Матрица: революция перезагрузки (сборник высказываний)
29.05.2003 22526   Комментарии (0)

Мир Рунета увидел настолько полярные мнения после премьеры фильмы "Матрица: Перезагрузка", что я счел своим долгом в отдельном выпуске опубликовать лучшие выступления участников своего кинофорума. Причем подчеркиваю, что публикуются здесь мнения людей, которым фильм не только понравился, но и которые в нем ухитрились увидеть некую серьезную философию, не увиденную мной. Я своего мнения при этом, разумеется, не изменил, однако я снимаю шляпу перед полетом фантазии и уровнем образности мыслей авторов этих статей. Разумеется, я публикую их письма не для того, чтобы посмеяться. Наоборот, я только рад, что этот незамысловатый (на мой взгляд) фильм выступил таким катализатором мыслительных процессов. Почитайте, насладитесь. Среди этих писем есть просто шедевры, причем я говорю об этом безо всякой иронии. Авторские права на тексты принадлежат их создателям. Перед цитатой я ставлю псевдоним автора, под которым он участвует на моем форуме. Ссылка с псевдонима ведет на личную информацию автора. Если вы хотите как-то использовать его текст, обязательно свяжитесь с автором и спросите разрешения.

Итак, положительные мнения о фильме и объяснение некоторых моментов, которые вызвали негативную реакцию многих зрителей...


Rainbow

Вторая «Матрица»

Матрица – не едина, как можно понять из просмотра этого фильма. Их много есть у нас (было)… Переводя на язык общепринятых идей о множественности миров и параллельности реальностей или даже на простенько-исторический язык сменявших друг друга цивилизаций и культур, увидим, что идея не нова.

Умными словами («солипсизм») также можно боле не разбрасываться: наконец-то в фильме прямо заявляется: нет единого «сознания» (одной Матрицы), которое вообразило или спроектировало этот (знакомый нам, родной человекам) мир. «Матрица» изначально не отрицала объективного существования человека (что отрицает солипсизм), отрицался лишь момент правдивости его ощущений. Но это была изначально не корректная постановка проблемы: «ощущения» не могут объективными, они принципиально субъективны, т.е. правдивы, истинны для данного тела, для данного сознания, которое моделирует на основе этих ощущений некую картину мира.

Вот проблема «воли», личного решающего что-то выбора, отменяющего всяческие дополнительные варианты, конечно же, здесь ставится. Но позвольте, разве братья Вачовски первые придумали это, а Нео нашел какое-то кардинально новое решение ее? Нет, все лежит в плоскости вполне теологической (или, по крайней мере, эзотерической): есть истина, есть Пророк ее (Морфеус, витающий в собственных фантазиях, этакий Морфей), есть Мессия («Избранный», «Новый»), есть всякие ключники-замочники и даже Дао. Осознание противоречия между личной волей человека, делающего выбор, и некой силы, которая этот выбор обусловливает, то есть проблема онтологической свободы человека придумана и воплощена в художественной форме греками (царь Эдип) или иудеями (Христос), если хотите, американцами (Ф. Дик и Бегущий По Лезвию Бритвы).

То есть сюжет, и это очевидно, носит характер некой популяризации актуальных философских проблем для тех, кто о них самостоятельно задумываться не пробовал. И это тоже неплохо. Почему я утверждаю, что принципиально нового их решения не дается – потому что во второй Матрице мы видим, что единственный способ решения проблемы «свободной воли», личного выбора человека в его поступках или Суровой Необходимости (греки для нее даже особую богиню выдумали – Ананке), Рока, Судьбы, Случая, Бога или Проограммы лежит в области личного, трагического по своей сути противостояния человека чему-то надличностному. То есть тому, что принципиально непреодолимо (ведь выбор Нео в финале тоже несвободен – он подробно описан Архитектором: отличие Нео от предыдущих «выкидышей» Программы в том и заключается, что у него есть новый критерий, определяющий его выбор – его любовь). То, что герой пытается бороться против необоримых сил – спасти любимую когда ее нельзя спасти и одновременно спасти людей, и есть его трагический протест против … Т.е. Нео мыслит не как программа в логически неотменимой двоичной системе (или - или), но по-человечески дерзостно – спасти всех, войти во все двери сразу, а не в одну из двух…

