Оправданная жестокость / A History of Violence
05.03.2007 24693   Комментарии (2)
Бюджет: $32 млн.  Сборы по миру:  $60 млн
У Экслера, как и у главного героя этого фильма,
тоже иногда проявляется лицо убийцы -
когда я громко требую пожрать в шесть утра.
Жалоба кота Бублика

Американское провинциальное захолустье. Маленький городок, где все друг друга знают. На отшибе городка, где, в отличие от больших городов, размещаются вовсе не самые дорогие особняки, а наоборот - дешевенькие домики, обитает семья Столлов: глава семьи Том (Вигго Мортенсен), его жена Иди (Мария Белло), сын-подросток Джек (Эштон Холмс) и маленькая дочка Сара. Семья живет небогато, но дружно. Том владеет маленькой закусочной, расположенной в самом городке, Иди работает юристом, Джек представляет собой слегка затюканного одноклассниками школьника, а Сара... Сара еще слишком мала, чтобы ее можно было как-то четко идентифицировать. Ну, разве что ей по ночам снятся какие-то чудища, но кому из нас они не снились в ее возрасте?

И вдруг как-то раз спокойное и даже сонное течение жизни Столлов было резко нарушено. В их городок случайно заехали два психопата-убийцы. Они заглянули в заведение Тома и начали было там безобразничать и размахивать оружием, которое неминуемо было бы пущено бандитами в ход, однако Том сумел отразить нападение и пристрелил обоих уродов из пистолета, принадлежащего одному из них.

После этого на некоторое время Том стал героем всей Америки. Простой владелец маленькой закусочной, расположенной где-то там у черта на куличках, - и вдруг сумел дать отпор двум крайне опасным отморозкам. О Томе пишут газеты, его снимают корреспонденты известных телеканалов - словом, это слава, которая, как явно видно, Тому совершенно не нужна.

Однако за всей шумихой никто не догадался выяснить, каким образом тихий и совершенно незаметный мужичок средних лет, который до этого ничего опаснее карбюратора в руках не держал, справился с двумя вооруженными психопатами, которые незадолго до этого положили кучу народу.

Впрочем, через некоторое время в закусочной Столла появляются очень странные и весьма подозрительные люди, возглавляемые неким Карлом Фогерти (Эд Харрис) - бандитом с изуродованным лицом, который утверждает, что Тома Столла на самом деле зовут Джоуи Кьюсак, он - бывший киллер и брат известного в Филадельфии мафиози Ричи Кьюсака (Уильям Херт). За Джоуи, заявил Фогерти, должок в Филадельфии, так что парень должен поехать с ними. Они долго искали Джоуи, объяснил Фогерти, никто не знал, куда этот сукин сын делся, но благодаря своему геройству парень попал в газеты и на телевидение, так что найти его уже не составило труда.

Семья Тома, разумеется, в шоке. Иди никак не может поверить, что ее муж, которого она знает много лет, вовсе не тихий и работящий средний американец, а известный киллер, которого к тому же разыскивает мафия. Том пытается убедить Иди, что его с кем-то спутали, но чем дальше, тем всем вокруг становится понятно, что с этим делом что-то нечисто...

***

Хорошее кино. Правда, первые десять минут я думал, что дальнейшее развитие сюжета будет мало чем отличаться от десятков и сотен аналогичных фильмов: киллеры-психопаты доберутся до маленького городка, начнут терроризировать семью простого американца Тома Столла, он начнет защищаться и примерно к финалу, путем неимоверного напряжения всех сил, лопат и гаечных ключей, покончит со злодеями и спасет таким образом свою простую американскую семью, маленький американский городок и местного Анискина - старенького, но еще крепкого шерифа Сэма Карни.

Но когда Том расправился с отморозками уже примерно на одиннадцатой минуте, причем сделал это с небывалым для тихого владельца скромной забегаловки мастерством, стало понятно, что сюжет все-таки должен преподнести определенные сюрпризы. Впрочем, дальше оказалось, что дело не в сюрпризах, - и дураку было понятно, что приехавшие в городок странные и очень опасные мужчины Тома-Джоуи хорошо знают, явно его ни с кем не спутали и рассказывают о его прошлом совершенно не напрасно. Но зато теперь будет интересно посмотреть, как Том из всего этого выпутается.

Однако главная прелесть фильма заключается вовсе не в сюжете и не в том, как главный герой будет выпутываться из крайне сложной ситуации. Да и не в его прошлом - о нем, в общем-то, практически ничего не расскажут. Главное, ради чего это все снято, - то, как Вигго Мортенсен из Тома перевоплощается в Джоуи. Вот это действительно нечто потрясающее!

Собственно, Мортенсен себя уже вполне зарекомендовал как интересный и весьма разносторонний актер. Причем, что интересно, не в одном предыдущем фильме характер его персонажа раскрывался постепенно: что Арагорн во "Властелине колец", который сначала не производил впечатления человека, способного повести за собой войска на смерть, но затем все-таки раскрылся в соответствующем качестве, что бедный художник Дэвид Шау из "Идеального убийства", который затем оказался редкостным мерзавцем.

