- Режиссер:
- Роман Полански
Неожиданный вывод кота Бублика
В январе 1895 года французский артиллерийский офицер, сотрудник Генерального штаба Альфред Дрейфус (Луи Гаррель), еврей по национальности, был осужден за шпионаж в пользу Германии. Перед этим сотрудник военной разведки майор Юбер Анри представил в военное министерство бумагу без числа и подписи, в которой сообщалось адресату об отправлении ему секретных военных документов, найденную в выброшенных документах германского военного агента, полковника Шварцкоппена. Полковник Фабр и эксперт военного министерства признали почерк капитана Альфреда Дрейфуса.
Дрейфус был подвергнут перед строем показательной гражданской казни: с его мундира сорвали знаки отличия, его шпагу сломали надвое.
На церемонии гражданской казни присутствует полковник Жорж Пикар (Жан Дюжарден), бывший преподаватель Дрейфуса в Высшей военной школе. Жорж рассматривает процедуру в бинокль, и, когда другие офицеры спрашивают его, как Дрейфус держится, Пикар отвечает: "Как еврей-портной, который потерял кошелек золота".
Дрейфуса отправили в заточение в каменную хижину на острове Дьявола во французской Гвиане, а Пикар получил повышение и стал главой военной разведки. Впрочем, за таким громким названием скрывается достаточно убогое здание с вечно спящим вахтером, сотрудники которого занимаются тем, что перлюстрируют письма и склеивают обрывки документов, добытых из корзины немецкого посольства.
Заместитель Пикара в военной разведке - тот самый майор Юбер Анри (Грегори Гадебуа), после представления которым секретного документа началось дело Дрейфуса. Также в здании работают лейтенанты Лот и Гриблен, имеющие отношение к сбору доказательств вины Дрейфуса.
Через некоторое время сотрудники вверенного Пикару заведения обнаруживают письмо пехотного майора Фердинанда Эстерхази, который, судя по всему, передает информацию немцам. Пикар начал изучать эти документы и выяснил, что почерк Эстерхази совпадает с почерком в той самой бумаге, по которой осудили Дрейфуса. Также Пикар в деле Дрейфуса обнаружил несколько откровенных подлогов, сделанных его подчиненными, и он приходит к выводу о том, что Дрейфус - невиновен.
Он приходит с этой информацией к своему непосредственному начальству, генералу Гонзе (Эрве Пьер), начальнику разведслужбы. Однако Гонзе совершенно точно не нужно новое дело Дрейфуса, и он раздраженно требует от Пикара забыть обо всем этом.
***
Вся эта история с делом Дрейфуса имела широчайший общественный резонанс, причем далеко не только во Франции, и оно привело к серьезному расколу как во французском обществе, так и обществах некоторых других европейских стран.
Об этом деле написаны сотни статей и книг, о нем было снято несколько фильмов (как документальных, так и художественных).
Режиссер Роман Полански интересовался возможностью снять фильм об этом деле очень давно. Несколько лет назад друг режиссера, британский писатель Роберт Харрис, написал о деле Дрейфуса книгу, которая называлась "Офицер и шпион". Харрис изложил эту историю, сделав центральной фигурой полковника Жоржа Пикара, с которым, конечно же, получился интересный казус: Пикар, как и большинство военных того времени, был антисемитом и Альфреда Дрейфуса он и на дух не переваривал (надо сказать, что сам Дрейфус этому способствовал, потому что, как рассказывали современники, он имел очень жесткий и неприветливый характер; впрочем, возможно, это было вызвано его особым положением - единственный еврей в Генштабе в откровенно антисемитские времена).
При этом Пикар очень любил армию, был настоящим служакой, но получилось так, что из-за Дрейфуса он пошел против собственного начальства, при этом не питая к Дрейфусу никаких теплых чувств. Но он провел собственное расследование, убедился в том, что был осужден невиновный человек, а виновный расхаживает на свободе, и Пикар просто не мог оставить эту ситуацию как есть.
Задача перед режиссером стояла очень непростая. О "Деле Дрейфуса" все давным-давно известно, какой-то интриги в рассказе о данной истории добиться очень сложно. Также очень сложно в одном фильме показать, насколько это дело тогда раскололо общество, страсти при этом кипели нешуточные.
Кстати, оригинальное название картины - "J'accuse", то есть "Я обвиняю": это название статьи Эмиля Золя, опубликованной в ежедневной газете "Орор" 13 января 1898 года, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Статья была адресована президенту Франции Феликсу Фору, и в ней Золя обвинял французское правительство и военных в антисемитизме, предвзятости и в том, что они осудили невиновного человека.
Именно после этой статьи произошел раскол во французском обществе, которое разделилось на дрейфусаров и антидрейфусаров. И эта статья запустила процесс пересмотра дела Дрейфуса, хотя полностью невиновным его признали только 12 июля 1906 года, через восемь лет.