Есть, правда, достаточно крупная неувязка в логике этого мира (вообще же можно говорить о многих допущениях): Нео, оживляющий Тринити прямо внутри программы. Это деяние, доступное, наверное, не отдельному элементу Программы (каковым, по словам программного Архитектора является Нео), а скорее Программе в целом или самому Программисту - а Программист принципиально вне Программы, но если пожелает и воплотится, может творить чудеса и внутри нее (например, Христос и его оживления). Но Нео, повторимся, по сюжету не является ни Отцом, ни Сыном, ни, вроде бы, Святым Духом (ни программистом, ни целой программой), поэтому сложно объяснить его простой отличностью от остальных человеков ту мощь, с которой он орудует над жизнями других людей. Хотя, опять же, идея о побеждающей смерть силе любви отнюдь не нова (например, почти параллельно с «Матрицей» мной был пересмотрен прекрасный фильм Копполы на ту же тему – «Дракула», для интеллектуалов интересно будет вспомнить истрию-миф об Орфее и Эвридике).

В соответствии же с заявленным сюжетом русский перевод названия представляется несколько неточным: о какой «перезагрузке» идет речь, ведь оная не предполагает, насколько я знаю, потерю сохраненных данных. То, о чем рассказывает в фильме программный Архитектор, можно назвать скорее «Очищением Жесткого Диска», «Переустановкой», чем «перезагрузкой» сохранившихся программ и данных.
Предполагается, что все три части – логически связаны. Если для героев фильма – Нео, Тринити и Морфеуса второй фильм – еще один этап в постижении смысла реальности, открытие новой истины, более сложной (они в игре, и это нормально, они просто по ходу все лучше и лучше узнают правила), то для зрителей это больше напоминает смену правил по ходу игры… Первоначальное деление людей на тех, кто «в», и тех, кто «вне» Матрицы (1 часть), здесь нарушается: оказывается, в Матрице и те, и другие. Только одни – нерефлексирующий источник электрической (или какой там?) энергии, а другие – род «собачек павлова», на которых Программа испытывает свои возможности, ей нужны, естественно, и те, и другие.

Возникает закономерный вопрос: где же в фильме разница между человеком и машиной? И тот, и другая – изначально предсказуемы (решение Нео, продиктованное любовными эмоциями, а не логикой человека, который должен спасать мир, который все равно не спасти, предсказуемо – его любовь в изложении Архитектора напоминает еще одну строку программы). Свободы выбора нет, но есть переживание невозможности свободы выбора, переживание любви – очень личное, единственно человеческое в этом фильме.

Теперь о способе реализации всех этих идей в фильме.

Вызывавшее нарекания стойких логиков телесное единство человека вне Матрицы и в ней сохраняется и в этой части. Многим казалось нелогичным, что герой, гибнущий в Матрице – в псевдо-«реальном мире», гибнет и вне ее – в «подлинной реальности». Но здесь как раз придраться не к чему: точка соприкосновения двух миров – тот самый штырь в затылке, и если у героя в голове есть эта штуковина, то он уже не просто тело, а фрагмент программы, если его «стирают» (смертельно «засаживают пулю»), то его реальное тело в кресле получает смертельный импульс в мозг, мозг руководит всем на месте (появление кровавой пены на губах или остановка сердца – по обстоятельствам). Больше всего насмешек относили к пресловутому поцелую Тринити, которая вместо ампулы химического стимулятора предлагает такое странное лекарство. Но критики не учли одного (и авторы здорово иронично всех ткнули носом в фильме в эту простую вещь). Медики лучше всех знают, что в человеческом теле всего д в е физических основы – электрические импульсы (это и мышечная, и психическая активность, это в все движения в организме – и телесно-механические, и душевные) и химические реакции (все процессы здоровья-болезни, боли-удовольствия, превращения мертвой материи еды в живую энергию, в эмбриона, наконец). В фильме это доводит до сведения героев (и зрителей) странный офранцуженный парень, владелец ключника-замочника. Он демонстрирует пирожное которое не просто пирожное, а химически-электрическая программа, и женщину, которая не просто женщина, а некий полигон, на котором и протекают испытания всяких примитивных на первый взгляд процессов. Кто-то что-то ест или кто-то кого-то целует, а в этот момент в человеке (в его организме, который даже с обычной врачебной точки зрения есть машина для продуцирования всяких реакций) рождаются глобальные следствия простых на привычный взгляд действий. Нечто происходит в женских недрах этой женщины (то ли беременность, то ли просто экстаз, то ли разрушительные или преобразующие реакции, сложно сказать)… Нечто происходит с Нео в финале первой «Матрицы» - он оживает от поцелуя. «Подумаешь!» – скептически восклицали первые зрители-критики: «То же мне, Нео Спящая Красавица! Оживает от поцелуя Принцессы!». Во втором фильме авторы решили разъяснить, что это не романтический взбрык их холостяцких душ, а особый взгляд на человека. Ну и аминь.

