- Режиссер:
- Джаред Буш, Байрон Хоуард, Чариз Кастро Смит
Отзыв кота Бублика
Пока не меркнет свет, пока горит свеча-а-а-а-а.
Песня Андрея Макаревича
Эти милые пляски и пения, платьица и цветочки, детские шуточки и чрезмерная мультяшность в экшен-сценах вряд ли воодушевят зрителей старше 16 лет, не говоря уже о мужской аудитории любых возрастов.
Вадим Богданов, InterMedia
"Чрезмерная мультяшность в экшен-сценах" в разговоре о мультике - мне нравится этот Богданов.
Замечание кота Бублика, которому не нравится этот Богданов
Во времена гражданской войны в Колумбии семейству Мадригаль - супругам Альме (Мария Сесилия Ботеро) и Педро вместе с их тремя детишками-младенцами - пришлось бежать из родного города, спасаясь от солдат. За ними последовали и некоторые другие семьи. Путь оказался очень тяжелым, и в какой-то момент Педро погиб, защищая семью. Однако Альме и ее детям после гибели главы семьи было даровано волшебство: свеча, которая была у Альмы, засияла магическим пламенем и создала магическое зачарованное место под названием Энканто. То же волшебство создало для семьи Мадригаль Каситу - дом, приютивший Альму с детьми.
Когда дети подросли, волшебство наделило их магическим даром: Пепа (Каролина Гайтан) умеет управлять погодой, Бруно (Джон Легуизамо) может видеть будущее, Хульета (Энджи Сепеда) способна исцелять людей. А когда у Пепы и Хульеты родились их дети, то они при достижении определенного возраста тоже получили свои дары: Луиса (Джессика Дарроу) чрезвычайно сильна и способна одной рукой поднять целый дом, Исабела (Дайан Герреро) невероятно красива и способна материализовать цветы прямо из воздуха, у Долорес (Адасса) уникальный слух, а Камило (Рензи Фелиз) может принимать образ кого угодно.
И только у Мирабель (Стефани Беатрис), дочки Хульеты, нет никакого дара. Почему-то волшебство обошло ее стороной. И Мирабель чувствует, что бабушка Альма этим очень и очень разочарована. А тут еще младшему Антонио (Рави Кэбот-Кониерс) пришел срок получить свой дар, и Альма опасается, что после истории с Мирабель волшебство получения даров семьей Мадригаль прервется.
А ведь Мадригаль - это не просто одна большая семья, это некий центр, вокруг которого существуют все жители Энканто: семья Мадригаль помогает всем жителям селения и бабушка Альма считает помощь общине священным долгом семьи.
С получением дара Антонио все прошло хорошо, однако во время торжества Мирабель внезапно обнаруживает, что по Касите пошли трещины и свет волшебной свечи стал гаснуть. И она поняла, что и с домом, и с семьей Мадригаль происходит что-то не то.
Мирабель хочет выяснить, что здесь не так, и для этого она начинает искать давно пропавшего дядю Бруно, о котором в семье все отказываются говорить. Но Мирабель уверена в том, что именно у дяди Бруно она получит ответы на свои вопросы.
***
Это юбилейный, шестидесятый, полнометражный анимационный фильм студии "Дисней". (Двенадцать лет назад был выпущен пятидесятый фильм студии "Рапунцель: Запутанная история".)
Проект создавался в течение продолжительного времени - он был запущен в 2016 году. Изначально режиссеры Байрон Хоуард и Джаред Буш (они оба - создатели замечательного "Зверополиса", также Байрон Хоуард - создатель "Рапунцель") не планировали снимать фильм непосредственно о Колумбии. Идею этого фильма они обсуждали с композитором Лин-Мануэлем Мирандой (он автор популярного мюзикла "Гамильтон"), который хотел поработать над музыкой к латиноамериканскому мюзиклу для Disney, и местом действия сначала выбрали Бразилию.
Однако так как создатели этого фильма явно являются большими поклонниками эпохального романа колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества" (замечу, что явно это нигде не заявлялось, однако в фильме отсылки к этому произведению сделаны совершенно отчетливо), то в итоге действие было перенесено в Колумбию.
