- Режиссер:
- Валерий Тодоровский
Отзыв кота Бублика
"Покровские ворота" смотрели? Вот типа него, только скучнее и в Одессе.
Рома
Уважаемые, с каких пор у нас разрешена пропаганда педофилии
и развращения малолетних. Сюжет нулевой, скучный фильм.
Виктор
Фильм оставил гнетущее впечатление - на афише кинотеатра
написано "комедия", на самом деле трагедия с педофилией.
Павел
Одесса, август 1970 года. В жаркий город, кишащий туристами, приезжает вальяжный журналист-международник из газеты "Известия" Борис (Евгений Цыганов). Борис привез своего сына Валерика (Степан Середа) в гости к бабушке Раисе (Ирина Розанова) и дедушке Григорию (Леонид Ярмольник) Давыдовым - он женат на их средней дочери Алле.
В доме Григория и Раисы также гостят их старшая дочь Лора (Ксения Раппопорт) с мужем Володей (Сергей Муравьев) и дочкой, а также младшая дочь Мира (Евгения Брик) с мужем Ариком (Владимир Кошевой). Володя - неудачливый композитор, который от тоски сильно пьет. А Арик - и вовсе чертов лузер и мелкий спекулянт.
Мира и Лора постоянно переругиваются друг с другом по различным поводам, Раиса пытается их урезонить.
Через пару дней должна прилететь Алла, а Борис тогда немедленно полетит в Москву: его собираются отправлять собственным корреспондентом "Известий" в столицу ФРГ, чтобы Боря рассказывал советским людям об ужасах капитализма и о том, как ужасно живет простой немецкий народ.
Однако в день прилета Бориса в Одессе обнаружили холеру и город закрыли на карантин: в город никого не впускают и из него никого не выпускают.
Так как в доме Давыдовых места уже нет, Бориса вместе с Валериком селят к соседям, где живет три поколения: парализованный после удара Жорик-старший (Сергей Сосновский), Жорик-средний (Станислав Эвентов), Жорик-младший (Никита Табунщик) и Ирка (Вероника Устимова) - пятнадцатилетняя девушка.
Ирка, конечно же, сразу же влюбляется в журналиста-международника: в их краях птиц подобного полета нет вообще. Борис, которому такое внимание льстит, заводит с ней вполне невинную интрижку, но потом тоже влюбляется, как малолеток.
Скандалы. Будет много скандалов. А скандалы в Одессе - дело шумное.
***
Очень личный проект Валерия Тодоровского, который сам родился в Одессе и жил в этом городе до десяти лет. Мальчик Валерик - совершенно очевидное альтер эго самого Тодоровского, который в этом фильме пытался экранизировать какие-то свои детские воспоминания и ощущения.
Однако сценарий фильма писал не Тодоровский, а сериальные сценаристы Максим Белозор и Дмитрий Иванов. И это сослужило фильму плохую услугу: несмотря на то что "Одесса" - полноформатный фильм, причем довольно длинный, он смотрится как сериал. В нем много сюжетных линий, причем они достаточно сумбурные, включая линию с влюбленностью Бориса и Ирки. (Какие-то сильно недалекие зрители в отзывах вопят о "педофилии" и даже о "пропаганде педофилии", но им нужно немного лечить голову: в картине совершенно четко показывается, что никаких сексуальных отношений у них нет.)
Но понятно, что для Тодоровского в этом фильме важнее сюжета были именно образы из детства: квартиры тех времен, обстановка тех времен, одесские дворики, тогдашние развлечения пацанов. И тут надо отметить отличную работу оператора Романа Васьянова, который, кстати, немало работает в Голливуде: в частности, он снимал "Отряд самоубийц", "Тройную границу", "Патруль" и "Ярость". В фильме очень сочная и яркая картинка, интересная игра света, отлично передаются ощущения этих одесских двориков, притом что в Одессе этот фильм снимать не могли, поэтому снимали в Ростове-на-Дону и Таганроге, также снимали в декорациях в студии.
Очень понравилась совершенно неузнаваемая Ирина Розанова в роли Раисы. И персонаж такой знакомый, и бурные эмоции, когда дочурки в своих разборках, обсуждая папу с мамой, совершенно позабыли, что еще живые папа с мамой сидят в двух шагах от них, и манера произношения, и периодический переход на идиш - все это, на мой взгляд, звучало очень аутентично. А что какие-то зрители считают, что это все звучало очень искусственно, - ну, все имеют право на собственное мнение, но я так не считаю.
Леонида Ярмольника было очень неожиданно видеть в роли еврейского дедушки, и поначалу мне его персонаж не особенно понравился, но обычно сдержанный Григорий в какой-то сложный момент дошел до психологического катарсиса, и Ярмольник это сыграл очень достойно.
Евгения Брик в роли Миры - хороша: очень обаятельная, несмотря на то что Мира постоянно говорит гадости Лоре. Впрочем, та (тоже очень хорошая роль Ксении Раппопорт, чье очарование не смогли скрыть даже убогие вещи, которые носит ее героиня) отвечает ей полной взаимностью. Но у них все эти препирательства - от нищеты. У Миры - муж лузер, у Лоры - не лузер, но алкаш. Перспектив никаких, просвета в их жизни тоже никакого не видно. От этого все ссоры и склоки.
Кстати, семейка-то вообще - та еще: что Мира, что Лора, видимо, совершенно искренне ненавидят далекую Аллу, которая в Москве отлично устроилась, но и Алла, судя по телефонному разговору, отвечает им полной взаимностью.
Евгений Цыганов в роли журналиста-международника мне не понравился. Я хорошо помню эту породу в советские времена. Люди, имеющие возможность ездить за границы железного занавеса, которые, в отличие от советских людей, коим эти же журналисты навешивали лапшу на уши, хорошо знали, как за границей живут люди, - у них в глазах всегда светился блеск Тайного знания и одновременно виднелось явное превосходство над всеми остальными. Они были предельными лицемерами, отличными приспособленцами и людьми принципиально беспринципными, потому что дойти до такого уровня, чтобы выехать "в загранку", - тут надо было выгрызать конкурентов зубами и в буквальном смысле этого слова идти по трупам.
А герой Цыганова - он какой-то аморфный. Знает, что ему кровь из носу нужно явиться в Москву до такого-то числа, иначе весь этот Бонн накроется медным тазом, но ему, похоже, на это наплевать: он, видите ли, в школьницу влюбился. Нет, я понимаю, что у мужчин, бывает, сносит крышу на почве влюбленности, но только не у журналистов-международников: они себе такого позволить не могли.
Причем ладно бы еще он был каким-нибудь сынком-мажором, которому все преподнесли на блюдечке. Но из сюжета следует, что в их семье Алла играет первую скрипку, они живут в ее квартире, которую купили Раиса с Григорием, продав свою четырехкомнатную, так что никакой он не мажор.
Ну и в конце концов проявившиеся эмоции со слезой в разговоре с капитаншей "Да я с ней живой" меня, если честно, никак не убедили.
Вероника Устимова в роли Ирки - ну, более или менее. Обычная такая одесская школьница-старшеклассница, больше и сказать-то нечего.
Степан Середа в роли Валерика был очень неплох, и видно, что он даже внешне слегка похож на Тодоровского.
Также там был еще довольно яркий персонаж на теплоходе в виде супруги капитана (в касте она заявлена как "капитанша") - ну прям молодая Джина Лолобриджида. Ее сыграла Алена Баркова. Многих зрителей возмутило, что капитанша из озорства показала мальчику Валерке, как выглядит женщина без одежды, - мол, да что же это такое?!! А я думаю, что Валерка против этого никак бы не возражал. И я бы в десятилетнем возрасте совершенно точно никак бы не возражал. Но не все бы, наверное, понял. А что это у нее там внизу? Кошка?
Вот такой у них получился фильм. Сценарий с явными огрехами, да и заканчивается картина, оборвавшись на полуслове, - как будто один сезон сериала закончили, а продолжать не стали. Актерские работы в основном очень хорошие, разве что Цыганов мне не понравился.
С визуальной и постановочной точки зрения сделано, на мой взгляд, очень хорошо. Не пожалел, что посмотрел, но могло бы быть заметно лучше, если бы к сценарию отнеслись более тщательно.
P. S. Как я понял, эта картина в прокате почему-то преподносилась как комедия. Хотя по стилю это чистая драма. Теперь понятно недоумение многих зрителей в отзывах, которые пошли на "комедию с одесским колоритом", а получили этот фильм.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 3 |
атмосферно, но очень неровно
решайте сами
Фильм напоминает мне картонный театр со скучной пьесой. Но хорошо раскрашеный и правильно подрисованный.
Также бесят диалоги на идиш, идущие без подстрочника, особенно диалог в финальной сцене фильма, из-за которого сам конец подвисает в воздухе.
Но операторская работа отличная, да.
Фильм невероятно затянут, это и не комедия, не мелодрама, фильм из разряда "ни о чем", но снимать фильмы как раз ни о чем, это талант еще бОльший, чем снимать конкретный сюжет. Вот фильм "ни о чем" Тодоровского-старшего "Любимая женщина механика Гаврилова". Ну не пришел жених в ЗАГС. Собственно вот и все. Но как же это снято! Можно пересматривать бесконечно, это мой любимый фильм, мы с девчонками бегали смотреть на съемки. Вот это Одесса! Вот эта парикмахерша-подружка, вот это Одесса. Светин с тарелками, это Одесса. Старенький трамвай "пятерочка" - это Одесса. "Любимая женщина" по периоду времени происходит всего на лет 10 позже, чем "Одесса". Почему в фильме "Одесса" такой налет деревенщины и во всем? Одесса пыльная, но она очень яркая. Даже одетая в импортные шмотки из Торгсина Мирра лишь только подчеркивает этот диссонанс. "Любимая женщина" это ода городу. Ничего и близко по духу нет в "Одессе". И зачем так называть фильм, если снимался в Таганроге? Старший Тодоровский действительно любил Одессу, а младший что-то там помнит из детства.
