Рейтинг Кинопоиск: 6,8
Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Отем де Уайлд
Отзыв кота Бублика
Двухчасовая эпопея про избалованных аристократов, которые бесятся с жиру и придумывают себе развлечения, играя с чужими жизнями.
Валерия Наумова
Замахнувшаяся на абсурдистскую комедию «Эмма.» с жанром справляется едва,
да и даже просто крепкой экранизацией ее назвать сложно.
Виктория Савина
Великобритания, XIX век. Эмма Вудхаус (Аня Тейлор-Джой) - двадцатилетняя девица, живущая с папенькой, мистером Вудхаусом (Билл Най), в очень красивом и богато обставленном особняке, находящемся в деревушке Хайбери, что недалеко от Лондона.
Эмма - красива и умна, но, впрочем, некоторые свои способности она сильно переоценивает, что неудивительно, ведь до открытия эффекта Даннинга - Крюгера оставалось более ста лет. Одна способность, в наличии которой Эмма совершенно уверена, - это сводничество. Эмма сама замуж не собирается, потому что не хочет покидать папеньку, но обожает устраивать семейное счастье своим гувернанткам-компаньонкам.
В начале фильма нам показывают, как из особняка Вудхаусов уезжает гувернантка и наставница Эммы мисс Тейлор (Джемма Уилан): Эмма нашла ей жениха, состоятельного вдовца, так что счастье мисс Тейлор теперь представляется безоблачным.
Самой Эмме после отъезда мисс Тейлор становится смертельно скучно. Только что жизнь кипела, Эмма устраивала будущее для мисс Тейлор, а теперь она уехала и Эмма толком не знает, чем себя занять. К тому же заметим, что в те времена у женщин было не так много вариантов себя занять.
Чтобы хоть как-то развлечься, Эмма заводит новую подругу - Гарриет Смит (Миа Гот): девушка - незаконнорожденная, воспитанница пансиона миссис Годдард. В Гарриет влюблен Роберт Мартин (Коннор Суинделлс), человек вполне достойный, однако он простой фермер, и Эмма уверена, что она найдет для Гарриет более интересную пару, ведь она в этом деле, уверена Эмма, практически профессионалка.
В качестве пары для Гарриет Эмма выбрала местного священника мистера Элтона (Джош О’Коннор), ну и со всем пылом начинает предпринимать усилия, для того чтобы соединить эти два горячих сердца, несмотря на то что сердце Гарриет неровно дышит к Роберту Мартину, а сердце мистера Элтона явно дышит в сторону самой Эммы.
За усилиями Эммы с явным неодобрением наблюдает мистер Найтли (Джонни Флинн) - дальний родственник и друг семьи Вудхаусов, живущий неподалеку. Мистеру Найтли явно нравится Эмма, однако на правах старшего товарища - ему тридцать семь лет - мистер Найтли позволяет себе критиковать Эмму за ее стремление вторгаться в жизнь других людей, и у них часто возникают жаркие споры. Тем не менее Эмма хорошо относится к мистеру Найтли и скучает, когда тот долго не приезжает.
***
Когда я предложил жене посмотреть этот новый фильм, она несколько удивилась тому, что я вообще собрался это смотреть. Вроде бы, сказала жена, это совершенно не твой стиль - костюмная мелодрама из XIX века, да еще и по роману Джейн Остин, к которой, по первому впечатлению, у меня были некоторые гордость и предубеждение.
Между тем мелодрама мелодраме - рознь. Причем без разницы, костюмная она или какая-то еще. Например, "Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков" - хорошая мелодрама, которая мне понравилась. "А вот и гости" - отличная костюмная комедийная мелодрама, поставленная, между прочим, по роману, написанному девятилетней девочкой (и это вовсе не шутка). Так что не надо меня пугать романом Джейн Остин, меня таким не испугаешь!
Ну и, кроме того, меня здесь заинтересовал состав актеров. Эмму сыграла Аня Тейлор-Джой, которая меня вот прям впечатлила в сериале "Ход королевы". Также здесь играют отличный актер Оливер Крис, а еще Коннор Суинделлс и Таня Рейнольдс, которые классно выступили в сериале "Половое воспитание", плюс здесь Джемма Уилан из "Игры престолов", Бил Най и Руперт Грейвс - в общем, состав актеров был интересным.
Вот о режиссере Отем де Уайлд я не знал ничего, но это и неудивительно, ведь у нее это первый полнометражный фильм: до этого Отем де Уайлд снимала видеоклипы и фильмы о турне известных музыкантов. Ну, ничего, подумал я, все когда-то с чего-то начинают, прорвемся! (Тем более что рейтинг у картины был вполне пристойный.)
