Всевидящее око / The Pale Blue Eye
21.08.2023 46110   Комментарии (64)
7,0
Рейтинг IMDB: 6,6
Рейтинг Кинопоиск: 6,4
Рейтинг Экслера: 7,0
Бюджет: $72 млн. 
Давно не было хорошего готического детектива-триллера, а здесь прям хорошо: атмосферно и остросюжетно.
Отзыв кота Бублика

Вязкий, заунывный готический криминальный триллер с красивой картинкой и совершенно не нужным По.
Елена Щетинина

Несмотря на звездный кастинг, качественную операторскую работу и атмосферный саундтрек, фильм с Кристианом Бэйлом в главной роли скорее не удался.
Антон Долин

США, октябрь 1830 года, штат Нью-Йорк. Отставной детектив Огастас Лэндор (Кристиан Бэйл) живет в своей избушке в полном одиночестве: жену он потерял, дочь Матильда сбежала из дома пару лет назад. В какой-то момент к Лэндору обратился капитан Хичкок (Саймон МакБерни) из Военной академии США в Вест-Пойнте. Он рассказал, что кадет академии по имени Лерой Фрай был обнаружен повешенным, и это крайне встревожило как руководителя академии суперинтенданта Тайера (Тимоти Сполл), так и учащихся. Так что Хичкок с Тайлером просят Лэндора принять участие в расследовании. 

Лэндор соглашается, приезжает в академию, и там выясняется, что кадет Фрай не только был повешен, но у него также из груди вырезали сердце, что наводит на мысль о ритуалах, связанных с черной магией. К тому же доктор академии Дэниел Маркис (Тоби Джонс), осмотрев труп молодого человека, приходит к выводу, что это было убийство, а не самоубийство. 

Лэндор приступает к расследованию, однако кадеты не идут с ним на контакт, за исключением одного единственного странноватого кадета, эдакой местной парии, которого зовут Эдгар Аллан По (Гарри Меллинг). По помогает Лэндору расшифровать содержимое обрывка записки, которую детектив обнаружил в руке убитого. 

***

В основе сценария этого фильма - нашумевший одноименный роман Луиса Байарда 2003 года. Киносценарий писал сам Скотт Купер, роль детектива Лэндора он изначально планировал отдать Кристиану Бэйлу, причем как Купер сам рассказывал в интервью, что идея этого фильма у него появилась еще в 2013 году: в роли Лэндора он видел Бэйла, а Эдгара Аллана По Скотт планировал сыграть сам (как актер он снялся в 14 фильмах и сериалах - кстати, в том числе и в "Секретных материалах", откуда в этой картине появилась Джиллиан Андерсон). 

Однако, по мнению Купера, Бэйл тогда был слишком молод для роли детектива, и он предпочел отложить проект, а Бэйл у него снялся сначала в криминальном триллере "Из пекла", а потом в вестерне "Недруги". 

Я эти два фильма не видел, но смотрел другой фильм Скотта Купера "Черная месса", который мне, в принципе, понравился.  

Оригинальное название книги и фильма "The Pale Blue Eye" (бледно-голубой глаз) - это прямая цитата из книги Эдгара Аллана По "Сердце-обличитель", которая в переводе звучит так: "Один из его глаз напоминал глаз стервятника — бледно-голубой глаз с пленкой над ним. Всякий раз, когда он падал на меня, моя кровь стыла в жилах; и так постепенно — очень постепенно — я решил лишить жизни старика и, таким образом, навсегда избавиться от глаза»".  

Русскоязычный вариант "Всевидящее око" (именно под таким названием выходил перевод книги) - не самый удачный, потому что и в оригинале ни о каком всевидящем оке речь не идет, да и в фильме под определение "всевидящего ока" попадает разве что ястребиный взгляд самого Эдгара Аллана По, который постепенно докапывается до истины, и от него ничего не скроется. Впрочем, я не могу предложить вариант получше, поэтому и претензию предъявлять не буду. 

У писателя Эдгара Аллана По есть рассказ под названием "Домик Лэндора", но там рассказывается о человеке, который шел по очень красивой дороге одного из графств штата Нью-Йорк, и в конце концов он прибыл к некоему дому, принадлежащему, как выяснилось, некоему Лэндору. На описании дома рассказ, собственно, и заканчивается.  Что интересно, автор дважды отправлял рассказ в редакцию журнала The Metropolitan, но оба раза редактор отказывался его публиковать. 

