Законы границ / Las leyes de la frontera
18.08.2022 30852   Комментарии (15)
7,0
Рейтинг IMDB: 6,9
Рейтинг Кинопоиск: 6,9
Рейтинг Экслера: 7,0
Поначалу было как-то не слишком увлекательно, но к середине хорошо раскачались.
Отзыв кота Бублика

Испания, город Жирона, конец семидесятых. Восемнадцатилетний школьник Начо (Маркос Руис) живет в достаточно благополучной семье: его отец - государственный служащий. Однако в школе Начо имеет постоянные проблемы. Потому что парень - типичный такой "ботан": тщедушного телосложения, носит очки в роговой оправе. Одноклассники и другие школьники его не любят, и постоянно устраивают Начо всякие подлянки: то притопят в школьном бассейне так, что парень чуть не захлебнулся, то изобьют его, то поломают его велосипед, а Начо знает, что отец ему не даст денег на починку. 

Чтобы хоть как-то отвлечься от грустных мыслей, Начо ходит в зал игровых автоматов толстяка Томаса Виларо, где проводит немало времени. В какой-то момент туда приходит парочка: парень двадцати с чем-то лет по имени Сарко (Чечу Сальгадо) и двадцатилетняя девушка Тере (Бегонья Варгас). Они стали ждать, когда Начо закончит играть в пинбол, чтобы самим поиграть, Начо любезно уступил им место, и пока Тере играла, Сарко вполне дружелюбно поболтал с Начо: его интересовало, насколько много народу сюда приходят играть, и хорошая ли у толстяка Виларо выручка. 

Через несколько дней они пришли снова, и Тере позвала Начо прийти потусоваться и покурить дурь с их компанией на площади в районе Жироны, который называется "китайский квартал". Никаких китайцев там нет, но район довольно злачный: публичные дома, проститутки на улицах, высокая преступность и полно наркотиков. 

В компании Сарко кроме Тере оказалось еще четверо парней. Они тоже отнеслись к Начо хорошо и дали ему прозвище "Очкарик" (gafitas - дословно: "очёчки"). Начо покурил с парнями травы, выпил с ними пива, после чего стал проводить с этой компанией немало времени. 

Между тем, вся эта тусовка кроме своих обычных развлечений еще и занята серьезным делом: они воруют деньги у посетителей банков, обносят богатые особняки, делают налеты на аптеки с целью добычи всяких интересных таблеточек, которые потом можно толкнуть на побережье охочим до наркотиков хиппарям. 

И Начо довольно быстро вовлекается во всю эту криминальную жизнь. Ему нравятся его новые друзья, ему нравится Тере, которая явно проявляет к нему определенный интерес, ему нравится это постоянное ощущение адреналина. Причем Начо, в отличие от всех остальных членов группы, хорошо говорит на каталанском, и это помогает ему входить в доверие к местным. 

Деятельность этой компании постепенно привлекает пристальное внимание полиции, и этим делом начинает заниматься недавно прибывший в Жирону инспектор Вивес (Пеп Тосар). 

***

Картина 2021 года, поставленная по одноименной повести очень популярного испанского писателя Хавьера Серкаса, шесть номинаций на премию "Гойя" 2022 года, причем из них - пять побед: лучший сценарий, лучший грим/прически, лучшая работа художника-постановщика, лучшая работа художника по костюмам, лучший актер-дебютант. Также четыре номинации и из них две премии союза киносценаристов. Ну, подумал я, надо смотреть. 

Первая половина фильма как-то не очень впечатляла. Нет, конечно, такая знакомая Жирона, хорошо воссозданная обстановка тех лет - автомобили, одежда и прически конца семидесятых (точнее - это 1978-й год, потому что в фильме прямо упоминается смерть Папы Иоанна Павла I), очень колоритные Сарко и Тере, симпатичный парень Начо, однако динамики в этой половине картины, на мой взгляд, не хватало, и было не очень понятно, к чему все вообще идет. Я так полагал, что они просто используют Начо, подставят его, а мне бы не хотелось, чтобы все закончилось именно таким образом: уж парню и так в этой жизни досталось. 