Далее: в этом фильме четче (чем в первом) прорисовывается граница между мирами; происходит это на уровне внешнего облика героев. Герои «дома» и «на задании» еще более четко разведены. «На задании» по-прежнему черная кожаная одежда унисексового покроя; «общей длины» прически у всех (обратите внимание на Ниобе – ее странные косички на задании, в Матрице повторяют стоящие торчком мужские волосы) – то есть деление по половому признаку отсутствует напрочь. Ведь человек в первую очередь отличается своим полом (первое определение при рождении ребенка: «Девочка / мальчик»), одно из важнейших проявлений его жизненных начал – это секс, половое влечение и его воплощение; отсутствие полового деления и полового влечения – это признак мертвых или несуществующих. Герои же прежде всего не существуют как люди со своими желаниями и влечениями, они – борцы, орудия миссии, которую надо осуществить. Очень четко это деление просматривается в новой «Матрице» в эпизоде, когда Нео должен поцеловать женщину поцелуем мужской любви (чтобы добыть ключника-замочника): два его поцелуя разные, поцелуй «живой любви» производится только вместе со сниманием черных очков – тоже атрибута слепого, неживого по человеческим меркам орудия спасения, каковым является Нео в момент пребывания в Матрице.

И наоборот: герои максимально живые, максимально эротичны в мире «живых» - в своем городе. Очень удачной представляется сцена эротического праздника в первой половине фильма: единому ритму, ритму любовного акта подчиняется весь город, и Нео с Тринити представляют как бы людей вообще. Кадры их любовного акта постоянно перемежаются общим человеческим эротическим безумием – праздником торжества жизни.

Во второй «Матрице» сам кино-язык более виртуален, что ли, чем в первом фильме. Если в первом фильме схватки все же похожи на реальные драки, то во втором фильме они все больше напоминают схватки в компьютерной игре, с паузами и зависаниями для выбора дальнейшей стратегии боя. В целом же, они выглядят менее реально еще и по вине авторов, которые используют явное преувеличение (бой с сотней агентов Смитов) – но почти с полной уверенностью можно утверждать, что это – часть авторского замысла, чтобы зритель не воспринимал этот фильм как боевик, но осознавал, что это гротескное увеличение числа противников есть, видимо, обострение напряжения в борьбе героев с Программой, то есть еще одна попытка на чувственном уровне дать возможность зрителю пережить виртуальность мира, показанного в «Матрице»…


Серый Пес

Сначала почему многим фильм не понравился. Элементарно, потому, что он непонятен. А непонятен потому, что братья Вачовски (далее БВ) намеренно сбивали восприятие у зрителя. 15 минут философских разговор, вроде бы к сути дела и к развитию сюжета никаким боком не стоящие, потом 15 минут драк и погонь с перестрелками. И так на протяжении всего фильма. Очевидно осознать, что происходит когда тебя все время передергивают – сложно. Практически невозможно.

Можно сказать, что БВ решили этим приемом постебаться над зрителем. Но мне кажется, что все немного глубже. Зритель от таких переставок попадает в состояние, в котором пребывает Нео. Он что-то чувствует, он видит какие-то сны и только ему кажется, что он начал понимать, что происходит вокруг, только хочется остановиться, огладеться – неожиданно начинается мордобойство, и подумать уже некогда. Потом вроде бы все успокаивается, но думаешь уже о другом и только ухватил кончик мысли как опять…

Сцена танцев – это что-то феерическое. Насколько захватывающе переданы топтания людей, которые завтра умрут. Все. Неужели вы ощутили этой атмосферы смерти? И перед этим – технический этаж и машины, которые дают этим людям жизнь и диалог сенатора и Нео. Почувствуйте разницу. Чем отличаются эти живые люди, топчущиеся под шаманскую музыку в реальной жизни от тех, кто сидит в капсулах Матрицы? Кто кого контролирует, кто живет более осознанной и реальной жизнью? Вы видели – это стадо, которое завтра принесут в жертву для того, чтобы колесо повернулост и снова взошло новое солнце. Так, кстати поступали ацтеки. Вот вам еще, эстеты и снобы, поймали?

Что же до речи Морфеуса, явный респект в сторону Дюны сделан конечно, впрочем во всем фильме кое-где проскальзывают этакие кусочки… Мне например сцена с Французом напомнила кусочек из «Гудзонского ястреба». Ну так вот Морфеуса в чистом виде подставили, пусть он скажет людям, что они завтра умрут. А дальше – как он это делает.

Философия… ууу… философии там много. Безусловно, она не оригинальна, для того, чтобы придумать что-то оригинальное надо быть например Нагаруджуной. Но и то, что есть БВ используют очень умело. В частности, из того же Нагараджуны "сансара тождественна нирване". Причем, она не висит в воздухе, дорогие мои, вся эта философия подвязана к реальности через действия того избранного вокруг которого вся эта философия вертится. Если хотите, я могу развернуть подробнее относительно миссии личности, вИдения мира, предопределенности выбора и т.д. и т.п. Но это отдельная большая тема. Так же как для чего нужен Мастер Ключей, Пифия, и другие персонажи.

Еще один прием, меня порадовавший, через фильм прошли эпизодические герои, но не в виде короткой перебивки (крупный план лица бойца, танцующая девушка и т.д.), но в виде отдельных жизней со своей историей. Хотите – додумывайте для чего они, кто они, откуда взялись, не хотите – не морочьте головы.

Сюжет – оказалось, что и город Зион, и избранные – все это было заранее просчитано и уже аж 5 раз проверено. Замкнутые системы не выживают, поэтому необходимо было систему (Матрицу то бишь) размокнуть, создав ей противовес в виде якобы свободных людей, которые будут с Матрицей бороться, с тем, чтобы в нужный момент… правильно закончить борьбу, впитав все лучшее и создав новую версию. А история человека начнется заново. Морфеус еще в Матрице 1 сказал, что по расчетам прошло где-то лет 150, от силы 200. На самом деле прошло 200х5 = по меньшей мере 1000 лет. Есть забавная теория о нашей цивилизации, что дескать нас развели как кроликов, как только задача будет выполнена (какая задача – откуда ж нам, кроликам знать) то привет… все стереть, остатки в унитаз.

Однако происходит сбой и возникает третья сила – м-р Смит, а сам избранный начинает становиться действительно избранным. Короче говоря система из псевдо-открытой правращается в действительно открытую. А вот что будет дальше… Тут может быть все, что угодно. Впрочем, пока все идет по плану архитектора Матрицы. Старый Зион уничтожен, осталась горстка людей, вроде бы колесо повернулось должен начаться новый круг.

Да, меня поразило насколько точно сыгран архитектор Матрицы. Возможно это дубляж, но насколько разителен контраст между абсолютно человеческой, теплой, располагающей к себе внешностью доброго психоаналитика, врача и повадками, мертвым, без эмоций голосом. Абсолютная машина. А с другой стороны Нео, в каком-то футуристическом наряде, с черными очками на лице так, что и лица-то не разглядеть – однако ж человек.

