Рейтинг Кинопоиск: 6,9
Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Фил Барантини
Отзыв кота Бублика
Нормальный триллер, нормальные актеры. Режиссер не гений, сценарист довольно плохо разбирается в теме. Оператор работает как может, но в целом фильм нормальный, если не придираться.
Ярослав
И шеф, и сушеф, и повар горячего цеха, и бармен, и официанты — все точно списаны из жизни.
Иван Шишкин, шеф-повар, совладелец ресторана Delicatessen
Шеф-повар и совладелец модного лондонского ресторана с открытой кухней Энди Джонс (Стивен Грэм) спешит на работу в самое тяжелое время - в канун Рождества. Энди явно находится не в лучшей форме, он все время звонит по телефону и перед кем-то извиняется, а когда он добирается до ресторана, его су-шеф Карли (Винетт Робинсон) уже вне себя от злости: в довершение всех остальных бед в ресторан заявился санитарный инспектор, от зоркого глаза которого не скроются малейшие огрехи в следовании правил санитарии и делопроизводства, он провел инспекцию и срезал ресторану две звездочки из пяти, что является очень чувствительным ударом и для имиджа ресторана, и для доходов.
Также выясняется, что на сегодняшний вечер столик забронировал знаменитый шеф-повар, ведущий кулинарного шоу Алистер Скай (Джейсон Флеминг) - бывший коллега и начальник Джонса. Энди находится в растерянности: его заранее не предупредили о визите Ская, и ему этот визит по каким-то причинам явно неприятен.
Ну и кроме того, не лучшая форма Энди уже явно повлияла на выполнение им своих обязанностей: он не сделал нужные заказы, забыл сделать заготовки, палтус пришлось выбросить из-за его же косяка, так что на кухне царит некоторый бардак, усугубляемый еще и тем, что лучшая официантка Робин (Оня Роуз Дэйли) опаздывает, также опаздывает мойщик посуды, а менеджер зала Бет (Элис Мэй Фитэм) приняла больше заказов на столики, чем нужно - в общем, похоже, что этот вечер в канун Рождества будет тем еще испытанием.
***
Режиссер фильма Фил Барантини - до того как прийти в кино, 12 лет проработал в ресторане на кухне. Так что он всю эту кухню, прошу прощения за случайный каламбур, знает очень хорошо.
В кино Фил примерно те же 12 лет актерствовал, а потом в 2019 году поставил короткометражку по своему сценарию с названием "Точка кипения", в которой шеф-повара сыграл Стивен Грэм, а су-шефа сыграла жена Стивена актриса Ханна Уолтерс. Короткометражка была хорошо принята, получила какой-то приз на кинофестивале, после чего ее решили превратить в полнометражный фильм, где главную роль сыграл тот же Стивен Грэм, роль су-шефа отошла Винетт Робинсон, а Ханна Уолтерс сыграла кондитершу Эмили.
Фил Барантини полнометражный фильм поставил в том же стиле, что и одноименную короткометражку: картина снята одной камерой без единой монтажной склейки, как, например, "1917" Сэма Мендеса. Впрочем, заметим, что "1917", конечно же, снималась хотя и длинными кусками, но потом они монтировались так, чтобы создать иллюзию одного прохода камеры (фильм такой сложности физически невозможно было бы снять одним куском), а здесь - все честно: тут действительно вся полуторачасовая картина снята именно одним куском одной камерой.
Как я читал в материалах о фильме, съемочная группа первоначально планировала снять восемь полноценных дублей, чтобы из них потом выбрать лучший, однако быстро надвигающийся ковидный локдаун заставил их поторопиться, и в итоге они сделали только четыре дубля. (Разумеется, этому предшествовали месяцы проработки всей картины поминутно, и затем еще репетиции отдельных сцен с актерами и реквизиторами, а потом и всего фильма целиком.)
Камера работает фактически в режиме POV (Point Of View): мы видим все происходящее на кухне и в зале глазами оператора камеры, который в основном следует за Энди, однако нередко отвлекается на то, чтобы последовать за другими работниками кухни и работниками зала, также изредка нам показывают то, что происходит между гостями ресторана. То есть это получается такое иммерсивное кино, в котором зрители получают явный эффект присутствия, и это очень даже интересно, хотя постановочно - реально предельно сложно.
Несмотря на то, что мы тут все-таки узнаем какие-то определенные вещи об Энди - он в разводе с женой, пытается сохранять контакт с сыном, которого он очень любит, но видно, что человек находится в состоянии полнейшего раздрая, и это скоро закончится плохо, - картина все-таки далеко не только о шеф-поваре, а вообще - о работе трех различных команд - кухни, зала и бара - которые должны взаимодействовать очень слаженно, иначе ресторан нормально функционировать не будет.
Здесь это показано очень искусно и с явным пониманием того, как это все вообще работает: то-то зрители и какие-то критики, которые на ресторанной кухне никогда не были, говорят, что все это выглядит недостоверно, а как раз профессиональные шеф-повара и люди, которые что-то в этом понимают, говорят, что тут все воссоздано очень аутентично.
И я, как человек, который некоторое время прямо-таки изнутри наблюдал за работой одного ресторана и одного кафе, могу сказать, что да, оно реально очень и очень похоже, хотя, конечно, нужно четко понимать, что в любом подобном заведении свои тонкости и свои заморочки. Где-то шеф - кремень, а проседает менеджмент зала, где-то команда - отличная, а шеф уже слегка "поплыл", и только су-шеф и команда с этим справляются, где-то менеджмент зала справляется на отлично, а кухня откровенно косячит, и их огрехи приходится постоянно пытаться исправлять - в общем, именно по данному фильму хорошо видно, что если это не работает как один хорошо слаженный механизм (там главные роли - у шеф-повара и менеджера зала, без них все разваливается), то тут уже могут быть любые проблемы.