И, чтобы лучше узнать эту страну, Хоуард, Буш и Миранда отправились в путешествие по Колумбии, причем там собрали целую группу колумбийских журналистов, архитекторов, музыкантов, художников и представителей других профессий, которые знакомили американцев со многими культурными и прочими особенностями этой страны.
Троица посетила многие колумбийские города, включая Боготу и Картахену, но больше всего им понравился небольшой городок Баричара, где их гидом была Алехандра Эспиноса Урибе, которая произвела на них такое большое впечатление, что Алехандра не только стала техническим консультантом проекта, но и подарила свою внешность главной героине картины - Мирабель.
Алехандра Эспиноса Урибе на премьере "Энканто"
"Энканто" - это, конечно, чисто диснеевский анимационный фильм, причем это практически мюзикл: в диснеевских фильмах герои нередко прерываются на то, чтобы спеть грустную песенку, которая покажет, как им одиноко, или чтобы спеть веселую песенку, которая решит все проблемы, - однако здесь песенных номеров несколько больше, чем, например, в "Рапунцель: Запутанная история".
И тут доходило до смешного - в какой-то момент Мирабель, чтобы спеть очередную песенку, даже остановила время, что вызвало легкий прилив негодования у Юного Каталана, с которым мы этот фильм смотрели, и он вскричал: "Чика, чего ты жалуешься, что у тебя нет дара, ты же только что остановила время?!!"
Также заметим, что у Мирабель есть очки, что в первый раз встречается у диснеевских принцесс (а что Мирабель именно диснеевская принцесса - в этом нет никаких сомнений, несмотря на то что у нее нет не только принца Чарминга, но и даже забавного болтливого спутника, за что спасибо создателям фильма, ибо надоели уже эти спутники, честное слово), но зато у нее огромные глаза на пол-лица, которые хорошо что хоть границы этого лица все-таки не покидают.
Однако я совершенно не согласен с теми критиками, которые пишут, что это, мол, типичное кино для Disney, где нет никакого внятного сюжета, где все предсказуемо, где все сюси-пуси и где любую надуманную проблему герои решают или с помощью дурацкой песенки, или с помощью обнимашек.
На самом деле история здесь достаточно внятная - это, конечно, если не касаться того самого внезапного волшебства и даров членам семьи Мадригаль. Однако волшебство и дары - обычные киношные (тем более мультяшные) условности.
А история следующая. Прежде всего, как я уже говорил, здесь есть явные аллюзии к "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса. В романе муж с женой, детьми и с группой сподвижников уходят из своего селения далеко в леса и там основывают новое поселение, которое они назвали Макондо. В фильме это Энканто. У Маркеса Хосе Аркадио Буэндиа остается жив, здесь - Педро погибает. В персонаже бабушки Альмы, с одной стороны, есть какие-то черты Урсулы - основательницы рода в романе, которая руководит всей этой огромной семьей, - однако есть и явные различия.
Также от Маркеса в фильме присутствуют явные элементы так называемого "магического реализма" - Маркес периодически использовал некоторые фантастические эпизоды в своем романе, хотя сюжет его был достаточно реалистичным. В "Энканто" с этим явно проще - все-таки анимация, - но желтые бабочки сюда совершенно точно перекочевали из "Сто лет одиночества". (И они же появляются на заставке Disney в официальном трейлере фильма.)
Но вернемся к семье Мадригаль. Как мы уже договорились, не будем задавать вопросы о том, откуда взялось волшебство и почему почти каждый член семьи получает какой-то дар ("Супербобровы, - истерично взвизгнул кот Бублик, - на максималках!"). Но дальше-то совершенно четко показывается, что бабушка Альма со своей несколько фанатичной (причем вполне объяснимой) манерой защищать семью и поселение становится практически диктатором, причем она сама этого не понимает совершенно. Что замечательная Мирабель, которая член семьи и фанатка семьи, становится практически парией из-за того, что она, видите ли, не получила дара (как будто от нее это зависит), поэтому девочка получается вроде как бездарная - отрезанный ломоть, по сути!
