская беднота, для которой найм на подобную работу был одной из немногих возможностей вырваться из нищеты.
Но в целом здравое зерно присутствует. Платили бурлакам значительно больше, чем мог заработать средний крестьянин, кормили калорийно, тогда как в деревнях частенько недоедали. Что работали в обносках, так при такой работе одежда изнашивается быстро и только слабоумный наденет новое. Деньги в сезон им тратить было не на что особо, так что если бурлак не был склонен к гульбе (а склонных было очень много, отсюда и люди, бурлачившие до старости), вполне мог здорово поправить финансовое положение.

А Некрасов - поэт, конечно, талантливый, но пропагандист, описанное в стихотворении явно не могло быть типичной ситуацией. Элементарно, какой атаман принял бы в артель больного человека? Работать он будет плохо, а заплатить ему придётся вровень со всеми - артельный принцип. Героя стихотворения либо не взяли бы, либо (если бы заболел уже в процессе) при первой возможности избавились от него.
13.08.21 18:44
9 9

Ничего, великая октябрьская всех освободила и отправила на великие стройки Гулага, где не платили даже и 30 копеек в день.
13.08.21 18:35
10 21

Нет, это фото 1900 года.
14.08.21 12:08
1 4

Фпереди -- Ди Каприо в женском облачении
13.08.21 19:44
2 2

Получается прямо не "Бурлаки на Волге", а "Хипстеры тянут увязший в грунте баркас с брускеттой, авокадо и мешками Molinari Qualità Rosso на бранч в "СтарбаксЪ"
13.08.21 18:23
1 25

Получается прямо не "Бурлаки на Волге", а "Хипстеры тянут увязший в грунте баркас с брускеттой, авокадо и мешками Molinari Qualità Rosso на бранч в "СтарбаксЪ"
....
поменяв свои скинни и кеды на онучи и грязные лапти, опоздав в барбершоп безвозвратно, не успев закусить утром ранним свежим смузи и ягодным маффином
13.08.21 18:46
1 7

В раннем детстве (самое начало 70х) я, слыша название картины "Бурлаки на Волге" был уверен, что "Волга" - это автомобиль (тогда ГАЗ-24 - "новая" "Волга" только появились, а всё больше было "старых" 21х "Волг"). А кто такие бурлаки - я и не задумывался. И, кстати, в названии оперы "Запорожец за Дунаем" тоже представлял автомобиль марки "Запорожец". Вот такое извращение.

Интересно, что украинское слово "бурла́ка" я понимал вполне правильно. Это вообще бродяга, бомж, или человек, не имеющий постоянной работы и нанимающийся на разную не квалифицированную временную работу. Дед говорил: "Закрий фіртку (укр. калитка), бо бурлака зайде!"
13.08.21 18:21
1 13

Я, когда слышал название, то обычно и саму картину в этот момент видел.
14.08.21 07:42
0 0

кто такие бурлаки
"I should be bewer-lucky, lucky, lucky, lucky!" 😄

Дед говорил: "Закрий фіртку (укр. калитка), бо бурлака зайде!"
Закрой варежку, муха залетит.
13.08.21 18:53
3 4

Когда-нибудь нашим потомкам также откроют глаза: "На з/п 17 000 рублей, которую было принято считать нищенской, можно было безбедно прожить целый месяц на макарошках, молоке, хлебе и яйцах, если не роскошествовать и не вдаваться в грех чревоугодия". ?
13.08.21 18:15
2 53

Про бурлаков и их сладкую жизнь есть хорошая книга "Подлиповцы", автор Решетников. Написана в 1864 году, так что это явно не советская пропаганда.
13.08.21 18:07
0 19

> Зажиточность бурлаков доказывает и другой факт. Многие роскошные церкви, стоящие вдоль
> Волги-матушки, были построены на деньги бурлацких артелей.

Ну давайте откроем Гиляровского. "Старые бурлаки, люди с бурным прошлым и с юности без всяких паспортов, молчали: им полиция опаснее холеры. У половины бурлаков паспортов не было." "Эх, кабы да старое вернуть, когда этих пароходищ было мало! Разве такой тогда бурлак был? Что теперь бурлак? Из-за хлеба бьется! А прежде бурлак вольной жизни искал. Конечно, пока в лямке, под хозяином идешь, послухмян будь… Так разве для этого тогда в бурлаки шли, как теперь, чтобы получить путинные да по домам разбрестись? Да и дома-то своего у нашего брата не было… Хошь до меня доведись. Сжег я барина и на Волгу… "

Обеспеченный средний класс - с бурным прошлым, без паспорта, боящиеся полиции, сжигающие бар. Нормальный вариант для здорового мужика, да.
13.08.21 17:57
0 37

Вот что сам Репин пишет: "- Однако что это там движется сюда? - спрашиваю я у Савицкого.- Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на наше солнце?

- А! Это бурлаки бечевой тянут барку: браво, какие типы! Вот увидишь, сейчас подойдут поближе, стоит взглянуть.

Я никогда еще не был на большой судоходной реке и в Петербурге, на Неве, ни разу не замечал этих чудищ - "бурлаков" (у нас в Чугуеве бурлакой называют холостяка бездомного).

Приблизились. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара... Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели... Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ! Приблизившись совсем, эта вьючная ватага стала пересекать дорогу спускающимся к пароходу... Невозможно вообразить более живописной и более тенденциозной картины! И что я вижу! Эти промозглые, страшные чудища с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды. Вот пересекший лестницу передовой бурлак даже приподнял бечевку своей загорелой черной ручищей, чтобы прелестные сильфиды-барышни могли спорхнуть вниз.

- Вот невероятная картина! - крикнул я Савицкому.- Никто не поверит!

Действительно, своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз. Пароход наш тронулся дальше: мы скоро нагнали барку и видели уже с профиля и нагруженную расшиву и всю бечеву, от мачты до лямок. Какая допотопность!

Вся эта сказочная баркарола казалась мне и смешной и даже страшной своими чудовищными возницами.

- Какой, однако, это ужас,- говорю я уж прямо.- Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?

- Да, такие голоса уже раздавались.- Савицкий был умница и практически знал жизнь.- Но буксиры дороги; а главное, эти самые вьючные бурлаки и нагрузят барку, они же и разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там поищи рабочих-крючников! Чего бы это стоило!..

Савицкий мне нравился тем, что он был похож на студента и рассуждал всегда резонно.

- А ты посмотрел бы, как на верховье Волги и по всей системе каналов в лямке бечевой тянут,- произнес он. - Вот действительно уж диковинно. Там всякой твари по паре впряжено, и все дружно тянут смеясь: и баба, и лошадь, и мужик, точно нарочно, чтобы мир почудить, и все это по крутому берегу - так эффектно на воздухе рисуются.

Всему этому я уже плохо верил, я был поражен всей картиной и почти не слушал его, все думал. Всего интереснее мне казался момент, когда черная потная лапа поднялась над барышнями, и я решил непременно писать эскиз этой сцены."
13.08.21 17:57
0 30

У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны.
Прям показ мод от продвинутого кутюрье.
13.08.21 20:39
1 3

Был какой то наброс на тему того, что сравнивая картины Репина Бурлаки (рабский тяжелый труд, нет будущего, бездуховность) и Казаки пишут письмо султану (веселые свободные смелые люди сами определяют свою судьбу), можно доказать, какие разные народы русские и украинцы ... (((
13.08.21 17:54
7 3

Ну можно вспомнить, что казаки и султану служили, и русскому царю, и ляхам. В зависимости от конъюнктуры политической и, главное, выгоды. Свободные люди.
14.08.21 07:49
1 5

14.08.21 00:44
2 1

А в это время в Евросоюзе...
14.08.21 00:43
2 4

Был какой то наброс на тему того, что сравнивая картины Репина Бурлаки (рабский тяжелый труд, нет будущего, бездуховность) и Казаки пишут письмо султану (веселые свободные смелые люди сами определяют свою судьбу), можно доказать, какие разные народы русские и украинцы ... (((
14.08.21 00:42
2 2

Проще по форме черепа
13.08.21 19:31
1 2

А эти казаки лично потом повезут письмо султану в Стамбул?
13.08.21 18:52
1 0

А мы и есть разные.
13.08.21 18:22
5 6

Современные запорожцы.
13.08.21 18:21
0 7

Не, всё было совсем не так. Бурлаки питались рокфором и жили в пятикомнатных квартирах.
13.08.21 17:48
1 18

Следующая статья цикла должна открыть нам глаза на труд гребцов на галерах.
13.08.21 17:44
1 54

А то! Гангут, любимый патриотами. Первая победа русского флота и тп.
13.08.21 20:56
0 1

Аааааааааааааа! Спасибо! Чистый восторг!
Даже знакомые имена и названия мелькнули. Не в этой, конкретно, а на сайте.
13.08.21 20:47
0 1

труд гребцов на галерах.
А то. У нас главный гребец на галерах получил от корпорации дворец и аквадискотеку, ептись.
13.08.21 19:14
2 12

сесть на рум и взять весло мог только свободный человек. Это была привилегия.
Да, звание росмана (русича) надо было заслужить.
13.08.21 19:03
0 1

