Замок Геделон XIII века - современное средневековье

18.04.2024 31351   Комментарии (116)

Этот очень необычный проект начался с архитектурной находки. Как-то раз любитель старинной архитектуры Мишель Гийо в 1977 году приобрел ренессансный замок XVII века Сен-Фаржо (Château de Saint-Fargeau) в департаменте Йонна, Бургундия. Замок отреставрировали, он стал популярной достопримечательностью, однако в 1995 году эксперты по средневековым замкам Никола Фошерр и Кристиан Корвизьер, исследуя Сен-Фаржо, выяснили, что Гийо на самом деле приобрел "намного более ценный мех" - в том смысле, что под стенами замка находится военное сооружение XIII века. 

Мишеля эта находка страшно воодушевила, он собрал компанию своих друзей - любителей старинной архитектуры, историков, археологов и специалистов по французским замкам, - и поделился с ними идеей восстановить крепость XIII века прямо на месте замка Сен-Фаржо. Впрочем, от этой идеи друзья Гийо в восторг не пришли: Мишель, сказали они, зачем тебе разрушать отличный замок, который к тому же так любят туристы? Если уж тебе так хочется воссоздать замок XIII века, так почему бы его не построить "с нуля" где-нибудь в другом месте?


Замок Сен-Фаржо

Мишелю идея понравилась, но он заявил, что если они будут строить такой замок, то при этом откажутся от современных технологий, а станут использовать при строительстве технологии, которые существовали в соответствующую эпоху, так что никаких тебе электроинструментов, никакого бетона и так далее: будем делать все так, как делали наши предки, глубокое уважение им, их семьям и крышам их жилищ. Это будет, сказал Гийо, такая экспериментальная архитектура. 

Место для строительство и выбиралось с такой целью, чтобы прямо на месте можно было достать все необходимое для строительства: камень для стен, песок и известь для соединительного раствора, дерево для балок, несущих конструкций и всяких вспомогательных построек, а также вода. 

Такое место нашлось в том же департаменте Йонна - лес Геделон, бывший каменный карьер, с прудом и речкой, где группа энтузиастов приобрела 12 гектаров земли. 

Вот так этот участок выглядел после покупки (фото отсюда). 

Мишель Гийо и назначенная руководительницей строительства Мэрилин Мартин сразу решили, что данный проект будет финансироваться за счет грантов, краудфандинга и доходов от туризма, так что на всем протяжении строительства к замку Гиделон привлекалось повышенное внимание средств массовой информации, и место строительства осаждали толпы туристов. 

Французское правительство и Европейский союз также одобрили это смелое начинание, и в 1997 году Мишель со своей группой, собрав 400000 евро от ЕС, бургундских властей, одного крупного французского банка, энергетической компании и частных пожертвований, начали строительство замка, которое первоначально они намеревались завершить где-нибудь в 2023 году, однако понятно, что это все будет продолжаться еще очень долго, потому что процесс здесь намного важнее, чем результат. 

Проект замка разрабатывал известный французский архитектор Жак Мулен, который специализировался на реконструкции исторических монументов. Он вместе с коллегами-учеными изучил древние документы и сделал эскизы, взяв за основу архитектуру крепостей эпохи французского короля Филиппа II Августа и предполагаемый план крепости на месте замка Сен-Фаржо. 

По этому плану нужно было возвести основной дом, окруженный крепостными стенами, четыре угловых башни и две башни по краям ворот замка.

 

Вот так строительная площадка выглядела в 2000 году (фото отсюда). Сначала были построены мельница и различные мастерские, после чего началось строительство непосредственно замка. 

И вот как это все выглядит сейчас, в 2024 году - мы посетили этот замок во время нашего тура по Бургундии. 

Замок и площадка перед ним.   

Замок вблизи. 

Замок окружен различными мастерскими, в которых выковываются и ремонтируются инструменты, делаются деревянные балки и доски, черепица и все остальное, что требуется для строительства. И все это делается способами и инструментами, характерными для Средневековья. Разумеется, многие старинные технологии были утеряны, и их пришлось воссоздавать заново - по различным документам тех времен.

Кузница. В ней изготавливают, ремонтируют, закаляют и затачивают инструменты для работы. Кузница слабо освещена, потому что кузнецы обрабатывают материал на глаз и должны уметь различать цвета металла, чтобы выполнять различные операции. Металл обычно обрабатывается при температуре от оранжево-красного до светло-желтого цвета, что соответствует температуре от 800 до 1200 градусов. 

А для соединения (сварки) различных металлических частей между собой необходимо добиться белого цвета, что означает температуру от 1250 до 1300 градусов.