Плюс тут еще и типовых посетителей хорошо продернули: мужика, который весело щебетал с Робин, а когда ее заменила чернокожая официантка - начал на нее вызвериваться (официантка тоже это все терпеть не стала и в конце концов мужика "умыла"), а также группку инстаграммеров-инфлюэнсеров, которые привыкли, что их облизывают везде и всегда (когда у тебя есть тридцать тысяч подписчиков, то ты - король этого мира), поэтому они заказывают стейки с пивом в ресторане, где нет ни стейков, ни пива, а им при этом старается угождать менеджер зала, которой наплевать, что на это скажут на кухне - это все очень жизненно.
Также здесь показано, насколько сильно может влиять на результат вроде бы небольшой косяк одного из низовых звеньев всей цепочки. Именно поэтому работа ресторана - такая нервная и напряженная, именно поэтому на шефе - огромная ответственность, и шефы часто в буквальном смысле слова горят на работе, да и своих подчиненных могут зажигать вплоть до небольшого пожара.
По Энди хорошо видно, что он уже - явно сбитый летчик. У него серьезная зависимость, с которой он не может справиться, он ожидаемо постоянно лепит серьезные косяки, он еще пытается строить из себя настоящего шефа - начинает распекать работников кухни, - но потом извиняется, потому что понимает, что их мелкие косяки - ничто по сравнению с его собственными серьезными факапами.
Стивен Грэм - актер очень широкого диапазона. После появления в "Большом куше" - реально классный (хотя и неожиданный) Аль Капоне в "Подпольной империи", совершенно другая и при этом очень хорошая роль старшего помощника капитана в "Грейхаунде" (тоже, кстати, своего рода производственная драма). И вот теперь здесь - шеф-повар ресторана, находящийся в состоянии, явно предшествующем полному саморазрушению. И Стивен это сыграл очень здорово: его метания, его крики на персонал и тут же последующие извинения, его попытки как-то уладить дело со Скаем, его звонки по телефону - образ выстроен совершенно четко и отработан отлично, мне очень понравилось.
И тут еще и сценарий с постановкой хороши, потому что нет никаких первоначально ожидаемых слюней в духе "Рататуя" (мультфильм очень хороший, но тут-то не мультфильм): ах, шеф-повар в раздрае, у него сложная жизненная ситуация, но он мотивирует команду, после чего приготовит ресторанному критику рататуй или чили кон карне так, чтобы критик вспомнил свое детство золотое и описался прямо в костюм от Бриони от счастья - нет, тут даже рядом ничего подобного.
Тут именно - реалистичный производственный процесс. Тут шеф, который не имеет шанса удержаться на этой работе, потому что с таким шефом члены команды косячат все больше и больше, но одновременно - я не вижу тут намеренного педалирования уровня проблем, создаваемых персоналом. Скорее тут обычные такие проблемы официантов, кухни и их взаимодействия, ничего особенного. А уж по поводу того, что аллергия на орехи у одной из посетительниц, заявленная в самом начале картины, будет иметь шанс как-то проявиться - это было вполне ожидаемо, хотя если бы создатели фильма не использовали такой дешевый трюк, то было бы интереснее.
Очень понравилась Винетт Робинсон в роли су-шефа Карли. Она изо всех сил покрывала Энди, при этом она не собиралась в одиночку разгребать все это дерьмо, когда Энди аккуратно пытался свалить, также Карли как минимум два раза выдала очень пронзительные монологи в стиле "И вот теперь вы получите от меня правду-матку", и это было очень здорово!
Джейсон Флеминг ожидаемо хорошо изобразил этого вальяжного шефа-звезду, который также имеет свои проблемы, ну и из членов команды Энди еще был реально классный повар гриля Фриман, которого сыграл Рэй Пантаки. Фриман имеет какие-то восточные корни, он взрывной, очень эмоциональный, и он как раз всем в этом ресторане режет правду-матку, причем очень и очень по делу. Кстати, Рэя я помню по "Бандам Лондона": у него там роль небольшая, но запоминающаяся.
Что в итоге? Производственная ресторанная драма, реально снятая одним проходом камеры в иммерсивном стиле, хорошо поставленная и хорошо сыгранная. Полный эффект погружения в закулисье хорошего ресторана, и это сделано очень искусно. Мне очень понравилось, я оценил сложность подхода и уровень реализации, однако каким-то зрителям это все будет не слишком интересно: какие-то кухонные дрязги какого-то там ресторана. Я их понимаю.
Но мы с Бубликом скажем - "Хоботов, я всё оценила". Прям очень хорошо, почти отлично.
P.S. В оригинале Энди говорит с очень интересным акцентом (и это в фильме обыгрывается, когда его далеко не все работники понимают) - это скауз (ливерпульский акцент и диалект английского).
Официальный трейлер фильма.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
здорово, но специфично
решайте сами
У нас клиент из Ливерпуля (беда что они в письменный Английский ещё хуже, обрывки смысла).
P.S. В «Большом куше», кстати, Джейсон Флеминг тоже есть, хоть и ненадолго.
и тут тоже не обошлось без повестки партии -"все белые мужики среднего возраста козлы и расисты"?
последний Бэтмен, West Side Story, и пр и пр.. все одно и тоже
Если повар нам не врет..." В.С.Высоцкий
https://youtu.be/ytpe5z-Rxgk
У корейцев забегаловки и рестораны любимое дело в сериалах. Даже в "Бумажном доме" Профессор маскируется под владельца кафе.
А вот такой корейский попадался?
Но нет, мы действительно смотрим полтора часа тягомотины про работу ресторана, и только в самом конце что-то происходит.