Однако как раз где-то примерно с середины фильма действие заметно убыстрилось, и там пошла прямо-таки карусель событий, которая раскручивалась все стремительнее и стремительнее. И там уже более подробно были прорисованы характеры Сарко, Тере и некоторых других членов группы, да и Начо (это сокращение от полного имени Игнасио) стал все более и более активно принимать участие в операциях этой криминальной компании. 

Если первую половину картины я смотрел с чувством "ну, неплохо, но ничего особенного", то вторая половина картины уже проходила из разряда "вот теперь понятно, чего такие восторги", потому что это было очень динамично и захватывающе. 

Речь в картине в основном идет о конце семидесятых, и, кроме воссоздания всех примет эпохи, режиссер Даниэль Монсон тщательно поработал над постановкой как таковой: это кино сделано в несколько старомодном стиле и кажется, что его сняли где-то в восьмидесятых. Но это смотрится не как устаревшая манера съемки, а скорее как удачная стилизация, потому что такой подход хорошо коррелирует с описываемой эпохой. 

Также по поводу моих опасений, что Сарко просто использует Начо и подставит его - нет, в фильме четко показано, что Сарко действительно к нему хорошо относится и вовсе не собирается парня подставлять. Начо в основном используют в роли "постоять на стрёме", а если он переходит к каким-то более решительным действиям, то только по своей инициативе. И Сарко наоборот - старается уберечь Начо, потому что он понимает, что парень - совсем не такой, как они. Вся компания Сарко, включая Тере (сокращение от имени Тереса), - маргиналы: они из неблагополучных семей, они ничего не имеют, и что самое главное - им нечего терять. 

Они существуют по принципу "Живи быстро, умри молодым" и, скорее всего, именно такая участь их всех и ждет, тем более что некоторые из этих парней умеют нарываться на ровном месте. А Начо - нет, он совсем другой: он может получить хорошее образование, он может сделать карьеру. И Сарко даже старается уберечь Начо от всего этого. 

В фильме (особенно во второй половине) немало ярких и увлекательных эпизодов: тусовка на берегу с хиппи, развлечения их в ночных клубах, ограбления, становящиеся все более и более агрессивными, противостояние с полицией. И там припасено несколько неожиданных и эффектных сюжетных поворотов, обсуждать которые я, конечно же, не буду, чтобы не спойлерить. 

Маркос Руис в роли Начо - очень понравился. Именно вроде как ботан-ботаном, однако у парня есть характер, и он не так уж и прост, как может показаться. Понятно, почему вся эта компания его так затягивала, несмотря на откровенный криминал, которым она занималась. В школе над ним издевались, он чувствовал себя парией. А тут хотя и маргиналы, но они приняли его в свою компанию, и он среди них впервые почувствовал себя человеком. Хорошо сыграно, вполне достойно. 

Однако приз за "лучший актер-дебютант" премии "Гойя" получил вовсе не Маркос Руис: несмотря на свои юные годы, он никак не дебютант - до этой ленты он сыграл аж в пятнадцати фильмах, некоторые из которых были довольно известными - это такие картины, как "Человек с тысячью лиц" (я его смотрел, но не писал рецензию), "Приключения капитана Алатристе" и "Счастливые 140". 

А премию "Лучший актер-дебютант" получил Чечу Сальгадо, сыгравший Сарко. У Сальгадо за плечами уже была пара полнометражных фильмов и сериалов, но там у него были совсем маленькие роли, а здесь - фактически вторая по важности роль. И Сарко у Сальгадо получился очень интересный: первоначально он выглядит парнем достаточно опасным, однако никакой агрессии он не проявляет, к другим участникам компании относится хорошо: издевки друг над другом у них не приняты, разве что только обычные добродушные подколки.

Сарко - эдакий продукт эпохи: нищета, несчастное детство и все такое. И он не пытается из этого как-то вырваться наверх: он понимает, что его судьба - кражи и грабежи, и что закончит он скоро и плохо. Поэтому оттянемся сейчас, пока еще можем - он и оттягивается. 

Тере сыграла актриса и фотомодель Бегонья Варгас. Очень красивая женщина, при этом неплохая и многообещающая актриса. Тере - также, как и Сарко - выросла в нищете. Она понимает, что хоть что-то получить в этой жизни она может только криминальным путем, и она во всем этом принимает активное участие. 

