Заплати другому / Pay It Forward
09.08.2002 35724   Комментарии (0)
Мелодрама, США, 2000, 123 мин.

Школьный учитель Юджин Симоне (Кевин Спейси) пытается заставлять своих малолетних учеников думать. В рамках этой идеи он дает им задание на целый год - изменить мир к лучшему. Разумеется, Юджин не надеется, что одиннадцатилетние ребятишки действительно сотворят что-нибудь полезное, но хоть попытаются - и то хлеб. Они действительно пытаются что-то придумать. Один ученик решил сделать в Интернете сайт на китайском, где всем китайцам будет предложено одновременно подпрыгнуть, чтобы во время приземления земная ось сдвинулась. Другая девочка придумала каждый день ровно с 14 до 14:15 переводить старушек через дорогу. Обеспечить потребное количество старушек должна местная полиция. Третий парнишка дал торжественную клятву раз в месяц не есть мороженое, чтобы голодающие дети Сомали перестали нуждаться и их животики стали надутые, как барабан. Еще одна девочка решила сломать мамину швейную машину - а то мама целыми днями только и знает, что на ней строчить, так что после этого полезного действа мама хоть немного отдохнет...

А маленький Тревор Маккинни (Хэйли Джоэл Осмент) придумал финансовую пирамиду. Ну, знаете, такую классическую пирамиду с геометрической прогрессией. Однако к финансам пирамида не имеет отношения и строится не к центру, а от центра. Идея достаточно простая. Ты должен сделать доброе дело трем людям. Каждый из них должен сделать доброе дело другим трем людям. Те - еще трем людям. И так далее. Таким образом через довольно короткое время вся Земля будет настолько завалена добрыми делами, что просто не продохнуть, потому что три в прогрессии - это страшное дело! Вы все, вероятно, помните жуткую историю с изобретателем шахмат, который от раджи потребовал всего-то два в шестьдесят четвертой степени зерен пшеницы...

Впрочем, если бы мальчик как следует подумал, то он в качестве базовой цифры взял не тройку, а пятерку (может быть, даже семерку и туза, потому что все действие происходит в Лас-Вегасе) - ведь пятерка распространилась бы на порядок быстрее тройки, и через короткое время добрыми делами была завалена не только Земля, но еще Марс, Венера и маленькая планетка Ка-Пэкс в созвездии Лиры... Но Тревор был еще маленький мальчик, и он умел считать только до трех, поэтому тройка стала базовым числом в программе "Заплати вперед" - именно так Тревор назвал свою идею, ведь суть начинания заключается в том, что ты должен сделать добро, не дожидаясь, пока его сделают тебе. Кроме того, ты не должен ждать добра в ответ - те, кого ты облагодетельствовал, сами должны сделать добро, но не тебе, а тоже "вперед" - другим людям.

Маленький Тревор не ограничился простой идеей. Он начал действовать! Первым объектом приложения своих добрых сил он выбрал наркомана, живущего на помойке. Тревор накормил его и дал денег - из своих сбережений. Наркоман купил приличную одежду и... наркотики, после чего наширялся и забыл о Треворе. Так провалилось первое доброе начинание.

Вторым делом Тревор начал заниматься своей непутевой мамашей Арлин (Хелен Хант), которая настолько плотно дружит с зеленым змием, что тот ее побеждает практически каждый день. Тревор сводит маму с учителем Юджином, полагая, что умный и всегда трезвый учитель благоприятно воздействует на алкоголичку-мамашу. Впрочем, у Тревора есть отец (и у мамы Арлин, соответственно, муж) - Джон Бон Джови, но вы же знаете, что эти музыканты пьют, ширяются и ведут себя бог знает как. Вот и Джон поколачивает Арлин, а кроме того - постоянно шляется по гастролям и не бывает дома.

Между Юджином и Арлин завязываются безалкогольные отношения (Арлин признается Юджину, что раньше ей требовалось нарезаться до поросячьего визга, прежде чем лечь к кому-то в постель, а теперь достаточно всего одного "Мартини"), однако через некоторое время домой возвращается Джон Бон Джови, завязавший с выпивкой, и Юджину приходится уйти. Так провалилось второе доброе начинание.

Собственно, похоже, что дальше фильм ведет нас к очень правильной и верной морали: жизнь дерьмо, дружок, нефиг и стараться облагодетельствовать всяких идиотов, - ан нет! Как выяснилось, малыш Тревор свою пирамиду придумал не напрасно! Движение "Заплати вперед" ширится и развивается, постепенно доходя даже до Лос-Анджелеса, где преуспевающий адвокат подарил журналисту свой дорогущий "Ягуар", ну и так далее. Еще немного, и это движение действительно охватит весь земной шар, после чего всем будет ЩАСТЬЕ!

