- Режиссер:
- Джейсон Райтман
такой ли уж плюс для них телефонистка,
не способная выговорить "алло"
без бронхиальных судорог?
Кристофер Бакли. Здесь курят
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны - как говорилось в одном старом детском стихотворении и одном старом взрослом анекдоте. Папы, в общем, тоже всякие нужны, даже такие папы, которых общественность Америки гневно именует "массовый убийца", "убийца детей", "Сатана" и даже "яппи-Мефистофель". Папа 12-летнего Джоуи (Кэмерон Брайт) Ник Нейлор - именно такой человек, которого, как он сам признается, ненавидит вся Америка, потому что Ник работает главным общественным представителем некоей Академии табачных исследований - якобы научного заведения, созданного на деньги табачных корпораций.
Разумеется, ничего научного в том, чем занимается академия, нет, ведь эта организация создана в чисто рекламных целях, и единственное исследование, которое она провела, должно было доказать, что курение на самом деле не приносит никакого вреда здоровью. Зато в области связей с общественностью академия развила весьма бурную деятельность, и ее форпостом, ее самым главным и лучшим представителем был Ник Нейлор, папа Джоуи.
Нику часто задавали вопрос: неужели при всех своих талантах, внешности и умении убеждать он не мог найти себе более подходящую работу? На подобные упреки Ник всегда отвечал, что лучше всего он умеет представлять табачные корпорации и раз у него это получается хорошо, то зачем отказываться от подобной должности? Даже убийцы имеют право на адвоката, замечал Ник, после чего предлагал считать себя таким же адвокатом табачных компаний, а адвокат - должность вполне уважаемая, даже если ты и защищаешь убийц.
Ну и кроме того, место главного представителя по связям с общественностью Академии табачных исследований приносит Нику весьма неплохие деньги, и это тоже нужно учитывать - в конце концов, дорогие леди и джентльмены, в нашей стране никому не возбраняется зарабатывать законными методами, ведь правильно?!!
Ник действительно мастер своего дела. Он умеет мастерски вести спор, изыскивает совершенно парадоксальные, но весьма убедительные аргументы, с легкостью и приятной улыбкой на лице втаптывает в грязь любого оппонента, а самые бронебойные доводы противоположной стороны немедленно обращает в пользу своей позиции - так что голыми руками Ника не возьмешь. На нем даже сенатор Финистайр (Уильям Мэйси), давно выступавший против табачных корпораций, обломал зубы, а это был старый и закаленный боец на арене политической и общественной борьбы.
Успехи Ника привлекли к нему внимание всесильного Доука Бойкина по прозвищу Капитан (Роберт Дювалл) - главы одной из крупнейших табачных корпораций. Капитан признал Ника членом своей "семьи", команды убийц человечества, и теперь, похоже, карьера Нейлора будет развиваться совершенно безоблачно. Нику даже доверили провернуть с помощью продюсера Джеффа Мегалла (Роб Лоу) сделку с Голливудом: в последние годы Голливуд не жаловал курение в кадре, но несколько десятков миллионов должны в корне изменить картину.
Впрочем, любая безоблачность в карьере может быть омрачена легкими грозовыми тучками - на этот раз принявшими вид журналистки Хизер Холлоуэй (Кэти Холмс), обладающей хорошей головой и впечатляющими сиськами. Она пишет о Нике статью, и Нейлор, обратив чрезмерное внимание на сиськи, первый раз в жизни забыл осторожность. А ведь его професьон де фуа - не совершать никаких ошибок.
Кроме того, сын Ника нуждается в отце и часто разъезжает с ним, а не так-то просто завоевать авторитет у 12-летнего ребенка, если тебя называют главным убийцей Америки.
***
Этот фильм поставлен по очень известному роману Кристофера Бакли. Те зрители, которые роман читали, о фильме, как правило, отзывались достаточно прохладно и утверждали, что постановщики значительно выхолостили богатое по содержанию произведение. Я книгу Бакли прочитать еще не успел, хотя и собираюсь, поэтому буду высказывать мнение человека, не знакомого с литературным первоисточником.
Мне этот фильм понравился. Скажем так - твердая четверка. Где-то даже с плюсом. Прежде всего понравился сам подход: история человека, выступающего как бы адвокатом дьявола. Причем, что весьма приятно, Ника никто не изображает эдаким борцом за справедливость - в спорах с оппонентами он себя может именовать как угодно, но на деле он прекрасно осознает, на кого он работает и ради чего, так что его позиция - вовсе не фанатичная, а прагматично-циничная.
