Человек у окна / Chelovek u okna
05.05.2011 21392   Комментарии (19)
Могло бы быть сильно лучше.
Отзыв кота Бублика

Александр Дронов (Юрий Стоянов) по кличке Шурик в свои пятьдесят с чем-то - театральный артист на мелких ролях из серии "подай-унеси". Его старый приятель Борис (Сергей Гармаш), с которым он делит гримерку, - звезда этого театра, играющий все главные мужские роли в спектаклях.

Семейная жизнь Дронова не особо удалась. Сын вырос и живет где-то далеко, жена Ирина (Мария Звонарева) считает, что она совершенно напрасно потратила свою жизнь на Дронова.

От всей этой бытовухи и маяты Дронов придумал себе отдушину: он смотрит в окно, наблюдает за проходящей там жизнью и придумывает судьбы тем людям, которых там видит. Он воображает себе их разговоры, их близких и домашних. И Дронова это так увлекает, что он совершенно забывает о тягостном домашнем быте, об этом чертовом театре и вообще обо всем.

Как-то раз Дронов, возвращаясь из театра на своем "жигуле", чуть не столкнулся с автомобилем молодой девушки Сони (Кристина Кузьмина), которая работает фотокорреспондентом в журнале. Произошла небольшая авария. Пока Шурик с Соней ждали эвакуатор, они познакомились.

На следующий день Соня пришла на спектакль, преподнесла Дронову цветы - это были первые цветы, полученные им за черт знает сколько лет - и позвала  к себе на день рождения. Там Дронов познакомился с другом Сони, которого зовут Стас (Владимир Вдовиченков).

Стас - уверенный в себе мужчина, который, как мистер Вульф, решает самые разнообразные проблемы. Он ездит на "Порше-Кайене", отлично одевается, круто прикинут и хочет жениться на Соне, несмотря на то что их парочку нельзя назвать сильно гармоничной.

Поначалу Стас очень спокойно относится к Дронову. И действительно, как можно воспринимать этого явного лузера в качестве соперника? И Стас даже находит Дронову весьма выгодную работу: актер должен изображать всяких облеченных властью людей, чтобы решать проблемы клиентов Стаса.

Но потом вся эта ситуация начинает закручиваться в тугой клубок противоречий. Соня, Дронов, Стас, жена Дронова, Борис - в общем, какой-то катарсис тут явно должен произойти.

***

Я периодически читаю уже после просмотра анонсы к фильмам и думаю: неужели они не могут попросить написать анонс, скажем, режиссера или продюсера? Ну или любого человека, который описываемую картину все-таки видел. Но похоже, что это все-таки крайне сложно, поэтому анонсы пишут люди, которые судят о сюжете, например, по обложке диска. Или по пятнам на Солнце. Или по прогнозу погоды на курортах страны.

Вот, например, анонс к данному фильму, цитирую последнюю часть:

Немолодой, неуспешный, некрасивый... и все же у Дронова есть свое дело. Он - человек у окна. Он может вложить в уста людей, за которыми наблюдает, правильные слова, направить их в правильном направлении - и изменить их судьбы. Он может многое и ничего не может поделать с самим собой.

Что следует из анонса? Лузер Дронов будет торчать у окна и влиять на судьбы людей. Посмотрел на людей за окном, придумал дальнейшее развитие событий - оно так все и пошло. А без Дронова, как в той песне, здесь ничего бы не стояло и судьбы у людей пошли бы наперекосяк. То есть получается прям какой-то "Брюс всемогущий", прости господи.

Между тем в фильме этого нет даже рядом. Никакой мистики или чего-то в этом роде. Дронов просто любит смотреть в окно, потому что ему больше абсолютно нечего делать. Жизнь - дерьмо, театр - отстой, с женой никакого взаимопонимания, вот и углубляется Дронов в жизнь за окном, пока в своей жизни никаких перспектив.

Начинается это все как обычная тягучая драма из личной жизни ничего не добившегося актера. И на ум сразу приходят различные аналоги вроде "Тупого жирного зайца".

Потом появляется молоденькая обаятельная журналистка, которая вдруг влюбляется в этого старого и некрасивого лузера. Ну, потому что он вроде как не от мира сего - смотрит в окно и смотрит. Видать, там что-то видит, чего не видит ее крутой хахаль Стас.

На ум снова приходят различные аналоги вроде "Тупого жирного зайца", где в такого же актера-лузера непонятно с какого бодуна вдруг влюблялась молодая перспективная актриса.