Но прежде чем мы начнем говорить об этом фильме, давайте немного поговорим о литературной основе, то есть одноименном романе Джейн Остин. Долго я вас этим занимать не буду - в большинстве других рецензий на этот фильм больше рассуждают о романе и самой писательнице, так что я совсем коротко.
Это четвертый, последний, роман писательницы, изданный при ее жизни. (Еще два опубликовали после ее смерти.) Сама Джейн Остин на эту книгу особые надежды не возлагала, считая и роман, и его главную героиню слишком легковесными, ну и первое издание, вышедшее ничтожным тиражом в две тысячи экземпляров, так и не было целиком раскуплено. Настоящее признание к книгам Джейн Остин пришло только после ее смерти - увы, такое бывает нередко.
Роман "Эмма" неоднократно экранизировался. Фильм 1948 года с Джуди Кэмпбелл, картина 1960 года с Дианой Фэйрфакс, фильм 1972 года с Доран Годвин, сразу две "Эммы" в 1996 году (урожайный был год на Эмм) - Гуинет Пэлтроу и Кейт Бэкинсэйл, фильм 2009 года с Ромолой Гараи. Также в этом списке еще современная интерпретация романа под названием "Бестолковые" - картина вышла в 1995 году, Эмму (ее в фильме звали по-другому) сыграла Алисия Сильверстоун, ну и фильм 2010 года "Айша" с Сонам Капур, который также был снят на основе этого романа, а действие было перенесено в Индию.
И вот - новая "Эмма."! Режиссера Отем де Уайлд спрашивали в интервью (я прочитал пару интервью ее и Ани Тейлор-Джой), не боится ли она браться за экранизацию такого популярного романа, у которого уже есть семь экранизаций. И она ответила, что у нее есть свое представление того, как это все снимать: с одной стороны, там будет воссоздано то самое время, то есть почти двести лет назад, но, с другой стороны, картина должна смотреться вполне современной.
Заметьте, картина называется не "Emma", как многие считают, а "Emma.", то есть Эмма с точкой. Отем говорила, что сначала это было задумано просто как хохма, чтобы отличаться от других постановок, а потом она поняла, что это имеет больший смысл, чем было задумано изначально, потому что постановка все-таки заметно другая.
Что интересно, у нее отлично получилось это сделать! Да, обстановка тех времен, костюмы тех времен (об обстановке и костюмах поговорим отдельно, оно того заслуживает), но при этом "Эмма" совершенно не выглядит традиционной костюмной мелодрамой, она совсем не такая!
Персонажи фильма, конечно же, не употребляют современного сленга, однако складывается такое ощущение, что это наши современники, которых поместили в подобную обстановку, и они там при этом совершенно не выглядят чужеродными. Наоборот, они в этом всем смотрятся вполне естественно! Также отличие данной картины от традиционных постановок заключается в том, что здесь немало забавных моментов, которые создают хороший настрой. Эти моменты - короткие, неожиданные, но какие-то очень человечные. Как, например, сцена, когда Эмма, оставшись одна в комнате и стоя спиной к камину, вдруг задирает сзади платье, чтобы погреть "пятую точку", сохраняя при этом совершенно невозмутимое выражение на лице.
Эмма в исполнении Ани Тейлор-Джой - прекрасная. С ее персонажем в картине точно расставлены акценты. Эмма - не пресыщенная роскошью богатая жучка, которая манипулирует людьми исключительно ради собственного удовольствия, она - человек сочувствующий и способный на сострадание. А что она активно вмешивалась в жизни других людей - ну так это же действительно из лучших побуждений! Она искренне считала, что лучше других знает, кто с кем найдет свое счастье. И она сумела признать, что была в этом совершенно не права, когда убедилась в том, что все ее выводы были неверны. И там еще есть тонкий эпизод, как она обидела сильно ее раздражавшую надоедливую клушу мисс Бейтс и как она искренне раскаялась в этом.
Характер у Эммы - сложный и неоднозначный. Временами Эмма бывает заносчива, а временами бывает очень одинокой. Она считает, что не ищет ничьей любви, потому что ее призвание - устраивать жизнь своих компаньонок и скрашивать существование одинокому отцу-ипохондрику. И в этом она тоже ошибается.
Аня Тейлор-Джой Эмму сыграла совершенно замечательно. Она невероятно естественная и живая, со всеми своими достоинствами и недостатками. Глубиной проработки и неоднозначностью характера роль, с одной стороны, похожа на ее работу в "Ходе королевы", но персонаж тут, конечно же, совершенно иной. Отличная роль, понравилась чрезвычайно.