Сад-огород, где выращиваются культуры, характерные для средних веков, так что картошки вы тут не найдете.

В средние века основной частью трапезы был хлеб, с которым ели всякие овощи - их здесь и выращивают. Это  - пастернак, морковь, латук, кресс-салат, капуста, бобовые и всякие травы.  

Открытая площадка рядом с мастерской по обработке дерева, где с помощью топоров и соответствующего инструмента вытесываются балки и доски. 

Детишкам дают поиграть с топорами, это важная часть шоу. 

Мастерская по обработке дерева. 

Пример кирпичной кладки и трубы из обожженной глины. 

Мастерская, где используют пеньку и лен для изготовления веревок: их применяют и в строительстве, и в быту. 

Вид на недостроенную часть замка. 

Мастерская по изготовлению корзин самого разнообразного назначения. Их делают из ивовых прутьев. 

Черепичная мастерская. Плитка и тротуарная плитка формуются из глины, которая добывается здесь же. Производители плитки должны сначала очистить глину, чтобы 
удалить все примеси (камни, листья).  Затем они обрабатывают плитку, чтобы сделать ее однородной и удалить воздушные пузырьки. Скребком мастера удаляют излишки материала и выравнивают внешнюю поверхность, после чего необработанные плитки оставляют сушиться под навесом на несколько недель. После этого их переносят в печь для обжига. 

Показано, как укладывается плитка. 

Пример одного из видов покрытия плиткой. 

Пример каменной кладки в каменоломне. 

Каменная мастерская. Здесь обтесывают камень и делают из него элементы декора замка. 

Мастера работают с песчаником, добытым в карьере (это коричневые камень) и известняком, добытым в другом карьере (белый камень). Они используют молотки, кувалды, долото и другие подручные инструменты.  

Задняя часть замка. 

Кладка башни и стены замка. 

Бойницы в одной из башен. 

Потолок часовни, расположенной в башне. 

Узкий коридор, соединяющий боковые части замка. 

Слева - торец основного здания, справа - крепостные стены. 

Каменный карьер, где заготавливаются камни для кладки. 

Средневековый подъемный кран. 

Основное здание замка. 

Вид на площадку перед замком, где расположены различные мастерские. Вдали справа видно небольшое здание столовой, где туристы могут поесть, а рядом сейчас возводится большое здание новой, современной столовой, так как нынешняя столовая слишком маленькая для того количества туристов, которые сюда приезжают. Новая столовая возводится не по стандартам XIII века, так как ее нужно построить быстро. 

Специалист показывает группе школьников, каким образом и с помощью каких инструментов в средние века производились различные архитектурные расчеты. 

Вид на внутреннюю часть замка. 

Кладка на крыше навеса. 

Инструменты, использующиеся в средние века. 

Большой зал с камином в основном здании. Использовался для пиршеств, также мог использоваться как спальное помещение для гостей замка: для этого там стелили соломенные матрасы. 

Небольшое помещение с камином в основном здании. 

Недостроенная часть стены крепости. Здесь обрабатывают камень и делают кладку. 

Вход в замок с башнями. 

Вид сбоку на замок. 

Вот такой любопытный проект. О нем снято несколько документальных фильмов, здесь идет постоянный поток туристов. Мы были в будний день в плохую погоду, однако вся парковка (она очень большая) была забита машинами и автобусами, и здесь было полно народу. Тех денег, которые приносят туристы (один билет стоит 14 евро), хватает на то, чтобы полностью финансировать проект - это от 3 до 4,5 миллионов евро в год. Ежегодно замок посещает порядка 300 тысяч человек. 

Кроме основных участников проекта здесь трудится еще 70 волонтеров, и каждый год на помощь проекту в общей сложности приходит 600 волонтеров. 

О замке снято немало документальных фильмов, а за процессом строительства можно наблюдать на официальном Youtube-канале замка Геделон. Там же рассказывается о секретах обработки камня, дерева, плитки и так далее. 

***

© 1998–2024 Alex Exler
18.04.2024

Комментарии 116

это достойно наверное сюжета от Экслера 😄
где мораль?
это мем, смотреть до конца
19.04.24 06:21
1 1

Расплакался в конце от сочувствия.
Местные бурятские бандеровцы сперли унитаз у СВОлочи!

В Техасе живет один владелец пекарни по фамилии Ньюман. Он построил на свои деньги имитацию средневекового замка и водит туда экскурсии. Был там. Ну да, не на 100% аутентично, но забавно. Даже пытошная есть! С клетками и Железной Девой.
18.04.24 23:09
0 4

Хересе. Что он там такое печёт, что замки может строить.
19.04.24 09:05
0 0

Овсяное Конопляное печенье, наверное? 😜
20.04.24 18:40
0 0

Даже не представляю, как в будущем археологи натянут на голову объяснение, почему в одном культурном слое с коваными вручную топорами находятся смартфоны с процессорами 3нм.
18.04.24 18:17
0 16

Мишелю идея понравилась, но он заявил, что если они будут строить такой замок, то при этом откажутся от современных технологий, а станут использовать при строительстве технологии, которые существовали в соответствующую эпоху, так что никаких тебе электроинструментов, никакого бетона и так далее: будем делать все так, как делали наши предки, глубокое уважение им, их семьях и крышам их жилищ.
"Жениться тебе, барин, надо". (с)
п.с. А где у них там сральня? И вот эти, как их, "птички говножорки"?
18.04.24 13:00
1 2

Я в Мирском замке на экскурсии видел, что шахты туалетные в стенах прокладывались.
20.04.24 18:30
0 0

Кузница слабо освещена, потому что кузнецы обрабатывают материал на глаз
Получается, что как минимум кузнецы работают в условиях, не соответствующих современным санитарным требованиям. Про строителей без касок тоже упомянули. Интересно, что по этому поводу говорят надзорные органы…
18.04.24 12:46
0 0

работать надо в таких условиях, когда удобно работнику, а не по инструкции человека, который работать вообще не умеет. умеет только инструкции писать. когда кто-угодно работает по таким инструкциям - это как орел учится летать у вороны.

А что, прям из любой глины можно лепить детали, обжигать и делать трубы? Или какие-то требования к глине? Помнится, в детстве что-мутили с глиной в костре, и оно все трескалось и полная херня получалась. Глина "добывалась" в Московской области.
18.04.24 12:37
0 0

оно все трескалось и полная херня получалась
перед костром ее надо было сушить две недели, а у вас на это терпения не хватало.
18.04.24 14:11
0 9

и после костра неделю остужать
18.04.24 14:40
0 2

>>>перед костром ее надо было сушить две недели, а у вас на это терпения не хватало.

Чорд! Интересно, спасибо. В детстве не были приучены к тому, чтобы сначала пойти в библиотеку и почитать литературу .
18.04.24 14:57
0 2

мутили с глиной в костре, и оно все трескалось и полная херня получалась.
смотря какая глина + пропустили этап сушки изделий перед обжигом + обжиг в костре неравномерен и ведет к трещинам.
18.04.24 15:26
0 3

Можно было проверить дома; например, когда мама достанет из духовки форму с запечёной тушкой цыплёнка, положит птицу на тарелку, а вы, помогая маме, эту форму в раковину, и холодную воду туда.
Блям-с!!!
Нет, нет, не я, один мой друг, граф де ля... Позабыл.
19.04.24 04:07
0 1

Один из самых знаменитых (и крупных) замков Франции, Шато-Гайар, был построен за два года.
18.04.24 12:00
0 2

за два года.
наверное, в "человеко-днях" сделали упор на "человеков".
18.04.24 12:57
0 2

наверное, в "человеко-днях" сделали упор на "человеков".
Просто туристы не отвлекали.
18.04.24 13:01
0 6

туристы
time-travellers.
18.04.24 13:24
0 0

за два года.
Потому что школьников на площадку не водили.
18.04.24 15:27
0 0

Просто туристы не отвлекали.
Заезжих туристов привлекали к стройке. Ибо нефиг по чужим землям ездить.
19.04.24 03:59
0 1

Это Ричард как раз для защиты от французских туристов замок построил.
19.04.24 09:00
0 0

Одно другому не противоречит 😄
- Мы просто туристы!
- Уже нет..
19.04.24 09:30
0 0

Просто туристы не отвлекали.
Аккорд (итал. accordo — соглашение, договор) — сдельная разовая оплата завершённой работы.
Построил — свободен 😄
20.04.24 18:28
0 0

Круто. Надо посетить, если будем рядом.

- это от 3 до 4,5 миллионов евро в год
Это сколько ж жён и сыновей в Дубай можно было отправить за квартирой. Это тебе не земляная куча вдоль Урала.
18.04.24 10:59
0 9

Понятно, что все это не более чем туристический аттракцион для детей, но вот они - реконструкторы здорового человека.
18.04.24 10:34
2 3

Понятно, что все это не более чем туристический аттракцион для детей
Это больше, чем туристический аттракцион
18.04.24 11:02
1 8

В какой-то степени, но и это неплохо. Хотя я бы не скрывал, что доски к этому времени умели и пилить, а не только вырубать топором, а поднимать грузы примитивным подъемным краном, переделанным из требуше, было очень опасно для участников (думаю, на стройке не совсем аутентичныое устройство для безопасности рабочих и посетителей).
Но восстановление и демонстрация средневековых технологий имеет смысл для историков.
18.04.24 11:53
1 1

Это больше, чем туристический аттракцион
Я бы сравнил с хорошим хобби; в конце концов, "Кон-Тики" и "Ра" несомненно, много дали науке, но началось фактически как "а давайте побалуемся!"
Хейердал, конечно, более серьёзен в своих воспоминаниях, но Бенгт Даниельсон, будучи не суровым норвежцем, а куда более раздолбайским шведом, описывает это в стиле - "дело было вечером, делать было нечего, вот мы это и придумали".
Заодно от жён отдохнули; почти как те декабристы, которые жили спокойно, пока не приехали их "половинки" и не испортили им всю каторгу.
19.04.24 03:53
0 1

Ребята тренируются к моменту изобретения машины времени, чтобы переместиться в тот период подготовленными. Сложно осуждать их за это.
18.04.24 10:34
0 5

Вот так полжизни тренируешься, а потом от изобретателей фигак и нежданчик - перемещаться во времени можно только в теле пчелы...
18.04.24 10:58
0 5

перемещаться во времени можно только в теле пчелы
Помню этот тред. 👍 Значит будут работать пчелами-гонцами, носить весточки для лордов. Так называемая сотовая связь.
18.04.24 11:02
0 4

Так называемая сотовая связь.
Защищенная сотовая связь.
18.04.24 11:50
0 1

подготовленными
надо им олежку рыбаченку на трудовую и лечебную практику на попаданца отправить, для аутентичности в качестве раба 😄
18.04.24 15:29
0 1

Ваш вассал моему вассалу в тапки нассал. (с) 😄
18.04.24 15:32
0 3

Нассал на твоего вассала не мой вассал! )
18.04.24 19:43
0 5

Ребята тренируются к моменту изобретения машины времени, чтобы переместиться в тот период подготовленными. Сложно осуждать их за это.
Или к началу ядерного звездеца.
Помнится, у Робера Мерля в его прекрасном романе "Мальвиль" такой замок очень пригодился тем, кто в нём в своё время оказался.
19.04.24 03:46
0 2

На голову. В средневековых замках чем выше ранг - тем выше туалет расположен.
19.04.24 09:01
0 1

На голову. В средневековых замках чем выше ранг - тем выше туалет расположен.
А вот этого я не знал; а почему?
Т.е. я недурно, как мне кажется, знаю про замки - и про устройства окон, что при необходимости становятся бойницами, и про то, что кухня это не только, где готовят, но и источник тепла, и как надо лестницы завинчивать, чтобы ему (врагу) было неудобно мечом махать, а тебе, защищаясь, удобнее обороняться (это, кстати, в своих фильмах типа "Стрелы Робин Гуда", т.н. "прибалты" хорошо показывали, благо, натура), ну и многое другое.
Но разве там так сильно заморачивались, пардон, дерьмом? Какали-то ведь попросту в горшки.
Разве его, как и все прочие отходы жизнедеятельности, не выкидывали попросту туда, где что-то сильно ниже замка? (пропасть, болото, да что угодно)
20.04.24 07:54
0 0

Вот так полжизни тренируешься, а потом от изобретателей фигак и нежданчик -
машина только вперёд перемещает... и обратно.
20.04.24 18:25
0 0

Но разве там так сильно заморачивались, пардон, дерьмом? Какали-то ведь попросту в горшки.
Прости за задежку. Далеко не всегда нужду справляли в гошки. Строили эркеры на внешней стороне крепостной стены, в полу была дырка, куда и улетали все отходы жинедеятельности.
Все картинки взяты из википедии: de.wikipedia.org
22.04.24 13:11
0 0

Что характерно для замка 13 века, так это отказ от устаревшей системы мотт и бейли.
Мотт и бе́йли (англ. Motte-and-bailey, фр. Motte, Motte castrale) — термин для обозначения особого типа раннесредневекового за́мка, представляющего собой обнесённый частоколом двор, внутри или в непосредственной близости от которого находится увенчанный донжоном насыпной холм. Подобные замки были широко распространены во Франции в XI—XII веках, а также Англии, Уэльсе и Шотландии после нормандского завоевания 1066 года. Название английского термина происходит от слияния фр. motte — «холм», и англ. bailey, слова, обозначающего двор замка. Основное достоинство замков подобного типа состояло в том, что их строительство не отнимало много времени и усилий, а также не требовало поиска для строительства замка естественных возвышенностей, дающих при обороне тактическое преимущество (то есть замок можно было возвести «в чистом поле»). Однако данные укрепления, будучи деревянными, были уязвимы для огня и в ходе осады нередко становились жертвами пожара, в связи с чем в конце XII века началось повсеместное строительство замков из камня.

Замки Мотт-и-Бейли были приняты в Шотландии, Ирландии и Дании в XII и XIII веках. К концу 13 века этот проект был в значительной степени вытеснен альтернативными формами укреплений, но земляные валы остаются заметной особенностью во многих странах.

Но keep, или "Donjon" или "Castle keep" оставались. Это сооружение (обычно башня) внутри замка, где можно какое-то время удерживать оборону, когда все остальное уже захвачено.

В XII веке начали внедряться новые конструкции: во Франции были построены башни в форме четырехлистника, а в Англии были построены многоугольные башни. К концу века конструкции французских и английских крепостей начали расходиться: король Франции Филипп II построил серию круглых крепостей в рамках своей попытки закрепить свою королевскую власть на своих новых территориях, в то время как в Англии замки строились без крепостей. В Испании крепости все чаще включались как в христианские, так и в исламские замки, хотя в Германии предпочитали высокие боевые башни, называемые бергфриде, крепостям в западном стиле. Во второй половине XIV века строительство крепостей возобновилось.

Если взглянуть на план этого новодела, то увидим нечто иное.
18.04.24 10:19
1 4

А как же специалист Жак Мулен, который всё изучил? Может, решили строить так, чтобы уложиться хотя бы в 30 лет имеющимися силами.
18.04.24 11:03
0 1

Донжон (или на крайняк бергфрид) этому замку точно не помешал бы.
Может, оставили его на 5-й этап строительства, место во дворе еще есть.
18.04.24 15:32
0 1

Где они спецов набрали, интересно?

Медпункт и гигиена, образца какого века?
18.04.24 10:04
1 0

Медпункт и гигиена, образца какого века?
Я так понимаю они не враги сами себе.
Страховки у строителей крыши тоже из 21го века, хотя каски они таки не надевают.
18.04.24 10:22
0 5

хотя каски они таки не надевают.
Зря!
18.04.24 11:03
0 0

Зря
А вот интересно, за столько лет работ, много ли этого "зря" приключилось? Мне думается, если не нанимать туда всякий сброд в качестве разнорабочих, если не подгонять никого плёткой, то этого "зря" будет не больше чем с касками.
18.04.24 14:20
0 0

accidents happen. ТБ исходит из того, что несчастные случаи случаются не часто. Как и аварии при ДТП (отсюда необходимость ПДД).
18.04.24 16:17
0 0

за процессом строительства можно наблюдать на официальном Youtube-канале замка Геделон
точно, спасибо!
18.04.24 09:57
0 0

А вот с камином в французском замке 13 века возникают сомнения в аутентичности. Вот перевод некоторых мест из английской Вики:
Из статьи Smoke canopy
Камины не использовались на протяжении большей части Средневековья, потому что не было дымоходов, которые были изобретены и популяризированы только в 12 веке. Большинство костров для отопления размещали в очагах посередине комнат, а дыму позволяли подниматься к вентиляционным отверстиям в крыше или высоко в стенах.
Из статьи Fireplace
Также в средние века были изобретены дымовые навесы, чтобы предотвратить распространение дыма по помещению и выводить его через стену или крышу. Их можно было разместить у каменных стен, а не занимать середину комнаты, и это позволяло обогревать небольшие помещения.

Дымоходы были изобретены в Северной Европе в 11 или 12 веке и во многом решили проблему дыма, более надежно выведя его наружу. Они позволили придать камину тягу, а также позволили удобно разместить камины в нескольких помещениях зданий. Однако они не сразу стали широко использоваться, поскольку их строительство и обслуживание были дорогими.

В 1678 году принц Руперт, племянник Карла I, поднял решетку камина, улучшив приток воздуха и систему вентиляции.
18.04.24 09:53
1 1

А вот с камином в французском замке 13 века
дымоходов, которые были изобретены и популяризированы только в 12 веке.
Дымоходы были изобретены в Северной Европе в 11 или 12 веке и во многом решили проблему дыма, более надежно выведя его наружу.
18.04.24 10:42
0 5

"Однако они не сразу стали широко использоваться, поскольку их строительство и обслуживание были дорогими."
Массово их начали использовать через пару веков. Так что камин (более примитивный) в 13 веке мог быть, но их было достаточно мало.
Я не претендую на то, что разбираюсь в вопросе, но то, что строится мне больше напоминает замки 14-15 веков, причем в упрощенном варианте.

Вот фото Шильонского замка на Женевском озере возле Монтрё. Перестраивался до 15 века. Поэтому видны трубы каминов и есть отдельное жилое здание (но есть и внутренняя башня). До границы с Францией десяток километров. Замок из камня, ведь чего там хватает, так это камней.
Замок на острове и был неприступен, пока народ из Берна не пришли с пушками.
18.04.24 11:43
0 1

Надеюсь, все было сделано аутентично, по канонам 13 века. Строители (и посетители и обслуга, понятно) не чистили зубы, не пользовались душем, шампунями и туалетной бумагой и т.д. Вино и пиво не пастеризовали, мясо и рыбу в холодильниках не хранили. Даже карманов на одежде не имели.
18.04.24 09:46
16 3

Не, кузнец вон в кроссовках на первом же фото. И тетенька работает в очках.
Расходимся.

Если серьезно- ребята конечно молодцы, фактически на энтузиазме играть годами в такое лего - это достойно восхищения.
18.04.24 09:56
0 9

Так, чисто ради интереса, для чего делать именно так? Аутентичность производства или строительства никак не обозначает что работники не должны уметь читать, иметь проблемы с зубами и умирать в 40 от старости.
18.04.24 10:44
0 7

А для чего на фото народ в псевдосредневековой одежде? Тесать доски торором можно и в джинсах и в комбинезоне. Но тогда нет того зрелища для посетителей. Согласитесь, что
реконструкция средневековых методов возведения замка и косплей средневековья это немного разные вещи.
Как по мне, в столовой может быть только средневековая еда, если владельцы аттракциона так решили (но тогда запивать надо разведенным вином и пивом, вода запрещена, ведь она по условиям игры должна быть неочищенной и с микробами, а кипятить ее не было принято), а вот привозить туристов на повозках, мулах, лошадях и ишаках не обязательно.
18.04.24 11:24
6 0

А для чего на фото народ в псевдосредневековой одежде?
Показуха для школьников и туристов. Гигиена здесь не при чем, и она всё равно нужна на современном уровне. Им только холеры и не хватает.
18.04.24 15:40
0 5

Согласитесь, что реконструкция средневековых методов возведения замка и косплей средневековья это немного разные вещи.
Но совместимые.
19.04.24 03:42
0 1

Не читатель? €3.5 млн. в год на строительство сами себя не заработают.
19.04.24 16:39
0 0

Согласитесь, что
реконструкция средневековых методов возведения замка и косплей средневековья это немного разные вещи.
Соглашусь. Но также замечу что вообще ничего не мешает совместить, прямо как здесь.

То есть можно в джинсах и комбезе, можно в средневековой одежде, можно вообще в спецовках.

Но ни в том ни в том ни в том случае рабочим не обязательно себя гробить, чтобы доказать что-то нонейму из интернета. В общем-то они никому ничего не обязаны, это весёлый проект по фану, все, кто его делают - молодцы.
21.04.24 17:18
0 0

Подземные ходы, сокровищница, винный погреб... Где?
Ров с водой, виселица, казармы, конюшня... Какой-то вегетарианский замок.
18.04.24 09:46
0 6

Подземные ходы, сокровищница, винный погреб... Где?
Появятся сраху же автоматически при покупке платного DLC когда в нем заведутся рыцари.
18.04.24 09:50
0 3

виселица
И повешенного ежедневно менять по требовваниям санэпидстанции.
Но главное, где пики и копья с черепами врагов сверху, выставленные в назидание врагам и потенциальным бунтовщикам? Даже в 17 веке они украшали лондонские мосты, не говоря уже про замки. Черепа или скелеты висели не один год пока не падали с пики или крюка естественным путем. Несомненно, эту важную деталь необходимо показывать посещающим новодел школьникам.
18.04.24 09:59
0 3

И повешенного ежедневно менять
Так вот для чего там столько волонтеров.
18.04.24 10:31
0 9

Подземные ходы, сокровищница, винный погреб... Где?Ров с водой, виселица, казармы, конюшня... Какой-то вегетарианский замок.
Чумы и сжиганий ведьм по воскресеньям, думаю, тоже нет. Нещщитово
18.04.24 13:34
0 3

Почти каждый день приезжаю на автобусе мимо маленькой улички. Раз в пару месяцев захожу в стоящий на ней винный магазин.
Улица называется In Galgental.
Лет с пятьсот назад там пришлось делать перезахоронение нескольких сотен скелетов. А то для новых места не хватало.
18.04.24 13:38
0 1