Ну и что самое интересное - так это то, что для каждого одаренного члена семьи (мужья их - не в счет, им никакого дара не полагается по определению) этот дар - тяжкое бремя, а вовсе не какое-то преимущество. Бабушка Альма так их всех накачала своими словами о том, что только семья Мадригаль сможет спасти Энканто, что все члены семьи имеют свои серьезнейшие психологические проблемы, и это прямо показано в фильме!
Пепа умеет управлять погодой. Точнее, погода реагирует на настроение Пепы. И что теперь? Пепа не имеет права ни разгневаться (сразу будет гроза), ни просто грустить о чем-то (сразу хмурое небо и облака). И она не властна над своими эмоциями - все от нее требуют сплошной жизнерадостности, чтобы всегда светило солнце и погода была безоблачной.
Луиса - чрезвычайно сильна, но при этом вынуждена постоянно накачивать мышцы (я читал, что создатели фильма с боем пробивали у руководства студии наличие накачанных мышц у Луисы) и боится, что когда-нибудь она не сможет что-то поднять и тогда все поймут, что она - не такая уж и сильная.
Дар Долорес слышать все, что говорится или делается во всем поселении, - вообще проклятие какое-то! Попробуйте хранить в себе все секреты жителей городка - это же просто с ума сойдешь!
Шикарная красотка Исабела, забрасывающая всех цветами, - так она самая несчастная из всех! Да не хочет она продуцировать эти чертовы цветы, на которые у нее аллергия! Она хочет выращивать величественные кактусы: те хотя и колючие, но зато имеют свою индивидуальность! (Кстати, один кактус показывают в профиль, и это - Микки Маус, честное слово - классная "пасхалочка"!) И не хочет она быть идеальной красоткой, которую бабушка выдаст за какого-то недоумка из Энканто, потому что этого требует политическая ситуация поселения, - нет, Исабела хочет одеваться в странновато-пестрые расцветки и делать то, что она считает нужным, а не являться каким-то бесплатным садовником по вызову. Она не хочет, чтобы в ней видели идеальную красотку, она хочет, чтобы в ней видели индивидуальность, - кто ее за это осудит, кто? Уж явно не мы с котом Бубликом.
Ну и несчастный Бруно, у которого всего-то был дар предвидеть будущее, однако он быстро понял, что люди просто не хотят слышать неприятные им новости о том, что предстоит ("Да за реальную жизнь вы меня сами расстреляете" (с)), после чего ему пришлось как таракану скрываться в недрах этой безразмерной Каситы, и компанией Бруно на многие годы стали крысы - весьма, замечу, забавные.
В итоге разваливающуюся семью Мадригаль спасет - сюрприз, сюрприз - Мирабель, у которой нет никакого чертового дара, поэтому она самая нормальная во всей этой долбанутой одаренной семейке!
Ну скажите, что это не гениально? По-моему, гениально совершенно, Disney никогда до этого не ступала на настолько тонкий лед! До этого как-то все было проще. Была принцесса, которая искала своего принца Чарминга, при этом был какой-то злодей, затевающий жуткую каверзу, принцессе активно помогал болтливый спутник - обезьянка, поросенок, барашек, крыса, крокодильчик или боевой конь, а когда возникала реальная опасность, то птички, белочки и рыбки сразу начинали дружно петь отличную песню сэра Элтона Джона, после чего все проблемы отступали.
Однако не буду спорить с тем, что здесь с проблемами семьи Мадригаль разобрались достаточно быстро (да и хорошие песни были в изобилии, хотя и авторства Лин-Мануэля Миранды, а не Элтона Джона). С Исабелой Мирабель нужно было обняться и просто ее выслушать, а суровая и неприступная бабушка Альма неожиданно вдруг резко признала свои ошибки. Однако это спокойно ложится в парадигму все-таки детского (не будем об этом забывать) фильма.
Поэтому я считаю, что здесь, вопреки уверениям некоторых критиков, все-таки достаточно продвинутая и более сложная история, чем в обычных диснеевских фильмах. Как существовать в мире, где все знают, что у тебя - особый дар, а ты боишься с этим даром не соответствовать ожиданиям. Или - о ужас! - оказалось, что ты - из родовитой дароносной семьи, но у тебя вообще никакого дара нет, обделили. И как после этого жить, дядь Габриэль Гарсиа Маркес?
