- Режиссер:
 - Тим Блейк Нельсон
 
Я почему-то так и ожидал, что
        будет хорошо. 
        Кот Бублик
Билл Кинсейд (Эдвард
      Нортон) - преподаватель философии в
      университете. Он на хорошем счету у
      начальства, и у Билла - блестящие
      перспективы: собственная кафедра,
      гранты и все такое. Между тем детство
      Билла никак не предвещало дальнейших
      успехов на философском поприще. Родился
      он в Оклахоме в семье хиппарей,
      увлекающихся курением травы и
      употреблением более серьезных
      наркотиков. Отец его рано умер от тех же
      наркотиков, а мать (Сюзен
      Сэрендон) от своих хиппарских привычек
      так и не отошла, хотя и заботилась о
      своих двух сыновьях - у Билла есть брат-близнец
      Брейди (Эдвард Нортон).  
Билл категорически не принимал образ жизни матери и своего брата-близнеца, поэтому упорно учился, получил отличное образование и свалил из Оклахомы как можно дальше, предпочитая вообще не общаться ни с матерью, ни с братом.
В
      какой-то момент, когда Билл получил-таки
      от начальства предложение возглавить
      кафедру, ему пришло сообщение о том, что
      его брат Брейди был убит. Билл вспомнил
      свои слова о том, что посетить
      родственников его может заставить
      только смерть кого-то из них, берет билет
      и отправляется на самолете в Оклахому. 
В
      аэропорту его встречает близкий друг
      Брейди - Болгер (Тим Блейк Нельсон). Тот
      везет Билла в их родной городок и
      рассказывает, что его брата убили по
      приказу крупного наркоторговца Пага
      Росбаума (Ричард Дрейфусс), которому
      Брейди поставлял выращиваемую им
      марихуану.
Однако когда Билл приезжает в дом Брейди, то выясняет, что брат - жив. И что историю со своим убийством он придумал только для того, чтобы вытащить брата к себе. Билл в бешенстве и хочет немедленно улететь, однако выясняется, что для Брейди это действительно вопрос жизни и смерти: Росбаум угрожает Брейди, который не хочет расширять торговлю марихуаной. Брейди на следующий день предстоит очень опасная разборка с Росбаумом и его молодцами, а Билл ему нужен для того, чтобы иметь алиби, - Брейди на время поездки хочет отправить Билла повидаться с их мамашей. Билл под видом Брейди засветится то там, то сям - таким образом, алиби будет обеспечено.
***
Посмотреть
      этот фильм я решил после изучения
      материалов к картине "Липучка",
      в которой Тим Блейк Нельсон играл
      придурка-грабителя. Тогда я узнал, что
      этот парень с внешностью реднека-алкоголика
      является одним из наиболее интересных
      независимых американских режиссеров, и
      понял, что просто обязан посмотреть две
      его самые знаменитые работы - "Серую
      зону" (Grey Zone) и "Травку" (Leaves of Grass).
      На "Травку" мой выбор пал в первую
      очередь: Эдварда Нортона я считаю одним
      из лучших американских актеров, а здесь
      он и один из продюсеров, и исполняет аж
      две главные роли.
С переводом
      названия наши прокатчики, как это почти
      всегда и бывает, облажались целиком и
      полностью. Оригинальное название Leaves of
      Grass ("Листья травы") отсылает к
      стихотворному сборнику знаменитого
      американского поэта XIX века Уолту
      Уитмену. Уитмен писал верлибром (так
      называемый "белый стих" - способ
      стихосложения без четко выраженной
      рифмы) и в своих произведениях утверждал,
      что ценность человеческого
      существования заключается вовсе не в
      материальных благах, а во внутренней
      гармонии с самим собой, природой и
      близкими. 
Таким образом,
      название фильма Нельсона знатокам
      американской культуры сразу дает понять,
      о чем вообще этот фильм. А название "Травка"
      предполагает, что речь идет о какой-нибудь
      молодежной комедии, главные герои
      которой обдолбаются, как какие-нибудь
      Гарольд и Кумар, и отправятся за
      приключениями различного уровня
      пахучести. 
Судя по отзывам
      наших зрителей, многие из нас именно это
      и предполагали, поэтому пытались
      смотреть картину как "комедию про
      укурков" и в упор не могли врубиться,
      где там комедия, почему практически не
      показываются укурки и зачем там столько
      "тоски зеленой", под которой они
      подразумевают драму. 
