Темная материя / Dark Matter
06.03.2025 6184   Комментарии (52)
Сериал, США, 2024, 50 мин. Сериал, 2 сезона, 9 серий в 1 сезоне
6,5
Рейтинг IMDB: 7,7
Рейтинг Кинопоиск: 7,7
Рейтинг Экслера: 6,5
Сборы по миру: 
Семейные ценности во множественных мирах. Финал разочаровал.
Отзыв кота Бублика

Кот Эдгертона находится в суперпозиции.
Изложение всей научной составляющее сериала от кота Бублика

Почему они главную роль не отдали Джимми Симпсону?
Вопрос, который мучает кота Бублика

Джейсон Дессен (Джоэл Эдгертон) преподает физику в колледже. Работа не доставляет ему особого удовольствия: у студентов Джейсон не пользуется популярностью, и им совершенно до фонаря, жив или мертв кот Шредингера, а также почему если летишь со скоростью выше скорости света, то твоя масса увеличивается. Жена Джейсона - галеристка Даниэла (Дженнифер Коннелли), у них есть сын-старшеклассник Чарли (Оакс Фигли), и они живут в Чикаго в отличном доме. 

Когда-то давно Джейсон занимался перспективными научными исследованиями, но в какой-то момент ему пришлось выбирать между наукой и семьей, и он выбрал семью. А вот его друг по университету Райан Холдер (Джимми Симпсон) из науки не ушел, и вот теперь он выиграл престижную научную премию и получил бешеные инвестиции на свои нейротехнологические исследования. 

В честь этого Райан устроил вечеринку в любимом баре Джейсона и пригласил прийти старого друга. Джейсону очень не хотелось туда идти, он все-таки завидует успехам друга, но ему пришлось все-таки посетить мероприятие, потому что иначе Райан разобиделся бы на всю жизнь. 

Когда Джейсон возвращался домой из бара, на него напал человек, скрывающий свое лицо под маской. Он его отвез в какой-то ангар, где начал задавать странные вопросы по поводу того, доволен ли Джейсон своей жизнью. Джейсон ответил утвердительно, после чего человек снял у него с руки обручальное кольцо и заставил вколоть какой-то препарат. 

Очнулся Джейсон в каком-то странном месте. Довольно быстро выяснилось, что он теперь находится в некоем параллельном мире. Где он, Джейсон, совершил гениальное научное открытие - он изобрел Куб, позволяющий совершать перемещения между мирами.

В этом мире он знаменит и очень богат, однако у него нет семьи. Даниэла в этом мире стала известной художницей, а Джейсон живет с психологом, сотрудницей его компании Амандой Лукас (Элис Брага). 

Интересно, что в параллельном мире Джейсон так и не наткнулся на местного Джейсона. По вполне прозаичной причине: именно Джейсон-2 перебрался в его мир, похитил местного Джейсона, отправил его в свой мир, а сам в мире Джейсона выдал себя за мужа Даниэлы. И Даниэла отметила, насколько муж изменился буквально в одночасье - стал намного более нежным и заботливым. 

Джейсон-2 не считает, что он сделал что-то плохое. С его точки зрения они оба выигрывают от перемещения. Он, Джейсон-2 обретает семью, от которой в свое время отказался, а Джейсон становится богатым и знаменитым, ну и кому это может не понравиться?

***

"Темная материя" - фантастическая повесть довольно известного писателя Блейка Крауча: он публикуется с 2005 года и за двадцать лет опубликовал восемнадцать книг. По одной из них в 2015 году выпустили сериал "Сосны" с Мэттом Дилоном в главной роли, который слишком явно подражал "Твин Пиксу", причем достаточно неудачно. 

Права на экранизацию "Темной материи" Крауч продал компании Sony еще на этапе написания повести, и в компании планировали по ней сделать полнометражный фильм, но когда повесть была закончена, то в Sony решили, что сюжет для полнометражного фильма слишком запутан, так что было решено снять по этой повести сериал. 

