- Режиссер:
- Джоэл Коэн
- В ролях:
- Тим Роббинс, Дженнифер Джейсон Ли, Пол Ньюман, Чарльз Дарнинг
Молодой парень Норвилл Барнс
(Тим Роббинс), окончив в своем городишке
Манчи колледж по специальности бизнес-администрирование,
приезжает завоевывать Нью-Йорк. Ну, вы
знаете, как оно бывает, когда из какого-нибудь
Манчи приезжаешь завоевывать Нью-Йорк...
В первый день тебе кажется, что сейчас
из всех крупных офисов и контор выбегут
начальники, которые бросятся к твоим
ногам с просьбой принять пост
начальника отдела, сектора, филиала или
- зачем мелочиться? - сразу всей фирмы! И
действительно, ведь не каждый день в
такую глушь как Нью-Йорк приезжает
выпускник колледжа из самого Манчи!
Однако на второй день ты уже согласен сам зайти в эти конторы и поинтересоваться лично, не настаивая на красном ковре под ногами и на встрече у парадного подъезда. На третий день ты снижаешь свои требования с начальника отдела до скромного служащего. На четвертый ты готов удовлетвориться не крупной корпорацией, а какой-нибудь затрапезной фирмой. Через неделю ты готов уже на все, потому что понимаешь, что никому ты в этом чертовом городе не нужен, что такое Манчи - не знает примерно 99,99% населения Нью-Йорка, а менеджеров без практического опыта на работу просто не принимают...
Впрочем, Норвиллу, можно
сказать, даже повезло. Ему не пришлось
устраиваться на работу медбратом или
землекопом. Парня приняли в огромную
корпорацию "Хадсакер индастриз"
курьером. Конечно, курьер - это вам не
руководитель корпорации, но кто знает,
что может произойти в дальнейшем.
Так оно, кстати, и получается.
Не проходит и нескольких дней, как
Норвилл из курьера внезапно
превращается в генерального директора
"Хадсакер индастриз". Как это
произошло и почему? Все очень просто.
Уоринг Хадсакер (Чарльз Дарнинг),
бывший директор фирмы, во время
заседания совета директоров аккуратно
положил дымящуюся сигару в пепельницу,
пробежался по шикарному лакированному
столу зала заседаний и некоторым
образом вышел погулять с черт знает
какого этажа небоскреба, пораскинув
мозгами прямо у парадного входа.
В общем, происшествие,
конечно, из ряда вон выходящее, однако
члены совета директоров загрустили
совсем по другому поводу. Дело в том,
что Уоринг владел контрольным пакетом
акций корпорации, дела которой идут
весьма хорошо. Если пакет просто так
выкинуть на рынок, цена акций будет
очень высока. А Сидней Массбургер (Пол
Ньюман) - главный заправила в совете
директоров - намеревается скупить эти
акции по дешевке. Для этого он хочет
сделать вид, что корпорация "Хадсакер"
разваливается.
Как это лучше всего сделать?
Нужно посадить в кресло генерального
директора какого-нибудь полного
недоумка. Когда пресса узнает о том, кто
теперь занимает пост главы корпорации,
она раззвонит везде и всюду, что фирма
скоро полностью обанкротится, в
результате чего стоимость акций резко упадет, и их можно будет купить по
бросовой цене.
Какого недоумка посадить в кресло? Да разумеется, Норвилла! Этого курьера, мелкую сошку, разменную пешку, парию и полного кретина, который толком двух слов связать не может и все талдычит о каком-то своем "изобретении", показывая листочек бумаги с нарисованным обыкновенным кругом.
Подумано - сделано! Норвилла
приодели и посадили в кресло директора
компании. И дальше все пошло как по
маслу. Парень дает идиотские интервью,
акционеры бесятся, пресса раздувает
скандал, зато акции дешевеют с каждым
днем. Сидней доволен, члены совета
директоров потирают руки, Норвилл
считает, что он вытянул счастливый
билет, и ведет себя с каждым днем все
более и более по-идиотски.
Однако у Сиднея и других
директоров есть одна проблема. Дело в
том, что корреспондентка одной боевой
газетенки по имени Эми Арчер (Дженнифер
Джейсон Ли) решила провести
журналистское расследование и
выяснить, кто такой этот Норвилл, и
почему этого парня вдруг сделали
генеральным директором. Эми - очень
шустрая дамочка. Ну, знаете, она из
таких корреспонденток, которые
одеваются в мужском стиле, пьют пиво,
употребляют слово "fuck" чаще, чем
"ах", и дружат с мерзкими и
самоуверенными репортерами, которых
зовут Стив.