Сам Эдгар Аллан По действительно какое-то время был кадетом в Военной академии Вест-Пойнт.   

Ну а теперь перейдем к тому, что собой представляет данный фильм. Да, только еще отмечу, что основное финансирование создатели картины - Кристиан Бэйл, кстати, был одним из продюсеров - получили у стримингового сервиса Netflix, который выкупил права на показ этой картины за $55 миллионов, после чего проект смог состояться. 

Что у них получилось? "Всевидящее око" - это такой готический детективный триллер, которых не было уже продолжительное время. Это не чистый детектив, потому что в детективную составляющую вплетаются всякие мистические элементы, которые, впрочем, потом объясняются со вполне реалистичной точки зрения: это такой сплав психологического триллера и детектива, причем сплав остросюжетный. 

Здесь очень трудно догадаться, как в итоге будут развиваться события и что мы получим в конце, причем, в отличие от многих картин с лихо завернутым сюжетом, раскручивание сюжетного клубка от конца к началу, что я всегда люблю проделывать с подобными фильмами, не выявляет явные сюжетные дыры и несостыковки, а даже и наоборот - подтверждают наличие определенной логики во всем, что происходило. И это уже, на мой взгляд, явный плюс картины. 

Кристиан Бэйл в роли Лэндора - очень хорош. Несущий в себе свое горе - умершая жена и пропавшая дочь, - немногословный, как бы потухший, но одновременно заинтересованный этим загадочным делом - сыграно прям здорово, и я понимаю режиссера, который говорил, что еще десять лет назад Бэйл этого персонажа сыграл бы совершенно не так. А вот сейчас - это именно то, что нужно. 

Однако, отдавая должное Кристиану Бэйлу, я все-таки хочу сказать, что главный актер в этом фильме - Гарри Меллинг, сыгравший Эдгара Аллана По. Меллинг - очень хороший и весьма разноплановый актер. Везде, где я его видел, он играл отлично, создавая яркий и запоминающийся образ. И здесь - это просто здорово! Странноватый персонаж, который по определению будет парией среди этих кадетов, в его глазах есть и определенное поэтическое безумие, которое, безусловно, было в самом Эдгаре Аллане По, и некий оттенок мистицизма. 

Меллинг даже действительно чем-то похож на этого выдающегося писателя и поэта (я рассказы и повести Эдгара По много читал в детстве, что не самым лучшим образом сказалось на моей психике, потому что было просто слишком рано знакомиться с его творчеством), но дело тут далеко не только во внешней схожести. 


Эдгар Аллан По

И в эпизодах, где Меллинг играет вместе с Бэйлом, его персонаж явно перетягивает на себя одеяло зрительского внимания, хотя этот никак не упрек Бэйлу, потому что именно так это все было и задумано с постановочной точки зрения. 

Также нельзя не отметить некоторые второстепенные роли, среди которых прежде всего выделялся отличный актер, мастер эпизода Тоби Джонс в роли доктора, парочка из капитана Хичкока и суперинтенданта Тайера (Тимоти Сполл вообще великолепен в образе этого вояки с физиономией обиженного бульдога), ну и Джиллиан Андерсон очень понравилась в роли жены доктора, но я узнал, что это именно она - только когда почитал кастинг, она тут не очень узнаваема.  

Ну отдельные комплименты самому постановщику Скотту Куперу, оператору Масанобу Такаянаги, и композитору Хоуарду Шору - все составляющие этой картины сделаны очень хорошо.  Медитативные заснеженные пейзажи, определенные светофильтры, из-за которых картинка выглядит почти черно-белой с заметной синей составляющей (форма кадетов), соответствующая музыка - это производит впечатление.

Претензии критиков и зрителей в том, что картина изрядно затянута, и это влияет на динамику - поддержу, да. Действительно затянуто, и действительно можно было бы сократить. Однако картина созерцательная, и мне понятно желание режиссера всю эту историю рассказать, не торопясь. Он на это имеет право, конечно.

В общем, мне понравилось. Атмосферно, готически, очень неплохой остросюжетный детективный триллер. Немного затянуто, но это картину не сильно портит. Одобряем, да, и рекомендуем.