Но мы поговорили только о сюжете, который, как мы уже выяснили, хорош и непрост. Однако здесь есть еще много о чем поговорить.
Прежде всего это действительно прекрасно нарисовано. Съемочная группа тщательно и скрупулезно работала над колумбийскими костюмами и декорациями - и это хорошо видно. Также меня совершенно поразило то, что в определенных сценах съемки в анимации абсолютно соответствуют современному реальному кино: облет камерой главной героини, следование за героиней и так далее - это выглядит невероятно эффектно.
Персонажи, их волосы и прически, их движение, их жесты и так далее - уровень, конечно, совершенно фантаcтический: хорошо видно, что над этим работали весьма серьезно, и видно, что анимация сейчас вышла на новый уровень, позволяющий передавать такие оттенки, о которых раньше можно было только мечтать.
С песнями история отдельная. Это, как уже упоминалось, практически мюзикл, то есть песни тут играют заметную роль, и эти песни писал Лин-Мануэль Миранда - знаковый композитор, который в фильме также принимал участие в работе над сценарием. Так что музыкальные композиции из фильма - это отдельное удовольствие. Причем очень особенное.
Каких-то зрителей раздражает, что главные герои фильма каждые пятнадцать минут вместо ответа на вопрос вдруг начинают петь, причем в песне или рассказывают всю свою жизнь, ну или хотя бы подробно отвечают на вопрос. Ну так это такие законы жанра! Меня это не просто не раздражало, а наоборот - музыкальные номера здесь отлично работают вместе со всей остальной постановкой. И тут есть если не шедевры, то не менее запоминающиеся композиции.
Музыкальное представление Мирабель семейства Мадригаль - отличное. И нарисовано замечательно.
Surface Pressure ("Поверхностное давление") в исполнении силачки Луисы в сопровождении группы грациозных ослов - тоже впечатляющее, и у этого ролика всего 117 миллионов просмотров - похоже, кому-то он все-таки понравился.
We Don't Talk About Bruno ("Мы не говорим о Бруно") - это, наверное, главный шедевр данного фильма (ролик), и это также еще и нарисовано совершенно замечательно. И там в самом ролике есть определенные "пасхалочки", но я не буду их раскрывать - интереснее самостоятельно обнаружить их во время просмотра.
Кстати, во время исполнения "Мы не говорим о Бруно" в какой-то момент каждый участник поет свою собственную партию одновременно с остальными. Это музыкальный стиль эпохи Возрождения, и этот стиль называется - мадригал.
В российской озвучке большинство песен зачем-то перепели, чем их, конечно же, испортили: если вы считаете, что детям обязательно знать, о чем поют, ну так включите на песнях субтитры, что вроде как совсем несложно.
Однако, слава богу, две испаноязычные песни из фильма на русский все-таки не перевели. Dos Oruguitas ("Две гусенички" - имеется в виду гусеницы, из которых появятся бабочки), которую написал Лин-Мануэль Миранда и исполнил Себастьян Ятра, - она вроде как простенькая, но классная. Она уже популярна, и эта песня в фильме сопровождается трогательным визуальным рядом. Именно ее Disney выдвинула на музыкальный "Оскар": какие-то критики считают, что это явная ошибка, однако я думаю, что боссы студии не промахнулись, это симпатичная и запоминающаяся песенка, которую Ятра отлично исполнил, и она совершенно в духе тех испаноязычных мелодий, которые становятся суперхитами в огромном испаноязычном мире.
Что еще? Всякие другие тонкости, которые тут встретились и которые можно заметить.
У каждой комнаты (юный член семьи Мадругаль получает свою комнату во время принятия дара) есть свои особенности: эти комнаты имеют большие размеры и скрывают в себе целый мир. Другие дети из поселения, входя в комнату Антонио, говорят: "Она намного больше внутри", и это почти один в один фраза из "Доктора Кто" - ее произносят люди, когда впервые входят в ТАРДИС: "Он больше внутри".
Семья Пепы (Феликс, Долорес, Камило и Антонио) - в основном носит теплые цвета (желтый, оранжевый и красный), а семья Хульетты (Агустин, Исабела, Луиса и Мирабель) - в основном носит холодные цвета (синий, зеленый и фиолетовый).