Ну про труд одного то мы знаем по крайней мере.
13.08.21 18:28
1 3

Ну там на самом деле есть нюанс, что на галерах совсем не рабы гребали до времен позднего средневековья.
Ну, у викингов как бы да - сесть на рум и взять весло мог только свободный человек. Это была привилегия. Если же в бою трэль (раб) брал оружие и сражался на стороне хозяина, он становился свободным человеком.
13.08.21 18:18
0 5

Ну там на самом деле есть нюанс, что на галерах совсем не рабы гребали до времен позднего средневековья.
13.08.21 17:54
1 2

Да вот тут и про гребцов, и про галеры много пишут.
13.08.21 17:53
2 0

13.08.21 17:49
0 33

Мы - одна команда, и у нас высокий среднекомандный заработок!
13.08.21 17:47
0 20

А пруфы есть? Где пруфы, Билли?
Бурлаки так-то тюрей питались, знать её себе позволить не могла, но все-же..
13.08.21 17:43
0 19

Вы шутите что ли? Вот же пруф на тг канал:
"Сыны Монархии
Русский археофутурист, светский тигр и бонвиван)
Консервативно-иронический взгляд на мир. Вы испытаете много сарказмов)"

Да они все дауншифтеры, как один.
13.08.21 19:06
0 0

Да они все дауншифтеры, как один.
13.08.21 18:09
0 6

Бурлаки так-то тюрей питались,
Ну, давайте прочитаем, что такое "тюря" - холодный хлебный суп из кусочков хлеба, сухарей или корок, покрошенных в воду, квас, простоквашу или молоко, как правило сдобренные небольшим количеством постного (растительного) масла, соли и сахара.

Веган-хипстер чистой воды, даже борода есть, какие ещё нужны доказательства?
13.08.21 17:59
0 17

"В связи с техническим прогрессом бурлачество теряло своё значение. В начале 19 в. на Волге и Оке насчитывалось до 600 тыс. Б., в 1851 около 150 тыс. С развитием пароходства число Б. ещё более сократилось. К началу 20 в. бурлачество исчезло."
Это из БСЭ.
13.08.21 17:41
1 0

К началу 20 в. бурлачество исчезло."
Это из БСЭ.
Это в БСЭ оно "исчезло"...

Что-то как раз у упомянутого Гиляровского не помню избыточного богатства рядовых бурлаков, скорее наоборот. Ещё если память не изменяет, то там именно тяга описывается в качестве основного способа движения, а никакие не барабаны. И упоминается, что бурлачество уже отходит. Что Репин несколько "приукрасил" (в обратную сторону) состояние дел на картине - отдельный разговор ещё в то время.
Дополнительно отмечу, что употребление слова "корабль" там, где должно быть "судно", "лодка", "баржа" отдельно режет глаз и выдает, что человек не понимает тематики, про которую пишет.
13.08.21 17:41
1 18

Больше, но пролетарии тех лет совсем не "средний класс". Как и большинство крестьянства.
14.08.21 15:54
0 0

Он там и цифры приводит, на круг выходит больше, чем у большинства пролетариев тех лет.
И да, в остальном описание труда бурлаков в процитированном посте - чушь полная. Расшиву вели весь путь все жн, просто большую часть времени почти не напрягаясь. Но несколько раз в день нужно было конкретно напрячься и именно тянуть судно.
13.08.21 21:25
0 1

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение.
13.08.21 17:39
0 10

Стоило бы поинтересоваться еще в каких-нибудь альтернативных источниках, а то сейчас срыв покровов на каждом шагу, а копнешь, так просто с потолка взяли. Как давеча журнилистишка один про художественную гимнастику.
13.08.21 17:37
2 43

Невзоров стебался, а тут серьёзно.
14.08.21 08:02
0 2

Волгари, то бишь.
14.08.21 03:01
0 0

Bvlgari
14.08.21 01:17
0 6

Видать, бурлаки ею и хрустели.
Булкари
13.08.21 19:24
0 11

Ну да, ведь везде был слышен "хруст французской булки". Видать, бурлаки ею и хрустели.
13.08.21 18:46
0 12

Молодые и здоровые мужики? На картине многие из них уже старики. Репин врал или рассказчик чего-то недоговаривает?
13.08.21 17:35
0 9

Это гораздо более поздняя фотография, после революции. См. обсуждение выше.
13.08.21 19:04
1 6

Я тоже подумал, что Репин нарисовал картину чисто из зависти. Сразу видна его ненависть к людям, которые зарабатывали больше него.
13.08.21 17:55
0 37

Врал, конечно! Все как на подбор...
13.08.21 17:48
3 13

Название канала "Сыны монархии" как бы намекает на степень достоверности сведений... Это все равно что читать про советское время под заголовком "Прекрасный СССР".
13.08.21 17:34
0 41

