Пес-призрак: путь самурая
21.07.2000 26311   Комментарии (0)

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Мне Джармушем все уши прожужжали. Мол, посмотри "Пес-призрак" и "Мертвец" - да посмотри... "Мертвеца" я еще не видел (равно как и остальные фильмы Джармуша), а "Пес-призрак" посмотрел. О своих впечатлениях расскажу чуть позже, а сначала давайте поговорим о сюжете...>

"Пес-призрак" - прозвище молодого чернокожего парня (прекрасная роль Фореста Уитекера). Почему "призрак"? Да потому что парень живет довольно странной и призрачной жизнью. Его домом является голубятня на крыше, а занимается он тем, что убивает людей. То есть работает профессиональным киллером. 

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Все свободное от работы время Пес посвящает совершенствованию своих боевых навыков, возится со своим оружием (среди которого есть довольно сложные электронные приборы, позволяющие угонять любой автомобиль), играет с голубями и... изучает древний самурайский кодекс, по канонам которого он живет. Почему именно самурайский кодекс? Да черт его знает. У профессиональных киллеров часто бывают свои довольно странные привычки. Впрочем, они вообще люди непростые. А Псу самурайский кодекс помогает определять свое положение в этом мире и отношение ко всему, что происходит вокруг.

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). У каждого самурая должен быть Хозяин - человек, на которого он работает, слепо выполняя все его приказания. При этом самурай должен быть готов не раздумывая отдать за Хозяина свою жизнь. Потому что жизнь, как известно, всего лишь переходной этап между двумя разными (или одинаковыми) формами существования. И самурай в любой момент должен быть готов к смерти. Поэтому даже считается, что самурай уже мертв при жизни, чтобы он не задумывался над своим существованием и тем, насколько плохо лишиться этого существования. И у Пса-призрака есть свой Хозяин, волю которого он слепо исполняет.

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Что же представляет собой его Хозяин? Думаете, это какой-нибудь крутой мафиози, типа Майкла Корлеоне из "Крестного отца" - человек, лицо которого как будто высечено из камня? Ничего подобного! Его Хозяин, конечно, мафиози (кому еще нужен собственный самурай в подчинении?), но только это не Майкл Корлеоне, а, скорее, нечто вроде его неудачливого и убогого брата Фредди - мелкий лейтенантик нью-йоркской мафии по имени Луи, личность безусловно гротескная. Но ему в свое время посчастливилось спасти Пса, когда тот был еще юношей, от уличных хулиганов. И теперь Пес ему слепо повинуется, и выполняет все приказания Луи, которые, как правило, связаны с каким-нибудь убийством.

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Но очередное убийство, которое Пес совершил по заказу Хозяина, доставило им обоим большие неприятности: убитый был любовником дочки главы мафии Рэя Варго, а дочка стала свидетельницей убийства, поэтому Варго отдает приказ убить самого Пса.

Что там происходит дальше - можно рассказывать, а можно и не рассказывать. Это вряд ли повлияет на восприятие фильма, потому что развитие сюжета в нем - совершенно вторично и не является основным, ради чего нужно посмотреть этот фильм. Потому что этот фильм - очень необычен и совершенно не похож на остальные американские криминальные боевики, драмы и так далее.

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Я еще не смотрел другие фильмы Джармуша (но обязательно их посмотрю), поэтому вовсе не собираюсь оперировать понятиями: "общие концепции творчества этого режиссера", "кинематографические приемы, характерные для фильмов Джармуша" и так далее. Я буду говорить только об этом фильме.

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Он снят очень необычно. С одной стороны - совершенно одинокий Пес, живущий среди каменных колодцев и крыш Нью-Йорка, находящийся в совершенно своем, особенном мире, наполненным древней этикой самураев и кодексом самураев. Он совершенно не задумывается о том, плохо или хорошо то, что он убивает каких-то людей. Этика самураев не разрешает задумываться над приказами Хозяина - он над ними и не думает. Конечно, Пес видит, что Луи - достаточно "жалкая и ничтожная личность", который собой мало что представляет, а кроме того - продаст Пса в любой момент. Но кодекс самурая обязывает его выбрать одного Хозяина на всю жизнь и слушаться его, несмотря ни на какие его негативные качества, поэтому Пес слепо повинуется этой мафиозной сошке и готов даже принять смерть от его рук. Ибо так требует кодекс самурая.

