Спящие / Sleepers
04.05.2006 19994   Комментарии (3)
Драма, США, 1996, 147 мин.
Бюджет: $44 млн.  Сборы по миру:  $166 млн
"Однажды в Америке" для домохозяек
Вердикт кота Бублика

Шестидесятые годы прошлого столетия. Четверо ребят из итальянских и ирландских семей - Майкл Салливан, Лоренцо Каркатерра, Джон Рейли и Томми Марчиано - живут в печально известном районе Нью-Йорка под названием "Адова кухня". Район этот известен высоким уровнем преступности и низким уровнем жизни, однако ребят он вполне устраивает: по улицам шляется много прохожих, которых можно грабануть, на крышах домов можно позагорать под солнышком, любуясь небоскребами, а время от времени можно подработать в церкви у отца Бобби (Роберт Де Ниро) - священника, который одновременно с полагающейся его сану благостью обладает чертами характера, позволяющими ему являться авторитетом даже для законченных мерзавцев.

Отец Бобби любит этих пацанов. Он играет с ними в баскетбол, пытается наставить их на путь истинный и не дать скатиться по той плоскости, по которой скатываются многие обитатели "Адовой кухни". Впрочем, у отца Бобби были все причины беспокоиться: в какой-то момент с ребятами произошло именно то, чего так боялся священник - в результате совершенно дурацкого стечения обстоятельств они попали под суд, и все четверо получили по несколько лет исправительного заведения для несовершеннолетних.

Тюрьма для малолеток, с одной стороны, была вполне пристойной: отдельные спальни, библиотека, школа, футбольные матчи, обстановка элитного военного учебного заведения. С другой стороны, в заведении верховодила группа надзирателей-педофилов под руководством Шона Нокса (Кевин Бейкон), и это доставляло четверке друзей определенные проблемы. Надзиратели развлекались тем, что по ночам приходили в комнатки ребят и насиловали их. Или брали всю компанию в подвал и там устраивали гомопедофильские оргии, что достаточно негативным образом сказывалось на психическом состоянии подростков и не способствовало их исправлению.

Прошло много лет. Двое из четверки друзей - Джон Рейли (Рон Элдард) и Томми Марчиано (Билли Крадап) - стали отъявленными алкоголиками, наркоманами и преступниками. "Адова кухня" сыграла свою зловещую роль, ну и плюс, конечно, исправительное заведение подбросила дровишек в топку. Однако двое других еще пока держатся на плаву: Лоренцо Каркатерра (Джейсон Патрик) стал журналистом, а Майкл Салливан выучился на юриста и теперь работает аж помощником прокурора, что может создать немало пикантных моментов, если Майклу по роду службы придется обвинять своих друзей детства из "Адовой кухни".

Впрочем, этот момент скоро представился: Рейли и Марчиано в одном из кабачков как-то встретили Шона Нокса и имели неосторожность напомнить бывшему надзирателю о себе в присутствии посетителей заведения, так что теперь им предстоит суд и вполне возможный в их положении электрический стул. Салливан сам вызвался быть обвинителем. Но, разумеется, не для того чтобы добиться смертельного для друзей детства приговора. Наоборот, у Майкла хитрый план: обвинять так, чтобы преступников полностью оправдали. В этом ему будет помогать журналист Каркатерра и всякие криминальные авторитеты "Адовой кухни". В ход пойдет все: шантаж и запугивание свидетелей, подделка доказательств и лжесвидетельство под присягой священника. Это будет, так сказать, святая ложь во спасение. Господь простит, считает отец Бобби.

***

Скажу сразу - мне не понравился этот фильм. Снят он, конечно, вполне профессионально, но пафоса в нем слишком много, а подлинных чувств и эмоций - довольно мало, несмотря на весьма неплохой состав актеров.

В процессе просмотра возникло такое ощущение, что Левинсон снимает свой вариант "Однажды в Америке": все тот же неблагоприятный район Нью-Йорка, все те же четверо друзей детства, все та же нищета и преступность, все та же девушка (ее во взрослом варианте играет Минни Драйвер), в которую влюблены двое ребят, та же тюрьма, неистовая мужская дружба, немного предательства и куча самопожертвования. Только до фильма Леоне творению Левинсона - невероятно далеко.