***

Мда... Начали за здравие, а закончили за упокой. То есть наоборот, но это как раз фильм и портит. Когда маленький Тревор придумал этот "Заплати вперед" и было понятно, что он с этой идеей облажается со страшной силой - кино мне еще нравилось. Когда облажался - я даже поаплодировал, ожидая хорошей и жизненной морали. Однако когда создатели картины вдруг круто повернули на 180 градусов и стали всех делать такими правильными и хорошими, что хоть прямо сейчас в упаковку и под стекло, я первый раз плюнул куда-то в сторону и попал в кота Бублика.

А когда в конце они привели журналиста, весь фильм параллельно расследующего движение "Заплати вперед", к Тревору и потом по телевизору сообщили, что это движение постепенно охватывает всю Америку, - коту Бублику пришлось спасаться за шкафом, потому что плеваться я стал непрерывно.

В самом же конце, когда толпы простых американцев устремились в Лас-Вегас, чтобы высказать уважение этому гениальному пареньку, который придумал такое гениальное движение, которым охвачены сотни американцев, о котором говорят по телевизору, который возродил нацию к самаритянству, а все анонимные алкоголики сразу бросили колоться и все анонимные наркоманы сразу бросили пить, - я обрыдался так, что кота Бублика пришлось вывешивать за окошко сушиться.

Правда, меня все-таки терзали смутные сомнения... Когда я подъезжал к Лас-Вегасу, то действительно по шоссе мчались сотни машин, приближаясь к этому оазису в пустыне. Однако оказалось, что все они ехали играть в казино и развлекаться, а вовсе не совершать добрые дела и не выказывать уважение мальчику Тревору. Видать, нас обманули? Видать, в Вегасе ни черта нет никакого движения "Заплати вперед"? То есть оно, конечно, есть, но вперед платится за фишки и жетоны для игровых автоматов...

В общем, фильм, конечно, дурацкий. Вся мораль укладывается в одно предложение: "Нужно делать добро, потому что это, типа, круто и все такое". И эту мораль нам впихивают на протяжении двух часов максимально слезливым и сопливым образом с помощью самого грустного мальчика всех времен и народов, изуродованного гримерами Кевина Спейси (у него по фильму все лицо в шрамах, и на грим каждый день уходило по три часа) и старательно алкоголизированной Хелен Хант (боже, что с ней сделали)...

Хохма заключается в том, что я очень люблю Кевина Спейси и Хелен Хант. Только из-за них я вообще стал смотреть это кино. И с горечью должен констатировать, что это первый фильм, где они оба мне совершенно не понравились. Впрочем, это не их вина, они просто стали заложниками этого слезливого сценария. Ничего сделать они там не могли. Что у Спейси роль была плоская, как доска, хотя он старался выжать из нее что мог, что у Хелен Хант эта роль алкоголички, которая становится образцовой мамашей, не давала надежд на хоть какое-то самовыражение...

В общем, ерунда. Такой достаточно традиционный американский фильм для домохозяек, которые, посмотрев картину, обрыдаются настолько, что забудут достать из духовки пиццу, заботливо "приготовленную" ими для своих муженьков, и одно доброе дело точно будет сделано: муженек останется без ужина, что весьма полезно для его жирного пуза.

Критики картину, кстати, хвалят. Говорили, что она будит добрые чувства. Не знаю, не знаю. У меня дешевая сентиментальность обычно будит желание дать кому-нибудь в репу - вот честное слово! Я не люблю дешевую сентиментальность! Я люблю дорогую сентиментальность, умную! Как в "Планете Ка-Пэкс", например. Или как в "Пролетая над гнездом кукушки". Тоже ведь, если подумать, фильмы достаточно сентиментальные. Однако это жизнь, а не розовые слюни, как в "Заплати другому".

Короче говоря, я недоволен. Сентиментальных циников, вроде меня, этот фильм будет явно раздражать. Домохозяйкам, обожающим слезливые мыльные оперы (кстати, я ничего не имею против домохозяек и мыльных опер), он понравится до одури, до слез, стремительно вскипающих в уголках глаз. Так что решайте сами, смотреть это или нет.

© 1998–2024 Alex Exler
09.08.2002
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3
Актерская игра 3
Режиссерская работа 3
Сценарий 3
Кратко о фильме:
тоскливая мелодрама для домохозяек
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 0