Причем Блейка Крауча они и пригласили в качестве сценариста и шоураннера сериала, и тот попытался этим воспользоваться, чтобы исправить некоторые недостатки повести, коих там было немало. Сразу скажу, что сериалу это не особенно помогло, но, впрочем, не будем забегать вперед. 

Фильмов и сериалов о множественных мирах - примерно столько же, сколько фильмов и сериалов с временной петлей. Когда я смотрел "Темную материю", то мне в голову приходил сериал Sliders ("Скользящие") 1995 года, в котором группа случайных людей путешествует по параллельным мирам. 

Впрочем, здесь основа сюжета - не конструирование параллельных миров, а скорее как повод поговорить о том, какие пути мы выбираем, и будем ли мы сожалеть о своем выборе. Причем создатели сериала делают совершенно однозначный вывод о том, что семья должна быть превыше всего, и если работа мешает семье, то на фиг надо такую работу, даже если ты близок к совершению открытия, которое изменит всю человеческую цивилизацию. Куй семейное счастье, придурок, говорят нам в этом сериале, и не позволяй амбициям взять над тобой верх. 

Суть открытия Джейсона-2 и механизма работы "Куба" в сериале объясняется известным мысленным парадоксом Шредингера о коте, находящемся в суперпозиции, причем этот парадокс как раз ставил под сомнение применимость квантовых принципов к макроскопическим объектам, но киношникам на это наплевать: тут главное - произнести какое-нибудь мудреное слово или словосочетание, вроде "суперпозиция", "квантовая сингулярность", "метафизическая реминисценция" или "эцитилсалициловая кислота" - и все, дело в шляпе, налицо - научная фантастика. 

Раскачивается сериал достаточно неторопливо: нам достаточно подробно показывают, как Джейсон-2 осваивается в мире Джейсона, причем Даниэла в упор не замечает, что у нее Федот, да не тот, она только отмечает, что Джейсон в сексуальном плане стал значительно более пылким, а заодно улучшил свои гигиенические привычки, а Джейсон в мире Джейсона-2 только и думает, как бы ему вернуться обратно. 

Путешествия по параллельным мирам Джейсона с Амандой начинается только в третьей серии, и с мирами, скажем честно, все сделано хотя и более или менее эффектно, но достаточно заштамповано и примитивно. Вот как раз в "Скользящих" им удавалось - по крайней мере, в первых двух сезонах - конструировать новые миры, а здесь с новыми мирами не сказать что все сильно интересно. 

Австралиец Джоэл Эдгертон - актер неплохой, но, скажем так, очень среднего уровня. На мой взгляд, главного героя он просто не тянет - харизмы не хватает. Он был неплох в "Зеленом рыцаре" и "Великом Гэтсби", но там роли были эпизодические, а здесь - главная, причем достаточно сложная роль, и он ее сыграл на троечку, не больше. Кроме того, совершенно непонятно, почему создатели сериала не сделали так, чтобы Джейсон-2 хоть как-то отличался от Джейсона. 

Оно, конечно, понятно, что Даниэла должна была принять Джейсона-2 за своего мужа, но неужели в параллельных мирах одни и те же персонажи носят одни и те же прически - видимо, в обоих мирах у них один и тот же парикмахер Соломон Маркович, - и одну и ту же трехдневную небритость. К тому же какие-то отличия Джейсона-2 можно было как-нибудь остроумно обыграть. Но до этого не додумались. 

Дженнифер Коннелли очень хороша в роли Даниэлы - как в основном мире, так и в побочных. Но она тоже одинаковая во всех мирах - видимо, это такая фишка создателей сериала, что не делает им чести. 

Элис Брага в роли Аманды Лукас - наверное, самый понравившийся нам с Бубликом персонаж, но вот только ей очень мало где вообще дали выйти на первый план, а жаль. 

Интересно, что Дженнифер Коннели уже была подготовлена ко всякой вот этой темноте - она играла в фильмах "Темный город" и "Темная вода". 

Джимми Симпсон тут сыграл только в нескольких небольших эпизодах, и у нас с Бубликом был только один вопрос: почему не он играет Джейсона, и почему Эдгертон не играет персонажа Симпсона? На наш взгляд, Джимми даже на этом материале сделал бы главного героя намного интереснее, чем Эдгертон. 

