- Режиссер:
- Рон Хоуард
Отзыв кота Бублика
Местные краски выписаны с такой любовью, что захотите купить билет на первый рейс до Галапагосов.
Роман Ковалев, После титров
Это очень прозаичный и легко забываемый фильм, лишенный обещанных рассуждений о сущности человеческого бытия вне и внутри цивилизации.
blackmaria
В названии есть слово «Эдем». Но где же этот Эдем? Действие происходит на прекрасном острове, который должен был быть ярким и красочным, но картинки из фильма выглядят, как будто их покрыла какая-то грязная субстанция... ну, не будем произносить это слово. Почему современные голливудские фильмы полны серых и желтых фильтров? Несколько других новых фильмов, которые я посмотрел недавно, тоже такие. «Громовержцы», «Балерина», «Лило и Стич» — все с «уродливой цветокоррекцией». Почему? В наши дни голливудские фильмы и так уже плохи по сюжету, так хотя бы сделайте картинку приятной для глаз, нет?
whitetowel-74786
После Первой мировой войны Германия находится в глубоком экономическом кризисе. В Европе набирают силу фашистские движения, и доктор Фридрих Риттер (Джуд Лоу) вместе со своей спутницей Дорой Штраух (Ванесса Кирби) принимают решение покинуть цивилизацию и поселиться на необитаемом острове Флореана на Галапагосских островах.
И Фридрих, и Дора - очень аскетичны, они на острове обустроили нехитрое хозяйство с огородом и курицами, и им для пропитания хватает овощей, фруктов, яиц и рыбы, которую Фридрих ловит в океане. Кроме того, у них еще есть ослик по кличке Бурро, которого Дора очень любит.
В свободное от бытовых забот время Риттер разрабатывает новую философию, которая, по его мнению, спасет человечество, а Дора занимается медитацией: у нее диагностирован рассеянный склероз, и она надеется его излечить благодаря местному климату и периодическому абстрагированию от внешних воздействий.
Так бы они себе и жили на этом острове в полном уединении и в относительной гармонии, однако Риттер, как и многие "спасители человечества", был довольно тщеславным, и он описывал свою жизнь на этом острове и свои идеи в письмах, которые отправлял в журналы: эти письма время от времени забирали проходящие рядом с островом корабли.
Из этих писем о Риттере узнала семья Виттмер - Хайнц (Даниэль Брюль) и Маргрет (Сидни Суини). У их сына-подростка - туберкулез, у них нет денег, чтобы отправить его в санаторий, как рекомендуют врачи, и тогда они принимают решение продать все, что у них есть, купить билеты и отправиться на Флореану, чтобы там обустроить свою жизнь.
Видимо, Хайнц рассчитывал на теплый прием со стороны Риттера, однако тот на самом деле пришел в ярость от того, что кто-то посмел прервать их уединение и его философские занятия, однако остров Риттеру не принадлежит, и тогда он предлагает Виттмерам поселиться в пещерах на вершине холма. Фридрих считает, что новички не смогут там ничего выращивать, а значит, довольно скоро покинут остров.
Однако Виттмеров трудности не пугают. Они нашли источник питьевой воды, разбили огород и в конце концов построили дом. С Фридрихом и Дорой они не контактируют, и так бы эти два семейства жили себе спокойно, никого не тревожа, но в какой-то момент на остров с большой помпой прибыла баронесса Элоиза Боске де Вагнер Уэрхорн (Ана де Армас) со своими двумя любовниками - немцем Робертом Филлипсоном (Тоби Уоллес) и эквадорцем Мануэлем Борхой (Игнасио Гаспарини), - также ее сопровождает несколько слуг.
Баронесса считает себя "самим совершенством", уверена в том, что она может соблазнить любого, она взбалмошная, эксцентричная и, прямо скажем, прямо-таки совсем без башни. На остров она прибыла, чтобы построить отель Hacienda Paradiso, в котором будут принимать богатых иностранцев, а остров она объявила своим королевством.
Разумеется, это все страшно не нравится обеим семьям, живущим на острове, но они ничего с новоприбывшей компанией не могут поделать - там несколько вооруженных людей, да и сама баронесса почти постоянно ходит с пистолетом, а вид у нее такой, что она этот пистолет не задумываясь пустит в ход.
Поначалу старожилы надеялись, что баронесса будет строить свой отель на побережье, вдали от них, но там не оказалось питьевой воды, и тогда баронесса устроила свой лагерь совсем рядом с домом Виттмеров. И добром это все совершенно точно не кончится.
***
Несколько необычная картина для режиссер Рона Хоуарда. Последние лет двенадцать он снимает биографические драмы о стойкости человеческого духа - "Гонка", "В сердце моря", "13 жизней", - а также документальные фильмы - "Паваротти", "Джим Хенсон", "The Beatles: Восемь дней в неделю".
А тут вдруг фактически триллер, причем поставленный по реальным событиям, известным как The Galapagos Affair (Дело Галапагосcких островов), однако достоверно неизвестно, что там на самом деле произошло, так как версии свидетелей отличаются друг от друга, поэтому постановщик делает свою собственную реконструкцию этих событий.
