- Режиссер:
 - Пол Верховен
 
Кот Бублик
Одна бабулька с Брайтона
Джонни Рико (Каспер Ван Дьен)
      живет в далеком будущем. Люди в этом
      будущем свободны и счастливы. Но есть
      одна штука, которая гнетет Джонни. Если
      он не станет солдатом Федерации и не
      посвятит себя военной службе, он не
      сможет голосовать, то есть не будет
      обладать главным правом любого
      гражданина. А полноправным гражданином
      в этом отдаленном будущем можно стать,
      только посвятив себя своей стране, - с
      военной точки зрения, разумеется, потому
      что даже самый захудалый солдат значит
      для Земли значительно больше, чем
      полчища никому не нужных выжиг-адвокатов.
      Это в головы своих учеников настойчиво
      вдалбливает учитель Расчак (Майкл
      Айронсайд).
Всякие чертовы социологи и
      прочие негодяи, находящиеся у власти,
      чуть было не привели Землю к катастрофе.
      Но потом бравые ветераны тряхнули
      стариной, дали пинка всем этим придуркам,
      взяли власть в свои руки и теперь
      управляют Федерацией железной, но
      весьма эффективной рукой. И хотя мерзкие
      арахниды с планеты Календаху подло
      пуляют по матушке-Земле астероидами,
      которые могут уничтожать целые города,
      ветераны не дремлют: вся военная мощь
      кадровой армии и срочной службы будет
      направлена на отражение атак и
      выкорчевывание арахнидов из их чертовых
      нор!
Впрочем, родители Джонни
      утверждают, что парень должен пойти
      кончить на адвоката в Гарварде. Или хотя
      бы на специалиста по корпоративным
      налогам - тоже в Гарварде. Зачем тебе,
      сынок, срочная служба, спрашивает папа и
      смахивает непрошеную злую слезу.
Но Джонни знает зачем. Во-первых,
      только так он сможет получить
      гражданство и голосовать. А кто голосует
      - тот и у власти, как говорит учитель
      Расчак. Во-вторых, в армию идет его
      подруга славная с красивой фамилией
      Ибанез (Дэнис Ричардс). В-третьих, в армию
      идет его друг Карл Дженкинс (Нил Патрик
      Харрис). В-четвертых, учитель Расчак им
      явно дал понять: без армии ты - букашка и
      только после армии - молодец. Джонни
      хочет быть молодцом! Потому что у него
      такая шикарная прическа и такой волевой
      подбородок!
Таким образом, все трое друзей
      отправляются вербоваться на срочную
      службу. Враг не пройдет, арахноиды будут
      разбиты! Но их разлучают: Ибанез
      отправляется в пилоты, Карл - в
      политработники, а Джонни отправляют в
      пехоту. Ибо только пехота в далеком
      будущем - царица полей! Нелегко придется Джонни в
      учебе. Однако с ним рядом будет школьная
      подруга Диззи Флорес (Дина Мейер). Джонни
      на нее не обращал никакого внимания, но
      девушка еще со школьной скамьи полюбила
      Рико, поэтому разделит с ним все тяжести
      воинской службы.
Как вы думаете, смогут ли арахниды устоять под напором этих юных горячих сердец? Честно говоря, я не в курсе. Я никогда не был арахнидом и не знаю, что они чувствуют.
***
"Звездный десант"
      поставлен по одноименной повести
      Роберта Хайнлайна. Я эту повесть
      прочитал, и она мне понравилась, поэтому
      захотелось посмотреть фильм Верховена -
      было интересно, сможет ли он достойно
      экранизировать это произведение.
      Надежды, замечу, были небезосновательны,
      потому что тот же Верховенский "Вспомнить
      все" - фактически эталон
      фантастического боевика.
К сожалению, оказалось, что
      фильм и повесть имеют очень мало общего.
      Хотя основа сюжета одинаковая: общество
      будущего, в котором важную роль играет
      армия; главный герой, который прямо из
      школы вместе с друзьями отправился на
      срочную службу; будни пехоты; сражения с
      арахнидами; некоторые вопросы
      устройства этого общества. Но похожа
      только основа, более ничего!
У Хайнлайна восемьдесят
      процентов книги посвящено описанию того,
      что собой представляет "пехота" в
      далеком будущем и как там все
      организовано. Рассматривается это все
      глазами того самого Джонни Рико, который
      после школы завербовался в армию и
      прошел путь от салаги до лейтенанта
      Звездного десанта.
Школьная зазноба в книге
      также фигурирует, но лишь для того, чтобы
      показать, как этих ребят разлучают и, в
      общем-то, навсегда - в книге Джонни с ней
      потом случайно пересекается только один
      раз и ни о какой любовной истории Кармен
      с красавцем-пилотом нет и речи.