Сюжетно эти фильмы на самом деле очень похожи. И актеры-лузеры, и молоденькие девочки, которые в них влюбляются исключительно волей "пославшего мя сценариста", потому что в жизни так никогда не бывает, а кино затем и снимается, чтобы можно было помечтать. И отчаявшиеся жены лузеров, которые сами еще очень даже ничего, но понимают, что все уже упущено. И всякие яркие моменты, служащие заметным оживляжем: работа Дронова в качестве "крутого начальства" здесь и спонсорство персонажа Баширова в "Жирном зайце".

Впрочем, бог с ним, с "Жирным зайцем" (который мне не слишком понравился), хотя аналогии совершенно очевидны.

В "Человеке у окна" есть заметные плюсы и есть явные минусы. К минусам относится сценарий - явно вымученный и во многом очень натянутый. Во внезапную любовь молодой красавицы к невнятному пожилому барбосу веришь примерно так же, как и в Деда Мороза. Ах, они оба любят смотреть в окно и представлять, что эти люди там говорят, - невероятная близость душ, куда деваться!

Некоторые эпизоды в картине вообще никуда не клеятся и никуда не годятся, как, например, неожиданная ночевка Дронова в доме Сони, в которой "ничего и не было". Впрочем, там эта фраза "ничего и не было" для сценариста является культовой, раз ее непонятно с чего также произнесла и жена Дронова в ситуации, когда всем было понятно, что там было и почему.

Также очень искусственной выглядит сцена, когда Стас задействует "тяжелую артиллерию", для того чтобы устроить в институт бедного, но талантливого мальчика, за которого попросил какой-то водитель - ага, ага, такие люди прям в лепешку расшибаются, чтобы бесплатно помочь каким-то там талантливым мальчикам. Я понимаю, что сценаристу хотелось заставить Дронова произнести прочувствованный монолог, но сама ситуация смотрелась предельно фальшиво.

О концовке вообще умолчим. Запустить такой катарсис и закончить его полным пшиком - ну, хозяин - барин, конечно, но концовка хоть какие-то потуги сценариста разрушила целиком и полностью.

Теперь о том, что в картине хорошо. В картине потрясающе хорош актер Юрий Стоянов. Я его до этого видел только в двух фильмах. В слабеньком "Зайце над бездной", где он забавно сыграл каменноликого руководителя, и в поразительно несмешной и невнятной пародии "Очень русский детектив", где Стоянов мужественно играл главную роль, которую полностью угробила постановка. Стоянов в этом не был виноват ни на грамм - ну просто этого Карлла Панаку нельзя было и за версту подпускать к режиссерскому креслу.

Я всегда считал, что Стоянов - характерный актер знаменитого "Городка" (я долго был большим поклонником), хороший эстрадный артист (я был на нескольких его концертах), но я не предполагал, что он реально еще и очень хороший драматический актер.

А ведь он действительно - очень хороший драматический актер! Этот фильм с его крайне средним сценарием держится практически только на Стоянове! И роль-то у него совершенно невыигрышная - ну что такое пожилой актер-лузер? Как в этой роли можно "зажечь"? 

Но Стоянов именно "зажигает"! Эти нервные моргания, абсолютно потусторонний взгляд, вязкая флегматичность (притом что в жизни Стоянов - чистый холерик), резкие перевоплощения во всяких больших людей - вот из-за него этот фильм в любом случае имеет смысл посмотреть, потому что роль получилась очень и очень яркой. 

И тут для сравнения возьмем того же, простите, "Жирного зайца". Вот Алексей Маклаков, хоть он и вполне неплохой актер, главную роль там толком не тянет. Ну не получается у него. Он как раз именно что мастер эпизода, как Дронов в театре, но с главной ролью - никак не выгребает. 

Стоянов же не просто выгребает, но и даже вытягивает весь этот сценарный дурдом на такой уровень, что о дурдоме задумываться уже не хочется - по крайней мере, во время просмотра. Однако одновременно к восторгу от игры Стоянова примешивается и чувство сожаления: а вот если бы еще и сценарий сделали более внятный, тогда бы мог получиться шедевр. 

Остальные роли тоже вполне неплохи. Очень понравилась Мария Звонарева в роли жены Ирины. Еще эффектная женщина, понимающая, что она напрасно тратит уходящие годы на аутичного Дронова, но при этом продолжающая его любить, - это было сыграно очень достоверно. 

Сергей Гармаш, как обычно, отлично сыграл своего персонажа, причем сумел одновременно показать его и как победителя жизни, и как человека слабого и в чем-то жалкого. 

Кристина Кузьмина в роли Сони - симпатично, но там уж больно сам персонаж достаточно невнятный чисто сценарно. 