Сама история с внезапной любовью к соседке, любовь в закрытом городе, от безысходности, что ли, не зацепило никак. Об этом уже все сказала София Коппола в "Трудностях перевода", только там и слова даже не были нужны. Унылому Цыганову не поверила. Хотя актер он хороший.
Невыносимо скучное кино, увы.
P.S. Из рассказов мамы - в тот год холеры был жуткие недоборы в одесские ВУЗы, агитаторы ездили по городу с рупорами и уговаривали поступать в наш Мединститут. Даже не верится, исходя из сегодняшних реалий.
P.P.S. А вообще я из семьи журналистов, и мой отец имел прямое отношение к газете, которую читает Ярмольник в самом начале - единственное, что порадовало в фильме.
Только вот лишнюю строчку ещё оставлять между абзацами, чтобы текст не слипался, и будет совсем отлично.
Её сыграла Алёна Баркова, очень даже умная и добившаяся успеха женщина. Я, конечно, не считаю, что высшее образование, даже не одно, преподавание, это прямо показатель чего-то там. Но тут не может не удивлять, сколько дел одновременно она совмещала, и что знает несколько иностранных языков. Небольшая выдержка из Википедии:
"В 1997 году поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет международных отношений, который окончила с красным дипломом в 2002 году. Ещё учась на четвёртом курсе Университета, поступила в Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства (ныне РГИСИ) в мастерскую В. М. Фильштинского в 2001 году. Параллельно с учёбой в Академии работала с 2003 по 2006 г. преподавателем на факультете международных отношений на кафедре Североамериканских исследований и читала курсы: «Этнические процессы в Северной Америке», «Религии США и Канады», «Культура Северной Америки» и разработанный авторский курс «Мастерство публичной речи». В 2006 году окончила Театральную Академию и вместе с дипломным спектаклем «Пикник с Алисой» была принята в Санкт-Петербургский Академический театр им. Ленсовета.
С июня 2006 года — актриса театра им. Ленсовета.
Свободно владеет английским, французским и немецким языками."
ru.wikipedia.org
Ей, кстати, 39 лет, на момент съёмок было, думаю, 38. А тут она тётка в 45 лет, минимум. Ну, грим и актёрская игра позволяет такого результата достичь. Как и кстати, Ярмольник и Розанова говорили у Урганта, что у них не было грима, и это всё актёрская игра и правильный настрой.
Свободно владеет английским, французским и немецким языками."
Плохой из меня театрал 😄
Жалко конечно совков и моралистов - потроллили их тут знатно! Когда смотрел, не раз посещала мысль: как такой фильм смогли снять, а тем более "пропустить" в современной России!? 😉
Кстати, хорошая кличка для кота - "Кот лета".
Но я уже тогда понял, что это кино, тем более, с таким бюджетом, ничего не соберёт.
И этому фильму лучше было бы быть мини-сериалом. "Оттепель" Тодоровского многим понравилась и её смотрели люди по ТВ. Возможно, и "Одессу" бы смотрели.
Возможно, если бы что-то добавить, то посмотреть 4-серийный, хотя бы, сериал о такой истории было бы в разы интереснее.
Плюс вот такой достаточно, местами, неспешный тон как в фильме, больше для сериала и подошёл бы.
Не соглашусь. Значительная часть мужского населения Одессы - моряки, и ходило в загранки, поэтому такие взгляды в Одессе не проходили и в 70-х. Кому как Борису это не знать. Как в том анекдоте: "Это в Москве Вы - величина, а в Одессе вы - говно. Кепочку будем мерять?" (с). Так что он реалистично не строит из себя столичной величины, ведя себя так, кем он является, но не кем он старается выглядеть как обладатель Тайного Знания.
Злые Вы, "Ярость" не упомянули 😉
Ярмольник мне понравился, пожалуй, даже больше Розановой - именно сдержанностью. А вот "капитанша" - какой-то совершенно искусственный персонаж. Советская "светская львица", во всеуслышание рассказывающая первым встречным, включая детей, о своем молодом любовнике при живом муже...
P.S. А просветите - разве в СССР можно было продавать/покупать квартиры? И откуда у вроде бы скромного, неноменклатурного семейства была четырехкомнатная квартира?
P.S. "В некоторых странах" - вот это прям интересно прозвучало. Это в каких же? И прямо через интернет морды бить научились?
И про фразу — на мой взгляд, а, точнее, слух, персонаж Цыганова сказал как раз «Я с ней ЖИВОЙ».