Ну и главные претензии у нас - к финалу. С ним есть две главные проблемы. Первая - он предельно нелепый. Вторая - нам даже не намекнули, почему нам показывают весь этот дурдом, и есть ли этому хотя бы формальное объяснение. А просто примите на веру то, что произошло, и все, расслабляйтесь. 

У нас расслабиться не получилось. Нас явные нелепости, причем совершенно очевидные и никак не объясненные, выводят из себя настолько, что сразу хочется войти в какой-нибудь куб и переместиться в такой мир, где есть куча реально классных сценаристов, а всех бездарных сценаристов там ликвидировали максимально гуманным образом - например, утопив их в хорошем вине. Нам хотелось бы верить, что есть и такой мир. Но мы боимся, что это всего-навсего наши фантазии. 

Можно ли посмотреть этот сериал - ну, можно, но и только-то. Есть любопытные моменты, есть неплохие и даже хорошие роли, но мы не об Эдгертоне. 

И у этого сериала, оказывается, будет второй сезон. Будем надеяться, что он выйдет в каком-то параллельном мире, не нашем мире с котом Бубликом. И тут главное - чтобы нас туда не переместили какие-нибудь зловещие Экслер с Бубликом из того самого параллельного мира, мы им это не простим. 


Официальный трейлер:

 

© 1998–2025 Alex Exler
06.03.2025
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 4
Сценарий 3
Кратко о фильме:
так себе фантастика
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 52

И у этого сериала, оказывается, есть второй сезон.
Разве? По-моему, есть только решение о его продлении, но самого второго сезона еще нет.
06.03.25 11:53
0 1

И у этого сериала, оказывается, есть второй сезон. Будем надеяться, что он вышел в каком-то параллельном мире, не нашем мире с котом Бубликом. И тут главное - чтобы нас туда не переместили какие-нибудь зловещие Экслер с Бубликом из того самого параллельного мира, мы им это не простим.
Темный Бубель, тёмный Бубель,
Стоп - зелёные глаза.
Тёмный Бубель, тёмный Бубель,
Не кусни меня за зад.
Тёмный Бубель, тёмный Бубель
Под окном шатается.
Тёмный Бубель, тёмный Бубель,
Комментаторам не нравится...
оригинал пришлось гуглить, сам откуда-то только "чёрный бумер" и помнил, хоть "кино" и не смотрел
06.03.25 11:48
0 0

Честно говоря, только финал немного спас сериал с научной точки зрения. Где-то к середине я уже всерьёз подумывал выключить его — настолько раздражали некоторые допущения.
Идея с 'кубом' как устройством для путешествий по мультивселенной — это, мягко говоря, научная фантазия, которая больше похожа на магический ящик, чем на что-то обоснованное. Особенно бесит использование термина 'наблюдатель'. В сериале это явно понимается как человек, который 'смотрит' и тем самым влияет на реальность. Но в квантовой механике 'наблюдатель' — это не обязательно живое существо, а любое взаимодействие системы с окружающей средой, вызывающее декогеренцию. То есть куб, который якобы реагирует на сознание, — это чистый вымысел, не имеющий связи с реальной интерпретацией квантовых процессов, вроде многомировой теории Эверетта.
А вот финал с копиями главного героя, Джейсона Дессена, неожиданно вытянул сериал на более правдоподобный уровень. Идея, что при каждом перемещении он 'разделяется' на версии, каждая из которых существует в своей ветви мультивселенной, действительно перекликается с концепцией многомировой интерпретации. Это как дерево с бесконечными ветвями: каждое решение или переход порождает новую реальность, а копии Дессена — это своего рода 'квантовые двойники'. К концу их становится бесчисленное множество, и все они ищут путь домой, что создаёт мощный образ разветвляющейся мультивселенной. Это, пожалуй, единственное, что придаёт сериалу хоть какую-то научную глубину.
Так что финал — это прямо-таки находка. Он не только драматичен, но и делает историю чуть ближе к физике, чем к чистой фантазии. Хотя 'куб' всё равно остаётся бредом."
06.03.25 11:17
0 1