И кто из них кого контролирует, кто кому сильнее нужен – думайте головами уважаемые зрители, думайте. Напрягите уставшие от работы мозги, расслабьте стиснутые от жевания попкорна зубы, отставьте бутылки с пивом в сторону. Попробуйте увидеть вещи как они есть, но помните, что это только первый шаг, и «в действительности все совсем не так, как на самом деле». Впрочем, кому нужно было зрелища под хлеб - он это получил сполна. И это тоже один из уровней Матрицы.

Поклон Гобелену, я тоже углядел довольно много отсылок к Лему, в частности к путешествиям Джона Тихого. Кроме того, как ни странно, я углядел и аллюзии на Тарковского. Для подробного обсуждения где это там, надо пересмотреть еще разок.

Да, помимо темы контроля там есть еще несколько довольно непростых для осмысления идей, в частности кризиса веры, свободы воли, роли личности в истории. А если серьезно - есть такая вещь, как дарование Пути. И что такое Путь, что с ним делать, куда он ведет... По сравнению с этим вопросом гибель цивилизации оказывается сущим пустком, как это ни парадоксально. Не страшно потерять жизнь, страшно потерять осознанность. Перестать понимать "кто я".


Гобелен

Фильм мне в общем понравился. Почему? Потому что совсем не часто на экране современности возникает новая плодовитая идея, а не голимый римэйк на тему давно похороненных и пРоросших марихуаной "Звёздных войн". Фамилия бартьев-режиссеров, которую я теперь выучил наизусть даёт основания полагать, что они вычитали идею "Матрицы" именно там, где видят её русскоязычные кинозрители. У Лема.

Конечно главная первичность идеи невозвратимо осталась в первой серии, но и вторая серия веселит. Правда местами она тягомотит, и очевидно, что все эти места притянуты за уши из смехотворного американского киноэпоса. Вот пролетел Супермен (или Бэтмэн?), а вон в глубину разверзся город, который Джордж Лукас обсмотревшись "Бегущего" и "5-го элемента" вставил в постнекрофилические эпизоды "Войн". К чему это всё в "Матрице" настолько непонятно что даже можно сказать - нахрена?

Единственное объяснение подземному негритятнику, отдельных членов которго (видимо для прикола) обозвали заковыристым словечком из американской юстиции "Counselor", это чтобы создать потную полуголую тусовку, послужившую материалом видеоклипа под новейшую твердокопченую колбасу Пола Окенфолда. Как выяснилось сегодня после раскопок в CD-лотке с творениями Окенфолда, матричная колбаса под названием "Dread Rock" издалась только на саундтрековом CD, и на мой взгляд является там единственным достойным звукосочетанием. Ради которого тем не менее саундтрек покупать нет смысла.

Если только не возникает дрожь подросткового благоговения от названий Linkin Park и Deftones. Лично меня с творчества этих групп воротит. А вот более уважаемые Marilyn Manson и Rage Against Machine прозвучали в "Матрице" так незаметно, что я только пожал плечами, увидев их в списке саундтрека. Ну и заключает фильм тошногонный Dave Mаtthews Band - современное модно-причёсаное гитарное бренчало для американских яппи. Из-за козлитона Мэттьюза пришлось бежать с титров сломя голову. Уж лучше бы Юра Шатунов. Говорят ему на днях народного артиста России дали (не шутка).

"Dread Rock" Окенфолда создаёт ситуацию, в которой нельзя сказать что саунтрек полное "Гэ". Кто-бы мог подумать, что субботний диджей с нашей санфранцисской радиостанции так мощно заколбасит. Если будете искать тему - она озаглавлена только фамилией Oakenfold. Имя "Пол" он отправил в прошлое, как DJ Tiesto отправил в прошлое буквы "D" и "J".

В фильме обнаружилось (да!) совершенно уместное использование Моники Белуччи. Ей не давали особо разговаривать и много показывали её сиськи. Даже как-то досадно, что платье на неё надели странненькое. Наверное хотели переплюнуть серебрянное одеяние Рэйчел из "Blade Runner". Из-за платья у неё откуда-то взялась монументальная жопа, которая в других фильмах гораздо менее вульгарна. Вообще эпизодец с Моникой и Человеком с Французским Акцентом был беззастенчиво снят по мотивам "5-го элемента". Даже интерьер, где всё происходило наводил на мысли о Плавалагуне и Флогестоне. Но в общем снят сочно и живо. Особенно понравился цифровой пирожок, вызывающий похоть. Точнеее говоря то, как это было визуально интерпретировано. Чуть ли не "браво" Ваховским за это.

