Адрес для входа в РФ: exler.wiki

10 фактов о проведённой Гитлером Олимпиаде

02.03.2023 08:00  15115   Комментарии (63)

Интереснейший материал о гитлеровской Олимпиаде 1936 года в Берлине у Валентина Лысова - "10 фактов о проведённой Гитлером Олимпиаде, самой безумной из всех". Он перевел вот эту статью Ларри Хименеса, но дополнил ее большим количеством дополнительных фотографий, так что почитать было просто очень интересно, рекомендую. Я почти ничего из всех этих сведений не знал.

Ну и самый интересный для меня факт из этой статьи.

Джесси Оуэнс завоевал в Берлине четыре «золота», в беге на сто и двести метров, в прыжках в длину и в эстафете 4×100 метров. Он был признанной сверхзвездой Олимпиады. Менее известно, что он получил небольшую помощь от члена нацистской партии Адольфа «Ади» Дасслера, производителя обуви, компания которого, Gebruder Dassler Schuhfabrik, специализировалась на обуви для легкоатлетов. Дасслер пришёл в олимпийскую деревню с намерением обуть в свой товар как можно больше спортсменов. У Дасслера не было ни рыночных, ни рекламных инструментов для продвижения своей марки, поэтому приходилось полагаться на устные договорённости. Он обратился к своему другу, тренеру легкоатлетической команды Германии, Йозефу Вайцеру, который поддержал его решимость разработать беговые туфли, которые улучшат результаты легкоатлетов. Вайцер согласился уговорить спортсменов даже из других национальных сборных попробовать обувь.

Прочтя о выступлениях Оуэнса на отборочных соревнованиях, Дасслер был особенно заинтересован в том, чтобы обуть быстрые ноги американца. Он стал побуждать Вайцера подарить несколько пар туфель Оуэнсу. Тренер колебался, так как знал, что его жизнь может оказаться в опасности, если власти дознаются, что он вступал в контакт с афро-американской звездой. Вайцер, однако, набрался смелости и тайно передал Оуэнсу две или три пары туфель, стачанных собственноручно Ади. Они были изготовлены из перчаточной кожи и усилены на носках и задниках шестью шипами. В то время они были новым словом в мире спортивной обуви. Оуэнс одержал победу на стометровке в немецких туфлях, и на третьей паре он заявил, что хочет только такие туфли или вообще никакие. Сам того не ведая, он стал первым активным продавцом товара. Весь Берлин вскоре жужжал о том, что незаурядный чернокожий американец установил три рекорда в туфлях, изготовленных в маленькой немецкой деревушке Херцогенаурах. Продажи Дасслера резко взлетели вверх. Это было всемирное признание обувной компании, которую теперь все знают по имени Ади Дасслера – «Адидас».

Комментарии 63

Про Джесси Оуэнс недавно писали:

Поговаривают, что Гитлеру не понравилось, что "неариец" так легко побеждает "арийцев", и именно по этому фюрер покинул трибуну олимпиады уже в первые дни, что бы не пожимать руку негру.

Сам же Оуэнс вспоминал эту олимпиаду тепло:

"Я не испытывал неприязни к фюреру и его расовой теории, для меня было куда важнее, что я мог пообедать в любом ресторане Берлина и ездить в любом общественном транспорте с немцами. Чего я не мог делать в Соединенных Штатах — стране, которую я представлял на олимпийских играх, стране, которой я подарил 4 медали. За такие выходки в моем родном штате Алабама, меня бы повесили на ближайшем дереве."

Вплоть до 1965 года, в США о том же что и Оуэнс, мечтал каждый 5–й американец.
03.03.23 21:52
0 0

Расскажите, битте, про фирму HUGO BOSS и ее отношения с невероятно стильной униформой СС.
03.03.23 07:57
0 0

Расскажите, битте, про фирму HUGO BOSS и ее отношения с невероятно стильной униформой СС.
Рассказываю. Она ее шила (как и многие другие немецкие компании, впрочем). Но дизайн - не их, это городская легенда. Что не отменяет того, что Босс ни разу не был ягненком, в НСДАП вступил и привилегиями пользовался без зазрения совести.
03.03.23 18:55
0 0

А Зворыкин-то Владимир Козьмич, еврей, оказывается.
А он и не знал.
02.03.23 20:42
0 0