Фильмы про перемещения по времени и параллельным мирам, как и чтение подобных книг, не смотрю/не читаю уже лет 20. Уж дюже примитивно.
Просто потеря времени.
Спасибо Алексу, что предупредил.
06.03.25 11:02
5 1

Просто потеря времени.
Ну да, а бесконечные криминальные драмы про убийства и их расследования это конечно не потеря времени.
06.03.25 11:17
0 2

Я так скажу, что и по пространству перемещаться нелепо. Диван мягкий, одеяло теплое, а за окном ветер. И вечер.
06.03.25 11:45
0 2

Я так скажу, что и по пространству перемещаться нелепо. Диван мягкий, одеяло теплое, а за окном ветер. И вечер.
А это у кого как. Если у вас только такой вариант - сочувствую.
06.03.25 12:49
0 0

Меж тем второй сезон Разделения разрывает чарты. Редко такое увидишь со вторыми сезонами...
06.03.25 11:00
1 0

Согласен с некоторыми комментаторами - Элис Брага (уж не знаю как правильно ее звать-величать) в сериале "Темная материя" 2015 года не снималась. Откуда этот эффект Манделы?:)
06.03.25 10:37
0 2

Во блин, хотел посмотреть, а там оказывается будет 2й сезон и непонятно когда. Нафиг, подожду пока доснимут, у меня уже лежат пара сериалов с ожиданием продолжения по году.
06.03.25 10:32
0 0

Первый сезон имеет крайне логичную концовку.

Первый сезон имеет крайне логичную концовку.
Отлично, спасибо.

Кстати, Элис Брага уже играла в сериале "Темная материя", только в другом - сериале 2015 года.
не играла она там, откуда эта ерунда взялась?
06.03.25 10:19
0 8

откуда эта ерунда взялась?
наверно ИИ рассказал.
06.03.25 10:50
0 7

А исправить ии это инфу собирается в рецензии? Желательно ещё не писать , что "вышел" второй сезон, а проверить опять же. Он ещё только заказан.
06.03.25 10:58
0 8

Тёмная материя - это гипотетическая материя, наличием которой объясняется странности в движении галактик.

А в сериале как объясняется его название?
06.03.25 10:14
1 0

А в сериале как объясняется его название?
Думаю, примерно так же как ацетилсалициловая кислота в рецензии...
06.03.25 11:59
0 0


повод поговорить о том, какие пути мы выбираем, и будем ли мы сожалеть о своем выборе. Причем создатели сериала делают совершенно однозначный вывод о том, что семья должна быть превыше всего
Увы, всё это уже было, было.
"Мистер судьба", "Семьянин".
06.03.25 10:01
0 3

- Я во время материализации про Марию буду думать. Лицо ее буду вспоминать, глаза, плечи, руки, и так далее...
- Милый ты мой. Да об чем же тут думать, когда это все рядом с тобой в натуральном виде ходит?

Не знаю, как в книге (я от писателя не особо в восторге), а в сериале сценарий действительно кривой. Тема "Я ща прыгну в параллельный мир, который разошелся с моим 20+ лет назад, и там влезу в койку к Любви Своей Жизни, и она ничо не заметит" крайне недостоверна. При этом унылый неудачник Джейсон-1 запросто, за один вечер охмуряет Любовь Всей Жизни богатого и успешного Джейсона-2, а Джейсон-2 за эти 20+ лет даже не попытался это сделать. И вообще, создав машину, фактически "порождающую" неопределенное количество параллельных миров (ну это же фигня "надо представить, в какой мир ты хочешь - и ты туда попадешь") - не уходит в мир, где царит Всеобщее Счастье, и не находит себе еще какой-нить приличный мир, а прямо уперлось ему занять роль неудачника. Ему даже в голову не приходит, что Любовь Всей Жизни давно уже устала от неудачника Джейсона-1 (очень хорошо это видно в первые 5 минут фильма) и хоть какой ты наглый и богатый к ней явись, заново зажечь любовь куда сложнее, чем попробовать с той же женщиной в своем мире.
Героиня Элис Браги действительно самая интересная в фильме, и как раз она-то делает самый правильный выбор.
06.03.25 10:00
0 4