Между тем это очень хорошее кино, снятое Нельсоном со строго определенной целью, и оно выражает его отношение к жизни и некую жизненную философию, сформулированную Уитменом в своих стихах.
Давайте
      разберемся в том, что это за философия
      такая и что за отношение, - это не
      помешает посмотреть картину тем, кто ее
      не видел. 
Билл порвал все связи со своей семьей, долго и упорно учился, чтобы жить совершенно иной жизнью - не такой, как его семья. И он порвал все свои связи с семьей и даже с братом-близнецом, что вообще бывает крайне редко.
Вроде
      бы у него все очень хорошо: социальный
      статус, уважение коллег, серьезные
      перспективы работы в университете. А
      потом выясняется (в самом начале картины),
      что вся его такая многообещающая
      карьера в университете может в
      одночасье рухнуть (и она действительно
      рушится) из-за какой-то студенточки, в
      которой кипят гормоны. Билл ни в чем не
      виноват, одна идиотская выходка
      студентки - все, его карьера окончена.
      Все годы упорнейшей учебы и научной
      работы - псу под хвост. Нужно начинать
      все сначала в другом учебном заведении,
      куда его еще и вряд ли возьмут - с такой-то
      историей на прежнем месте работы. 
Казалось
      бы, по логике развития сюжета, Билл
      должен приехать в свой родной городок,
      увидеть патриархальную простоту
      отношений, жизнь в полной гармонии с
      собой и окружающей природой, после чего
      Билл должен заплакать и остаться в этом
      богом забытом городке навсегда. 
Нет, все не настолько просто! Брейди действительно жил как хотел - в полной гармонии с марихуаной, которую он выращивал для продажи Росбауму. Причем в выращивании травки Брейди оказался очень талантлив - он создал практически идеальную плантацию. Но с криминалитетом долго в гармонии не проживешь - они все равно с тебя будут требовать что-то, что ты никак не можешь им дать, - поэтому Брейди оказался в смертельной опасности.
Тем не
      менее Билл, оказавшийся дома после
      стольких лет и пройдя кучу всяких очень
      серьезных потрясений, все-таки обрел
      гармонию. Он встретил замечательную
      девушку по имени Джанет (Кери Расселл),
      которая выросла в этом же городке, но
      Биллу с ней интересно общаться. Он понял,
      что был каким-то богоискателем и всю
      жизнь копался в чужих предисловиях,
      выпуская многочисленные статьи, в
      которых объяснялось, что именно какой-то
      исследователь хотел сказать в своей
      статье, где объяснялось то, что именно
      еще один исследователь хотел сказать в
      своей статье. 
Да, жизнь в
      Оклахоме - проста и безыскусна, но зато
      именно там он обрел что-то похожее на
      спокойствие. А именно к этому и призывал
      автор "Листьев травы". 
Leaves of Grass - никак не комедия. И даже не трагикомедия, хотя у нас ее именуют комедийным триллером (они совсем офигели), а на IMDB - криминальной трагикомедией.
Я
      бы жанр этого фильма определил все-таки
      как драму или криминальную драму. Ну нет
      тут ни черта комедийного! Да, тут есть
      одна сцена, как Брейди заставил Билла
      все-таки покурить травы и они устроили
      вечеринку. Но там тоже нет ничего
      смешного - они обсуждают всякие важные
      для них вещи, а потом Билл знакомится с
      Джанет. 
В остальном - это именно драма, причем временами довольно натуралистичная и жестокая: трупов в этом фильме появляется немало. Да и события развиваются лихо и временами очень неожиданно. Не говоря уж о том, что финал картины тоже очень трудно угадать - там постоянно меняется ситуация.
Сценарий
      Leaves of Grass писал сам Тим Блейк Нельсон. Как
      актер он снялся в нескольких десятках
      фильмов, в том числе сыграл небольшую
      роль в "Невероятном
      Халке" - очередной неудачной
      попытке поставить блокбастер о
      похождении огромного парня в
      безразмерных зеленых трусах. Там он
      познакомился с Эдвардом Нортоном,
      игравшим Халка, и подсунул ему сценарий
      картины, которую Тим сам задумал
      поставить. 