Официальный трейлер:

 

© 1998–2024 Alex Exler
21.08.2023
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хороший детективный триллер
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 64

У вас имя Джиллиан Андерсон написано с одной л, из-за чего в списке актёров она в двух вариантах. Хотя список ролей даже так не очень внушительный, вы не смотрели с ней The Fall? Довольно любопытный сериал, а главная звезда там Дорнан, что удивляет зрителей, знавших его только по Оттенкам серого.
14.09.23 12:57
0 0

Когда же на Оппенгеймер рецензия?
23.08.23 02:32
0 1

Мне вполне понравился фильм, учитывая, что книгу давно читал ("Бледно-голубой глаз" Л.Байяра - он француз и "д" на конце слова не читается), и она тоже хороша.
Бэйл - молодец, каждая новая роль интересна. Мэллинг неплох, вытянул роль По.
22.08.23 04:26
0 0

С Циммером та же байда. У нас как схватились несколько веков назад за эту ущербную традицию транслитерации по своим странным соображениям, так и не могут осознать, что это туфта, и надо транскирибировать имена собственные максимально близко к тому, как человека зовут на его родном языке. Река Гудзон не обидится, но для многих сюрприз, что это совпадает с фамилией миссис Хадсон.
14.09.23 16:12
0 0

И эти тоже: ru.wikipedia.org
Да они его хоть Мафусаилом могут называть, мне-то что с этого? Его фамилия - Закерберг. Называть людей не так, как их зовут - старая традиция в русском языке, но меня это не прикалывает ни разу.
22.08.23 20:40
1 1

И эти тоже: ru.wikipedia.org
22.08.23 20:00
0 0

"Бледно-голубой глаз" Л.Байяра - он француз и "д" на конце слова не читается
Он американец, рожденный в США. И его зовут Луис Байард. А что там на российской книжке написали - пофиг совершенно, там постоянно коверкают имена/фамилии. В России и Закерберга почему-то Цукербергом называют, это их проблемы.
22.08.23 08:17
3 1

Концовка шик. Я думал: ну вот, сейчас он... Ну да, клише слезливое, но закон жанра же...
А вот и нет! Очень хорошо закончили, очень правильно. Молодцы. "Сонная лощина" здорового человека.
21.08.23 23:48
0 3

Концовка шик. Я думал: ну вот, сейчас он... Ну да, клише слезливое, но закон жанра же...А вот и нет! Очень хорошо закончили, очень правильно. Молодцы. "Сонная лощина" здорового человека.
Уважаемый Алекс, согласен, вот прям те же ощущения после просмотра
23.08.23 21:20
0 0

Именно в концовке - половина успеха, и книги, и фильма.
"Сонная лощина" здорового человека.
Точно.
22.08.23 04:32
0 1

А вы знали, что:
У Грамматикова Юм-Юма, лучшего друга Мио, сыграл Бэйл. По признанию Бэйла, именно во время поездки в Советский Союз он впервые почувствовал себя взрослым и независимым.
21.08.23 17:41
0 2

У Лилиан Джексон Браун Юм-Юм вообще кошка 😉 с тяжелым прошлым, названная так в честь персонажа оперы "Микадо" Гилберта и Салливана.
22.08.23 15:40
0 0

Там еще и Кристофер Ли снялся.
21.08.23 23:38
0 0

лично мы -- знали 😄
21.08.23 22:36
0 1

я рассказы и повести Эдгара По много читал в детстве, что не самым лучшим образом сказалось на моей психике
Тайна раскрыта! 😄
Рэй Брэдбери, Эшер II.
21.08.23 15:45
0 1

Кстати, некоторое послевкусие от фильма осталось...
Необычный фильм.
21.08.23 14:02
0 0

Ну когда уже рецензия на "Оппенгеймер"? Эх...
А кадры во "Всевидящем оке" красивые, да...
21.08.23 13:45
0 1

Ну когда уже рецензия на "Оппенгеймер"?
Нолан - великий режиссер.
И великий манипулятор.
21.08.23 23:39
0 0

Ну когда уже рецензия на "Оппенгеймер"? Эх...
8.6 ИМДБ -- не то, что какие-то 6.6. Надо смотреть, короче. Когда выйдет на Амазоне.
21.08.23 22:38
0 0

Понравилось. И Меллинг очень понравился, его По на своём месте и деятельно участвует в сюжете. О Бэйле уж и не говорю — мощен! Насчёт затянутости не соглашусь. Здесь это не баг, а фича.
21.08.23 13:43
1 2

