Рейтинг Экслера: 7,0
- Режиссер:
 - Седрик Хименес
 
драма в старом стиле.
Отзыв кота Бублика
Франция,
      Марсель, семидесятые. Через город идет
      большой наркотрафик в Америку, Чикаго.
      Соответственно, в Марселе цветет
      организованная преступность, которая
      берет под свой контроль все казино и
      клубы города. Мафиозные кланы при этом,
      как водится, воюют между собой, так что
      криминальная обстановка в городе -
      просто аховая: большое количество
      наркоманов, грабежи, убийства и разгул
      преступности. 
Марсельский юрист Пьер Мишель (Жан Дюжарден) занимается подростками-наркоманами - он судья по делам несовершеннолетних. Но в какой-то момент Пьера вызывает генеральный прокурор города и сообщает, что хочет назначить Мишеля судьей по особо тяжким преступлениям.
Мишель
      приходит работать в отдел по борьбе с
      наркотиками и за короткое время заметно
      активизирует работу этого отдела. В
      отделе прекрасно знают, кто их главная
      цель. Потому что босс боссов мафии в этом
      городе - Гаэтан Зампа по кличке Танни (Жиль
      Леллуш). У него прямые контакты с
      американской мафией в Чикаго, он -
      преступный король Марселя. 
Поначалу
      Зампа не принимает всерьез работу судьи
      Мишеля. Однако отдел по борьбе с
      наркотиками развил такую бурную
      деятельность, что даже Зампа начинает
      чувствовать, что вокруг него все уже и
      уже сжимается кольцо. Впрочем, Гаэтан -
      не из тех, кто будет сидеть сложа руки и
      ждать, когда Пьер развалит его мощную
      преступную организацию. 
***
Жан
      Дюжарден и Жиль Леллуш имеют много
      общего друг с другом: они оба -
      замечательные и именитые актеры, оба -
      красавцы, оба - невероятно обаятельные.
      Они давно дружат и нередко снимаются
      вместе: Жан и Жиль играли вместе в "Маленьких
      секретах" (там, правда, у Дюжардена
      была совсем небольшая роль, но фильм
      совершенно замечательный), вместе
      сделали очень забавную комедию "Право
      на лево", сыграли вдвоем в сериале
      Le débarquement, и вот теперь - оба
      исполнили главные роли в фильме "Французский
      транзит".
И
      Дюжарден, и Леллуш нередко снимаются в
      комедийных картинах, однако здесь -
      суровая полицейская драма, которая
      сразу вызывает в памяти знаменитые
      французские фильмы семидесятых-восьмидесятых,
      в которых играли Лино Вентура, Жан Габен,
      Ален Делон и другие известные актеры тех
      времен. Я имею в виду "Прощай,
      полицейский", "Сицилийский клан",
      "Двое в городе" и другие картины из
      этой серии. 
Стиль семидесятых, насколько я могу судить, передан здесь очень неплохо, причем не только на примере Марселя, но и Чикаго: по фильму и Пьер Мишель, и Гаэтан Зампа летают в Чикаго по своим надобностям.
И
      упомянутый стиль старых фильмов здесь
      выдержан очень и очень четко, и этим
      прямо-таки наслаждаешься: потому что
      французы уже давно так не снимают, а если
      пытаются сделать крепкую криминальную
      драму, то получается или полнейшее
      отстоище вроде "22
      пули: Бессмертный", или ерунда под
      названием "Лионцы", которую у нас
      непонятно с какой стати назвали "Неприкасаемые".  
Но
      здесь - другое дело. Все поставлено и
      сыграно, как по нотам. Хороший сценарий,
      в котором нет ни грамма "благородных
      бандитов", а есть история, которая
      выглядит очень жизненной: разгул
      криминала и наркомании, жуткая
      коррупция среди политиков и полиции, а
      если с бандитами кто-то реально начинает
      бороться, то это - чистый Серпико,
      то есть человек, который не может
      поступать иначе, несмотря на
      смертельную опасность того, чем он
      занимается. 
Жан
      Дюжарден в роли Пьера Мишеля -
      великолепен. Я его до этого практически
      не видел в серьезных драматических
      ролях, так вот, Дюжарден показал, что он
      эти вещи может играть совершенно
      замечательно. Его персонажу веришь, и ты
      понимаешь, что такой человек будет идти
      до конца, он не остановится ни перед чем!
      И видишь, какое отчаяние охватывает его,
      когда ему приходится работать с новым
      полицейским инспектором, который, в
      отличие от старого, то ли куплен с
      потрохами, то ли совершенно
      профнепригоден. 
Вместе
      с тем Пьер Мишель - вовсе не святой
      рыцарь без страха и упрека. Он нередко
      совершает вещи, которые никак не
      стыкуются с понятием полной законности.
      Тут Мишель напоминает Глеба Жеглова из
      "Места встречи изменить нельзя".
      Помните эпизод, как Жеглов подкладывает
      кошелек в карман Кирпича? Пьер спокойно
      совершает подобное, да еще и делает
      всякие вещи похлеще, из серии: вы мне их
      арестуйте, а я уж придумаю, что на них
      навесить. 
Но
      он это делает, потому что понимает, что
      иначе во всей этой прогнившей и насквозь
      продажной полицейской системе - нельзя.
      Потому что если он будет свято следовать
      каждой букве закона - у него просто
      ничего не получится, ведь бандиты
      никаким законам не следуют вовсе. 
Жиль
      Леллуш превосходно сыграл этого
      мафиозного босса Гаэтана Зампу. Жесткий,
      суровый, временами откровенно страшный -
      действительно настоящий мафиози, а не
      клоун на выходе, каким выглядел Жан Рено
      в этом "22
      пули: Бессмертный". 
Зампа
      - человек очень незаурядный: он 
      выстроил свою империю, которая работала
      весьма эффективно, и казалось, что с
      Зампой вряд ли кто-нибудь сможет
      справиться. Однако он не ожидал, что
      найдется человек с еще большей, чем у
      него, волей, который станет ему
      достойным соперником. 
В
      общем, посмотрел этот фильм с большим
      удовольствием: старый добрый и
      оригинальный стиль полицейских драм,
      при этом картина снята так, что
      совершенно не смотрится анахронизмом -
      несмотря на хорошо воссозданную
      обстановку семидесятых. 
Актерские
      работы - совершенно замечательные (кстати,
      одного из соперников Зампы - бандита-щеголя
      Le Fou - играет Бенуа Мажимель,
      который снимался с Дюжарденом и
      Леллушем в "Маленьких секретах"),
      поставлено все отлично. Единственное -
      фильм мне показался немного затянутым,
      но, с другой стороны, там показан
      промежуток времени в несколько лет, в
      течение которых Мишель копал под
      группировку Зампы, так что, если
      подумать, тут не очень понятно, что в
      действительности можно сократить. 
В результате, если вы любите старые французские криминально-полицейские драмы, - смотреть, немедленно смотреть. А если вы не смотрели старые полицейские драмы, то тем более посмотрите, потому что когда-то французы умели так снимать, а данный фильм доказывает, что не все еще потеряно.
P.S. Оказывается, это еще и поставлено по реальной истории. Вот биография реального Пьера Мишеля, вот биография Тани Зампа (все на французском).
| Зрелищность | 4+ | 
| Актерская игра | 5 | 
| Режиссерская работа | 5 | 
| Сценарий | 5 | 
старый добрый стиль полицейских драм
да