А пытошная? Как же без оной? Ну и казни на уикэнд. Как можно без главного народного развлечения? Повешение, колесование, сажание на кол, сожжение ведьм, на худой конец, клеймение и усекновение руки за воровство. Без такой аутентичности как то неправильное средневековье получается.
18.04.24 13:49
0 2

In Galgental
Какое жизнерадостное название 😄
18.04.24 14:50
0 1

И повешенного ежедневно менять по требовваниям санэпидстанции.
Необязательно, для обеззараживания достаточно целиком окунуть трупик в кипящую смолу 😉 и сможет висеть годами.
18.04.24 15:42
0 0

Чаны для кипящей смолы где я вас спрашиваю?! Что выливать на головы штурмующим ордам!?
A_F
18.04.24 16:30
0 1

Что выливать на головы штурмующим ордам!?
Ордам туристов?
18.04.24 19:58
0 3

И таких полно.
Казалось, что за название у трамвайной остановки. Причем тут сухие ветки в университетском квартале. Но по местной истории здесь стояло сухое дерево, на котором хорошие и добрые люди вешали людей плохих и злых.
19.04.24 09:47
0 0

Читал о нем, но увидеть такие фото - лучше!
Живая история, настоящее дело, крепкое ремесло.
Не то, что эти ваши Майнкрафты...
18.04.24 09:45
0 4

Да даже места попроще, типа стокгольмского Скансена с его музеем ремёсел впечатляют.
У меня, спустя 20 с лишним лет после первого посещения, после кучи переездов, включая из России в США, до сих пор стоит графинчик, что местные стеклодувы сделали при мне и для меня.
city4people.ru
19.04.24 03:23
0 1

Класс!
19.04.24 07:02
0 0

Удивительное место. Я бы попросил там убежище, любое - эстетическое в первую очередь, но согласен и на политическое!
А что, напротив - королевский дворец, на самом Юргордене, который остров, не только Скансен, но и музей сказок. Такого я нигде не видел; и там не только про бабулю Линдгрен, которая, кстати, жила рядом, на набережной, по которой бегает единственный в городе трамвай, но и многое другое.
На самом острове ещё и прекрасный зоопарк, где звери бегают почти на воле; отгороженные, конечно, друг от друга, но не в клетках. Какие там выдры!
Ну и соседи хорошие были бы. На соседнем острове, например, Пол Макартни себе виллу купил; играли бы вечером в пикет; если он не умеет, научу 😄
И, конечно, там очень вкусно кормят; помимо тефтелек (что понятно), там подают бесподобные вафли, поливая их сметаной и брусничным вареньем...
Эх!
19.04.24 07:16
0 1

Офф.
У меня (Германия) Гугл полностью обвешал сайт рекламой AfD (немецкие ультраправые, друзья Пути и т.д.)!
Алекс, я понимаю, что ты ничего сделать не можешь, просто выговорился 😒
18.04.24 09:44
1 4

Хорошо мне - сплошные красивые виллы и апартаменты показывает.
18.04.24 09:47
0 2

а у меня никакой рекламы не показывает. Не пожалейте 5 евро Алексу.
18.04.24 09:51
0 4

а у меня никакой рекламы не показывает.
А я АдБлоки на этом сайте не использую. Тем более, зачем от красивых фото и бесплатных рендеров отказываться.
18.04.24 09:52
0 0

Про то, что люди "не жалеют 5 евро", но и не отключают на сайте рекламу, мысль не приходила?
Или просто похвастаться решил? 😉
18.04.24 09:57
1 4

Ощущение, что реклама режется на уровне провайдера*. Аж IE откопал и запустил вместо привычного ФФ - чисто...

*РФ, РТ

У меня тоже уже ушло это дерьмо. Правда я понажимал на "неприемлемая реклама".