Менее известно, что он получил небольшую помощь от члена нацистской партии Адольфа «Ади» Дасслера
Партия партией, идеология идеологией – но и "бизнес сам себя не сделает". Времена идут, мало что меняется... 🙂

ИМХО, тут как раз намного интереснее другой факт...
Ни предприимчивому Ади, ни Вайцеру – за этот вот эпизод "типа-порочащей связи" с якобы "расово неполноценными" (ну, согласно той самой партийной "идеологии")) реально ничего не прилетело от той самой партии (по крайней мере, о последствиях история умалчивает).
То бишь – партия была говно, как и большинство её членов. Опять же – времена идут, мало что меняется... ))

В первой половине 80х в СССР "кроссы" Адидас были шиком и стояли где-то в ряду с настоящими джинсами Lee, японскими двухкассетниками и французскими духами. И, вот, на одном из "классных часов", который как раз был посвящен борьбе против "вещизма" в среде старшеклассников, наша классная так и сказала: "Адидас? А вы хоть знаете, откуда это название? От имени основателя фирмы Адольфа Дасслера, который вообще был членом нацистской партии! Вы мечтаете об Адидасе, даже не задумываясь о том, что это может сделать вас неофашистами!"

В общем, весело жили в позднем застое... вечело.
02.03.23 16:17
0 11

- Какую страну просрали!
- Не беспокойтесь, уже насираем обратно.
02.03.23 16:43
0 9

Вы мечтаете об Адидасе, даже не задумываясь о том, что это может сделать вас неофашистами!".
Сегодня носит адидас,
А завтра Родину продаст!

И ничего, что в СССР с 1972 года адидас одевал олимпийскую сборную, а потом и производство открыл 😄
02.03.23 18:14
0 4

Ну, так в сборной СССР - только морально устойчивые, закаленные верные ленинцы. Им никакие адидасы не страшны!

А неокрепший советский школьник, легко поддающийся на красивые отравленные западные приманки, как надел кроссовки "Адидас", - так сразу как начал зиговать направо и налево...
02.03.23 19:09
0 1

Задумался над идеологической сущностью фильма "Зигзаг удачи"...
02.03.23 20:46
0 0

А помните, 30 лет назад страна носила адидас? Так вот, это сработало!
03.03.23 12:08
0 0

Вот у Феррари есть модель Enzo, названная по имени основателя компании. Слабо Adidas выпустить модель кроссовок Adolf?
02.03.23 14:57
0 0

Вот у Феррари есть модель Enzo, названная по имени основателя компании. Слабо Adidas выпустить модель кроссовок Adolf?
История к слову. Найк, когда ещё не был Найком, а был Блу Риббон Спортс, решил назвать новую модель кроссовок Aztek, пользуясь Олимпиадой в Мехико. Но получил претензию от Адидас, которые хотели выпускать тапки с таким-же названием. Тогда основатели Найк задали вопрос: "как звали того парня, который выбил дух из ацтеков?". И назвали новые кроссовки Cortez 😄
02.03.23 18:20
0 1

Вот у Феррари есть модель Enzo, названная по имени основателя компании. Слабо Adidas выпустить модель кроссовок Adolf?
Им не слабо. «Adi» в Адидас — это и есть уменьшительная форма от Адольф.
03.03.23 16:02
0 0

«Adi» в Адидас — это и есть уменьшительная форма от Адольф.
Спасибо, кэп!
03.03.23 20:43
0 0

Ну вот, как теперь с факелом за мир бегать...
02.03.23 12:42
0 0

Ну вот, как теперь с факелом за мир бегать...
В "Найках".
02.03.23 14:54
0 0

Я давно прочитал о Хелене Майер, немецкой фехтовальщице с еврейскими корнями, которой нацисты разрешили участвовать, чтобы несколько сгладить свой имидж. Она вроде как взяла бронзу ( или серебро, не помню точно) и на подиуме по регламенту отдала нацистский салют. Я был если честно поражен когда узнал, действительно интересный факт.

Ну и про Адидас классно, да.

