- Режиссер:
- Дмитрий Месхиев
Отзыв кота Бублика
Александр Дронов (Юрий Стоянов) по кличке Шурик в свои пятьдесят с чем-то - театральный артист на мелких ролях из серии "подай-унеси". Его старый приятель Борис (Сергей Гармаш), с которым он делит гримерку, - звезда этого театра, играющий все главные мужские роли в спектаклях.
Семейная жизнь Дронова не особо удалась. Сын вырос и живет где-то далеко, жена Ирина (Мария Звонарева) считает, что она совершенно напрасно потратила свою жизнь на Дронова.
От всей этой бытовухи и маяты Дронов придумал себе отдушину: он смотрит в окно, наблюдает за проходящей там жизнью и придумывает судьбы тем людям, которых там видит. Он воображает себе их разговоры, их близких и домашних. И Дронова это так увлекает, что он совершенно забывает о тягостном домашнем быте, об этом чертовом театре и вообще обо всем.
Как-то раз Дронов, возвращаясь из театра на своем "жигуле", чуть не столкнулся с автомобилем молодой девушки Сони (Кристина Кузьмина), которая работает фотокорреспондентом в журнале. Произошла небольшая авария. Пока Шурик с Соней ждали эвакуатор, они познакомились.
На следующий день Соня пришла на спектакль, преподнесла Дронову цветы - это были первые цветы, полученные им за черт знает сколько лет - и позвала к себе на день рождения. Там Дронов познакомился с другом Сони, которого зовут Стас (Владимир Вдовиченков).
Стас - уверенный в себе мужчина, который, как мистер Вульф, решает самые разнообразные проблемы. Он ездит на "Порше-Кайене", отлично одевается, круто прикинут и хочет жениться на Соне, несмотря на то что их парочку нельзя назвать сильно гармоничной.
Поначалу Стас очень спокойно относится к Дронову. И действительно, как можно воспринимать этого явного лузера в качестве соперника? И Стас даже находит Дронову весьма выгодную работу: актер должен изображать всяких облеченных властью людей, чтобы решать проблемы клиентов Стаса.
Но потом вся эта ситуация начинает закручиваться в тугой клубок противоречий. Соня, Дронов, Стас, жена Дронова, Борис - в общем, какой-то катарсис тут явно должен произойти.
***
Я периодически читаю уже после просмотра анонсы к фильмам и думаю: неужели они не могут попросить написать анонс, скажем, режиссера или продюсера? Ну или любого человека, который описываемую картину все-таки видел. Но похоже, что это все-таки крайне сложно, поэтому анонсы пишут люди, которые судят о сюжете, например, по обложке диска. Или по пятнам на Солнце. Или по прогнозу погоды на курортах страны.
Вот, например, анонс к данному фильму, цитирую последнюю часть:
Немолодой, неуспешный, некрасивый... и все же у Дронова есть свое дело. Он - человек у окна. Он может вложить в уста людей, за которыми наблюдает, правильные слова, направить их в правильном направлении - и изменить их судьбы. Он может многое и ничего не может поделать с самим собой.
Что следует из анонса? Лузер Дронов будет торчать у окна и влиять на судьбы людей. Посмотрел на людей за окном, придумал дальнейшее развитие событий - оно так все и пошло. А без Дронова, как в той песне, здесь ничего бы не стояло и судьбы у людей пошли бы наперекосяк. То есть получается прям какой-то "Брюс всемогущий", прости господи.
Между тем в фильме этого нет даже рядом. Никакой мистики или чего-то в этом роде. Дронов просто любит смотреть в окно, потому что ему больше абсолютно нечего делать. Жизнь - дерьмо, театр - отстой, с женой никакого взаимопонимания, вот и углубляется Дронов в жизнь за окном, пока в своей жизни никаких перспектив.
Начинается это все как обычная тягучая драма из личной жизни ничего не добившегося актера. И на ум сразу приходят различные аналоги вроде "Тупого жирного зайца".
Потом появляется молоденькая обаятельная журналистка, которая вдруг влюбляется в этого старого и некрасивого лузера. Ну, потому что он вроде как не от мира сего - смотрит в окно и смотрит. Видать, там что-то видит, чего не видит ее крутой хахаль Стас.
На ум снова приходят различные аналоги вроде "Тупого жирного зайца", где в такого же актера-лузера непонятно с какого бодуна вдруг влюблялась молодая перспективная актриса.
Сюжетно эти фильмы на самом деле очень похожи. И актеры-лузеры, и молоденькие девочки, которые в них влюбляются исключительно волей "пославшего мя сценариста", потому что в жизни так никогда не бывает, а кино затем и снимается, чтобы можно было помечтать. И отчаявшиеся жены лузеров, которые сами еще очень даже ничего, но понимают, что все уже упущено. И всякие яркие моменты, служащие заметным оживляжем: работа Дронова в качестве "крутого начальства" здесь и спонсорство персонажа Баширова в "Жирном зайце".
Впрочем, бог с ним, с "Жирным зайцем" (который мне не слишком понравился), хотя аналогии совершенно очевидны.
В "Человеке у окна" есть заметные плюсы и есть явные минусы. К минусам относится сценарий - явно вымученный и во многом очень натянутый. Во внезапную любовь молодой красавицы к невнятному пожилому барбосу веришь примерно так же, как и в Деда Мороза. Ах, они оба любят смотреть в окно и представлять, что эти люди там говорят, - невероятная близость душ, куда деваться!
