- Режиссер:
- Ник Парк, Питер Лорд
- Озвучка:
- Мэл Гибсон, Линн Фергюсон, Фил Дэниэлс (I)
Ник Парк - создатель легендарного мультипликационного сериала "Уоллас и Громит" (Wallace & Gromit). Уоллас - холостяк лет сорока пяти, обожающий сыр и крекеры, а Громит - его пес, отличающийся, как говорится, умом и сообразительностью. Мультфильмы об Уолласе и Громите сделаны совершенно потрясающе: великолепный английский юмор, забавные ситуации, но главное - характеры Уолласа и Громита вырисовываются настолько четко, что кажется - живые актеры не смогут сыграть этих персонажей настолько достоверно, как это делают пластилиновые фигурки, созданные гениальным Ником Парком.>
"Побег из курятника", несмотря на то, что он сделан тем же Ником Парком и его давним партнером Питером Лордом, по стилю довольно сильно отличается от "Уолласа и Громита", хотя техника самой мультипликации традиционна для Парка - пластилиновые персонажи, знаменитая "парковская" улыбка людей и животных, совершенно безумные механизмы и приятное разнообразие характеров. А отличается "Побег из курятника" тем, что это - типично американский фильм, сделанный для Голливуда и по голливудским законам.
Это уже не мягкий и очень тонкий английский юмор, как в "Уолласе и Громите", а довольно прямолинейный и простой, как квотер, американский, да и действие в фильме строится по типично голливудскому сценарию, за исключением того, что главными персонажами являются не красотка Джулия Робертс и героический парень пятой степени мускулистости под управлением небольшого мозга Ван Дамма, а умненькая курочка Джинджер (Рыжуха) и прикольный петушок Рокки...
Невесело живется курочкам в курятнике на ферме мисс Туиди. Мало того, что для них созданы весьма неприятные условия обитания - вместо большого и красивого здания курочкам приходится жить в бараках, как в концлагере, - так еще и самой жизни их угрожает постоянная опасность осупиться до полного бульона. Стоит только не снести ни одного яйца за три дня, как твоей шее тут же угрожает топор палача! И вот это уже - откровенное хамство со стороны мисс Туиди! Мало ли по какой причине курочка некоторое время не несет яйца! А может, у нее критические дни! А может, престарелый петушок, который слишком занят воспоминаниями о своем боевом прошлом в британской авиации, просто забыл ее потоптать, охваченный неуместным патриотизмом! А может... да может быть, у нее просто не было соответствующего настроения! Так за что башку рубить? За что?
Умница Джинджер постоянно задумывается о том, что оставаться на ферме мисс Туиди курицам категорически противопоказано. Курицы, как справедливо считает Джинджер, созданы для лучшей участи. Они должны пастись на зеленых лужайках, клевать зерна и рожать яйца, причем не для продажи противной мисс Туиди, а для самих себя. Ведь яйцам, если поразмыслить, можно придумать какое-нибудь применение.
Впрочем, о яйцах будем раздумывать позже, считает Джинджер. Сначала надо выбраться из этого чертового концлагеря. И Джинджер пускает в ход всю свою сообразительность и сообразительность своей подружки - весьма умненькой курочки, которая даже носит очки. Они сообща придумывают несколько различных вариантов, но все они не увенчиваются успехом, потому что мистер Туиди - туповатый и забитый муж мисс Туиди - все-таки на страже вместе со своими двумя огромными псами. Мистер Туиди даже своим убогим умишком понимает, что раз куры задумали недоброе, значит они не отступятся, поэтому следит за курятником денно и нощно.
Казалось бы, ситуация тупиковая: что бы Джинджер с очкастой курочкой ни придумали, все идет прахом. Они уже впадают в отчаяние, тем более, что мисс Туиди придумала новую жуткость - она приобрела машину для переработки куриц в пирожки, так что скоро всему концлагерю наступит конец, - однако в курятнике совершенно неожиданно появляется американский петух Рокки (Рокки Родс Род Айленд Ред Рустер), который УМЕЕТ ЛЕТАТЬ! И Джинджер надеется, что Рокки научит этому делу всех остальных курочек, и они просто-напросто улетят с этой фермы. Но рожденный кукарекать, как известно, летать не может, поэтому курицы сколачивают ероплан, и они на нем... Впрочем, вы увидите, что именно они на нем...
***
Несмотря на то, что мультфильмы Парка в американском варианте утратили довольно заметную часть своего очарования, "Побег из курятника" все-таки получился очень и очень неплохим. Идея очеловечивания животных и помещения их в несвойственные им житейские ситуации - концлагерь, подготовка к побегу, любовная история, коммерция, война и так далее - далеко не нова, однако в парковском исполнении выглядит очень забавно.
Как обычно, блестяще выписаны персонажи. Каждая курица, каждое действующее лицо в этом фильме обладает ярко выраженной индивидуальностью и во внешности, и в манере поведения, и в манере разговора. Умница Джинджер, легкомысленный, но добросердечный петушок Рокки, очкастая подружка Джинджер, обладающая подлинно научным складом ума, непрерывно вяжущая дурочка с чубом на голове, два жуликоватых мышонка, которые за яйца доставляют курочкам всякий инструмент, жуткая мисс Туиди и ее придурочный мистер Туиди, словом, такой набор характеров сделал бы честь хорошему игровому фильму.
Юмор, как я уже сказал, стал простоватым, однако смотреть фильм все равно смешно. Прежде всего смешно то, что пластилиновые персонажи повторяют фразы голливудских киногероев. Например, когда два жулика-мышонка берут в лапы пакетики с попкорном, садятся под зонтик, чтобы наблюдать за тем, как Рокки обучает куриц летать (это вообще один из лучших эпизодов в мультфильме), и один из них произносит с напыщенным видом: "Ожидание убивает меня", - это можно просто обхохотаться.
Основная прелесть фильма состоит в том, что курицы ведут себя совершенно как люди: смеются, плачут, влюбляются, грустят, страдают и проявляют геройство вкупе с высоким самопожертвованием. Рокки - классический голливудский герой. Джинджер - очаровашка-героиня. Престарелый ветеран-петух - комедийный персонаж второго плана, а жуликоватые мыши до боли напоминают парочку неудачливых грабителей из кучи различных фильмов.
Смотрится это все легко и приятно, и мне мультфильм доставил большое удовольствие. Не шедевр, конечно, - шедевром фильм мог стать, если бы Спарк снял этот мультфильм не по заказу Голливуда, - однако его заказывал именно Голливуд, так что нечего брюзжать по этому поводу, а наоборот - стоит сказать спасибо американским кинопромышленникам за то, что эта прелесть появилась на экранах.
Что характерно, мульфильм отлично смотрится и взрослой аудиторией, и детьми. Правда, некоторые критики говорили, что это, цитирую, "слишком серьезная для детей и слишком элементарная для взрослых анимационная комедия", однако я так не считаю. Наоборот, детям она очень нравится, потому что они в мультфильме не обращают внимания на определенный социальный подтекст и элементы сатиры на человеческое общество, а просто наслаждаются очень забавными персонажами Ника Парка, а взрослые как раз обращают внимание на то, что не очень понятно детям.
Смотреть ли? Еще как. Я думаю, вам понравится. Тем более, что этот мультфильм наконец-то вышел в лицензионном варианте. Жалко только, что он полностью дублирован и не слышно оригинальных голосов актеров. Но дублирован мультфильм, врать не буду, вполне прилично.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | - |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 4 |
очень симпатичный мультик
вполне можно