Второй по важности и интересности персонаж фильма - мистер Найтли, дальний родственник Эммы, который по отношению к девушке выступает в сложной роли как явного поклонника, так и строгого дядюшки, который со стороны хорошо видит недостатки Эммы и ей на это не преминет указать. Эмме критика со стороны мистера Найтли активно не нравится, но мистер Найтли, безусловно, играет важную роль в ее жизни.
Мистера Найтли сыграл неизвестный мне актер Джонни Флинн. Сыграл достойно, не разочаровал, но не сказать, что чем-то поразил. На наш с Бубликом взгляд, ему слегка не хватало язвительности и цинизма - так персонаж получился бы более интересный. Но, впрочем, кто мы такие, чтобы давать советы и Джейн Остин, и режиссеру, тем более что мы и роман-то не читали, двоечники.
Кстати, Джонни Флинн - не только актер, но и довольно известный музыкант: он фронтмен группы Johnny Flynn & The Sussex Wit. В сериале он поет сам, да и на скрипке сам играет - Флинн с шести лет освоил этот музыкальный инструмент.
У нас также был вопрос, что вообще означают слегка заметные шрамы на лице мистера Найтли: что же такое пришлось перенести сему достопочтенному джентльмену? Разгадка оказалась простой: самого Джонни Флинна в детстве серьезно покусал стаффордширский терьер, из-за чего у него на лице на всю жизнь остались шрамы.
Подругу Эммы Гарриет Смит, чье счастье весь фильм пытается устроить Эмма, сыграла Миа Гот. Что интересно, эти две актрисы и в жизни близкие подруги: уж и не знаю, повлиял ли этот факт на то, что Миа предложили эту роль. Чисто сюжетно Гарриет - скромная и стеснительная девушка, хорошо знающая свое место. Сыграно хорошо - точно и аккуратно.
У отличного актера Оливера Криса здесь, к сожалению, по сюжету было всего лишь несколько коротеньких эпизодов. И мы с Бубликом все думали: а что если бы его пригласили на роль мистера Найтли? Ведь могло бы получиться намного интереснее! Да, Оливер для роли мистера Найтли слегка староват, но ему сорок два года, не такая уж и большая разница.
Старина Билл Най отлично сыграл папеньку, страшно боящегося сквозняков. Роль маленькая, но колоритная и симпатичная. Билл Най везде одинаковый, во всех ролях он делает характерные движения руками и похрюкивает вместо смеха, но он именно что одинаково классный и забавный.
Об актерах можно говорить еще долго, там еще несколько заметных и удачных ролей, но тут лучше перейдем к еще одной важнейшей составляющей этой картины, а именно к одежде, интерьерам, декорациям и пейзажам. А это же прям какой-то непрерывный восторг! С самого начала просмотра обращаешь внимание на то, насколько поразительно интересно и скрупулезно все проработано - от одежды до интерьеров. И это реально очень и очень красиво, уж на что я на такие вещи обычно не слишком обращаю внимание. Но тут вообще практически каждый кадр - готовая открытка, причем замечательная!
Я после первого просмотра позже почти весь фильм посмотрел еще раз - на этот раз отдельно внимательно рассматривая интерьеры и одежду персонажей, потому что здесь это также играет заметную роль и придает особую прелесть данной картине.
Еще во время первого просмотра меня не оставляла мысль, что такую интересную работу с цветом и с сочетаниями цветов я точно видел, причем у какого-то конкретного режиссера. И потом, когда читал интервью Отем де Уайлд, наконец-то понял - она сама говорила, что вдохновлялась фильмами своего любимого режиссера Уэса Андерсона. И тут я понял, что мне все это напоминает - а именно богатство цветовых решений "Отеля 'Гранд Будапешт'", однако тут, безусловно, речь никак не идет о каком-то заимствовании, здесь скорее речь идет о мастерстве постановки и поразительном мастерстве художников-декораторов и модельеров.
Костюмы персонажей - отдельный аспект для изучения, и там прежде всего - платья и костюмы самой Эммы. Мало того что они невероятно разнообразны и интересны (это же надо было добиться, чтобы я на такие вещи начал обращать внимание), так они еще соответствуют повествованию, то есть отражают определенное отношение самой героини к тому, в чем она участвует. И это тоже просто здорово! И над одеждой героини серьезно работали, это хорошо видно. Ну и отмечу также костюмы папеньки, мистера Вудхауса, рисунок и цветовая отделка которых некоторым образом совпадает с диванами и креслами, на которых он сидит, настороженно пытаясь уловить следы сквозняка, и там порою кажется, что над креслом возвышается только физиономия самого папеньки.
Также пейзажи английской глубинки - тоже хороши и их тоже - хоть сразу на открытку!