Фильм понравился (атмосферный и псевдо-мистический, как я люблю) за исключением финального твиста - он выглядит, как пришитая к спине пятая лапа собаки.
21.08.23 13:26
1 0

Мы просто узнали, что отнекивание злодеев было искренним.
21.08.23 23:41
0 1

Не смог досмотреть, несмотря на детскую любовь к По. Очень красиво и очень скучно
21.08.23 13:24
0 1

Надо посмотреть. Книгу читал очень давно и осталось в памяти, что очень затянутое произведение. Где-то к середине начинаешь зевать, хотя в целом впечатления были положительные.
21.08.23 13:23
0 0

Любой триллер должен быть триллерным, на то он и триллер. Вряд ли фильм, вызывающий сонливость, можно вообще называть триллером.
Может быть, психологическая драма с элементами триллера? Тогда, возможно.
21.08.23 12:31
2 4

Спасибо, Алекс, за наводку - кайфанул.
21.08.23 23:42
0 1

"Не твоя - вот и бесишься" (с)
21.08.23 14:36
2 4

Ну, может под испанское винцо да с пьемонтским закусоном и нормально.
21.08.23 14:03
2 1

Ну, то есть если триллер у вас вызывает сонливость, то его нельзя называть триллером, я правильно понял? Потому что у меня он никакую сонливость не вызывал ни разу.
21.08.23 13:08
1 2

Отставной детектив Огастас Лэндор (Кристиан Бэйл) живет в своей избушке в полном одиночестве: жену он потерял, дочь Матильда сбежала из дома пару лет назад. В какой-то момент к Лэндору обратился капитан Хичкок (Саймон МакБерни) из Военной академии США в Вест-Пойнте. Он рассказал, что
нужно срочно спасать американских солдат из плена вьетконговцев?
21.08.23 12:12
14 2

Вот и придумайте сходу - как это обыграть и чего еще не было в истории литературы или кинематографа.
Золушку все обижали и она разошлась (не с принцем). Приняла вещества и оказалась в будущем, где выяснилось, что она - спящий и видящий сон 65-летний частный детектив из Танзании, которого пригласили в 1824 году поработать на хлопковой плантации на юге американских Соединенных Штатов.
22.08.23 07:56
0 1

Ну, так 90% фильмов основаны на том, что "вдруг достают кролика из шапки" и "происходит волшебство". Надо же как-то обосновать сюжет, что что-то не получалось, а потом начинает получаться.

С детективом-триллером - это самое простое, ну а что еще придумать? Специалист был несообразительным, а потом его озарило и он начал всё делать супер? ("Золушка"/оказался вдруг в будущем/принял вещества) Ну еще вариант - пригласили стороннего/иностранного специалиста (Холмс/Пуаро). Еще - ему было пофиг, начали обижать и он как разошелся... (обычно боевики)

Вот и придумайте сходу - как это обыграть и чего еще не было в истории литературы или кинематографа.

В упор не понял, к чему вообще был этот коммент.
Да ни к чему. Просто слегка поднадоела неизобретательность сценаристов, когда завязка - это очень-важный-командующий приходит к давно забытому, давно всё забросившему и постаревшему, но всё равно самому крутому специалисту в своём деле, главному герою. Потому и вспомнил один из подобных, видимо - первый, который я смотрел.

нужно срочно спасать американских солдат из плена вьетконговцев?
В упор не понял, к чему вообще был этот коммент.

Три раза пыталась смотреть, отличное снотворное.
21.08.23 11:59
2 7

хотелось заценить, но нет,
вот поэтому не начинаю смотреть фильмы с таким ИМДБ-рейтингом.
21.08.23 22:39
0 0

А мне нравится. ™
21.08.23 22:35
0 1

ну таки Бейл же, Джонс опять же. Скалли, которую никак не удавалось узнать в гриме. Явно не проходное кино снимали, хотелось заценить, но нет, 10 минут и хррррр.....
21.08.23 13:17
1 2

Три раза пыталась смотреть, отличное снотворное.
Мыши плакали, кололись...
21.08.23 13:08
1 1

...но у него также из груди вырезали сердце...
...доктор академии, осмотрев труп молодого человека, приходит к выводу, что это было убийство, а не самоубийство.