Тукана Антонио, который появляется в фильме в тот момент, когда Антонио получат свой дар, а потом тукан сопровождает Мирабель, когда та начинает поиски пропавшего дяди Бруно, озвучивает Алан Тьюдик: он же озвучивал идиотского петуха Хей-Хея из "Моаны".
Что в результате? Отличный фильм с непростым и многослойным сюжетом, замечательно нарисованный, в котором есть немало классных песен. Более чем достойное произведение для юбилейного, шестидесятого, полнометражного фильма студии "Дисней". Одобряем целиком и полностью!
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отлично сделано
да
То есть, спутник всё-таки есть?
Дома ещё раз посмотрел на русском/украинском. Обалдел, они там так быстро поют, что я местами целые куплеты пропускал!
А так мультик можно как и альбом любимой группы, переслушивать под настроение.
Подозревал неожиданное впадание в детство, но теперь, после вашего обзора сам посмотрю 😄
Дальше будет мое личное мнение, как говорится ИМХО:
Сразу видно, что у Алекса сын подросток. Когда мои дети были маленькие я тоже обожал смотреть с ними мультики и фильмы, и они (и дети и мультики и фильмы) мне искренне нравились. Правда, у моих детей разница в 9 лет, поэтому я обожаю и Назад в будущее, и Матрицу, и Ходячий замок Хоула (да, впрочем, все мультфильмы Миядзяки). В общем дети, пока я их воспитывал, ненавязчиво воспитывали и мой вкус, за что я им премного благодарен. Сейчас дети уже выросли, мы давно уже смотрим разные фильмы, но память об общих просмотрах согревает наши сердца. Алекс, большое спасибо за ваши обзоры, особенно детских фильмов и мультфильмов! Желаю вам и вашей семье счастья совместного просмотра, поверьте это счастье, но оно продлится недолго, ловите момент!
Да, предпосылки другие - но итог тот же - прощение и понимание.
Мне нравилось....
Я не знаю, зачем они это делают, но эту тенденцию я давно наблюдаю у Диснея.
Дело вкуса, конечно, но я смотреть их мультики из-за этого давно не могу. От этих «карамельных» цветов просто вытекают глаза.
Пара забавных песен и хороший клип с силачкой - и все.
Возможно, нужно быть сильно в каком-то контексте, чтобы насладиться сюжетом. Но на мой с дочкой взгляд - очередная и довольно невнятная история о супергероях, вид немного сбоку и вообще без злодеев.
Но и раздражения на него нет, ОК, очередной Дисней №60.
Не Шрек, не Пой, даже не Зверополис.
И поют они там (особенно главная героиня) какими-то ужасными голосами
Идея, что у всех есть дар, что он особенный, и ему не нужно для этого прилагать усилий - очень свойственно поколению Z.
Раньше был Король-Лев и Аладдин, а сейчас Энканто и Душа.
Опечатка (не вижу внутреннего гаджета, поэтому здесь).
"Мы не говорим о Бруно" возглавила чарты, что с диснеевскими песнями давно не случалось.
Ну и куча забавных мелочей, типа Долорес аплодирует большими пальцами из-за своего тонкого слуха.
Это даже если не касаться долбаных ремейков классики, типа Аладдина, Короля Льва и т.д.
сильные женщины, матриархат, силачка на трансвестита похоже, инклюзивность,
бодипозитивность.
После смерти только, правда.
Принс Алииииииииииииииииииииииии!!! Майти из хииииииииииииииииииииииии!
Очень проходной я бы сказал.
Из последнего и очень классного - Митчеллы против машин.
Еще раз советую посмотреть "Книгу Жизни".
Кстати, в озвучке, в которой я скачивал, песни не дублируются.
Или понравилось, или не понравилось.
Если же сейчас зайти на канал госпожи Шульман, то у неё как раз видео чуть ли не на все темы - и кино, и Толкиен, и такой вопрос, и сякой, словом - чего только нет.
Вот и делайте выводы.
Не эксперт, но про экспертные системы прочитал много-много всякого.
Для тех кто не знает, что началось все с Обамы: