Рейтинг Экслера: 7,0
- Режиссер:
- Роберт Земекис
Отзыв кота Бублика
Сказал кот Бублик и покраснел
Что организацию экспедиции я доверил Николаю.
(с) "Два капитана"
Когда Филипп Пети (Джозеф Гордон-Левитт) был маленький, в его городок приехал цирк, а вместе с цирком - семейная труппа Оманковских, лучших в мире канатоходцев. И Филипп сразу заболел искусством хождения по канату. Он начал настойчиво тренироваться, изучал жонглирование и акробатику, а когда подрос - уехал из своего городка в Париж и там начал давать уличные представления.
В один из дней он познакомился с Анни (Шарлотта Ле Бон), которая также выступала на улице с музыкальными номерами. Анни стала его подругой.
Как-то раз, когда Филипп сидел в очереди к дантисту, он увидел в журнале картинку, на которой были изображены строящиеся в Нью-Йорке башни-близнецы. И Филиппа как ударило: он понял, что должен протянуть канат от крыши одной башни до другой и пройти по этому канату безо всякой страховки.
Собственно, Филипп уже пытался делать что-то подобное: например, он прошел по канату, протянутому между двумя башнями Собора Парижской Богоматери.
Однако башни-близнецы имеют в высоту 415 метров и это - совсем другое дело.
Филипп для продолжения тренировок обращается к легенде искусства хождения по канату - главе семьи Оманковских Папе Руди (Бен Кингсли). Тот поначалу не горит желанием передавать Филиппу свои секреты - он их передает своим детям, - однако увлеченность и одержимость Филиппа производят на него впечатление и в конце концов он становится наставником молодого канатоходца.
К Филиппу и Анни присоединяется фотограф-анархист Жан-Луи (Клемент Сибони), которого Филипп торжественно называет своим единственным официальным фотографом. Троица одержима идеей помочь Филиппу исполнить свою мечту, поэтому они собираются и отправляются в Нью-Йорк - готовить уникальный трюк.
***
Что интересно, в общем и целом - это реальная история реального человека, которого зовут Филипп Пети (он жив и сейчас). Филипп вырос во Франции, был канатоходцем и совершал уникальные трюки: он прошел по канату, натянутому между двумя башнями собора Парижской Богоматери, он прошел по канату, натянутому между пилонами Сиднейского моста "Харбор Бридж", ну и самое потрясающее его представление, которое произошло в 1974 году - это неторопливая прогулка по канату, натянутому между крышами башен-близнецов в Нью-Йорке, причем прогулка заняла 45 минут, во время которых Пети восемь раз перешел от одной башни к другой, при этом выделывая различные трюки: он то вставал на канате на одно колено, то вообще ложился на канат.
После этого Пети прославился и написал книгу "Достать до облаков" (To Reach the Clouds).
По этой книге совсем недавно, в 2009 году, британский режиссер Джейм Марш поставил документальный фильм "Канатоходец" (Man on Wire). В картине участвовал сам Филипп Пети и различные люди, которые помогали ему в его перфомансах. Фильм был очень популярным и даже получил "Оскара" как лучший документальный фильм.
Роберт Земекис вынашивал идею художественного фильма по сюжету книги Пети еще с 2005 года. И даже выход документального фильма Марша его не остановил - в конце концов, Земекис собирался делать не документальный, а художественный фильм.
На роль Филиппа Пети Земекисом изначально планировался только Джозеф Гордон-Левитт, который, кстати, хорошо владеет французским языком. Для подготовки к роли Джозеф немало общался с самим Пети, перенимая его французское и английское произношение, ну и, кроме того, Пети учил его ходить по канату и жонглировать.
И во время съемок Джозеф действительно сам ходил по канату, причем для сцены с башнями-близнецами канат был привязан на высоте 3,6 метра.
Как это все поставлено? Роберт Земекис свой фильм выстроил в не слишком оригинальном ключе. Главный герой с самого начала фильма стоит якобы на факеле якобы статуи Свободы на фоне башен-близнецов и рассказывает свою историю.
Сама история развивается строго линейно: Париж цвета сепии с редкими вкраплениями других цветов (это придумано давно и не Земекисом), самостоятельные тренировки, тренировки с папой Руди, Анна, Жан-Луи - ну и помчались в Нью-Йорк, совершать легендарный трюк.
При этом до главного трюка вроде бы действия немного, но тем не менее длится это все довольно долго и временами бывает слегка нудновато. Тем более что главный герой постоянно появляется все на том же факеле и поясняет совершенно очевидные вещи, не раскрывая главного: почему, собственно, Филипп решился на такой практически самоубийственный трюк.
В картине вроде все показывают подробно, а персонажи практически не раскрываются. Ни Пети не раскрывается, ни Жан-Луи, ни нью-йоркские герои, которые мгновенно соглашаются помогать Пети в этом мероприятии, нарушающем примерно сотню муниципальных законов и могущее принести всем существенные неприятности.
Тут практически нет драмы, тут нет изучения характеров и мотивации: просто Филипп загорелся мечтой и все вокруг ему помогают данную мечту осуществить - быстренько и шустренько.
Тренировки Пети Земекису неинтересны совершенно: ну и он пару раз прошел по канату в детстве, пару раз прошел по канату под руководством папы Руди, затем свалился с каната на деревенском празднике, после чего сразу сделал свой первый легендарный трюк - проход по канату между башнями собора Парижской Богоматери.
Ребят, а с чего он сразу туда-то полез, если он на деревенском празднике с каната свалился, когда какие-то бухие мужики начали его вышучивать? И как он так резко окрутел?
Нет, я понимаю, что тут действуют всякие кинематографические условности, но вы хоть каким-то намеком это дайте, грубым помолом. А тут нет грубых помолов: тут уличный артист, который вдруг резко становится крутейшим канатоходцем.
Ну и нью-йоркская история, которая на самом деле Пети с друзьями готовилась аж шесть лет, тут уложилась в несколько месяцев: приехали, разведали, задали число и побежали делать трюк.
Подготовка к трюку почти не показывается, разве что на пути Филиппа периодически оказываются люди, которые тут же мгновенно готовы ему помогать в полупротивоправных деяниях.
А вот сам трюк, который, конечно, является кульминацией картины, вместе с непосредственной подготовкой, которая делается в тот же день, занимает ровно половину двухчасовой продолжительности фильма. И тут уже, конечно, скучать не приходится - Земекис все это поставил очень динамично и строго кинематографично: на каждом шагу перед героями возникают многочисленные, почти непреодолимые трудности, которые они обязательно преодолеют, почти непреодолимые охранники и полицейские, которых они обведут вокруг пальца и вокруг дымовой трубы, ну и всякие материалы и приспособления будут внезапно выходить из строя, ломаться и вести себя самым что ни на есть паскудным образом. Но мы знаем, что матч состоится при любой погоде, и это некоторым образом успокаивает.
Проход по канату снят совершенно замечательно: нервы зрителей натянуты до предела и звенят, как тот самый канат на ветру.
Я картину смотрел на экране домашнего кинотеатра и не в 3D - и то это производило очень сильное впечатление.
Некоторые мои друзья посмотрели фильм в кинотеатре в 3D (Земекис давно уже большой поклонник этой технологии) и сказали, что здесь был чуть ли не лучший эффект 3D из всего, что они видели.
Джозеф Гордон-Левитт тут играет, как обычно, очень хорошо, хотя чисто сценарно его персонаж толком не раскрыт. Но одержимость в глазах Филиппа светится - это уже хорошо.
Шарлотта Ле Бон понравилась в роли Анни, но ее персонаж тоже как-то толком не раскрыт: ну, познакомились, ну, она его поддерживала, ну, потом взяла и уехала. К чему, с чего - а черт ее знает.
И даже роль Папы Руди, которую Бен Кингсли сыграл со своим обычным блеском, сценаристами свелась к банально-стерильному клише: он внешне очень суровый, но потом начнется "я тебя полюбил - я тебя научу".
Но похоже, что Земекис и не ставил себе задачи показать ярких персонажей в этой картине. Он повествование вел в сторону шоу, зрелища, и это шоу получилось отлично. А кто они, что они, почему и зачем - это пускай мы с котом Бубликом себе башки забиваем. Зрители же будут наслаждаться драйвом из серии "Все пропало! Нет, не пропало, полезай сюда!" и медитативным путешествием над бездной - для того это все и снималось.
Впрочем, что-то не похоже, чтобы зрители как-то уж очень активно наслаждались. Наоборот, что-то они как-то совсем неохотно наслаждаются: картина в прокате провалилась, собрав за полтора месяца всего $42 миллиона при $32 миллионах бюджета.
А жаль, снято-то красиво, несмотря на сценарную стерильность.
P.S. Я обязательно посмотрю документальный фильм Джемса Марша, очень меня эта история заинтересовала. Интересно, как там все было на самом деле.
Ну и несколько фотографий реального Филиппа Пети в момент исполнения его знаменитых проходов по канату.
Далее башни-близнецы.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 3 |
красиво и стерильно
можно
Алекс, а почему "был"? Филипп Пети и сейчас жив-здоров, как говорит Википедия.
Ага, неудачно выразился. Сейчас поправлю.
Примерно такая же претензия у меня к "Марсианину" - его всё таки отсмотрел в кино. Вроде и неплохо всё. Главный герой ловко живёт на пустынной поверхности Марса, спасательная экспедиция героически его спасает. Технически всё очень неплохо. А драмы нет. По сему, фильм выходит на один раз. Посмотрел - забыл.
Уже вышел, даже в 3D.
Кстати, судя по 2-м последним фото Земекис лажанул. У него канат был натянут в фильме с другой стороны башен
Точно 😉
Скорее уж фото при печати/сканировании перевернули просто.
Потому что там по-другому и не натянешь канат – башни стояли углами друг к другу.
P.S. А, да, вы уже сами заметили.
И документальный, и художественный фильмы мне понравились. Сравнивать их не совсем корректно, но если брать по модулю, то документальный понравился больше - когда реальные участники событий рассказывают о своих приключениях с жестикуляцией и мимикой, имея пронзительный и искренний взгляд, то пробираешься этой историей неподдельно. Ну и банальная мораль обоих фильмов - следуй за мечтой, - всё-таки прекрасная, душевная мораль 😄
Ну и банальная мораль обоих фильмов - следуй за мечтой, - всё-таки прекрасная, душевная мораль
Только вот мечта в данном случае довольно странная.:)
Надо отдать должное Гордон-Левитту: ему удалось очень точно повторить характер Пети. В документалке он такой и есть - неприятный, высокомерный, самовлюблённый тип.
его представление, который произошло в 1974 году
На маленьком экране (даже если это домашний кинотеатр) немного не то. Не говоря уже про cam-rip, в котором смотреть фильм просто невозможно (особенно по той причине, что много темных сцен). Так что о своем походе в кино нисколько не пожалел )
По поводу cam-ripa, каюсь, грешен ) самого очень забавляют отзывы из разряда: "Я посмотрел экранку %Название фильма% в первый день проката - фильм г**но" ) У меня знакомый так "Мстителей" смотрел )
Оффтоп: Алекс, Con Man вышел (пост-Светлячок). Будешь смотреть? Как по мне, очень достойно.
Его все сведующие люди будут смотреть, но не факт конечно, что он хорош.
Оффтоп: Алекс, Con Man вышел (пост-Светлячок). Будешь смотреть? Как по мне, очень достойно.
А где посмотреть?
Оффтоп: Алекс, Con Man вышел (пост-Светлячок). Будешь смотреть? Как по мне, очень достойно.
Трейлер очень бодрящ. Но да, не факт, что будет конфетка.
Кингсли почему то не узнал, бохатым будет.