Какой прозорливый доктор!
21.08.23 11:48
1 11

А, ну так это все претензии к Красному Актёру. Действительно, его "на органы" наводит на мысль о трансплантологии, что в контексте сюжета, конечно, абсурдно. Я поначалу и не заметил, в чём некорректность его формулировки, и отталкивался от фразы в рецензии "также из груди вырезали сердце, что наводит на мысль о ритуалах, связанных с черной магией".

Тут действительно и из могилы можно. Косточки достать, бульончик наварить...

Эмм... Вы как хотите, а Мешок обсуждает посыл Красного Актера "изъяли на органы". Оно, конечно, всерьез рассматривать термин за сто лет до К.Барнарда глуповато, но таки минуты.
А для какого обряда и через неделю можно. Наверное...

Ага. То есть доктор вне подозрений. Спойлер, однако.
Да какой спойлер? Все под подозрением, включая режиссёра.
22.08.23 08:20
0 0

Какие ещё минуты? XIX век, медсанчасть при военном училище, два с половиной сотрудника. Труп принесли, осмотрели, сделали заключение, пошли на обед (в офицерский клуб пьянствовать).

Это вам не медицинский центр Джонса Хопкинса.

Эмм... "На органы" из прозекторской? Кажется, вы немножко не в теме. Там счет на минуты идет.
Еще предложите могилы раскапывать!..

Ага. То есть доктор вне подозрений. Спойлер, однако.
21.08.23 15:31
0 1

В военной академии некто помимо доктора бегает по закоулкам в поисках свеженьких самоудавившихся курсантов для разобрать на органы? Ну оке...
Вай нот? Люди и деньги из запертых сейфов крадут, а уж добраться до трупа в прозекторской...

А вот это - ИНТРИГА! 😄
Пошел качать.

В военной академии некто помимо доктора бегает по закоулкам в поисках свеженьких самоудавившихся курсантов для разобрать на органы? Ну оке...
Вообще-то именно так и есть.

А это дополнительная информация, которую вы не удосужились привести сразу, достопочтенный сэр.

В военной академии некто помимо доктора бегает по закоулкам в поисках свеженьких самоудавившихся курсантов для разобрать на органы? Ну оке...

Вырезать могли и после. На органы.

Вязкий, заунывный готический криминальный триллер с красивой картинкой
Смог досмотреть до чуть больше середины. Очень красиво и очень заунывно. Сами по себе главные персонажи хороши, но в их сочетании что-то не ладится. Как селёдка с вареньем.

А излишняя красивость часто вредит фильмам такого жанра (детективная неоготика). Скажем, сериал "Имя розы" просто не смог смотреть, такое все эстетичное, такая любовь к каждому кадру. Это же смакование красивых одежд, помещений и трупов сгубило неплохо начинавшийся "Фрейд". А вот "Венская кровь" получился просто отличный, а всего-то уменьшили эстетики и добавили реальности.
21.08.23 11:44
0 4

В принципе, сочетание холерика с меланхоликом в кино хорошо срабатывает. Или с флегматиком.
Но здесь гипермеланхолик с суперхолериком. И это не комедия. Поэтому, когда они вместе, то или один раздражает своей апатией, или другой, своей неуемностью.
21.08.23 15:38
0 2

Сами по себе главные персонажи хороши, но в их сочетании что-то не ладится. Как селёдка с вареньем.
Или, скорее, как конь и трепетная лань. И это знатная фишка, она создаёт реакцию между героями.

Но, разумеется, корейские боевики с сочным махачем лучше.
21.08.23 13:45
0 0

а что это полноразмерные скриншоты вдруг уменьшились в размерах последнее время? 😄
21.08.23 11:31
0 1

Есть такой косяк, наступил на одни грабли. Но уже в курсе, больше такого не будет.
21.08.23 11:33
0 0

В описании ошибка, Алекс. И, кстати, почему нужно каждый раз логиниться?
21.08.23 10:55
0 1

Как тут правильно сказали, почистить полностью кеш и куки - поможет.

Спасибо, исправил.

"Дано не было..."

Собственно

И, кстати, почему нужно каждый раз логиниться?
Если куки сохраняются, то не нужно каждый раз логиниться.

В описании ошибка, Алекс.
В каком именно описании и какая именно ошибка? Я не телепат.

И, кстати, почему нужно каждый раз логиниться
Куки слетают. Чекбокс поставь. Если с чекбоксом - почисти куки, должно помочь.
21.08.23 11:15
1 0