- Режиссер:
 - Павел Чухрай
 
Начало
        шестидесятых, Крым, расцвет бурной
        любви к родине с большой буквы "С"
        и бурный расцвет соответствующих
        органов, которые эту любовь призваны
        были обеспечивать. Генерал Серов (Богдан
        Ступка), съездив по делу в Москву к
        приятелю-генералу, привозит из столицы
        нового водителя - сержанта Виктора (Игорь
        Петренко). Виктор - молод, красив, статен,
        скромен и четко понимает службу, как
        может понимать ее воспитанник детского
        дома, не желающий ни под каким видом
        возвращаться в это дерьмо. Поэтому
        Виктор держится за свою работу так, что
        соответствующие органы могут быть
        спокойны, будь они органы хоть
        внутренних дел, хоть внешних сношений.
Серов
        берет Виктора в водители вовсе не
        просто так, а с некоторым, так сказать,
        намеком. Дело в том, что у генерала есть
        взрослая дочь Вера (Алена Бабенко) -
        даже, так сказать, слишком взрослая
        дочь, которая, во-первых, хромоножка,
        бедняжка, а во-вторых, немножко
        беременна, причем беременность эта
        прогрессирует. И ладно бы она была
        беременна от какого-нибудь бравого
        моряка, сурового лоцмана или
        ответственного замполита - папа бы и
        слова не сказал. Но Вера, к сожалению, не
        замужем, что не сильно
        приветствовалось в те годы, когда одной
        из главных ячеек любви к родине
        являлась крепкая советская семья, а
        кроме того, беременна от какого-то
        тупого кубинского мачо с членом вместо
        мыслительных органов, который хотя и
        является представителем страны
        победившей революции, но мозгов и
        совести это ему не прибавило ни на
        грамм.
Вот
        и думает генерал Серов, что Виктор и
        Вера - ну, пока просто предположим - с
        его помощью найдут друг друга в этом
        бушующем мире построения новой жизни в
        одном отдельно взятом
        социалистическом лагере. Скажете, что
        это какие-то недостойные мысли для
        сурового генерала? Да чего уж тут
        недостойного? Любой отец - это прежде
        всего сначала отец, а уж потом - генерал,
        член Партии, слуга царю, отец солдатам и
        все такое. Ему больно смотреть на то,
        как страдает Вера, он не может ее
        утешить и успокоить. Вот он и делает
        единственное, что подсказывает
        отцовское сердце, - приводит в дом
        молодого красивого парня, который
        подобные дома высшего командного
        состава даже и в мечтах никогда не
        видал.
Но
        трудно ожидать, что Вера сразу же
        кинется к Виктору за утешением. Она -
        девушка, выросшая, так сказать, в доме
        настоящей элиты, - не может считать
        какого-то водителя ровней себе. Поэтому
        и обращается с ним так же, как и с
        остальной обслугой в доме: подай,
        принеси, делай дело и заткнись. Кроме
        того, ее физический недостаток
        довольно неприятным образом повлиял на
        характер Веры: она все время опасается
        насмешек, поэтому в общении очень резка
        и недоброжелательна. Частокол
        комплексов, короче говоря, который
        скрывает ранимую душу несчастной, в
        общем-то, женщины.
Тем
        не менее ситуация в доме генерала
        развивается практически как по
        писаному. Вера злится и ругается, ищет
        способы прервать нежеланную
        беременность. Виктор ведет себя ровно,
        с достоинством и за внешней
        ершистостью Веры видит глубоко ранимую
        душу. При этом парень хорошо понимает,
        что именно может дать ему - детдомовцу
        без рода, без племени - женитьба на
        дочке генерала, поэтому и действует
        соответствующим образом. Однако не
        нужно считать Виктора меркантильным
        мерзавцем или принципиальным
        альфонсом - он вовсе не такой. Просто он
        хорошо понимает. Что. Это. Ему. Дает.
        Глупо считать, что другой на его месте
        поступил бы как-то по-другому...
Однако
        светлому счастью одной и объяснимо-меркантильному
        счастью другого может помешать одна
