Восток-Запад
28.04.2000 27238   Комментарии (1)

Первое, что приходит в голову после просмотра данного фильма - это термин "правильное кино". Причем правильное со всех сторон. И со стороны дружбы с братством между великими народами: русским, французским, украинским, испанским и болгарским, и со стороны прекрасных актеров, приглашенных сниматься в этом фильме, и со стороны целого кагала сценаристов - Рустам Ибрагимбеков, Сергей Бодров, Режис Варнье, Луи Гардель, и со стороны продуманности всего проекта, которая привела к безусловному коммерческому успеху. Есть такая дурацкая фраза - "фильм, обреченный на успех". Так вот, "Восток-Запад" был просто обречен на успех, каковой он и получил: номинация на Оскар, призы крупнейших кинофестивалей, восторженная пресса и так далее. >

Но в России, как ни странно, этот фильм, насколько я мог судить, особого восторга не вызвал. Нет, разумеется, никто не сказал, что фильм плохой. Но когда спрашиваешь мнение людей, его посмотревших, все отвечают примерно следующее: "Фильм, конечно, хороший, но..." Но вот чего "но" и почему "конечно" - объяснить не могут. А я могу. Да потому что здесь тот самый случай, когда:

1) Алгеброй поверена гармония.

То есть все составляющие фильма настолько четко выверены - вот здесь дадим жуткие зверства энкаведешников, вот здесь пустим любовь героини к молодому парню, вот тут окажется, что главный герой не такой уж и негодяй, вот там закрутим такую сцену побега, что у зрителей сердце из грудей выпрыгнет и так далее, что это, если честно, становится очень предсказуемым и скучноватым.

2) Фильм очень четко ориентирован на западного зрителя.

Именно на западного. Потому что нашим все эти гепеушники, энкаведешники и прочая нечисть уже осточертела - дальше некуда. Разумеется, я отучаюсь говорить сразу за всех "наших", но большинство тех, кто смотрел этот фильм, говорили именно эти слова. А вот западники с удовольствием смотрят на кошмары сталинского беспредела, вздрагивают и лишний раз радуются тому, что они все-таки живут в демократическом государстве. И в угоду именно западному зрителю сценаристы с энкаведешниками все-таки переборщили. Конечно, я не склонен обелять или романтизировать этих уродов, но в фильме есть вещи, которые просто противоречат элементарной логике. Особенно когда французы приезжают в Россию, где их выстраивают в две колонны, а один молодой человек пытается перейти в другую колонну к своему отцу. И его пристреливают на месте, чтобы, так сказать, не рыпался. Ну не бред? Конечно, бред.

Актерский состав - великолепный. Меньшиков всегда хорош. В любой роли. Но тут сама роль... Нельзя сказать, что подражательная, хотя время от времени напрашиваются яркие аналогии с его героем в "Утомленные солнцем", но я все время чувствовал какой-то элемент "дежавю". Поэтому он мне показался несколько скучноватым. В отличие от Сандрин Боннэр, которая играет в фильме очень ярко. Очень порадовало появление в фильме Богдана Ступки - прекрасного украинского актера, которого мы уже давно не видим в российских фильмах. Ну, увидели хотя бы во французском. Что еще из ярких ролей? Катрин Денев играет роль эпизодическую, а в картине явно участвует как "специально приглашенная звезда", а кроме того, чтобы как бы "уравновесить" распределение ролей между российскими и французскими актерами. Я же говорю, что все в фильме выверено до мелочей.

Да, чуть не забыл сказать пару слов о сюжете. Сюжет таков... После окончания второй мировой войны Сталин пригласил потомков русских эмигрантов возвратиться из Франции в Россию. Некоторые русские купились на это приглашение и вернулись на родину. При этом, разумеется, получили все "прелести" социализма с кровавой сталинской харей - ссылки, лагеря, непрерывную слежку, коммуналки и тому подобное. В центре сюжета - судьба молодой семьи, где муж - русский, а жена - француженка. Они очень быстро ощутили все "радости" проживания в СССР, но уехать обратно, разумеется, не могут. Муж чувствует себя виноватым в том, что уговорил жену приехать в этот ад, поэтому делает все возможное, чтобы она с ребенком могла вернуться во Францию.

Еще раз повторяю - это хороший фильм. Правильный. И этим немного скучноват. Пожалел ли я о том, что его посмотрел? Нет. Потерял бы я что-нибудь, если его не посмотрел? Да, потерял. Потому что я смотрю кучу всякой ерунды, а этот фильм безусловно заслуживает внимания. Буду ли я его пересматривать? Нет. Вспоминаю ли я какие-то сцены из этого фильма? Почти нет. За исключением некоторых сцен, где блестяще играет Сандрин Бонэр, а также сцен с Богданом Ступкой. Так что выводы делайте сами. Но посмотреть его, как я считаю, нужно.

Напоследок, поскольку я не очень уверен, что правильно оценил отношение к этому фильму в России, мне бы очень хотелось, чтобы те читатели, которые посмотрели этот фильм, выбрали свой вариант ответа в голосовании. Таким образом мы и посмотрим - прав я или нет.

© 1998–2024 Alex Exler
28.04.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме:
правильный фильм
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 1

Правильная рецензия на правильный фильм
25.09.16 22:02
0 0