Поэтому Эми очень быстро
нашла путь к сердцу Норвилла. Настолько
быстро, что он даже сделал ее свой
секретаршей. А когда Эми таким образом
проникла в самое сердце компании "Хадсакер",
она начала понимать, что происходит. Да
и загадочный круг Норвилла вдруг
оказался весьма успешным изобретением,
благодаря которому... Впрочем, не будем
об этом рассказывать. Потому что
события в фильме начали развиваться
столь стремительно, что трудно
предположить, где Норвилл окажется в
следующий момент - на вершине богатства
и успеха или на пороге корпорации в
виде кляксы на асфальте...
***
Чем хороши братья Коэны (они
снимают вместе, однако Джоэла всегда
указывают режиссером и сценаристом, а
Итана - сценаристом и продюсером) - так
это тем, что почти всегда можно быть
уверенным в одном: скучать во время
просмотра их фильма не придется. "Подручный
Хадсакера" - не исключение. Более
того, фильм снят в такой оригинальной и
эксцентричной манере (впрочем, обычно
свойственной фильмам Коэнов), что
смотреть его - одно удовольствие.
На первый взгляд, "Подручный
Хадсакера" - нечто вроде
традиционной рождественской сказки:
история парня, которого судьба-злодейка
из низов мгновенно вознесла на самый
верх, а потом швырнула обратно, причем в
фильме присутствуют и традиционная
мораль (из серии, что не нужно
зазнаваться, чересчур гордиться собой;
надо работать, работать и работать
всегда и везде, на суше и в воде, на
нижних этажах и в директорских
кабинетах; жизнь прожить - не поле
перейти; настоящая любовь - она не
завянет, и все такое) и другие
составляющие рождественских сказок,
включая всякую мистику и волшебство,
однако...
Однако это все снято в жанре
эксцентричной комедии, поэтому из
обычной рождественской сказки
получилась целая фантасмагория. Все
главные персонажи фильма - нарочито
гротескны, поэтому весьма интересны.
Норвилл - недотепа, умница, душка,
зазнайка, напыщенный дурачок,
гениальный изобретатель, тонко
чувствующий человек, надменный негодяй
и ранимый художник. И все это в одном
лице, причем чуть ли не одновременно!
Эми Арчер - синий чулок,
красавица, боевая репортерша,
застенчивая девушка, циничная
журналистка, влюбленная леди,
простецкая тетка из тусовки. И все это
тоже в одном лице.
Один только Сидней - традиционный мерзавец без чести и совести, чьи поступки легко можно предугадать от начала и до конца фильма, однако именно так и задумано.
Актеры играют просто
великолепно. Тим Роббинс, который в
своих ролях обычно весьма сдержан,
здесь выдает целый фейерверк эпизодов,
которые бы сделали честь отличному
комическому актеру. Мимика, движение,
экспрессия, напор - такого Тима
Роббинса я увидел в первый раз, и мне
это очень и очень понравилось.
Дженнифер Джейсон Ли также очень хороша. Она отлично сыграла как оторву-журналистку, так и влюбленную женщину, но главное - очень естественным получился сам переход из одного состояния в другое.
Пол Ньюман хорош всегда и
везде, не исключая и данный фильм.
Циничный Сидней - именно такой, каков он
должен быть, и наблюдать за ним - одно
удовольствие.
Впрочем, там и у второстепенных актеров есть замечательные работы, среди которых самый блеск - это парнишка-лифтер. Когда посмотрите фильм, поймете, почему я специально об этом сказал. Все эпизоды с его участием - просто великолепны.
Резюмирую. Очень
оригинальный и достаточно необычный
фильм - несмотря на внешнюю атрибутику
рождественской сказки, - который мне
весьма понравился. По стилю он чем-то
напоминает мою любимую картину "Бразилия"
Терри Гиллиама - некоторыми
особенностями съемки, настроением,
операторскими эффектами и обстановкой
легкой шизы посреди более тяжелой шизы.
Правда, "Бразилия" - намного более
серьезный фильм, а "Подручный...",
несмотря на отдельные элементы
трагикомедии, все-таки рождественская
сказка. Но сказка "по-коэновски"! А
это значит, что ее нужно посмотреть.
- Этот фильм на сайте IMDB;
- "О;
- где же ты;
- брат?";
- "Фарго";
- "Большой Лебовский".
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4+ |
очень симпатично
вполне можно