Некоторые критики, говоря о данном фильме, упоминают "Повелителя мух" Голдинга: книга, по которой сняты два фильма, где рассказывается о группе детей, оказавшихся в одиночестве на острове, и эти дети в конце концов совершенно потеряли человеческий облик.
Но я тут не вижу явных пересечений. Человеческий облик тут, в общем-то, никто не терял. Фридрих с Дорой живут сами по себе, Виттморы - сами по себе. И так бы они себе и жили спокойно, если бы не баронесса. Именно она постепенно устроила на острове конкретный адок, причем делала это совершенно сознательно, в силу своей натуры, а Рудольф в фильме про нее сказал, что она - как черная дыра, поглощающая все, что попадает в ее орбиту. И мы не будем придираться к тому, что черные дыры открыли лет через тридцать после описываемых событий.
Так что это скорее история о том, что происходит в уединенном месте вдали от цивилизации, когда там появляется страшно, как сейчас говорят, токсичный персонаж, который ни перед чем не останавливается.
Актерский состав в картине - хорош. Джуд Лоу любит актерские вызовы, и он с удовольствием играет персонажей достаточно неприятных - достаточно вспомнить недавний фильм "Игра королевы", где он играет уже сильно больного короля Генриха VIII.
И этого Фридриха Риттера, "спасителя человечества", приятным человеком никак не назвать. На самом деле он явный мизантроп, людей он не любит и даже презирает, себя он считает намного выше других, Дорой откровенно помыкает, при этом с легкостью отказывается от собственных установок. И Лоу его сыграл хорошо: персонаж получился колоритный и достаточно отталкивающий. Единственное - так как у Риттера не было ни единого зуба (об этом в фильме сразу говорится, он их все вырвал, опасаясь воспаления) его речь не могла быть такой разборчивой, как в фильме. Лоу старается слегка шамкать, но в реальности это звучало бы совершенно по-другому.
Дору сыграла актриса Ванесса Кирби. Я ее до этого видел только в эпизодических ролях, а здесь - одна из главных ролей, и Ванесса понравилась: Дора - женщина умная, но она обладает эмоциональной зависимостью от Риттера, и она фанатично верит, что тот создаст новую философию, которая осчастливит человечество. А надоело ей терпеть тиранические привычки Риттера - когда тот раздолбал свою пишущую машинку, поняв, что он уже не может написать ничего толкового.
Кстати, эту роль должна была играть Алисия Викандер. Но она сыграла в паре с Лоу в "Игре королевы", и продюсеры посчитали, что для данного фильма лучше подобрать другую актрису. Они не прогадали: на мой взгляд, Ванесса сыграла более чем достойно.
Даниэль Брюль, который уже играл у Хоуарда в "Гонке", свою роль отыгрывает именно так, как это требуется по сценарию. Хайнц сам по себе - не особенно интересен: он эдакий меланхолик, скучный бывший госслужащий. Но он - трудяга, и он непрерывно пашет на их ферме. В конфликты старается не вступать, но и его можно довести, если сильно постараться.
Персонаж актрисы Сидни Суини Маргрет - как ни странно, один из главных в этом фильме. И уж в любом случае видно, что симпатии постановщика - на ее стороне. Она - вроде бы человек тихий и незаметный, но она обладает твердым характером и не сгибается под воздействием обстоятельств, а на ее долю приходится немало страданий.
Я Сидни помню по первому сезону "Белого лотоса", где у нее забавная роль левачки-антикапиталистки из богатой семьи. А здесь роль драматичная, где при минимуме выразительных средств нужно было показать стойкий характер, и Сидни с этой ролью справилась очень хорошо, понравилась. Кстати, в реальности Маргрет так и прожила всю жизнь на Флореане: она дожила до 96 лет и умерла в 2000 году.
Но, конечно, самый интересный персонаж здесь - шальная, а точнее - конкретно долбанутая баронесса, которую несколько неожиданно для меня блестяще сыграла Ана де Армас. Почему неожиданно? Я просто ни разу не видел ее в подобной роли и не знал, что она на такое способна. Робкая девушка из "понаехавших" в "Достать ножи", боевая Палома в последней на данный момент бондиане, еще более боевая балерина в последней на данный момент балерине - вот и все типажи.
А здесь эта баронесса - персонаж совершенно отвязный, и ее нужно было сыграть так, чтобы это не выглядело карикатурным, тем более что речь идет о фактически триллере, и Ана с этой ролью справилась блестяще: есть такой типаж людей, мне приходилось их наблюдать вблизи, и эти люди действительно обладают способностью сильно портить жизнь всем, находящимся вокруг. Можно долго говорить о том, что там вытворяла эта баронесса, но поверьте - это лучше увидеть!
Остров Флореана показан в фильме не слишком приятным местом. В начале картины, когда Виттмеры на корабле приближаются к северной части острова и видят неприветливые скалы, о которых разбиваются волны, капитан судна издевательски их спрашивает: "А вы что тут ожидали увидеть - рай, что ли?"
