- Режиссер:
 - Дэвид Кроненберг
 
- В ролях:
 - Мария Белло, Уильям Херт, Эд Харрис, Вигго Мортенсен, Эштон Холмс, Питер Макнейл
 
тоже иногда проявляется лицо убийцы -
когда я громко требую пожрать в шесть утра.
Жалоба кота Бублика
Американское
      провинциальное захолустье. Маленький
      городок, где все друг друга знают. На
      отшибе городка, где, в отличие от больших
      городов, размещаются вовсе не самые
      дорогие особняки, а наоборот -
      дешевенькие домики, обитает семья
      Столлов: глава семьи Том (Вигго
      Мортенсен), его жена Иди (Мария Белло),
      сын-подросток Джек (Эштон Холмс) и
      маленькая дочка Сара. Семья живет
      небогато, но дружно. Том владеет
      маленькой закусочной, расположенной в
      самом городке, Иди работает юристом,
      Джек представляет собой слегка
      затюканного одноклассниками школьника,
      а Сара... Сара еще слишком мала, чтобы ее
      можно было как-то четко
      идентифицировать. Ну, разве что ей по
      ночам снятся какие-то чудища, но кому из
      нас они не снились в ее возрасте?
И
      вдруг как-то раз спокойное и даже сонное
      течение жизни Столлов было резко
      нарушено. В их городок случайно заехали
      два психопата-убийцы. Они заглянули в
      заведение Тома и начали было там
      безобразничать и размахивать оружием,
      которое неминуемо было бы пущено
      бандитами в ход, однако Том сумел
      отразить нападение и пристрелил обоих
      уродов из пистолета, принадлежащего
      одному из них.
После
      этого на некоторое время Том стал героем всей
      Америки. Простой владелец маленькой
      закусочной, расположенной где-то там у
      черта на куличках, - и вдруг сумел дать
      отпор двум крайне опасным отморозкам. О
      Томе пишут газеты, его снимают
      корреспонденты известных телеканалов -
      словом, это слава, которая, как явно
      видно, Тому совершенно не нужна.
Однако
      за всей шумихой никто не догадался
      выяснить, каким образом тихий и
      совершенно незаметный мужичок средних
      лет, который до этого ничего опаснее
      карбюратора в руках не держал, справился
      с двумя вооруженными психопатами,
      которые незадолго до этого положили
      кучу народу.
Впрочем,
      через некоторое время в закусочной
      Столла появляются очень странные и
      весьма подозрительные люди,
      возглавляемые неким Карлом Фогерти (Эд
      Харрис) - бандитом с изуродованным лицом,
      который утверждает, что Тома Столла на
      самом деле зовут Джоуи Кьюсак, он -
      бывший киллер и брат известного в
      Филадельфии мафиози Ричи Кьюсака (Уильям
      Херт). За Джоуи, заявил Фогерти, должок в
      Филадельфии, так что парень должен
      поехать с ними. Они долго искали Джоуи,
      объяснил Фогерти, никто не знал, куда
      этот сукин сын делся, но благодаря
      своему геройству парень попал в газеты и
      на телевидение, так что найти его уже не
      составило труда.
Семья
      Тома, разумеется, в шоке. Иди никак не
      может поверить, что ее муж, которого она
      знает много лет, вовсе не тихий и
      работящий средний американец, а
      известный киллер, которого к тому же
      разыскивает мафия. Том пытается убедить
      Иди, что его с кем-то спутали, но чем
      дальше, тем всем вокруг становится
      понятно, что с этим делом что-то нечисто...
***
Хорошее
      кино. Правда, первые десять минут я думал,
      что дальнейшее развитие сюжета будет
      мало чем отличаться от десятков и сотен
      аналогичных фильмов: киллеры-психопаты
      доберутся до маленького городка, начнут
      терроризировать семью простого
      американца Тома Столла, он начнет
      защищаться и примерно к финалу, путем
      неимоверного напряжения всех сил, лопат
      и гаечных ключей, покончит со злодеями и
      спасет таким образом свою простую
      американскую семью, маленький
      американский городок и местного
      Анискина - старенького, но еще крепкого
      шерифа Сэма Карни.
Но
      когда Том расправился с отморозками уже
      примерно на одиннадцатой минуте, причем
      сделал это с небывалым для тихого
      владельца скромной забегаловки
      мастерством, стало понятно, что сюжет
      все-таки должен преподнести
      определенные сюрпризы. Впрочем, дальше
      оказалось, что дело не в сюрпризах, - и
      дураку было понятно, что приехавшие в
      городок странные и очень опасные
      мужчины Тома-Джоуи хорошо знают, явно
      его ни с кем не спутали и рассказывают о
      его прошлом совершенно не напрасно. Но
      зато теперь будет интересно посмотреть,
      как Том из всего этого выпутается.
Однако
      главная прелесть фильма заключается
      вовсе не в сюжете и не в том, как главный
      герой будет выпутываться из крайне
      сложной ситуации. Да и не в его прошлом -
      о нем, в общем-то, практически ничего не
      расскажут. Главное, ради чего это все
      снято, - то, как Вигго Мортенсен из Тома
      перевоплощается в Джоуи. Вот это
      действительно нечто потрясающее!
