- Режиссер:
 - Мартин Скорсезе
 
- В ролях:
 - Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Рэй Лиотта, Пол Сорвино, Лоррейн Бракко
 
- Пол, ну сделай что-нибудь с
        этим Томми ДеВито! Мужик совсем офигел!
        - Ну и что мне с ним делать, а? Убить его,
        что ли?
        - Кстати, это тоже хорошая мысль...
Простому пареньку из весьма
        небогатой семьи всегда нелегко
        определиться с жизненными ценностями.
        И при этом не сильно важно, живешь ли ты
        в итальянском квартале Нью-Йорка,
        рабочем районе Москвы, пятой зоне
        Лондона, 19-м районе Парижа или на Молдаванке в Одессе.
        Потому что когда твои родители еле
        сводят концы с концами, и ты понимаешь,
        что примерно то же самое предстоит и
        тебе, а по кварталу гуляют крутые парни
        в лакированных ботинках, одетые в
        шикарные костюмы, - то весьма и весьма
        непросто сделать свой сложный выбор:
        отправиться по стопам папаши и всю
        жизнь тянуть нудную лямку полунищеты
        или же присоединиться к этим крутым
        парням и зажить полной жизнью - пусть
        опасной и быстрой, но зато яркой.
Понятно, что эти крутые парни
        деньги не зарабатывают. Они их делают,
        достают, вышибают, отбирают и
        присваивают. Потому что крутые парни -
        бандиты. У них свой бизнес, своя этика,
        своя мораль и своя жизнь. Если ты решишь
        к ним присоединиться, то тебе
        придется выполнять все их законы,
        причем обратной дороги - за редкими
        исключениями - нет. Если ты входишь в
        это общество, то в нем и останешься до
        конца жизни.
Перед Генри Хиллом (Рэй
        Лиотта) стоит именно такая
        альтернатива: или долго и нудно учиться,
        а потом отправляться по унылым стопам
        своих родителей, или присоединиться к
        крутым парням, выбрав жизнь рисковую,
        но яркую. Впрочем, Генри долго и не
        думает. Юный возраст к длительным
        раздумьям не располагает, а контраст
        между родительской семьей Генри и теми
        самыми уверенными в себе щегольски
        одетыми парнями разителен до боли в
        груди. Генри восхищается этими
        ребятами. Он хочет быть таким, как они.
        Он хочет быть настоящим крутым парнем...
Что интересно, у Генри есть
        для этого все задатки. Он отважен, ловок,
        умен и обаятелен, но главное - он очень
        хочет стать для этих ребят своим и
        готов сделать для этого абсолютно все.
        Но слишком много делать не нужно, ведь
        подход очень простой... Первое -
        выполняй то, что тебе скажут, не задавая
        лишних вопросов. Второе - никогда не
        болтай языком о делах с посторонними.
        Третье - никогда никого не выдавай: "омерта"
        - круговая порука - краеугольный камень
        существования итальянской мафии и в
        Италии, и в Америке.
Генри неукоснительно
        выполняет все эти заповеди, и
        постепенно парнишку принимают в "семью",
        тем более, что ему благоволит и местный
        дон Пол Цицеро (Пол Сорвино) и один из
        самых крутых местных мафиози Джеймс
        Конвей (Роберт Де Ниро).
Ну а дальше... Дальше
        начинается жизнь в мафии. Яркая,
        рискованная и очень обособленная. Со
        всеми ее взлетами и падениями. С кучей
        яркой мишуры - члены "семьи" могут
        себе позволить весьма значительные
        материальные блага, - но и с неизбежной
        оборотной стороной медали: кровью,
        убийствами и тюрьмами. На долю Генри,
        как говорил сверчок в "Буратино",
        выпало много опасностей и ужасных
        приключений. Но самое ужасное, когда ты
        живешь в мафии, это то, что убить тебя,
        скорее всего, захочет твой близкий друг.
        Тот самый друг, с которым ты прошел
        фактически всю жизнь. Никто тебе об
        этом не скажет, никто не пришлет
        никаких предупреждений. Ты просто
        поймешь, что скоро тебя должны убить -
        вот и все. Потому что это мафия. У нее
        такие законы.