Гугл полностью обвешал сайт рекламой AfD (немецкие ультраправые, друзья Пути и т.д.)!
Наверное, по ключевым словам корневых постов и каментов решает, плюс руссиш языка 😉
18.04.24 11:07
0 2

Офф.У меня (Германия) Гугл полностью обвешал сайт рекламой AfD (немецкие ультраправые, друзья Пути и т.д.)!
И замечательно. Копеечка от друзей Пути идеи в карман Экслера, а пользы обратно - минимум. Можно ещё и кликнуть, чтобы суммы платежей увеличить 😉
18.04.24 12:14
0 2

а пользы обратно - минимум.
От постоянных посетителей - да. Но сюда много и "непостоянных" заходит.
18.04.24 12:49
0 0

нет-с. Ума не приложу, как можно выживать в интернете с рекламами.
18.04.24 21:51
0 1

Вот, кстати, проект в похожем направлении, но меньшего масштаба:
Laboratory for Experimental Archaeology LAURESHAM
Деревня 8-9 веков со всеми постройками и ремёслами. Они даже скот "селектировали назад", чтобы получить породы, похожие на те, что были в те времена.
18.04.24 09:35
0 3

Вот, кстати, проект в похожем направлении, но меньшего масштаба:Laboratory for Experimental Archaeology LAURESHAM
ссылка никуда не ведёт
18.04.24 10:26
0 1

ссылка никуда не ведёт
Уупс. Вот правильная ссылка:
kloster-lorsch.de
18.04.24 10:57
0 1

селектировали назад"
???. Наловили диких козлов?
18.04.24 11:09
0 2

Там в основном КРС и свиньи.
Вот например статьи по селекции КРС (немецкий язык)
de.wikipedia.org
auerrind.wordpress.com
18.04.24 11:26
0 2

Херасе. Рогда зачетные.
18.04.24 11:50
0 3

Херасе. Рогда зачетные.
Этот самый то ли бык, то ли тур. (с)
18.04.24 11:58
0 5

ссылка никуда не ведёт
тут к ссылке непоймичего приклеился кусок https : //exler.ru/ezhe/coments/zamok-gedelon-xiii-veka-sovremennoe-srednevekove.htm.
если его удалить - ссылка работает.
Иногда такое здесь происходит, причину не понял.
18.04.24 14:34
0 1

Примерно такое же есть в Калининградской области РФ - поселение викингов Кауп.
18.04.24 15:51
1 1

Иногда такое здесь происходит, причину не понял.
Глюк системы комментов. Если вы даете link местными средствами (вторая иконка слева внизу), то все ОК. Если второй раз жмете на иконку, то в поле ссылки уже находится предыдущий адрес. Если его не стереть, то вставляемый новый адрес добавится справа к предыдущему.
18.04.24 15:52
0 0

Примерно такое же есть в Калининградской области РФ - поселение викингов Кауп.
Как-то не похожи эти викинги на настоящих единороссов. Среди них точно не затесались враги народа?
18.04.24 15:56
1 1

поселение викингов Кауп.
Видосик классный. Дроном летали унутре?
18.04.24 16:18
0 0

Как-то не похожи эти викинги на настоящих единороссов. Среди них точно не затесались враги народа?
Даже не знаю, как ответить на этот твой странный вопрос.
18.04.24 22:44
0 0

Видосик классный. Дроном летали унутре?
Снимал не я 😄 Но наверняка без FPV не обошлось.
18.04.24 22:46
0 1

Очень интересно, спасибо.
19.04.24 03:13
0 0

Иногда такое здесь происходит, причину не понял.
Это не моё!
19.04.24 06:24
0 2

Позанудствую. "в 1997 году Мишель со своей группой, собрав 400000 евро от ЕС" - евро появилось только в 1999 году.
18.04.24 09:27
0 6

А возможность
частных пожертвований
появилась и того позже:
1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты.
18.04.24 09:33
0 3

А возможность частных пожертвований появилась и того позже: 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты.
А до того частные пожертвования чеками или обычными банковскими переводами не принимали? Ужас какой. Дикие они, галлы, вот что я скажу.
19.04.24 03:07
0 1

Дикие они, галлы, вот что я скажу.
- И дикий же народ! - удивлялись экскурсанты. - Дети гор! ©
19.04.24 06:07
0 2

Как изменились Астерикс и Обеликс. Годы, проклятые годы!
20.04.24 07:42
0 1

Никого не щадят... 😉
20.04.24 18:19
0 0

Вот как надо правильно играть в "Цивилизацию"!
А не мышкой по экрану кликать 😄
18.04.24 09:25
0 20

Да тут уже целый real-time Майнкрафт!
18.04.24 09:54
0 0

Тех денег, которые приносят туристы (один билет стоит 14 евро), хватает на то, чтобы полностью финансировать проект - это от 3 до 4,5 миллионов евро в год
Нам нужно больше золота! (с)
18.04.24 10:29
0 8

А не мышкой по экрану кликать 😄
Мышкой время-таки быстрее течет. И снег/дождь не льются на голову, камни таскать не надо.
18.04.24 11:51
0 1

камни таскать не надо
Зато железо в зале таскать надо, иначе пузень на клавиатуру ложится.
18.04.24 12:00
0 5