Здесь, в общем-то, то же самое. Сначала Мортенсен предстает в роли классического среднего американца: бедноватая семья, старенький грузовичок, скромная закусочная, явно не приносящая приличной прибыли, но - любящая жена, хорошие дети, полное взаимопонимание и все такое. Скучно, но пасторально-благодушно. Эдакое тихое семейное счастье.

И даже после событий в закусочной, когда в городке появляются мафиози, Том все равно не похож на бывшего киллера - вот не киллер он, ну просто никак, несмотря на странную сноровку, проявленную при обезвреживании отморозков. Но в эпизоде, когда мафиози начинают давить на Тома, захватив его сына (это, в общем, вполне ожидаемое действие с их стороны), - вдруг просто мороз пробегает по коже, когда видишь, как мгновенно меняются глаза Мортенсена: только что на дорожке перед домом стоял тихий парень Том с грустными и застенчивыми глазами, и вдруг на его месте появляется Джоуи с совершенно пустыми глазами убийцы. И ты понимаешь, что сейчас произойдет, - и оно происходит.

Мортенсен в этом фильме вытворяет что-то невообразимое. Он действительно изображает двух совершенно разных людей. Причем практически одними глазами. Ничто в глазах Тома не говорит о его давно спрятанной второй натуре - Джоуи. И ничто в глазах киллера Джоуи не говорит о том, что минуту назад он еще был тихим владельцем магазинчика, который, казалось бы, и мухи не обидит.

Также очень здорово поставлены сцены, в которых Джоуи сражается с психопатами и бывшими дружками-мафиози: он действует очень быстро, продуманно и крайне профессионально - кажется, что работает машина для убийств, способная думать и действовать заметно быстрее обычных людей.

Взаимоотношения Джоуи с семьей также достаточно интересны - понятно, что жене и сыну непросто смириться с тем, кем на самом деле оказался их тихий муж и отец, - однако они все-таки не главные в этом фильме. Превращения Мортенсена из одного человека в другого - вот что поражает!

Кстати, на роль Тома Столла был вовсе не один претендент. Сначала роль предлагали Томасу Джейну, но он отказался. Джейн мог вполне неплохо сыграть этого персонажа, но с Мортенсеном в искусстве перевоплощения он вряд ли бы сравнился. Впрочем, у Джейна уже была очень похожая роль: в весьма неплохом фильме "Кровавый четверг" он как раз и сыграл завязавшего киллера, которому волей-неволей пришлось вспомнить старые навыки.

После Джейна роль, как ни странно, предложили Харрисону Форду. Оно понятно, что Форд тоже когда-то сыграл нечто похожее - скромного профессора, который в погоне за артефактами становится просто Индиана Джонс какой-то, но Харрисону, между прочим, уже слегка шестьдесят четыре года, так что не очень понятно, какой смысл был планировать его на эту роль. Впрочем, Форд также отказался, поэтому роль досталась Мортенсену - как выяснилось, фильму это пошло только на пользу...

Ближе к финалу "Оправданной жестокости" есть еще одна сцена, которую можно пересматривать несколько раз, - в ней на первый план выходит брат Джоуи Ричи, которого великолепно сыграл Уильям Херт (глава общины Эдвард Уокер из "Таинственного леса"). У Ричи всего лишь небольшой монолог, в котором он рассказывает о том, как ему жилось в Филадельфии без Джоуи и как он разгребал то, что Джоуи оставил за собой, но этот монолог стоит целого фильма - Херт в нем просто великолепен!

Ну и также порадовал Эд Харрис, сыгравший изуродованного Карла Фогерти. Эпизоды с ним были достаточно типовые, но несколько фраз, особенно в общении с полицейским, прозвучали весьма эффектно. (Подозреваю, правда, что они были сильно испорчены в дубляже.)

В общем, на мой взгляд, это весьма достойный просмотра фильм. Вроде бы ничего особенного и ничего сильно оригинального в сценарии, но то, как это сыграно и поставлено, - просто явно на четверку с плюсом. Несколько неожиданный фильм для Кроненберга (кстати, он на самом деле поставлен по достаточно известному комиксу Джона Вагнера и Винса Лока, который, как и фильм, в оригинале называется "История насилия", а вовсе не "Оправданная жестокость"), но я вполне приветствую подобные неожиданности. Впечатляющий фильм с очень яркой актерской игрой.

***







© 1998–2025 Alex Exler
05.03.2007
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4
Кратко о фильме:
сильно
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 2

Про прошлое главного героя, вообще-то, вполне прозрачно читается в сюжетной линии его сына. С детства притесняемый старшим братом и находясь под его дурным влиянием, однажды он даёт отпор и становится убийцей помимо своей воли. А потом пытается избавиться от навязанной ему роли и сбегает в глушь, чтобы убить Джоуи и стать Томом.
10.02.21 01:32
0 0

В оригинале фильм вовсе не называется "История насилия". "A history of violence" - медицинское клише, ознаающее что-то близкое к "склонность к насилию" ; например "the patient has a history of violence" можно перевести как "пациент склонен к насилию", т.е. в прежней биографии пациента имеются факты применения этого самого насилия. Что мы в фильме и наблюдаем.
23.12.13 04:55
0 2