Очень многие рецензенты название "Я обвиняю" почему-то пытаются притянуть за уши к обвинениям в адрес самого Полански: как известно, режиссер в 1977 году был в США обвинен в изнасиловании 13-летней девушки, которую он перед этим напоил шампанским с наркотиком метаквалоном, перед вынесением приговора режиссер сбежал из страны и больше в США никогда не появлялся: Поланский жил в основном во Франции, также в Швейцарии и Польше.
Каким образом вообще дело Дрейфуса можно притянуть к Полански - не понимаю в упор, ведь в вине Полански никто и не сомневается, тем более что он ее сам признал (когда пытался достичь соглашения с американской прокуратурой). А что его всю жизнь в этом преступлении обвиняли - ну так за дело же, он никак не является невинной жертвой, в отличие от Дрейфуса.
Впрочем, вернемся к картине. Это и историческая реконструкция, и детектив-расследование, и судебная драма, и даже любовная история (Жорж находится в любовной связи с замужней дамой Паулин Монер, которую сыграла жена Полански Эмманюэль Сенье). Поставлено это все очень обстоятельно, с огромным вниманием к деталям: воссоздание обстановки Франции конца XIX века - просто потрясающее, причем это относится и к работе декораторов, и к работе дизайнеров костюмов, и к операторской работе. Некоторые кадры из фильма - просто ожившие картины французских художников тех времен: Мане, Курбе и Тулуз-Лотрека.
Некоторые зрители сетуют на то, что действие в картине разворачивается очень неспешно и смотреть за тем, как Пикар погружается в эту историю, не очень интересно. Однако как по мне, именно эта неспешность как раз идет на пользу тому, что ты за это время можешь успеть оценить все детали и погрузиться в соответствующую эпоху.
Полански в фильме не пытается как-то манипулировать зрителями, он показывает все как есть. Дрейфус в тех немногих эпизодах, в которых он появляется, выглядит человеком достаточно неприятным, хотя, конечно, вызывает глубокое сочувствие как человек, который совершенно безвинно пострадал.
Пикар также не скрывает своего отношения к Дрейфусу и вообще ко всей этой еврейской шобле-ёбле, но, как я уже писал выше, он бьется не за Дрейфуса, а против несправедливости. И он реально за это серьезно пострадал, что и показано в фильме.
Там вообще очень хорошо показаны все эти тонкости взаимоотношений внутри армии, где во имя "чести" могут совершать довольно гнусные преступления: подлоги, лжесвидетельства и прочее. Дался тебе этот еврей, говорит генерал Гонзе Пикару, даже если он и действительно невиновен! Ты представляешь, какой поднимется скандал, если будет пересмотр дела? А и действительно: пускай невиновный сидит в тюрьме на богом забытом острове, лишь бы армейская "честь" не пострадала. Тем более - какой-то еврей.
(Кстати, интересный момент. Главный идеолог сионизма Теодор Герцль присутствовал на гражданской казни Дрейфуса в качестве корреспондента газеты, и именно тогда, услышав, как толпа скандирует: "Смерть евреям!", Герцль всерьез задумался об идее создания еврейского государства, потому что понял, что "эта музыка будет вечной").
Жан Дюжарден Пикара играет отлично. Очень сдержанно, с минимумом эмоций, но образ получился внушительный и яркий, мне эта роль очень понравилась. И его любовная история с Паулин Монер, которая поначалу выглядит какой-то банальной интрижкой, в итоге получилась достаточно трогательной, особенно в финале.
Очень понравился Грегори Гадебуа, сыгравший человека, с которого вообще завертелось все дело Дрейфуса, - Юбера Анри. Юбер - тоже служака, как и Пикар, однако он служака туповатый и недалекий. Сам думать толком не умеет, но умеет выполнять то, что требует начальство, - в армии таких любят. У Гадебуа Юбер - человек довольно опасный, как опасна любая посредственность, считающая, что она - в своем праве. И хорошо видно, как Юбер ни в грош не ставит нового начальника, хотя чинопочитание у него в крови, потому что он боится, что Пикар разроет его делишки с фальсификацией доказательств в деле Дрейфуса. И там еще хорошо сделана сцена дуэли Пикара с Анри: Пикар вызвал Юбера после того, как тот во втором суде по делу Дрейфуса оговорил его.
Отлично сделанный фильм, мне очень понравился. И лишний повод вспомнить эту историю, вызвавшую нешуточные потрясения не только во Франции, но и во всей Европе, и великолепно воссозданная эпоха, и отличная игра актеров. От Полански я слабого фильма и так не ожидал, но тут он прямо-таки превзошел ожидания.
P. S. Несколько фотографий.
Альфред Дрейфус (во французском, конечно, его фамилия произносится как Дрейфюс).
Мари-Жорж Пикар.
А это актер Луи Гаррель, сыгравший Дрейфуса.
Ну и карикатура тех времен. Семейный обед. Надпись "Давайте не будем говорить о Дрейфусе". Ниже надпись "Все-таки поговорили".
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отлично сделано
да
p. S. Непонятно только, почему 5+ только за "зрелищность"...