Начо ее явно чем-то интересует - видимо, тем, что он совсем другой, он не из их мира, - и она открыто флиртует с ним, хотя вроде как считается, что Тере - девушка Сарко. Но Сарко на ее взаимоотношения с Начо не обращает никакого внимания, у него немало других девушек, а кроме того, там есть и другие причины. 

Хорошо сыграно, вполне достойно. Бегонье отлично удается показать некое напряжение и симпатию, возникающие между Тере и Начо, вроде бы малозначащими жестами и тем, как она на него временами смотрит. Интересный и яркий персонаж, очень понравилась. 

Что в итоге? Определенные претензии к картине я уже высказал: первая часть, на мой взгляд, несколько затянута, ее хорошо бы сократить примерно наполовину (фильм идет два часа) - тогда бы стало совсем хорошо и динамично. Но и в таком виде мне, в общем, вполне понравилось, ничуть не пожалел, что посмотрел этот фильм. 

Теперь ответим на вопрос - где его взять и в каком виде он есть. Для тех, у кого есть доступ к Netflix - его можно посмотреть на этой стриминговой платформе. Также в торрентах он есть в оригинале с русскими, украинскими и английскими субтитрами, кроме того, есть и русский войсовер, причем довольно приличный, я специально послушал. 

P.S. Все-таки с ругательствами в испанском все достаточно скромно. Нет, у них есть, конечно, очень заковыристые выражения, но, например, в данном фильме в самой напряженной сцене, когда за ними гонится полиция, там только hijo de puta (сукин сын), hostia (типа "чёрт", "бл#дь"), ну и всегда и всеми употребляемый joder (тоже разновидность восклицания, типа "бл#дь"). 


Официальный трейлер. 

© 1998–2024 Alex Exler
18.08.2022
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошее кино
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 15

На первый взгляд хороший фильмец. Буду смотреть
21.10.22 19:35
0 0

Скачал, посмотрел.
Не заметил особой затянутости первой половины, но эпичный слив финала угробил почти все положительное впечатление от фильма.
Блин, ну есть же классика подобных фильмов - На гребне волны, возьми и сделай отличный финал, но нет - сделали пук. Обидно.
21.08.22 04:40
0 1

Фильм примитивный, на троечку. Ботан неожиданно становится крутым, даже очки становятся не нужны (зачем же он их носил?). Сотни раз уже показаны эти отморозки, что тут нового? Бесконечные танцы, наркотики, грабежи, причем тупые, неподготовленные. Понравилась актриса в роли Тере, хотя не сказал бы, что "Очень красивая женщина". В общем, жаль потерянного времени.
19.08.22 23:17
0 3

К теме испанских фильмов.
Только что посмотрел испано-аргентинский "Главный герой" с Бандерасом, Пенелопой Круз и Мартинесом.
Великолепно! Кино про кино.
Алекс, мне кажется, вы зацЕните.
19.08.22 22:05
0 0

Да, перепутал. И кажется Алекс уже его смотрел) www.exler.ru
20.08.22 14:48
0 1

Вроде бы в русском варианте называется "Главная роль". Английское название - Official Competition.
19.08.22 23:24
0 0

>>>Начо.

Начо Варга. Начало.

>>>конец семидесятых.

Мы из картинки поняли 😉
18.08.22 11:17
1 3

Тем временем Том Хэнкс зажигает в "Элвисе".
18.08.22 10:45
2 2

Алекс, почему коп Начо в доме не стал задерживать, глянув на фото? Этот момент не понял
05.09.22 14:07
0 1

Лурман - и карикатурная роль?
Лурман режиссёр фильма.
20.08.22 19:05
0 0

Карикатурная роль. Да и в целом так себе, Лурман уже не торт.
Лурман - и карикатурная роль? Быть не может!
18.08.22 23:18
0 0

Этот байопик под настроение: или зайдёт, или нет. 😎
18.08.22 22:50
0 0

Карикатурная роль. Да и в целом так себе, Лурман уже не торт.
18.08.22 12:04
1 1

Буду смотреть, да. Сола досматриваю.
18.08.22 11:57
0 1

На американском Netflix переведён как Outlaws. Хорошее кино; по мне так и первая часть нисколько не затянута.
18.08.22 10:16
0 2

Да, если ищете скачать - может называться Outlaws или The Laws of the Border.
18.08.22 23:41
0 1