Рейтинг Кинопоиск: 7,4
Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Уэс Андерсон
Отзыв кота Бублика
Это безусловный вызов с точки зрения актерской игры, но между заученными словами и выверенными жестами не остается места для чего-то живого.
Анна Ентякова, КиноРепортер
Действие летит с невероятной скоростью, как будто поставленное на перемотку, пока актеры выпаливают свои строчки. Типичная для «позднего» Андерсона сенсорная перегрузка доведена здесь до апогея.
Тамара Ходова, Forbes
Писатель Роалд Дал (Рэйф Файнс) в своем доме, в котором он создает свои произведения уже тридцать лет, усаживается в кресло, убеждается в том, что у него все готово для работы - сигареты, кофе (конечно же), шоколадные конфеты, обязательно наточенный карандаш - после чего начинает рассказывать историю некоего Генри Шугара (Бенедикт Камбербэтч). Генри - 41 год, он был холост и богат, так как получил наследство от отца. Он ни одного дня не работал, и, как любой богатый человек, искал пути увеличить свое богатство.
Как-то раз Генри Шугар приехал в гости к своему знакомому. Лил дождь, знакомый с друзьями коротал время, играя в карты в канасту, и Генри от скуки зашел в библиотеку. Там он обнаружил дневник доктора Картрайта (Дев Патель) из Калькутты. Картрайт описал удивительную историю артиста цирка Имдада Хана (Бен Кингсли), который мог видеть с завязанными глазами. Заинтересованный доктор захотел узнать, в чем состоит секрет Хана, и тот с ним поделился своим секретом.
И тогда у Генри Шугара родилась мысль попробовать освоить эту йоговскую технику, о которой рассказал Хан, чтобы научиться видеть закрытые карты и начать жульничать в казино.
***
Совсем недавно, весной этого года, Уэс Андерсон представил в Каннах на суд публики и критики свой новый фильм "Город астероидов", и вот уже осенью на фестивале в Венеции он вне конкурса показал другую свою новую работу "Чудесная история Генри Шугара". Это не полнометражный фильм - он идет 37 минут. И это - флагманская часть полуторачасового альманаха, состоящего из четырех рассказов знаменитого британского писателя Роалда Дала (Roald Dahl), к чьему творчеству Андерсон уже обращался: его анимационный фильм "Бесподобный мистер Фокс" (кстати, чудесный совершенно) как раз и был поставлен по одноименной повести Дала.
У писателя есть сборник рассказов "Чудесная история Генри Шугара", состоящая из 7 рассказов, написанных в разное время. В альманахе Уэса Андерсона экранизированы четыре рассказа: "Чудесная история Генри Шугара", "Крысолов", "Яд" и "Лебедь". История Генри Шугара идет 37 минут, остальные три рассказа идут по 15 минут. Они все по отдельности доступны для просмотра на Netflix.
"Чудесная история Генри Шугара" поставлена в совершенно новой для режиссера манере. Впрочем, "принцип матрешки", где писатель начинает рассказывать о своем герое, потом появляется герой, начинающий читать историю о другом персонаже, который в свою очередь появляется перед зрителями - это как раз мы видели в "Городе астероидов".
А вот чисто театральная постановка - меняемые перед зрителями что декорации, что одежда и грим актеров, чисто театральные условности (например, то, как Шугар едет на своем "Феррари") - при этом актеры не только разыгрывают свои роли, но и заодно проговаривают театральные ремарки из пьесы, вроде "я зашел в комнату", "я повернулся к доктору Маршаллу", - это смотрится очень необычно.
Также в разыгрывании этой истории видна определенная нарочитая искусственность, при всей театральности: актеры и ремарки проговаривают очень быстро, и даже свои реплики произносят торопливо - видимо, чтобы вместе с ремарками действие не становилось затянутым.