Надо сказать, что в фильме
      Верховен достаточно вольно обошелся с
      армией будущего. Если в повести "пехота"
      представляла собой элитные войска,
      снабженные крайне интересной и подробно
      описанной Хайнлайном экипировкой под
      названием "скафандр", то в фильме
      напрягаться не стали: там пехота
      будущего похожа на пехоту времен войн
      двадцатого века - "пушечное мясо",
      снабженное крайне примитивными
      средствами вооружения.
У Хайнлайна "сорвиголовы",
      где служил Рико, зачищали периметр от
      арахнидов с помощью разнообразных видов
      современного вооружения и по полной
      используя знаменитые скафандры, а в
      фильме пехота - просто набор каких-то
      клоунов: на каждого арахнида налетает
      группка человечков в смешных шлемах,
      которые из допотопных даже по меркам XXI
      века автоматов строчат по арахнидам,
      причем хорошо видно, что совместная
      пальба из пяти-десяти автоматов на этих
      симпатичных паучков не производит
      заметного впечатления. В результате
      хоть чего-то добиться у Верховенских
      хлопцев получается только при помощи
      небывалой изобретательности и личного
      мужества вроде прыжка прямо на спину
      негодяйскому жучку и забрасывания
      гранаты непосредственно в его
      внутренние органы.
Впрочем, понятно, что Верховен
      делал вовсе не экранизацию повести, а
      нечто совершенно свое. Что именно? Самое
      интересное заключается в том, что
      режиссер сумел угодить и вашим, и нашим.
      С одной стороны, он сделал эдакую
      типовую бравую фантастику для
      непритязательных зрителей: плакатные
      главные персонажи (особенно главный
      герой), плакатные второстепенные
      персонажи (вечно орущий, но добрый в душе
      сержант Зим, строгий учитель - он же
      лейтенант Расчак, боевой товарищ Джонни
      Рико Айс Леви), мерзкие арахниды и всякая
      там военная взаимовыручка. 
У плакатных главных героев -
      плакатные подруги и плакатная любовь-разлюбовь:
      школьная зазноба Рико Кармен, которая
      крутит шашни с бравым пилотом, школьная
      подруга - самоотверженная Диззи, которая
      безответно любит Рико и стала боевой
      подругой, ну и плюс - для вящего
      развлечения публики Верховен в пехоту
      понапихал теток (это, как я считаю,
      гениальная мысль) и заставил бравых вояк
      вместе с тетками жить в одной казарме и
      мыться в одном душе. Метод, в общем-то,
      дешевенький, но сработал на все сто -
      публика была в восторге, а многие
      зрители считают "Звездный десант"
      чуть ли не лучшей кинофантастикой
      девяностых.
С другой стороны, в этом
      фильме Верховен аккуратно и осторожно
      показал фигу в кармане, которая была
      оценена интеллектуалами: весь этот
      милитаризированный мир будущего, где
      царит тоталитарное управление, показан
      с изрядной долей иронии и сатиры - для
      тех, кто улавливает подобные нюансы.
      Киноагитки по поводу срочной службы,
      лекции учителя Расчака, приказы и
      призывы начальства и руководства - в
      общем, видно, что Верховен над этим
      пафосом явно издевается.
В результате двум большим категориям зрителей картина явно нравится - одни наслаждаются непритязательным, но обаятельным фантастическим боевиком, а другие веселятся, воспринимая этот фильм как пародию или сатиру.
К сожалению, есть еще и третья
      категория зрителей, к которой отношусь и
      я, - как правило, это те, кто читал книгу.
      Им не нравится. Как фантастика - слишком
      лубочно, плакатно и плоско. От
      интересной повести Хайнлайна, к
      сожалению, не осталось и следа. Как
      сатира - тоже не фонтан.
Стремление Верховена балансировать на грани и угодить сразу двум категориям зрителей я оценил, но результатом остался недоволен. Впрочем, подчеркиваю, я все-таки отношусь к третьей категории зрителей - судя по всему, малочисленной.
Да, и нужно заметить, что хотя
      армия будущего в исполнении Верховена
      выглядит достаточно убого и просто-таки
      пародийно, арахниды и всякие
      жучки-матки нарисованы вполне пристойно.
      По ним по крайней мере видно, что фильм
      сделан в девяностых, а не в восьмидесятых.
В общем, посмотреть этот фильм
      (для тех, кто еще не посмотрел) могу
      посоветовать только тем, кто любит любую
      фантастику, - лишь бы там шаробанилось
      что-нибудь инопланетное и пилоты с
      волевыми подбородками смотрели на
      многотумблерные пульты, изрекая что-то
      вроде: "Отдать концы с носового
      фотонного конвертера!" Этого здесь
      хватает.
Остальным рекомендую прочитать повесть Хайнлайна - она значительно интереснее.
***
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
| Зрелищность | 4 | 
| Актерская игра | 3 | 
| Режиссерская работа | 3+ | 
| Сценарий | 3 | 
не впечатлило
решайте сами