На месте Адольфа я бы догадался что фортуна не благосклонна к тебе если ты единственный раз в жизни посещаешь футбольный матч, и на матче этом немцы уступают норвежцам. Это был намёк вселенной который Алоизыч не прочитал.
02.03.23 12:11
0 3

и на подиуме по регламенту отдала нацистский салют. Я был если честно поражен когда узнал, действительно интересный факт.
Ну, 1936-й – ещё относительно "веганский" период гитлеровского режима, тогда он ещё не начал лютовать в полную силу. Поэтому, ИМХО, поражаться тут особо нечему: тогда ни уважение к "энергичному лидеру" Алоизычу, ни даже "зига" – ещё не считались "зашкваром"...

Это уже нам сейчас, с высоты нашего исторического опыта, кажется "лютой дикостью". А в то время многие ещё реально верили во внешнюю показуху режима. Этот вот момент всегда стоит учитывать в оценке любых исторических событий – поправку на времена (то есть, несколько ошибочно пропускать их через призму нашего современного восприятия).

Нет нет, никак не осуждаю Хелену, деталей мы то не знаем. Может заставили, не было выбора, просто глупость и так далее. Просто показался интересным фактом.

Это как если мы покажем нашим детям выступление Зеленского на одном из новогодних огоньков до 14го года на федеральном канале, и аплодирующим ему Соловьеву. Мы то с вами понимаем что к чему (хотя картинка даже мне кажется совершенно из другой мультивселенной), но дети/внуки/ правнуки вероятно испытают изумление.

Это как если мы покажем нашим детям выступление Зеленского на одном из новогодних огоньков до 14го года на федеральном канале, и аплодирующим ему Соловьеву. Мы то с вами понимаем что к чему (хотя картинка даже мне кажется совершенно из другой мультивселенной)
Вот да, примерно так. Спасибо, что поняли верно.

но дети/внуки/ правнуки вероятно испытают изумление.
Ну, а тут уж только от нас зависит. Как сможем объяснить. Надеюсь, сможем. )

Я давно прочитал о Хелене Майер, немецкой фехтовальщице с еврейскими корнями
Небезызвестный "Толстый Герман" Гёринг произнёс об одном своем ценном кадре - будущем фельдмаршале и втором человеке в ВВС Мильхе афоризм:
«Кто здесь еврей – в люфтваффе решаю я». Прижилось 😄
03.03.23 08:13
0 1

То ли этот, то ли другой чернокожий спортсмен потом писал (цитата по памяти):
В Берлине я мог заходить в рестораны и ездить на автобусе вместе со всеми. В моей родной Алабаме меня за это повесили бы на ближайшем дереве.
02.03.23 12:10
2 6

То ли этот, то ли другой чернокожий спортсмен потом писал (цитата по памяти):В Берлине я мог заходить в рестораны и ездить на автобусе вместе со всеми. В моей родной Алабаме меня за это повесили бы на ближайшем дереве.
Что в очередной раз доказывает, что у многих спортсменов голова только для того, чтобы в неё есть.
Если, конечно, эти слова реально были написаны.
02.03.23 15:02
8 3

Что в очередной раз доказывает, что у многих спортсменов голова только для того, чтобы в неё есть.Если, конечно, эти слова реально были написаны.
Не совсем так. Возможно был больше упрек на расовые проблемы в родной стране атлета, нежели восхищение далёким немецким тоталитарным режимом.
02.03.23 19:35
0 5

Европейские прогрессивные писатели и не такое выдивали, после посещения СССР, и в частности публичных процессов. А уж у них никакого оправдания, типа "а еще я в нее ем" не было, интеллектуалы-с.
Польшу еще не разделили, Освенцем и Майтхаузен еще только проектировали, а русских тех поди найди куда они делись в той Сибири.
Страны победившего социализма, что уж.
02.03.23 22:10
0 3

Не совсем так. Возможно был больше упрек на расовые проблемы в родной стране атлета, нежели восхищение далёким немецким тоталитарным режимом.
Спортсмен международного класса (раз уж он был на олимпиаде) наверняка посещал не только нацистскую Германию. Поэтому странно, что именно такой контрпример он выбрал для бичевания расовых проблем в США.
Возможно, в нацистской Германии он и смог поездить во время олимпиады в автобусе со всеми (иностранец всё-таки), но он точно не попал бы в германскую олимпийскую сборную, если бы был жителем Германии.
03.03.23 05:06
0 1