Меня цапнул финальный эпизод. В деле Дрейфуса, когда Пикар был начальником этого самого Второго Бюро, его не волновала честь мундира и всякие внешние обстоятельства. Он воевал за правду. А когда сам стал военным министром и Дрейфус пришел просить об устранении еще одной несправедливости - отказал. Потому что "изменилась политическая обстановка".
Я бы им наслужил после этого!
Лично я очень люблю органную музыку и, будучи человеком достаточно далёком от религиозных обычаев типа месс и прочих бормотаний над свитками, исключительно ради Цезаря Франка и Баха по воскресеньям в своё время ездил за почти сорок миль в чудесную церквушку.
Население того городка в основном составляли выходцы с севера Европы - немцы, шведы, норвежцы, финны. Чёрных там процента 3-4.
Так вот смею вас заверить, что они приходили тоже. Я с одним разболтался; мол, ты католик? Не, говорит. Тут музыка прекрасная, я на следующий год записался в хор.
Так что..
К стати, в первую мировую войну, евреи служили не только во французской армии. В немецкой и австрийской тоже было достаточно евреев.
Дрейфус родился во Франции. Он был французом еврейского происхождения. Он пытался строить карьеру. Он был образцовым офицером. А вы говорите, что он при этом из Франции, своей родной страны, должен был валить? Куда? Вы о чем вообще? Вы вообще понимаете, о чем речь?
То, что он пошёл служить в армию, уже говорит о том, что он не восприниал себя живущим среди "гоев" и не смотрел на Францию, как на страну потенциальных врагов.
Также будем посмотреть документалку про Поласнки 2008 (такой же неплохой рейтинг на ИМДБ, как и J'Accuse)
www.imdb.com
>>>А что его всю жизнь в этом преступлении обвиняли - ну так за дело же, >>>он никак не является невинной жертвой, в отличие от Дрейфуса.
по трейлеру документалки следует, что Поласнки признался в акте, сделал plea bargain об условном сроке (перед судом), и уже отсидел 11 месяцев к тому времемни. Потом он узнал через третьих лиц, что судья на его plea bargain забил, и намерен впаять ему (много) настощяего срока. Тогда он свалил.
Не хотелось из зала уходить.
Оказывается, есть гипотеза, что Эстерхази был двойным агентом, работавшим также и на французскую разведку (и, возможно, снабжавшим немцев дезинформацией). Это по крайней мере объясняло бы абсурдность поведения военных.
Но посадить невиновного, из каких-то своих "государственных" соображений - случай в истории далеко не единичный.
А вот покрывать реального шпиона, передающего военные секреты противнику, всей мощью госаппарата - это уже за гранью для любого режима.
А за наводку на фильм спасибо: давно хотел глянуть, но два часа потенциальной тягомотины (а такой шанс был, потому что дело реально известное) или возможной политкорректной "авторской обработки" (опять же, потому что всё уже известно и нужно как-то свежую струю внести) с одноногими неграми-геями смотреть не хотелось 😄
Ахренеть, это же парень из "Мечтателей" Бертолуччи.
Тут смайлик "Я ф шоке".
Представил себе сериал "В поисках утраченного времени". Серий так на пятьдесят. Та же эпоха, те же места.
Маленькая цитатка (эх, сейчас такого уже не напишут):
-- Мистер Пипер ничего не имеет сообщить!-- успел он прокричать, пока
его не отшвырнул полицейский, только что получивший по голове пивной
бутылкой, брошенной в знак протеста против апартеида и южноафриканца Ван
Пипера. Соня Футл выдвинулась вперед.
-- Мистер Пипер -- знаменитый британский романист,-- громогласно
заявила она, но для таких прямых высказываний время было потеряно, В стену
ударились метательные снаряды, разорванные транспаранты стали оружием, а
Пипера оттащили назад.
-- Я никого не расстреливал,-- вскрикивал он.-- Я никогда не был в
Польше...-- Но его не слушали. Захрюкали полицейские рации: требовались
подкрепления. Выходцев из Сибири оттеснили Веселые Гомосеки, желавшие
заявить о себе. Тем временем кордон прорвали восторженные старушки : они
кинулись прямо к Пиперу.
-- Нет, ничего подобного!-- визгнул он, спасаемый от полицейских.-- Я
самый обыкновенный...
Соня схватила шест бывшего плаката "Чем старше, тем влюбленнее" и
сшибла накладные груди одной из самых порывистых поклонниц Пипера.
-- Не выйдет!-- крикнула она.-- Он мой!-- и оставила без парика еще
одну поклонницу. Веселые Гомосеки шарахнулись от ее всесокрушающего шеста.
Пипер с полицейскими прятались за ее спиною, а Макморди кричал и
подбадривал. В образовавшейся свалке сторонники палестинцев объединились с
радетелями Израиля и начисто ликвидировали Веселых Гомосеков, продолжив
затем собственную битву.
Но всё же до "J'accuse" ему далеко.
А фильм замечательный, соглашусь.