*Сатья Дас вышел из чата.
06.03.25 12:03
0 0

Согласен с рецензией. Главный герой подкачал. Не скажу, что он совсем одинаковый в двух своих эпостасях. В основной он ходит с потерянным выражением на лице, а его копия пытается изобразить подобие уверенности и крутости. Но на этом разлижия и заканчиваются. Соглашусь, что это скорее по причине ограниченного актеёрского мастерства/таланта. Вообще сам персонаж из-за актёра не вызвал какой-то особо глубокой симпатии.
Действие само местами скучное и провисает, не хватает динамики. Мы отсмотрели оба сезона, чисто из-за того, что хотелось увидеть какое-то завершение (первый сезон заканчивается ничем). Второй зафиналили, но концовка довольно дурацкая вышла по мне. В результате впечатления остались средние. Вроде и не всё плохо, но больше разочарования. И да, женские роли вышли намного лучше.
06.03.25 09:48
5 0

Мы отсмотрели оба сезона,
какие оба сезона отсмотрели, второй ещё снимать даже не начали 😄
06.03.25 10:40
0 3

для ЧатГПТ нет ничего невозможного )
06.03.25 10:59
0 1

Мы отсмотрели оба сезона, чисто из-за того, что хотелось увидеть какое-то завершение (первый сезон заканчивается ничем). Второй зафиналили, но концовка довольно дурацкая вышла по мне.
Очень интересно, потому что 2го сезона еще нет и неизвестно когда он будет.
Это от ЧатГПТ коммент или как?
Похоже что и рецензия не без ИИ появилась.
06.03.25 11:07
0 1

Мы отсмотрели оба сезона,
Вот Rigabor и попался. Мало того, что он посмотрел оба сезона, хотя есть только один, так еще использовал по отношению к себе обозначение "мы" - можно предположить, что это Rigabor-1 и Rigabor-2 из параллельных вселенных!
06.03.25 11:27
0 2

так еще использовал по отношению к себе обозначение "мы"
Сколько тут еще таких Rigabor-ов...
06.03.25 11:36
0 0

...из параллельных вселенных. А уж из перпендикулярных и под другими углами - вообще немеряно.
06.03.25 12:17
0 0

Судя по скриншотам, это один из тех фильмов, где всё происходит в потёмках и ни черта не видать, а все герои - помятые, небритые и замученные. На таком фоне уже не интересно разбираться, какие у них там параллельные миры и в чем разница. Не буду даже пытаться, ну его.

P.S. Если бы меня отправили в параллельный мир, где я богат и знаменит, то черта с два я бы пытался оттуда сбежать обратно. Даже ради Дженнифер Коннели.
06.03.25 09:32
0 3

Ну там не так все просто. Джейсон-2 не нефтяную скважину нашел, а он там серьезный ученый, и унылому преподавателю колледжа, который уже 20+ лет как не занимается наукой, занять его место не то чтобы просто. Плюс - к месту там прилагаются, скажем так, вооруженные и решительные надзиратели
06.03.25 10:07
0 2

В целом согласен про концовку. Я когда книгу читал, она мне показалась очень creepy. И в сериал перенесли один в один.
Кстати, второй книги нет. Второй сезон решили делать потому, что первый оказался популярным. Будут на коленке что-то придумывать без первоисточника.
И по Эджертону - да, он какой-то невыразительный. Причем, во всех фильмах, где я его видел (Зеленого рыцаря и Гетсби не смотрел).
06.03.25 08:59
0 1

Ну не знаю, мне сериал вполне понравился, неплохая научная фантастика, сейчас таких очень мало делают. Те же упомянутые "Скользящие" намного примитивнее, обычная проходная приключенческая фантастика. Претензий к актёрской игре тоже не понимаю, почему персонаж Эдгертона должен быть харизматиком? Он как бы играет не Джеймса Бонда, а обычного человека, учёного, попавшего в сложную ситуацию. Коннелли прекрасна, как и всегда, и она и не должна быть сильно разной в разных вселенных, это же по сути один и тот же человек.
06.03.25 08:59
0 7

А мне как раз очень понравилось.
И финал вполне неплох. (второй сезон не нужен)
Да есть нестыковки и нелепости. Но покажите мне любой сериал с параллельными мирами, где их нет.