        весьма серьезная проблема. Положение
        генерала Серова вовсе не так монолитно-незыблемо,
        как может показаться со стороны. Когда-то
        давно генерал позволил одному своему
        судну затонуть из-за непотушенного
        пожара. А пожар не стали тушить потому,
        что корабль вез стратегический груз, и
        Партия вместе с соответствующими
        органами решили, что Родина лучше
        пожертвует нескольким десятком всяких
        разных матросов и офицеров, чем
        позволит врагам узнать, что же такого
        стратегического перевозит простой
        советский корабль. Приказ, собственно,
        отдавал вовсе не генерал, а некий
        высокий кагэбэшный чин, однако в силу
        нынешней политической обстановки все
        решили свалить на генерала. Но Серов -
        он старый морской волк. У него есть
        некая папочка, которая может его
        обезопасить. Однако рядом с ним есть
        адъютант - прожженный кагэбэшник
        Савельев (Панин), который интересы
        родного КГБ, разумеется, ставит
        несколько выше профессиональной
        адъютантской чести. И теперь начнется
        великое противостояние Серова и КГБ на
        фоне слияния водителя и Веры. Все это
        переплетется в тугой ком. Такие дела.
***
Что
        интересно, Павел Чухрай остался вполне
        верен себе. То есть своему стилю. "Водитель
        для Веры" по выстраиванию сюжета,
        мотивации персонажей, манере
        постановки - настолько похож на "Вора",
        что просто диву даешься. Поэтому
        достоинства и недостатки нового фильма
        - практически такие же, как и в "Воре".
На
        первый взгляд все хорошо. Крепкая
        история по теме, актуальной до сих пор:
        суровые с виду, но трепетные в душе
        мужчины (Серов), суровые с виду, но
        трепетные в душе женщины (Вера),
        трепетные с виду, но с четким стержнем
        внутри сержанты (Виктор), подлые
        кагэбэшники, сохранившие, однако,
        человеческие чувства (Савельев), ну и
        простые советские люди, которые могут
        вспылить, но все равно добрые, хорошие и
        отзывчивые, причем даже в сексуальном
        плане (обслуга Лида). Все это очень
        аккуратно и достаточно
        профессионально снято, в результате
        чего выглядит вполне пристойно.
И
        даже главная составляющая любого
        действительно хорошего кино - никто из
        персонажей не является на сто
        процентов "черным" или "белым"
        - также присутствует: плохих тут нет ни
        одного. Отрицательные герои имеют свои
        явные положительные образы (даже
        сволочь Савельев), а положительные
        герои имеют свои явные отрицательные
        стороны (ну разве что за исключением
        самого Серова). Даже Виктор сделан
        очень правильно - казалось бы, велик
        соблазн сделать из него ну просто
        наивного душку-сержанта, - ан нет, с
        Виктором все не так просто! Ведь он
        действительно начинает крутить роман
        с Верой ради карьеры, прекрасно понимая,
        что именно ему обломится при женитьбе
        на генеральской дочке, он стучит на
        генерала-благодетеля в КГБ, он трахает
        Лиду и, в общем, так же далек от
        образа розовощекого душки-сержанта, как
        кот Бублик далек от образа
        сексуального маньяка.
Так
        что же мне все-таки не понравилось-то?
        Не понравился тот самый налет легкого
        лубка, который был характерен и для "Вора".
        Вот вроде все правильно сделано, все
        правильно снято, а легкий лубочный флер,
        причем от начала и до конца, все равно
        присутствует. В чем? В том, как снято,
        как трактуются персонажи, с какой
        просчитанной точностью подводят к тому
        или иному эпизоду. Хорошо просчитанное
        кино - вот что можно сказать по этому
        поводу. И это обидно, потому что вложи
        в него чуть менее просчитанных эмоций - и
        могло получиться значительно лучше.
Еще
        мне довольно сильно мешали
        определенные параллели с "Утомленными
        солнцем". Я даже не задумывался на
        эту тему специально, но в памяти все
        равно всплывал могутный военачальник,
        которого кольцует КГБ (ГПУ), стукачок с
        непростой судьбой в его окружении,
        любовь на фоне государственной махины
        и так далее.
Но не могу сказать, что мне совсем не понравилось. Наоборот, я и пишу о недостатках потому, что, на мой взгляд, кино могло бы стать явно лучше. Чуть меньше этой слегка ученической старательности в постановке, чуть менее грубовато и прямолинейно сделать переходы - может быть, термин "лубок" и не возник.
За
        что можно хвалить долго, разнообразно и
        даже с чувством восторга - за роли
        Ступки (генерал Серов) и Панина (адъютант
        Савельев). Богдан Ступка - актер
        высочайшего уровня, и ему это уже давно
        не нужно доказывать. Любую роль он
        играет так, что просто диву даешься, как
        можно практически без мимики, скупо и
        немногословно рисовать настолько
        мощные и яркие образы. Генерал Серов
        получился именно такой - "настоящий
        полковник", мощный мужик, но вместе с
        тем - трепетный отец. Вероятно, только
        Ступка мог сыграть эту роль так, что в
        ней как раз не было ни малейшей фальши,
        а ее могло быть полные ведра.
        Блестяще сыграл, мне очень понравилось.
        Впрочем, от Ступки ничего другого я и не
        ожидал.
Об
        Андрее Панине можно сказать
        практически все то же самое - это актер,
        который плохо не играет никогда, а
        уровень оценок его ролей обычно
        колеблется от "очень хорошо" до
        "блистательно". Адъютант Савельев
        - это уже выше, чем "блистательно".
        Это временами "потрясающе". Я не
        знаю, как у Панина получается настолько
        разнообразно играть мерзавцев. Везде
        совершенно разные черты, совершенно
        разные акценты. Савельев - очень
        интересный типаж. Ну да, сволочь и
        стукачок. Ну да, втягивает в это дело
        Виктора и к тому же руководит операцией
        по предательству. Но вы посмотрите, как
        Савельев вербует Виктора, как он себя
        ведет в доме Серова, а главное -
        посмотрите эпизод с тем, как Виктор
        вдруг отказывается стучать на генерала
        - мол, он ему теперь "папа". Панин -
        просто гений. Это изумительно сыграно.
Игорь
        Петренко сыграл хорошо. Да, вполне в
        образе, вполне такой Виктор,
        симпатичный предатель, которого не
        осуждаешь, гнусный альфонс, которого
        опять-таки не осуждаешь, потому что у
        парня тяжелое детство. Сыграно ровно и
        правильно. От этого - довольно скучно.
        Чего-то не хватает. Нет неожиданностей,
        все слишком ровно, и это как раз и
        является составляющей того самого "лубка".
Алена
        Бабенко, Вера, чуть поярче, но тоже
        слишком шаблонна. И слишком резкий
        переход от ощетиненного ежика к
        ласковой зайчихе. Где-то там должно
        было быть что-то промежуточное -
        например, лисичка.
И еще хотелось бы сказать о Галине Петровой, играющей в маленьком эпизоде Верину тетку-алкоголичку. Вот все-таки хорошая актриса - она и в мельчайшем эпизоде запомнится надолго. Очень яркая сцена.
Резюмирую.
        Вполне неплохое кино, не свободное, к
        сожалению, от определенных недостатков,
        среди которых налет некоторой
        лубочности и слишком бросающейся в
        глаза просчитанности в сюжете и
        трактовке главных персонажей. Плюс -
        самый финал, который, на мой взгляд,
        просто на редкость не клеится и сделан
        как будто под "Оскара", на который
        этот фильм даже и не попадет. Однако
        второстепенные персонажи - генерал и
        его адъютант - искупают многие огрехи
        этого фильма. Ради них его даже можно
        смотреть снова и снова. В общем и целом -
        вполне четверка. А уж на фоне крайне
        редко появляющихся на постсоветском
        пространстве действительно удачных
        картин - можно сказать, действительно
        событие.
***
        
        
        
        
        
        
        
        
        
        ***
| Зрелищность | 4 | 
| Актерская игра | 4+ | 
| Режиссерская работа | 4 | 
| Сценарий | 3 | 
неплохая, но слегка лубочная драма
вполне можно