Поймите меня правильно. Если бы в этом фильме были только роскошные интерьеры и отличные костюмы, но не было бы фильма как такового - черта с два я бы стал так распинаться! Но тут и поставлено отлично - никак не скажешь, что это вообще режиссерский дебют, - и актеры замечательные, а что здесь еще просто восторг с визуальной точки зрения, то у меня возникает только один вопрос: как вообще съемочная группа сумела подобного добиться всего-то за жалкие $10 миллионов? На мой взгляд, здесь это все выглядит как минимум раз в пять дороже, ну и должен сказать, что над этой картиной работали действительно талантливые люди, причем вся съемочная группа: и режиссер, и актеры, и оператор, и художники-декораторы, и художники по костюмам.
Я совершенно не ожидал, что этот фильм на меня произведет такое впечатление, что я его еще и пересмотрю еще раз. Но тем не менее это произошло, что не может не радовать.
P. S. Послушал лицензионный дубляж. Сделано, в общем, качественно, придираться не хочется. Да и с переводом там вроде все нормально - текст-то простой. Эмму озвучили неплохо, мистер Найтли, на мой взгляд, в озвучке много чего потерял. Но обычно так всегда и бывает. По крайней мере впечатление русский дубляж сильно испортить не должен.
P. P. S. Кот Бублик, кстати, заметил, что с моей стороны все-таки неприлично так восторгаться костюмной мелодрамой. Тем более что там не прославляют человека труда, а совсем наоборот. Это, заметил Бублик, может испортить твой имидж кинокритика циничного и непримиримого. В ответ на это Бублику было замечено, что лучше он пускай своим имиджем озаботится: мне-то на мой имидж кинокритика наплевать, тем более что я вообще не кинокритик, а он ни одни тапки уже месяц не осквернял, чем позорит свой имидж циничного и непримиримого кота. Что на это ответить, кот Бублик так и не придумал, после чего задумчиво ушел куда-то в сторону кухни, нервно подрагивая хвостом.
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 5- |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
очень здорово сделано
да
Уита Стиллмана с Кейт Бекинсейл в главной роли. Как по мне, так одна из лучших ролей в её карьере.
Спустя еще десять минут, сладко спал под происходящее на экране, хотя перед началом просмотра, спать точно не хотел. Очень заунывно и неинтересно.
Зане живот у ней болит:
Не поделитесь прямой ссылкой? Спасибо.
Если что - я остался должен.
Тем не менее, спасибо!
PS Пардон, рано поблагодарил 😄
"К сожалению, видео недоступно для вашего региона: US "
Видимо, ура-патриоты не позволяют мерзким эмигрантам посмотреть фильм!
Но за попытку всё равно спасибо.
Да и фильм мне уже нашли, вот он - rutracker.org
Я не имею ничего против онлайна; и хорошее качество мне тоже нужно, у меня комп all-in-one, 22 дюйма по диагонали, мне 1080 актуально.
Но торнадо меня не спрашивает, приходить или нет. Я даже купил т.н. "Устройство бесперебойного питания", чтобы баранина/икра/форель и пр. в холодильнике не подохли; у нас как-то раз почти двое суток электричества не было; это редко, да и без кино я обойдусь, запас свечей есть, могу и так вечер с книгой скоротать. Но, повторю, вот вы смотрите что-то интересное, и - плюх! - no connection! Скачанный фильм удобнее, батарея компа почти 4 часа проживёт.
P.S. Кстати, по ссылке, что у меня - "Видео: AVC/H.264, 1920x1080, 13,6 Мбит/сек, 23.976 кадра/сек"
vimeo.com
Твоя "Эмма" тоже присутствует)
Контракт рисовальщика - коммерческий проект и всё в нём нарочито вычурно, кушайте, мол, дорогие, до отвала.
Это не идёт фильму во вред, наоборот, создаёт особое настроение, но причиной является не желание сделать покрасивше, а лёгкое подтрунивание над зрителями. В данном фильме подобного режиссёрского намерения явно нет.
Эмма - красива и умна, но, впрочем, некоторые свои способности она сильно переоценивает, что неудивительно, ведь до открытия эффекта Даннинга-Крюгера оставалось более двухсот лет.
Видимо, не мое.
По качеству работы с цветом, по декорациям и костюмам с "Эммой "можно сравнить недавно вышедший сериал "Бриджертон". Там даже посильнее будет.
Пять, пять, и ещё раз пять, товарищи!
Почему кстати придираетесь только к цвету кожи, а не скажем к росту или длине ступни?
Почему кстати придираетесь только к цвету кожи, а не скажем к росту или длине ступни?
Но зато какая там Бриттани Мерфи!!! Просто феерична -- вроде и простодушная дурочка, но такая искренняя и естественная, и при этом разная.