Вдовиченков играл этого Стаса как по нотам - то есть как написано. Обычный киношный "деловой человек, решающий вопросы". "Порш-Кайен", черные очки, злобное обаяние и присутствие чисто для мебели - как эффектный злобный шифоньер с мягкой деревянной сердцевиной. 

В общем и целом - я не знаю, что поставить этому фильму. За сценарий - жирный трояк. За постановку - четверка с минусом, но уж такой-то опытный режиссер, как Дмитрий Месхиев (его "Свои" - это один из лучших фильмов, снятых в России, за все последние годы), мог бы выбрать сценарий получше. 

А вот актерская игра - от четверки до пятерки. Юрий Стоянов - просто молодец, мои ему самые искренние комплименты. 

© 1998–2024 Alex Exler
05.05.2011
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
отличный Стоянов и слабый сценарий
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 19

Алекс, посмотрите Механическую сюиту Месхиева
15.09.15 12:52
0 0

Стоянов и в "12" у Михалкова играл. До него тоже руки так и не дошли? Или нет желания?
06.05.11 15:03
0 0

alnica:

Стоянов и в "12" у Михалкова играл. До него тоже руки так и не дошли? Или нет желания?

Алекс уже где-то писал, что не видит смысла в рецензии на римейк, когда оригинал выше всяких похвал (ну не дословно, но как-то так). А жаль(...на мой взгляд фильм очень достойный. А Стоянов как раз-таки не впечатлил в "12". Но смотреть его можно, хотя бы чтобы восхититься игрой Гармаша, Гафта, Маковецково. Это шедеврально. Извините, что не по теме. "Человек из окна" еще не видел, но обязательно буду смотреть.
07.05.11 20:58
0 0

Да-да, Ландыш серебристый - отличное кино. Особенно персонаж Гаркалина.))
06.05.11 13:23
0 0

Стоянов актёр очень естественный.

Ландыш, ландыш.... откликнулось эхо.
06.05.11 10:52
0 0

Алекс, офтопом... обратите внимание на фильм Константинопольского "Самка". Изумительно веселая шизуха, мне кажется Вам должно понравиться 😄
06.05.11 10:44
0 0

а еще в "ландыше" многократная фраза "как, ты говоришь, тебя зовут?"... и бесподобный мент, который (здесь мог бы быть спойлер)... и пронзительное признание зои... и отличный финал! простите, что снова не по теме.
06.05.11 01:51
0 0

Простите что не по теме, но поддерживаю народ: посмотри "Ландыш..." Алекс.

А по теме... Давно хочу посмотреть этот фильм. Странно что его по ТВ нифига не крутят.
05.05.11 20:42
0 0

Да, Стоянов - потрясающий артист!
IDA
05.05.11 14:33
0 0

Пока читала начало было очень интересно, а как пошло про любовь... Жаль-жаль. А нельзя было все оставить, но чтобы без любви девочки к актеру? Почему обязательно нужен секас? Наверное придется смотреть все-таки.
05.05.11 14:24
0 0

"чуть не столкнулся с автомобилем молодой девушки Сони (Кристина Кузьмина), которая работает фотокорреспондентом в журнале. Произошла небольшая авария. "

это как?
05.05.11 12:15
0 0

Wild Tiger:
"чуть не столкнулся с автомобилем молодой девушки Сони (Кристина Кузьмина), которая работает фотокорреспондентом в журнале. Произошла небольшая авария. "

это как?




А что, не бывает аварий, при которой автомобили не сталкиваются? Девушка въехала в дерево.
05.05.11 12:48
0 0

Примерно такое же впечатление и у меня от этого фильма. Однако мне показалось, что немного "перетянули" сцену с первым сыгранным генералом, чисто ПМСМ. Долго он как-то разжевывал этим людям, что им сейчас надо сделать. Да и после этого они вряд ли так просто ушли. Опять-таки ПМСМ.
05.05.11 12:08
0 0

ну как же??? А "Ландыш серебристый"? Не сериал, а фильм. Ржачный, но очень глубокий, и все актеры там молодцы. Даже Хмельницкая...
05.05.11 11:12
0 0

arrow: А "Ландыш серебристый"? Не сериал, а фильм.



Присоединяюсь. Фильм хороший. Не стоит ждать от Ландыша многого, но посмотреть определенно можно.
05.05.11 12:11
0 0

arrow: ну как же??? А "Ландыш серебристый"? Не сериал, а фильм. Ржачный, но очень глубокий, и все актеры там молодцы. Даже Хмельницкая...



Еще не видел, надо посмотреть.
05.05.11 12:47
0 0