***
"Славные парни", на мой
        взгляд, это один из лучших фильмов
        Мартина Скорсезе. Просто потому что это
        не боевик, не коммерческая поделка и не
        надуманная голливудскими сценаристами
        "драматическая сага". Это фильм о
        том, как это все выглядит на самом деле.
        Здесь нет нарочитой кровавости (хотя
        понятно, что у этих ребят руки по локоть
        в крови, и Скорсезе не стесняется это
        показать), нет сознательного сгущения
        красок. Скорсезе фактически
        рассказывает о том, что он видел в
        детстве, живя в итальянском квартале
        Нью-Йорка. И когда понимаешь, что
        примерно так все оно и происходит на
        самом деле, становится страшно. Потому
        что твоему сыну точно так же придется
        выбирать, с кем он будет: с папашкой,
        который бьется за кусок хлеба (пусть и
        не самый черствый, но все-таки кусок
        хлеба, а не седла барана с трюфелями),
        или с парнями, ездящими на "шестисотниках"
        и тратящими за вечер в ночном клубе
        больше, чем папашка зарабатывает за
        несколько месяцев упорной работы.
А ведь эти ребята - они вовсе
        не выглядят кровавыми монстрами. Это
        потом ты начинаешь понимать, что именно
        стоит за всеми этими дорогими
        костюмами, машинами, пачками денег и
        томными красотками. Но когда поймешь,
        никуда ты оттуда уже не денешься. Там
        билет в один конец, а дверь в обратную
        сторону не открывается.
Впрочем - и в этом тоже
        заключается определенная прелесть
        фильма - в "Славных парнях" тема
        билета в один конец вовсе не
        муссируется. Генри ничего такого
        ужасного не открылось в мафии, чего он
        не ожидал бы увидеть. Он прекрасно
        понимал, на что идет, поэтому ни один из
        его мафиозных друзей-приятелей, даже
        совершенно ненормальный псих-убийца
        Томми ДеВито (Джо Пеши), не вызывает у
        Генри неприятия. Ну псих, ну убийца, - в
        этой среде подобных типов хватает. Да и
        кумир Генри Джеймс Конвей - тоже не
        подарочек. Понятно, что в мафии
        прославиться можно только жестокостью
        и умением разрядить пистолет в кого
        угодно, хоть в близкого друга. Резкое
        неприятие у Генри вызывает только
        желание Конвея убить его самого. Вот с
        этим Генри почему-то не согласен.
        Подобная постановка вопроса вызывает у
        него какое-то внутреннее раздражение.
Как я уже сказал в начале
        рецензии, совершенно не имеет значения,
        где именно происходила данная история (кстати,
        она основана на реальных событиях).
        Потому что подобные вещи случаются
        везде, в том числе и в России. Мне в
        начале девяностых годов (как раз когда
        появился этот фильм) как-то пришлось
        наблюдать за реакцией одного своего
        соседа - это был довольно умный и
        спортивный парнишка, который вовремя
        сориентировался и примкнул именно к
        подобным крутым парням, нарождающейся
        российской мафии, - так вот он смотрел
        этот фильм с несказанным восторгом,
        периодически приговаривая: "Блин, да
        это ж про меня! Боже, как это все близко!
        Как это все знакомо!"...
Мартин Скорсезе, снимая
        фильмы о мафии, все же больше любит
        наблюдать за аспектами психологии
        взаимоотношений, нежели делает упор на
        зрелищности и кровавости. "Славные
        парни" хорош именно психологией,
        потому что образы, созданные Лиоттой,
        Де Ниро и Пеши - очень яркие и весьма
        харАктерные. Пеши - это просто что-то
        фантастическое! Его Томми ДеВито -
        несомненный псих, опасный, как
        раскрытая бритва, однако вместе с этим
        он весьма обаятельный в общении и
        действительно любит своих друзей -
        Конвея и Генри. Достаточно неожиданно
        видеть Джо Пеши в роли маньяка-убийцы,
        однако ему эта роль идет не меньше, чем
        комедийные. Впрочем, Пеши - очень
        разноплановый актер и практически с
        любой ролью справляется замечательно.