Тем не менее в таком подходе есть какая-то своя прелесть, а учитывая поразительное мастерство Уэса Андерсона в постановке подобных вещей - перфекционистски симметричное построение кадра; пастельная, очень особенная цветовая гамма, которую режиссер обычно использует; профессионализм и явная заинтересованность прекрасных актеров, занятых в проекте, показать все, что они способны, приняв условия постановки как вызов - это смотрится прямо-таки здорово!
Пятеро основных актеров новеллы - Рэйф Файнс, Бенедикт Камбербэтч, Дэв Патель, Бен Кингсли и Ричард Айоеди - играют по две совершенно разных роли. Несколько вспомогательных актеров играют по несколько ролей.
Основные актеры играют просто замечательно. Рэйф Файнс выступил в роли самого писателя Роалда Дала, рассказывающего историю, а также в роли полисмена, который возмутился поведением Генри Шугара, раскидывающего деньги с балкона после своего первого выигрыша в казино. Файнс играл у Андерсона в отличном фильме "Отель 'Гранд Будапешт'", и здесь он тоже классный! (Файнс также сыграл главную роль в новелле "Крысолов".)
Бенедикт Камбербэтч у Андерсона никогда не играл, ну так тем более интересно было посмотреть, как этот отличный актер впишется в актерскую труппу этого режиссера. Вполне ожидаемо получилось отлично! Генри Шугар - центральный персонаж этой новеллы, и Камбербэтч сыграл его замечательно, при этом не меняя - явно по требованию режиссера - выражения лица, ведь все актеры здесь как бы просто иллюстрировали пьесу, которую они изображают.
Бен Кингсли с присущей ему невозмутимостью изобразил циркача, освоившего йоговскую практику, показал, как циркач сумел получить от йога сокровенное знание, а также сыграл крупье в ключевой сцене, когда Шугар пробовал на практике свои полученные умения.
Я уже устал удивляться тому, как некоторые рецензенты восхищаются умением "настоящего британского аристократа Бена Кингсли изображать обычного индийца", что смотрится несколько смешно, учитывая тот факт, что настоящее имя сэра Бена - Кришна Бханджи, и он имеет индийско-русско-еврейское происхождение, но актер действительно замечательный, и он с легкостью сыграет что индийца, как здесь, что араба, что американца, что китайца, что британца, что поляка.
Также Дэв Патель в паре с Ричардом Айоади (незабываемый Морис Моcс из "Компьютерщиков") интересно сыграли двух врачей из калькутского госпиталя. Ну и вообще удивительно то, насколько по-разному смотрелись хорошие актеры, которым режиссер запретил проявлять какие-то эмоции, произнося свои тексты. Они вроде бы просто проговаривали текст, тем не менее персонажи получились совершенно разными и с яркими индивидуальностями.
Мне очень понравилось. Да, формат подачи очень неожиданный, это такой фактически эксперимент, но получилось, на мой взгляд, просто здорово. Предыдущий фильм этого режиссера "Город астероидов" многие критики ругали за то, что форма там явно превалировала над содержанием (и я, кстати, с этим был согласен - есть такой момент), но здесь как раз все вполне гармонично.
Уэс Андерсон - он умеет удивить, причем удивил он в тот момент, когда казалось, что режиссер уходит в сплошные самоповторы. (Мне, впрочем, и его самоповторы все равно нравятся.)
Англоязычные критики от этого фильма в восторге - аж 96% на Rotten Tomatoes, я такого давно не видел. У русскоязычных мнения несколько разделились - две трети хвалят, треть ругает. Но, впрочем, русскоязычных рецензий на этот фильм очень мало.
Официальный трейлер:
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
очень необычно, но здорово
решайте сами
Но и без того - уже второй фильм "Такой же, как первый" не воспринимался, как новое слово. Тем более если самокопирование происходит в в десятый раз.
кстати, в "Бесподобном Лисе" смешанный вариант "книга Роалда Даля" 😄
битва "Роальд Даль" vs "Роалд Дал" будет? 😄
Адолф Хитляр еще передает привет. Почему Закерберга исправили а его нет?