Нортон долго не мог
      прочитать сценарий, а потом как-то помог
      случай: Эдвард поехал навещать свою
      бабушку, дежурил у ее постели, а почитать
      с собой у него оказался только сценарий
      Нельсона. Нортон прочитал, позвонил Тиму
      и сказал, что ему понравилось - он будет
      участвовать. 
Конечно, Нортон - безусловное украшение и главная звезда картины. Сыграть в одном фильме двух таких различных персонажей - это мало кто может, но ему подобные вещи - под силу. Прилизанный преподаватель Билл в скромной одежде и с безукоризненным литературным английским и его брат Брейди - вроде бы раздолбай, однако обладающий жестким стержнем в характере и способный даже на убийство, когда по-другому нельзя. Брейди при этом разговаривает в забавной оклахомской манере, и я не очень понимаю, как Нортон ухитрялся совершенно по-своему и настолько по-разному говорить за каждого из этих персонажей.
Очень
      понравилась Кери Расселл, сыгравшая
      Джанет. С одной стороны, девушка из
      простой семьи, выросшая в маленьком
      оклахомском городке. И это видно - ей не
      нужна удочка, чтобы поймать крупную рыбу,
      она сама разделывает здоровенную рыбищу
      и готовит на
      огне - в общем, совсем не кисейная
      барышня. С другой стороны, Джанет знает и
      любит поэзию, да и сама пишет неплохие
      стихи.
У Кери персонаж получился очень симпатичный, а главное - жизненный. Вот как-то четко веришь, что она может ловить рыбу руками и при этом знает наизусть Уитмена.
Персонаж,
      сыгранный Тимом Блейком Нельсоном, тут,
      конечно, в основном "на подтанцовках"
      у персонажей Эндрю Нортона, однако мне
      этот Болгер тоже понравился - Нельсон и
      как актер очень хорош, хотя в силу крайне
      специфической внешности персонажи у
      него довольно своеобразные. 
Также было очень приятно увидеть Ричарда Дрейфусса: у него роль маленькая, да и типчика он сыграл очень даже противного - однако Дрейфусс из любой роли делает конфетку.
Слегка удивился,
      увидев саму Сюзан Сэрендон в роли матери
      близнецов, однако удивляться тут нечему
      - Сюзан с большим удовольствием играет у
      независимых режиссеров, если ей
      нравится проект, а этот проект ей явно
      понравился. Единственное - ну все-таки по
      виду, по воли и по уму, проглядывающих в
      глазах, как-то не тянет она на хипповскую
      мамашу - не видно в ней полагающейся в
      таких случаях расслабухи. Но сыграла
      Сэрендон просто отлично, а уж сцена,
      когда вместо Брейди приходит Билл,
      которого она не видела много лет,
      сделана совершенно замечательно!
Там
      есть еще один заметный персонаж -
      неудачливый дантист Кен Фейнман (Джош
      Пэйс), с которым связана забавная сцена в
      начале фильма, когда Билл летит в
      самолете, и сцена ближе к концу фильма,
      которая мне единственная не понравилась,
      - на мой взгляд, то ли сам Пэйс тут
      переиграл, то ли Нельсон все-таки
      недостаточно хорошо ее продумал -
      смотрелось очень натянуто и
      искусственно. 
Кстати,
      студенточку, которая домогается до
      Билла и портит ему карьеру, сыграла
      дочка Дэнни ДеВито - Люси ДеВито. Похожа
      на отца, однозначно. А вот что касается
      комедийных талантов - пока не понятно,
      тем более что это - не комедия. 
Картина получилась сложной и неоднозначной - настоящее хорошее независимое кино, которое никак не может уложиться в мейнстримовский поток. Она и не укладывается - сборы совершенно ничтожные даже по сравнению с минимальным бюджетом и при наличии Нортона. Впрочем, рейтинг на IMDB как раз неплохой - значит, эта картина понравилась далеко не только мне. Да и критика, насколько я помню, к этой картине была благожелательной. Хотя сборам это, как обычно, не помогло.
Я не знаю, понравится этот фильм вам или нет. Но если вы хорошо относитесь к серьезным картинам, которые снимаются не просто так и в которых режиссер имеет что вам сказать, посмотрите ее. На мой взгляд, фильм этого вполне заслуживает. А сборы... Сборы пускай делают "Трансформеры".
| Зрелищность | 4 | 
| Актерская игра | 4+ | 
| Режиссерская работа | 4+ | 
| Сценарий | 4 | 
хорошее независимое кино
решайте сами