Лиотта - именно такой Генри
        Хилл, которого и ожидаешь: симпатичный
        парень, ничем таким особенным не
        выделяющийся, но в силу этого ставший
        вполне своим в мафии. Особенно хорошо
        он сыграл последний период жизни Генри
        в мафии, когда он уже наркоманил со
        страшной силой и все больше и больше
        нарывался на неприятности.
Джеймс Конвей в исполнении
        Де Ниро - спокойный, хладнокровный и
        безжалостный бандит, готовый убить
        кого угодно и когда угодно. Однако
        Конвей не лишен некоторых чисто
        человеческих чувств, носящих, впрочем,
        весьма практический характер. Например,
        Конвей носится с Томми ДеВито как с
        писаной торбой, потому что Томми -
        единственного чистого итальянца из
        всей их компании - должны "посвятить
        в неприкасаемые", а это означает, что
        вместе с Томми поднимется и Конвей как
        правая рука очень крупного "авторитета".
        Де Ниро играет замечательно - без
        надрыва и переигрывания, однако Конвей
        у него получается по-настоящему
        страшным.
Что интересно, впоследствии (через
        пять лет) Мартин Скорсезе снял фильм
        "Казино", в котором центральные
        роли играли Де Ниро и Пеши, причем
        характеры героев - особенно Джо Пеши -
        были очень похожи на характеры
        персонажей из "Славных парней".
        Пеши так просто играл точно такого же
        психопата-убийцу, как и в GoodFellas. Но "Казино"
        мне понравился на порядок меньше, чем
        "Славные парни". В "Славных
        парнях" все очень достоверно,
        естественно и правдиво - чем и хорош
        этот фильм, помимо, конечно, весьма
        удачной постановки и прекрасной
        актерской игры. А "Казино" - это уже
        ширпотреб, гангстерский боевик на
        потеху публике, хотя фильм, конечно,
        достаточно неплохой.
Резюмирую. Прекрасный фильм -
        можно сказать, классика мафиозного
        жанра, - ценный именно своей
        жизненностью и достоверностью. Я
        считаю, что его обязательно нужно
        посмотреть, однако имейте в виду, что
        там много достаточно кровавых сцен, без
        которых в фильме такого рода, конечно,
        не обойтись. Лично я "Славных парней"
        пересматриваю почти каждый год. Это
        действительно классика жанра.
        Настоящая классика, а не какой-то
        паршивый "блокбастер", который
        посмотрят и забудут через пару месяцев.
Кстати, Американская
        киноакадемия "Славных парней" все-таки
        оценила: пять номинаций на Оскар в год
        выхода фильма (лучшая актриса - Лоррейн
        Бракко (я бы не назвал ее центральной
        фигурой фильма, однако сыграла она
        действительно очень хорошо), лучший
        режиссер - Мартин Скорсезе, лучший
        редактор - Тельма Скунмейкер, лучший
        оператор - Ирвин Уинклер, лучший
        сценарий, базирующийся на литературном
        источнике - Николас Пилегги и Мартин
        Скорсезе, лучший актер второго плана -
        Джо Пеши), причем один Оскар был получен
        - Джо Пеши как лучший актер второго
        плана (подпишусь под каждым словом, это
        одна из его самых значительных ролей).
        Кроме того, эта картина в последующие
        годы получила штук двадцать очень
        престижных наград. И каждая из них,
        безусловно, вполне заслужена.
Посмотрите "Славных парней", если вы данную картину по каким-то причинам не видели. Когда меня утомляет смотреть тот отстой, который сейчас в диких количествах выпускается на экраны, я ставлю кассету именно с этим фильмом.
| Зрелищность | 4+ | 
| Актерская игра | 5 | 
| Режиссерская работа | 5+ | 
| Сценарий | 5+ | 
классика жанра
обязательно