Некоторые эпизоды в картине вообще никуда не клеятся и никуда не годятся, как, например, неожиданная ночевка Дронова в доме Сони, в которой "ничего и не было". Впрочем, там эта фраза "ничего и не было" для сценариста является культовой, раз ее непонятно с чего также произнесла и жена Дронова в ситуации, когда всем было понятно, что там было и почему.
Также очень искусственной выглядит сцена, когда Стас задействует "тяжелую артиллерию", для того чтобы устроить в институт бедного, но талантливого мальчика, за которого попросил какой-то водитель - ага, ага, такие люди прям в лепешку расшибаются, чтобы бесплатно помочь каким-то там талантливым мальчикам. Я понимаю, что сценаристу хотелось заставить Дронова произнести прочувствованный монолог, но сама ситуация смотрелась предельно фальшиво.
О концовке вообще умолчим. Запустить такой катарсис и закончить его полным пшиком - ну, хозяин - барин, конечно, но концовка хоть какие-то потуги сценариста разрушила целиком и полностью.
Теперь о том, что в картине хорошо. В картине потрясающе хорош актер Юрий Стоянов. Я его до этого видел только в двух фильмах. В слабеньком "Зайце над бездной", где он забавно сыграл каменноликого руководителя, и в поразительно несмешной и невнятной пародии "Очень русский детектив", где Стоянов мужественно играл главную роль, которую полностью угробила постановка. Стоянов в этом не был виноват ни на грамм - ну просто этого Карлла Панаку нельзя было и за версту подпускать к режиссерскому креслу.
Я всегда считал, что Стоянов - характерный актер знаменитого "Городка" (я долго был большим поклонником), хороший эстрадный артист (я был на нескольких его концертах), но я не предполагал, что он реально еще и очень хороший драматический актер.
А ведь он действительно - очень хороший драматический актер! Этот фильм с его крайне средним сценарием держится практически только на Стоянове! И роль-то у него совершенно невыигрышная - ну что такое пожилой актер-лузер? Как в этой роли можно "зажечь"?
Но Стоянов именно "зажигает"! Эти нервные моргания, абсолютно потусторонний взгляд, вязкая флегматичность (притом что в жизни Стоянов - чистый холерик), резкие перевоплощения во всяких больших людей - вот из-за него этот фильм в любом случае имеет смысл посмотреть, потому что роль получилась очень и очень яркой.
И тут для сравнения возьмем того же, простите, "Жирного зайца". Вот Алексей Маклаков, хоть он и вполне неплохой актер, главную роль там толком не тянет. Ну не получается у него. Он как раз именно что мастер эпизода, как Дронов в театре, но с главной ролью - никак не выгребает.
Стоянов же не просто выгребает, но и даже вытягивает весь этот сценарный дурдом на такой уровень, что о дурдоме задумываться уже не хочется - по крайней мере, во время просмотра. Однако одновременно к восторгу от игры Стоянова примешивается и чувство сожаления: а вот если бы еще и сценарий сделали более внятный, тогда бы мог получиться шедевр.
Остальные роли тоже вполне неплохи. Очень понравилась Мария Звонарева в роли жены Ирины. Еще эффектная женщина, понимающая, что она напрасно тратит уходящие годы на аутичного Дронова, но при этом продолжающая его любить, - это было сыграно очень достоверно.
Сергей Гармаш, как обычно, отлично сыграл своего персонажа, причем сумел одновременно показать его и как победителя жизни, и как человека слабого и в чем-то жалкого.
Кристина Кузьмина в роли Сони - симпатично, но там уж больно сам персонаж достаточно невнятный чисто сценарно.
Вдовиченков играл этого Стаса как по нотам - то есть как написано. Обычный киношный "деловой человек, решающий вопросы". "Порш-Кайен", черные очки, злобное обаяние и присутствие чисто для мебели - как эффектный злобный шифоньер с мягкой деревянной сердцевиной.
В общем и целом - я не знаю, что поставить этому фильму. За сценарий - жирный трояк. За постановку - четверка с минусом, но уж такой-то опытный режиссер, как Дмитрий Месхиев (его "Свои" - это один из лучших фильмов, снятых в России, за все последние годы), мог бы выбрать сценарий получше.
А вот актерская игра - от четверки до пятерки. Юрий Стоянов - просто молодец, мои ему самые искренние комплименты.
Зрелищность | 4- |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 3 |
отличный Стоянов и слабый сценарий
решайте сами
Стоянов и в "12" у Михалкова играл. До него тоже руки так и не дошли? Или нет желания?
Ландыш, ландыш.... откликнулось эхо.
А по теме... Давно хочу посмотреть этот фильм. Странно что его по ТВ нифига не крутят.
это как?
"чуть не столкнулся с автомобилем молодой девушки Сони (Кристина Кузьмина), которая работает фотокорреспондентом в журнале. Произошла небольшая авария. "
это как?
А что, не бывает аварий, при которой автомобили не сталкиваются? Девушка въехала в дерево.
Присоединяюсь. Фильм хороший. Не стоит ждать от Ландыша многого, но посмотреть определенно можно.
Еще не видел, надо посмотреть.