Спортсмен международного класса (раз уж он был на олимпиаде) наверняка посещал не только нацистскую Германию. Поэтому странно, что именно такой контрпример он выбрал для бичевания расовых проблем в США. Возможно, в нацистской Германии он и смог поездить во время олимпиады в автобусе со всеми (иностранец всё-таки), но он точно не попал бы в германскую олимпийскую сборную, если бы был жителем Германии.
Вы сфокусировались на нацисткой Германии, бро. Я не нашёл информацию что например Джесси Оуенс выступал кроме Германии и в других европейских странах, но это и не важно. Джесси Оуенс до Олимпиады в Берлине, и долгое время после неё, не получал ничего позитивного от своей страны, и упрёк (если он был) был именно в сторону своей страны. Представьте себе ситуацию, вы всю жизнь сталкиваетесь с расизмом у себя на родине, пописать в одном месте с белыми не везде разрешают, и приходит белый американец и начинает вам втирать про тоталитарный режим в какой-то европейской стране. Вам это не показалось бы несколько лицемерным?
03.03.23 07:14
1 2

Представьте себе ситуацию, вы всю жизнь сталкиваетесь с расизмом у себя на родине, пописать в одном месте с белыми не везде разрешают, и приходит белый американец и начинает вам втирать про тоталитарный режим в какой-то европейской стране. Вам это не показалось бы несколько лицемерным?
Нет, не показалось бы. Расизм в нацистской Германии был на порядок сильнее, чем в тогдашних США. Плюс кроме расизма в Германии было много всякого другого невесёлого, чего никогда не было в Америке.
А спортсмен как минимум спутал туризм с эмиграцией.
03.03.23 11:00
0 1

Нет, не показалось бы. Расизм в нацистской Германии был на порядок сильнее, чем в тогдашних США.
Не для чернокожего американца, друг.
03.03.23 11:04
0 2

Так и я могу выйти на Красную площадь и кричать что Рейган дурак. (С)
03.03.23 12:12
0 0

Как хорошо, когда у тебя друг - тренер сборной Германии по тебе необходимому виду спорта.
02.03.23 11:37
0 4

Когда в прекрасном советском фильме "Спорт, спорт, спорт" показывали, как Оуэнс завоёвывал четвертую медаль, а Адольф нервно жмёт кулачки, то никто не задавался вопросом: откуда вообще эти кадры. И только лет десять назад посмотрев "Олимпию" понял откуда.
02.03.23 11:12
0 1

Интересно, что позже Дасслер активно сотрудничал по беговым кроссовкам с Гордоном Пири, о чем второй писал в своей книге. И ничего что ранее был нацистом, английскому спортсмену было не западло.
02.03.23 10:35
9 1

И ничего что ранее был нацистом, английскому спортсмену было не западло.
Пушо пленные и битые гитлеровцы должны трудом искупать свою вину, согласитесь. В дарницком районе Киева они целые кварталы выстроили.
02.03.23 12:00
0 0

Пушо пленные и битые гитлеровцы должны трудом искупать свою вину, согласитесь. В дарницком районе Киева они целые кварталы выстроили.
Дасслер не на принудительных работах пахал, а сохранил компанию. Он прошёл процедуру "денацификации", и смог оправдаться, хотя родной братец Рудольф активно давал показания против него (интересная история, даже фильм есть).
В общем дело тёмное, но беговую обувь он делал выдающуюся (сейчас Адидас явно не на первых ролях в беге).
02.03.23 12:27
0 1

И ничего что ранее был нацистом, английскому спортсмену было не западло.
Тут несколько сложнее всё...
Далеко не все члены НСДАП были нацистами реальными (которые "по убеждениям"). Большинство тупо "карьеры ради" (потому их, собственно, и далеко не всех наказывали в ходе Нюрнберга).

Короче, примерно как и с КПСС – в которой на поверку "реальных коммунистов" оказалось тоже кот наплакал (можно ещё вспомнить ЕР, конечно, но там нынче всё чуточку печальнее, мягко говоря)...

P.S. Не сравнивая напрямую, и не оправдывая (вступил – сам себе дебил)). Просто за точность формулировок. Реальные нацисты (те самые, "идейные") – лишь подмножество всех бывших членов НСДАП, остальные тупо "приспособленцы" и прочие карьеристы. Поэтому называть их тоже нацистами – формально верно, но по сути несколько "притянуто за уши", что ли...