По поводу актера - главного героя - да, тот-же Симпсон более харизматичен, а Эдгертон несколько уныл. Но тут как раз история условного "маленького человека". Обычный семьянин (хоть и гениальный физик), который просто хочет домой и должен выглядеть обыденно
06.03.25 08:54
1 12

Если история о параллельных мирах не может обойтись без нестыковок и нелепостей, значит, параллельных миров не существует.
06.03.25 09:01
4 2

А если история об ограблениях не может обойтись без нестыковок и нелепостей, значит ограблений не существует? Или это правило только для параллельных миров работает? 😉
06.03.25 09:35
0 1

Фишка в том, что история об ограблениях может обойтись без нестыковок и нелепостей. Просто возьмите реальное удачное ограбление, скрупулёзно экранизируйте его — бинго!
06.03.25 09:53
3 1

Прошу прощения за дотошность, но Джоел - он ЭдЖертон.
Например вот

или вот
06.03.25 08:53
0 0

Элис Брага уже играла в сериале "Темная материя", только в другом - сериале 2015 года.
Очень жаль, что там сюжет завели в ситуацию совершенно безвыходную, после чего закрыли сериал.
06.03.25 08:49
0 2

там сюжет завели в ситуацию совершенно безвыходную, после чего закрыли сериал.
Да, там так запутались в сюжете, что пришлось закрыть лавочку. Было полное ощущение что сценарий писали по типу как писали кто попало письмо родителям дяди Федора.
06.03.25 10:00
0 0

Да не в противоречиях сюжета даже дело, а в выпиливании ряда ключевых персонажей без видимых перспектив на их возвращение в строй. Словно уже знали, что продлевать не будут, и решили громко испортить воздух напоследок.
06.03.25 11:49
0 0

Хм, мне Эджертон как раз таки больше Симпсона понравился. Дело вкуса. Про второй сезон даже не знал. Успеха особого у сериала не было, да и линии все более менее завершили, думал им и ограничатся. Теперь хочу второй сезон, интересно в какую реальность рванут главные герои.
06.03.25 08:43
0 4

Хорошо, но регулятор нудности фильма стоило бы выкрутить на -50%.
Да, досмотрел.
06.03.25 08:33
0 0

регулятор нудности фильма стоило бы выкрутить на -50%.
Скорость воспроизведения 150%, а если качество аккустического восприятия диалогов позволяет, то и 200%.
06.03.25 08:42
1 0

Вот так ускоришь и пропустишь авторский замысел. Не, до этого я ещё не дорос.
Только в Ютуб роликах пользуюсь.
06.03.25 08:47
0 1

А можно спойлер, а то лень смотреть.
И сразу на оба сезона.
Если кто смотрел...
s@m
06.03.25 08:33
0 1

можно спойлер
Там их повылазло как тараканов в общаге мединститута.
06.03.25 08:34
0 7

Второй сезон вышел пока только в параллельном мире
06.03.25 11:50
0 0

Отличный сериал! Ну вот обзор... решайте сами
06.03.25 08:23
0 7

Алекс, обычно, если у тебя есть претензии к сценарию, ты внизу рецензии под спойлером пишешь о сюжете и концовке подробнее, и вот тут в этой рецензия этого очень не доставало, я тебе советую это добавить, включив апдейт.
06.03.25 08:22
0 8

Присоединяюсь. Было бы оцень хорошо под спойлером проанализировать концовку.
06.03.25 08:58
1 3

Почему они главную роль не отдали Джимми Симпсону?
Потому что кроме совковых старперов никому Андрей Миронов не интересен.
06.03.25 08:13
9 3

Всего 7 старперов. Вместе со мной))
А сериал не увлёк, 2 серии и в игнор.
06.03.25 12:14
0 0

Всего 7 старперов. Вместе со мной))
Их куда больше. Включая меня.
06.03.25 12:17
0 0