В "Эдеме" при съемке использовали специальные светофильтры, которые придают изображению неяркие зеленовато-коричневатые тона, никакого буйства красок тропического острова здесь не наблюдается, и это именно такой художественный прием. Но, впрочем, я посмотрел реальные фотографии этого острова - северная часть острова похожа на то, что показано в картине, только цвета там, конечно, поярче. Кстати, в основном картину снимали в Австралии - из-за налоговых вычетов, но на Галапагосах тоже немного поснимали.
Поставлено это все хорошо, Хоуард это умеет, однако есть моменты, когда действие несколько провисает, и здесь, на мой взгляд, есть что сократить. Стиль постановки - реалистичный и достаточно жесткий: все-таки речь идет о триллере, и миндальничать здесь ни к чему, также создатели картины должны были дать понять, что такое находиться вдалеке от благ цивилизации на острове, где тебе постоянно угрожает опасность - и от животных и насекомых, и от других людей.
Мне понравился этот фильм. История интересная, авторская версия постановщика по поводу того, что там в действительности произошло, имеет право на существование, ну и также хорошо то, что данный фильм - некоторый срыв стереотипа на фоне современного мэйнстрима, который, если честно, давно утомил - действительно достойные просмотра картины попадаются довольно редко. А этот фильм, на мой взгляд, вполне достоин просмотра.
По традиции, несколько фотографий реальных участников событий.
Дора Штраус и Фридрих Риттер.
Семья Виттмер с маленьким сыном, который родился на этом острове.
Баронесса со своими двумя любовниками.
Об этой истории снят двухчасовой документальный фильм, если вдруг кому-то интересно - вот он.
Официальный трейлер:
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
остросюжетно и увлекательно
можно
Тут, кстати, за последнее время вышли 2 неплохих сериала - "Король гольфа" с Оуэном Уилсоном и "Дастер" с Джошем Холлоуэем, рекомендую обратить внимание на них
Поправочка, два ее любовника - это Rudolph Lorenz (Felix Kammerer) и Robert Phillipson (Toby Wallace), а эквадорец - он, как раз, слуга.
Рассказ Эдгара По "Падение в Мальстрем" уж много лет, как был написан. А там и черная дыра, и "орбиты".
От себя порекомендую фильм "Робинзон на луне" про решившего утопиться неудачника, невольно оказавшегося на острове посреди Сеула. В отличии от рецензируемого фильм трогательный и романтичный.
И да, два дня в году в Сеуле проходят массовые учения по гражданской обороне.
Одна проблема - найти видео без норвежских субтитров на пол экрана.
Выкуп, Далёкая страна, Всплеск, Уиллоу...
В целом согласен с рецензией, стоит просмотра хоть местами и подзатянуто. Актерские работы хороши.
Сидни Суини еще очень понравилась в "Эйфории".

Ванесса Кирби в фантастической четверке
А Сидни Свини имеет хорошие гены о которых сейчас бурлит инторнет.
Все молодцы, придется смотреть
странные люди - едешь в место, которое не твое, селишься сам и потом претендуешь, что у тебя никогда не будет соседей или будут, но которых ты хочешь. Ну то есть с какого ты это место считаешь своим?
У меня рядом с домом есть небольшая долина, где десятилетиями живут хиппи - просто строят шалаш или ставят кемпер навсегда и там живут. некоторые делают подобие дома из контейнера. У них даче чат есть в вотсаппе.
Живут незаконно, конечно, у многих ни виз, ни документов. выращивают марихуану, конечно.
каждый раз стремаются, когда к ним заезжает полиция, в чате сразу "шухер, на перекрестке патруль"
страшно недовольны наплывом туристов каждым летом, страшно недовольны, что муниципалитет перестраивает дороги. даже сделали один раз демонстрацию против туристов (но, надо сказать, она помогла - место обустроили и стали брать денежку с туристов за вход, оно идет на уборку территории). исписали асфальт и стены у дорог "фри палестайн" (причем они там друг с другом этими надписями воюют - несколько семей из Израиля приехали). При этом фразочки в чате "все, кто недовольны нашими убеждениями - уезжайте, вам тут не рады"
Постепенно участки, которые им принадлежат, начинают застраивать их исконные хозяева (место туристическое стало с недавнего времени), вытесняя хиппарей, те воют, типа, "нас с НАШЕЙ земли выгоняют"
Ну, я к чему. Цивилизация и неугодные тебе соседи тебя нагонят, как бы ты этого ни избегал.
А само открытие чёрных дыр - это не одномоментное событие. Теоретически их описали ещё в начале 20-го века; первый объект, похожий на чёрную дыру, идентифицировали во второй половине 20-го века; а что-то более или менее похожее на "изображение" получили только в последние годы.
Алекс пишет про "открыли"
Нет, Cygnus X-1 был обнаружен как источник рентгеновского излучения. Первые предположения, что одним их компонентов является чёрная дыра, были сделаны только в начале 1970-х, т. е. через 40 лет после событий фильма, так что уже немного мимо. А когда было достоверно установлено, что там есть чёрная дыра?
Ну, то есть, по сути сказать нечего. Я так и думал.
Про Хоуарда Стерна, правда, неплохо получилось.
И тоже справилась.