Я не знаю, каким образом Левинсон ухитрился сотворить весьма гламурное и пафосное кино об анальных педофильских изнасилованиях, но ему это вполне удалось. Кроме того, как водится у этого режиссера, фильм очень и очень затянут. Если "Однажды в Америке" представляет собой целую сагу с большим количеством всевозможных событий, то "Спящие" - это весьма немудреная история (детство в "Адовой кухне", случайное преступление, насилие в заведении, суд над двумя друзьями), достаточно искусственным образом растянутая более чем на два часа.

С "великой мужской дружбой" пафос тоже как-то не очень хорошо срабатывает, особенно учитывая тот факт, что обвинитель Салливан и его подельники из "Адовой кухни" используют не просто неэтичные, а прямо-таки совершенно преступные методы для того, чтобы оправдать Рейли и Марчиано. А уж то, что они заставили лжесвидетельствовать священника (который, замечу, прекрасно знал, что двое обвиняемых - законченные убийцы, и что они полностью виновны в том, за что их судят) - это пробрало даже меня, убежденного атеиста. Вот хоть убейте, не вызвало у меня это ни восхищения, ни нежных чувств к демонстрируемой "мужской дружбе".

Однако есть в этом фильме и определенные сильные стороны. Это актерские работы, и прежде всего - Роберт Де Ниро, который совершенно блестяще сыграл отца Бобби. Вот он сумел остаться в стороне и от пафоса, и от явного и фальшивого гламура. Его персонаж - очень интересен. С одной стороны, самый настоящий священник. С другой, он живет в этом районе, он хорошо понимает его обитателей и он сам - действительно крутой парень. Любой бандит хорошо видит в глазах отца Бобби, что если его разозлить, то при ударе по одной щеке священник вторую не подставит. Почти невозможное сочетание кротости и смирения одновременно с несгибаемостью по-настоящему сильной натуры.

Отлично также сыграл Брэд Питт. Несмотря на то, что его персонаж Майкл Салливан чисто сценарно был значительно менее выигрышен по сравнению с отцом Бобби, Брэд оказался на высоте. Скажем так, он выжал из этой роли все что было можно.

Ну и вполне неплох Дастин Хоффман, играющий алкаша-адвоката, которого Салливан с подельниками пригласили выступить марионеткой на судебном процессе. Правда, разгуляться Хоффману не дали, но несколько эпизодов с адвокатом - вполне достойны.

Остальные роли мне не понравились. Патрик-Каркатерра сыграл слюнтяя-журналиста серо и плоско. Остальные два персонажа - крутые убийцы Рейли и Марчиано - выглядели совершенно карикатурно. Впрочем, у них в фильме было фактически только три эпизода.

Резюмирую. Длинное, скучное, натужно-пафосное и достаточно фальшивое, на мой взгляд, кино, которое тем не менее вполне добротно и профессионально поставлено. Если бы не актерские работы Де Ниро и Питта - о фильме вообще ничего хорошего нельзя было бы сказать. Но в общем и целом - тройка. Не понравилось. Впрочем, многие другие зрители со мной категорически не согласны - имейте это в виду.

***






© 1998–2024 Alex Exler
04.05.2006
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 3
Сценарий 3
Кратко о фильме:
тоскливо и пафосно
Нужно ли смотреть:
нет
Комментарии 3

А я согласна, что затянуто и как-то малосодержательно. Действительно главная роль безнадежно слаба. Причина крутости священника доходчиво объясняется к середине фильма - это и вправду лишь твой выбор: на определенных жизненных моментах покорно ломаться или становиться несломляемым. Жаль лишь, что Экслер про пацанов ничего не сказал, потому что некоторые детские работы мне очень понравились.

А так - да. Посмотреть 1 раз и удалить.
09.03.17 09:09
0 0

Поддерживаю, замечательная драма.
20.09.12 17:37
0 1