Тут несколько сложнее всё...
Всё верно. Под "нацистом" я подразумевал члена НСДАП. Братья Дасслеры, кстати, вступили туда в 1933, пости сразу после прихода нацистов к власти. Т.е. были, как ни крути, одними из "первых учеников", пусть и чисто ради бизнеса.

вступили туда в 1933
А вот в этом-то как раз и самая закавыка...
Если вспомнить, то НСДАП образца 1933 – чуть ли не просто "няшки" в сравнении с дальнейшим "развитием" партии. Но чем дольше в партии – тем больше потом уже и выйти нельзя было (без серьёзных последствий для карьеры и бизнеса), по мере роста гитлеровского тоталитаризма.

Поэтому тут, скорее, не "первые ученики" – а уже просто тупо заложники своей же прошлой глупости. И, в отличие от многих – им было что терять. Вот тупо и струсили, вот и сидели в партии "до последнего".

P.S. Отличать "реально идейных/продажных утырков" от просто трусливых/малодушных "соглашателей" – вообще крайне сложный момент в оценке последствий любого преступного режима. И тут точно никак нельзя "рубить сплеча", всех без разбора, только лишь по "признаку принадлежности". И да, несомненно – это уже и даже про современную ситуацию.

В тексте вижу ошибочный пассаж про бойкот олимпиады со стороны СССР. На самом деле Сов. Союз не мог бойкотировать олимпиаду 1936 года, т.к. он тогда не участвовал в олимпийском движении. Олимпийский комитет СССР был создан только в 1951 году.
02.03.23 09:08
0 21

Прочтя о выступлениях Оуэнса на отборочных соревнованиях, Дасслер был особенно заинтересован в том, чтобы обуть быстрые ноги американца
Да, есть фильм "Дуэль братьев. История Adidas и Puma", там этот момент хорошо показан.
02.03.23 08:56
0 8

Добавлю от себя.
Мало кто помнит, что в 1936 в Германии было две Олимпиады. Летней в Берлине предшествовала зимняя в Гармише. Просто большая часть пропагандистской шумихи пришлась на Берлин.

Еще один момент. Берлинская считается первой Олимпиадой, где в подготовке своей команды активно участвовало государство. До 1936 ОИ были соревнованиями атлетов, а государство никак не вмешивается в подготовку и поддержку. В той же Америке спортсменов часто готовили на деньги, собранные подпиской через газеты (то есть через краудфандинг). Германия показала пример, которым в 1952 воспользовался СССР. Ну и пошло-поехало.

Еще один момент. Очень любопытно посмотреть на результаты немцев в 1932 и 1936. Разница на порядок. В 1936 немцы завоевали множество медалей, даже в тех дисциплинах, где никогда не блистали. Считается, что две причины. Первая именно в целенаправленной подготовке с помощью государства, когда спортсмены в течении года не занимались ничем кроме спорта (остальные все же были любителями, им работать приходилось, как правило). Вторая причина- допинг. Были первитин (позднее его активно использовали немцы во время войны: дает всплеск адреналина) и вливание гормонов. Никогда до ОИ 1936 допинг так целенаправленно не использовала одна команда. И опять этот пример взял на вооружение совок в Хельсинки-1952. А после и другие страны подхватили.

В общем, Олимпиада 1936 (обе) очень сильно напоминают Сочи-2014.
02.03.23 08:47
0 31

допинг...позднее его активно использовали немцы во время войны
да и еще позднее, и еще активнее:
02.03.23 11:23
1 4

Это когда ГДР обогнали США по количеству медалей?
03.03.23 03:54
0 2

Это когда ГДР обогнали США по количеству медалей?
И неудивительно - немецкая химия всегда была впереди планеты всей!
03.03.23 08:25
0 0

>>>Никогда прежде политика так нагло не вторгалась в спорт

Да, ладно. Впервые политика срослась со спортом в СССР в 1919 году, а затем и вовсе стала культом побед Советской власти с ежегодными Парадами Физкультурников на Красной площади.
«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» - это пришло оттуда.
02.03.23 08:33
28 1