Собственно,
      Мортенсен себя уже вполне
      зарекомендовал как интересный и весьма
      разносторонний актер. Причем, что
      интересно, не в одном предыдущем фильме
      характер его персонажа раскрывался
      постепенно: что Арагорн во "Властелине
      колец", который сначала не
      производил впечатления человека,
      способного повести за собой войска на
      смерть, но затем все-таки раскрылся в
      соответствующем качестве, что бедный
      художник Дэвид Шау из "Идеального
      убийства", который затем оказался
      редкостным мерзавцем.
Здесь,
      в общем-то, то же самое. Сначала
      Мортенсен предстает в роли
      классического среднего американца:
      бедноватая семья, старенький грузовичок,
      скромная закусочная, явно не приносящая
      приличной прибыли, но - любящая жена,
      хорошие дети, полное взаимопонимание и
      все такое. Скучно, но пасторально-благодушно.
      Эдакое тихое семейное счастье.
И
      даже после событий в закусочной, когда в
      городке появляются мафиози, Том все
      равно не похож на бывшего киллера - вот
      не киллер он, ну просто никак, несмотря
      на странную сноровку, проявленную при
      обезвреживании отморозков. Но в эпизоде,
      когда мафиози начинают давить на Тома,
      захватив его сына (это, в общем, вполне
      ожидаемое действие с их стороны), - вдруг
      просто мороз пробегает по коже, когда
      видишь, как мгновенно меняются глаза
      Мортенсена: только что на дорожке перед
      домом стоял тихий парень Том с грустными
      и застенчивыми глазами, и вдруг на его
      месте появляется Джоуи с совершенно
      пустыми глазами убийцы. И ты понимаешь,
      что сейчас произойдет, - и оно
      происходит.
Мортенсен
      в этом фильме вытворяет что-то
      невообразимое. Он действительно
      изображает двух совершенно разных людей.
      Причем практически одними глазами.
      Ничто в глазах Тома не говорит о его
      давно спрятанной второй натуре - Джоуи. И
      ничто в глазах киллера Джоуи не говорит
      о том, что минуту назад он еще был тихим
      владельцем магазинчика, который,
      казалось бы, и мухи не обидит.
Также
      очень здорово поставлены сцены, в
      которых Джоуи сражается с психопатами и
      бывшими дружками-мафиози: он действует
      очень быстро, продуманно и крайне
      профессионально - кажется, что работает
      машина для убийств, способная думать и
      действовать заметно быстрее обычных
      людей.
Взаимоотношения
      Джоуи с семьей также достаточно
      интересны - понятно, что жене и сыну
      непросто смириться с тем, кем на самом
      деле оказался их тихий муж и отец, -
      однако они все-таки не главные в этом
      фильме. Превращения Мортенсена из
      одного человека в другого - вот что
      поражает!
Кстати,
      на роль Тома Столла был вовсе не один
      претендент. Сначала роль предлагали Томасу
      Джейну, но он отказался. Джейн мог
      вполне неплохо сыграть этого персонажа,
      но с Мортенсеном в искусстве
      перевоплощения он вряд ли бы сравнился.
      Впрочем, у Джейна уже была очень похожая
      роль: в весьма неплохом фильме "Кровавый
      четверг" он как раз и сыграл
      завязавшего киллера, которому волей-неволей
      пришлось вспомнить старые навыки.
После
      Джейна роль, как ни странно, предложили
      Харрисону Форду. Оно понятно, что Форд
      тоже когда-то сыграл нечто похожее -
      скромного профессора, который в погоне
      за артефактами становится просто
      Индиана Джонс какой-то, но Харрисону,
      между прочим, уже слегка шестьдесят четыре года, так что
      не очень понятно, какой смысл был
      планировать его на эту роль. Впрочем,
      Форд также отказался, поэтому роль
      досталась Мортенсену - как выяснилось,
      фильму это пошло только на пользу...
Ближе
      к финалу "Оправданной жестокости"
      есть еще одна сцена, которую можно
      пересматривать несколько раз, - в ней на
      первый план выходит брат Джоуи Ричи,
      которого великолепно сыграл Уильям Херт
      (глава общины Эдвард Уокер из "Таинственного
      леса"). У Ричи всего лишь небольшой
      монолог, в котором он рассказывает о том,
      как ему жилось в Филадельфии без Джоуи и
      как он разгребал то, что Джоуи оставил за
      собой, но этот монолог стоит целого
      фильма - Херт в нем просто великолепен!
Ну
      и также порадовал Эд Харрис, сыгравший
      изуродованного Карла Фогерти. Эпизоды с
      ним были достаточно типовые, но
      несколько фраз, особенно в общении с
      полицейским, прозвучали весьма эффектно.
      (Подозреваю, правда, что они были сильно
      испорчены в дубляже.)
В
      общем, на мой взгляд, это весьма
      достойный просмотра фильм. Вроде бы
      ничего особенного и ничего сильно
      оригинального в сценарии, но то, как это
      сыграно и поставлено, - просто явно на
      четверку с плюсом. Несколько
      неожиданный фильм для Кроненберга (кстати,
      он на самом деле поставлен по достаточно
      известному комиксу Джона Вагнера и
      Винса Лока, который, как и фильм, в
      оригинале называется "История
      насилия", а вовсе не "Оправданная
      жестокость"), но я вполне приветствую
      подобные неожиданности. Впечатляющий
      фильм с очень яркой актерской игрой.
***
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
| Зрелищность | 4 | 
| Актерская игра | 4+ | 
| Режиссерская работа | 4+ | 
| Сценарий | 4 | 
сильно
вполне можно