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Трагичности одиночества Пса в фильме противопоставляется то, как Джармуш снимает итальянских мафиози. Это вовсе не крутые ребята из "Крестного отца". Это какие-то серенькие, мелкие, достаточно убогие и пародийные личности. Все мафиози от вшивой шестерки до самого Дона - просто обожают мультфильмы и постоянно их смотрят. Один из самых крутых парней этой мафии задолжал арендодателю плату за квартиру, причем не смеет и пикнуть, когда арендодатель его распекает. Но это вовсе не означает, что карикатурные мафиози не убивают людей. Еще как убивают! Причем убивают играючи, как в столь любимых ими мультфильмах, и так же карикатурно. Да и их убивают пачками. Тот же Пес-призрак, который вовсе не желает ждать, когда эти вшивые мафиози пришьют его самого. Хозяин - другое дело. Хозяин имеет полное право его убить. А эти мафиози... да пусть это будет хоть сам Дон - Псу на них наплевать с высокой голубятни. Он и сам их может расщелкать из своего длинноствольного пистолета с глушителем, которым мастерски владеет (хотел было написать: "как самый настоящий самурай", но потом одумался).

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Опять же повторюсь - в фильме главное вовсе не то, как развивается действие. Это вовсе не боевик в обычном понимании данного жанра. Конечно, там есть типичные для боевиков сцены, но не они главное в этом фильме. Джармуш снимает очень по-своему, плавно, никуда не торопясь, подолгу исследуя каждый кадр, каждый предмет, каждое движение, то ли заставляя задуматься зрителей, то ли раздумывая сам. Больше никто так не снимает боевики. Впрочем, "Пса-призрака" и нельзя назвать боевиком. Это нечто вроде притчи.

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Вокруг Пса-призрака есть несколько людей, с которыми он общается. Это маленькая негритянская девочка, с которой он обменивается мнениями на тему прочитанных книжек, и продавец мороженого, который говорит только по-французски. При этом Пес-призрак не знает французского языка, а продавец мороженого не знает английского, но они общаются и каждый считает знакомого своим лучшим и единственным другом.

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Для меня "Пес-призрак" стал фильмом из разряда "послевкусных". Как, к примеру, "Большой Лебовски". Такие фильмы не очень нравятся в тот момент, когда их смотришь. Я не могу сказать, что "Пес-призрак" в момент просмотра мне понравился. Ну заинтересовал, показался необычным, но не более того. А нравиться он стал уже после - на следующий день, через день, когда я все время вспоминал об этом фильме и размышлял о нем. Вроде, ничего особенного - немножко свихнутый на самурайстве негр-киллер, какие-то карикатурные мафиозы, длинные кадры ночного города, а вот на тебе - что-то ведь есть в этом фильме и в этом режиссере! Действительно что-то есть.

Криминальная драма "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai). Надо ли его посмотреть? Не знаю. Он совершенно точно понравится далеко не всем. Он вряд ли понравится любителям боевиков. Он точно не понравится любителям классического американского кино, когда есть мышцатые "хорошие", криворожие "плохие", и "хорошие" лупят плохих всевозможными способами с применением технических средств и без оных. Совершенно невозможно предсказать, что каждый зритель поймет для себя из этого фильма и поймет ли что-нибудь вообще. Хотя Джармуш и не стремится кому-нибудь что-нибудь объяснить. Он просто показывает. Показывает так, как он сам это видит, показывает так, как он это умеет. А он это умеет. Уж поверьте.

© 1998–2024 Alex Exler
21.07.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хороший фильм, но не всем понравится
Нужно ли смотреть:
на усмотрение
Комментарии 0