Ник работает за деньги, прекрасно это осознает и от близких, в том числе от сына, ничего не скрывает. Однако даже на такой - в общем-то собачьей - должности Ник находит определенные интересные и приятные стороны, и это не только деньги. Нику нравится побеждать в спорах, Нику нравится срезать оппонентов, ему доставляет удовольствие показывать окружающим, что эти оппоненты нередко не менее циничны и меркантильны, чем он, Ник. Только он этого совершенно не скрывает, а оппоненты тщательно маскируют свои истинные причины за громкими словами и пафосными фразами.
Да и отношение общества к табачным корпорациям, по мнению Ника, крайне лицемерно. Курильщики прекрасно знают о том вреде, который их здоровью наносит данная привычка. Тем не менее, когда они получают вполне закономерные проблемы в виде различных легочных, сердечных и прочих заболеваний, обвиняют они в первую очередь табачные корпорации, а вовсе не себя. Ребята, а при чем тут вообще табачные корпорации, спрашивает Ник. Вы сами принимаете это решение, вы прекрасно знаете, на что идете, а потом почему-то обвиняете табачников во всех смертных грехах? Причем если табачные корпорации вдруг перестанут выпускать свои "легочные палочки" - курильщики всего мира, безусловно, начнут табачные бунты.
Персонаж Ника отлично показывает мастерство и искусство работы пиарщика - специалиста по связям с общественностью. Некоторые его маневры вызывают просто восторг, несмотря на всю их определенную аморальность, потому что ты понимаешь, что это чистое искусство само по себе и совершенно в данном случае неважно, в какой области оно используется - в защиту табачных корпораций или для нападения на них.
Своему успеху (а фильм собрал отличную кассу) фильм обязан прежде всего Аарону Экхарту, блестяще сыгравшему Ника. Я на Экхарта обратил внимание еще в "Кровавом четверге", где у него была небольшая эпизодическая роль, обрадовался его появлению в одной из главных ролей второго плана в "Черной орхидее", и вот теперь - главная роль в "Здесь курят". Ему давно пора было выйти на первый план - отличный, на мой взгляд, актер. И роль Ника - стопроцентное попадание, потому что трудно найти более яркого, обаятельного, циничного и одновременно трогательного персонажа. Замечательно сыграно, просто пять баллов!
Впрочем, роли второго плана в этом фильме также не подкачали. Роберт Дюваль (легендарный Том Хейган в "Крестном отце") отлично изобразил зубра табачной промышленности - фактически крестного отца сигарет, сигариллос, сигар и сопутствующих милых заболеваний. Джей Кей Симмонс (подрывник из "Игр джентльменов") выступил в роли слегка истеричного начальника Ника. Давно толком не снимающийся Роб Лоу - золотой мальчик и главная неоправдавшаяся надежда Голливуда - весьма порадовал своим появлением в роли голливудского продюсера. Также довольно забавна была парочка других убийц человечества - представитель алкогольной компании Полли Бейли, которую сыграла Мария Белло, и представитель оружейной компании Бобби Блисс в исполнении Дэвида Кечнера.
А вот Кэти Холмс, сыгравшая акулу-журналистку Хизер Холлоуэй, мне совершенно не понравилась, и я был в шоке, когда узнал, что ее вроде как собирались номинировать на "Оскар" за эту роль. (Она вроде как отказалась, потому что ее новоявленный муженек Том Круз был недоволен постельными сценами в этом фильме: теперь понятно, что Том ни черта не понимает в постельных сценах, ведь это единственные эпизоды, где Кэти Холмс выглядит достойно.) Номинировать совершенно серенькую и вообще никакую Кэти Холмс и не номинировать Аарона Экхарта - большей бредятины себе трудно представить. Вот оно, голливудское лобби! Это вам не табачные короли!..
В общем, не знаю, как постановка соотносится с книгой, но фильм, на мой взгляд, получился вполне достойный просмотра - циничный, психологичный, слегка детективный, с некоторыми весьма неожиданными поворотами сюжета, остросоциальный, но при этом - вовсе не аморальный. Ну и самое главное - с отличной игрой Аарона Экхарта. Так что вполне можно посмотреть!
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
симпатично
вполне можно