Точняк
14.08.21 07:19
0 4

Название канала "Сыны монархии" как бы намекает
на сериал "Сыны анархии"
13.08.21 19:26
0 2

Некрасов тоже, поди, заблуждался?
pishi-stihi.ru
13.08.21 17:33
1 4

13.08.21 17:28
0 24

отрубленные головы как у солдат Урфина Джюса
13.08.21 19:13
0 2

Очень сильно сомнительно, чтобы за неквалифицированный и малоотвественный труд много платили. Ни сейчас, ни раньше не было такого...
13.08.21 17:28
0 16

Очень сильно сомнительно, чтобы за неквалифицированный и малоотвественный труд много платили. Ни сейчас, ни раньше не было такого...
Ну, могу назвать пример. В Непале портеры в сезон очень неплохо зарабатывают по местным меркам. Достаточно, чтобы прожить остальной год и помогать родственникам, порой многочисленным.
15.08.21 14:33
0 0

На пятом курсе, параллельно с написанием диплома о численных методах решения интегро-дифференциальных уравнений параболического типа, пришлось пару месяцев поработать грузчиком на складе текстиля. Получал по 170 рублей чистыми. Придя на работу в контору по наладке ЭВМ получал 120 (105 после вычетов). Через полгода стал задумываться о возврате к тяжелому физическому труду, но оказалось, что с дипломом в грузчики не берут.
Так что никогда такого не было, а это всё мне приснилось.
14.08.21 14:22
1 3

Тут нужно работать не грузчиком, а начальником...
14.08.21 12:03
0 1

Это да. Тут останется только растерянному стоять с пустым кошельком и бормотать: -Как же так? Это ж вся зарплата была... Я месяц по десять часов каждый день... На всех фотографиях бледный и с красными глазами... А тут за три часа... Зачем учился я шесть лет?
Но как только попробуешь устроиться грузчиком на свежем воздухе, с удивлением узнаешь, что до тех самых грузчиков доходит зарплаты столько, чтобы с голоду не мёрли...
14.08.21 12:00
1 0

Ни сейчас, ни раньше не было такого...
Когда-нибудь вам понадобятся грузчики для квартирного или офисного переезда. Или вам нужно срочно товар со склада к себе в магазин доставить, скажем пару фур детских колясок.

И тогда вы с удивлением узнаете, что в час грузчики зарабатывают больше практически всех профессий, кроме, пожалуй программистов.
14.08.21 10:16
1 4

Еще как платили. Рекомендую Гиляровского на эту тему - он и в бурлаках побывал, и в портовых грузчиках (где тоже очень хорошо зарабатывал).
Это при том, что "дяде Гиляю" был прямой резон напраслину на те времена возводить, ибо воспоминания писал в советское время.
13.08.21 21:21
0 2

Гиляровский, кстати, писал, что в его время бурлаков использовали, в основном, купцы-старообрядцы, которые считали, что колёса пароходов крутят утопленники (т.е. всё это связано с адской магией), а потому нанимали бурлаков из религиозных соображений.
13.08.21 18:51
0 9

Очень сильно сомнительно, чтобы за неквалифицированный и малоотвественный труд много платили.
Это с учетом того, что на тоже картине на заднем плане есть пароход. Что-то мне подсказывает, что услуги парового буксира на нужном отрезке маршрута обойдутся дешевле содержание артели здоровенных лбов по расценкам выше. 😉
13.08.21 17:34
0 12

Это что же, и Некрасов врал?
13.08.21 17:21
0 2

А то до изобретения и распространения паровых двигателей в Зап. Европе сидели на попе ровно и грузы по рекам не таскали.
Разумеется, и там это всё было. Только вот закончилось раньше чем у нас – и речь именно об этом.

А то до изобретения и распространения паровых двигателей в Зап. Европе сидели на попе ровно и грузы по рекам не таскали.

Хорошо оплачиваемую - но физически ТЯЖЕЛУЮ работу - как образец угнетения.
Скорее – как образец того, к какому адскому труду приводит чудовищная технологическая отсталость. Впрочем, сами коммунисты в своё время ненамного ушли от того же самого...

Не врал скорее всего никто. Кроме коммунистов, которые ради идеологии подали Хорошо оплачиваемую - но физически ТЯЖЕЛУЮ работу - как образец угнетения.
Собственно говоря это же не только с "бурлаками" такая история.
13.08.21 17:32
11 5
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 143
exler.ru 276
авто 446
видео 4032
вино 360
еда 503
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1584
попы 194
СМИ 2776
софт 935
США 136
шоу 6