>>>Впервые политика срослась со спортом в СССР в 1919 году, а затем и вовсе стала культом побед Советской власти с ежегодными Парадами Физкультурников на Красной площади..
СССР был образован в декабре 1922, так, для справки.
ymm
02.03.23 08:58
0 30

Какое отношение парады имеют к соревнованиям, а физкультура к спорту, товарищ пэ решил тоже не уточнять.
02.03.23 11:07
0 7

Какое отношение парады имеют к соревнованиям, а физкультура к спорту, товарищ пэ решил тоже не уточнять.
Думаю к тем, что словом "физкультурники" в те года обозначали спортсменов, а не людей занимающихся физкультурой. Слово "спортсмен" вошло в русский язык значительно позже.

Слово "спортсмен" вошло в русский язык значительно позже.

Оффтоп, но прекрасное, я считаю.

Православные пионеры
Маршируют, маша кадилом.
На груди у них крест крестильный,
На спине у них черный крест.
И скандируют пионеры:
«Ой, ты Боже наш милосердный,
Покроши в винегрет укропов,
Мы же с ними один народ!»
«Все мы, все мы антинацисты,
Потому что великороссы,
А нерусские все нацисты,
Мы их вырежем и сожжем».
«Все сожжем»,- кричат пионеры.
«Всех убьем», - вопят пионеры.
Мелко крестятся пионеры,
В барабаны кувалдой бьют.
Впереди идет пионерка
С металлическими зубами,
С сединой, закрашенной синькой
И с огнем в обвисшей груди.
«С нами Ленин, Путин и Мао,
С нами райские песнопенья,
С нами скипетр, серп и молот,
С нами партия и Христос!»
И хоругвь на ветру трясется,
Красный галстук о сердце бьется
И о крестик нательный рвется,
Об асфальт копыта стучат.

Natasha Reznik
02.03.23 08:29
6 39

02.03.23 11:25
0 0

Прямо Ложкин.
02.03.23 23:35
0 0

Как там... лень гуглить, но близко к тексту: "Никогда не спрашивайте у женщины её возраст, у мужчины - размер его зарплаты, а у немецких компаний - на кого они работали в середине ХХ века".
02.03.23 08:26
2 31

"Зайди у нас, в Штатах, в любое исследовательское бюро, и крикни "Зиг Хайль!" - половина вскочит" (с) Спецагент Арчер
02.03.23 08:40
1 15

А ещё не спрашивать у молодой аргентинки с немецкими корнями, чем занимался ее прадедушка.
02.03.23 09:59
0 1

Это про кого?
02.03.23 10:19
0 0

Про какую-нибудь молодую аргентинку с немецкими корнями.
02.03.23 10:29
0 4

А ещё не спрашивать у молодой аргентинки с немецкими корнями, чем занимался ее прадедушка.
Ну с такими аргентинками будет 50/50, смотря когда уехал этот "прадедушка" - с 33-го до 44-го или после.
02.03.23 10:33
0 2

"Зайди у нас, в Штатах, в любое исследовательское бюро, и крикни "Зиг Хайль!" - половина вскочит" (с) Спецагент Арчер
Как в Советах. Хуго Шмайссер со всей своей командой не даст соврать.
02.03.23 10:40
2 7

Как в Советах. Хуго Шмайссер со всей своей командой не даст соврать.
А также немецкие ракетчики, немецкие самолетостроители, немецкие двигателисты (разработанный при участии немцев и на основе немецкого Jumo советский НК-12 до сих пор является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире; он до сих пор крутится на Ту-95).

Немецкие инженеры создали самые совершенные центрифуги по разделению урана (которыми советские, а теперь и российские атомщики так гордятся)

До сих пор выпускающийся мотоцикл «Урал», кстати, сделан на основе BMW R71
02.03.23 11:41
1 9

Отличная компания, но есть ещё и PUMA! 👆💪👍
От Рудольфа Дасслера, брата Адольфа! 😉
Но это уже совсем другая история! 😉🙄👀
02.03.23 08:14
0 6

В кроссах Puma классно на машине гонять!
02.03.23 20:14
0 0
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 143
exler.ru 276
авто 446
видео 4032
вино 360
еда 503
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1584
попы 194
СМИ 2776
софт 934
США 136
шоу 6
Что ещё почитать