Такое впечатление, что Тринити за последнее время, как-то очень сильно постарела. Совсем не верится, что у неё против Моники были бы хоть малейшие шансы. Видимо Кыяну Ривез углядел (и запомнил с оригинальной "Матрицы") в ней самую суть, недоступную зрителю. Но без модных очков эта Тринити напоминает пожилую секретаршу, наряженную для БДСМ.

Чувствуется, что когда снимали начало к спонсорским вопросам проявляла интерес фирма "Ауди", но затем её вытеснил уродливыми угловатыми поверхностями "Кадиллак". Немного жаль, что в этой области всё так получилось. А то можно было бы назвать Нео Ниссаном, а Тринити - Инфинити. Тогда даже ленивый бы понял какой такой выбор перед Нео весь фильм простоял.


agentleon

Идя на Reloaded я заранее в 26 раз посмотрел первую часть чтобы образовался нужний настрой. Сначал Reloaded показался немного невнятным и сумбурным (первые 15 мин) потом стало лучше, к концу у меня начала съезжать крыша (наконец-то!) и выходя из кино я ощущал себя так-же как после первой части.

В инете в основном фильм ругают. Дело в том что первый фильм был просто открытием, откровением и поэтому почти всем понравился. Сам фильм с самого начала срывал у зрителя крышу (срывание начиналось с того как Тринити побила ментов и заканчивалось тем что Нео поднимали на Навухаданосор) и весь остальной фильм зритель сидел без крыши (надо-же, "Ганнибал" вспомнился) и внимал Матрице. И выходил в полном восторге! Во втором фильме история продлжается, но у зрителя нет настроения которое он имел в конце первой Матрицы. Поэтому все супер-пупер возможности Нео не так вставляют, а философские разговоры напоминают бред. Но к конци фильма если пытаться понять о чем они там все время говорят (Оракул, Меровиган) то начинаешь ждать чего-то. И это появляется в виде довольно странной (много инфы за короткое время) встречи с Архитектором.

А потом уже как-бы врубаешся что братья Вачовски намутили очередную гениальную философию и замечательная сцена излечения Тринити и пока непонятная способность Нео остановить машину в реале только улучшают внезапное впечатление шока после Архитектора.

Многим не понравился Морфеус (Экслеру например) - типа на клоуна похож. Как мне кажется дело в том что в The Matrix Морфеус был этаким отцом всех времен и народов - говорил о пророчестве, учил драться, философствовал. В Reloaded нам показывают Сион - замечательный образец постапокалептического последнего пристанища людей, замученных своей тяжелой жизнью, не во что уже не веривщих и считающих Морфеуса этаким деревенским дурачком, верящим всяким глупым пророчествам (по крайней мере высшее руководство). Конечно при таком раскладе образ "Великого Морфеуса" несколько блекнет. К тому-же он теперь не "учитель" а только "вдохновитель".

Нео дерется суперски, но теперь заметно что обретя силы он точно не знает что делать чтобы "победить матрицу", к тому же боязн потерять Тринити (кошмары там всякие).

Что до action-сцен то они были великолепны, хотя и без особой "новизны". К сожалнению не было или я не заметил свой любимый спец-эффект - когда во время кунг-фу у Нео, как у более быстрого после движения конечности оставался след (как Mouse Trails v Windows), но это мелочь.

Сцена битвы с Смитвми (на улице). Не буду говоритьь какая она была классная скажу только что улетел Нео не потому что ему "захотелось", а потому что Смитов стало слишко много. В начале сцены их около 7, а по ходу действия на подмогу постепенно прибегает еще 93. Это слишком даже для Киану Ривза.

Агент Смит в исполнении Хуго Вивинга просто бесподобен. Он еще в первой части был таким "эталонным" и хотя во второй части он начал преобретать какие-то человеческие чувства, все рвано он такой-же. Сцена когда Нео улетел а Смиты остались - находка режисеров! В зале все смеялись и даже разразился гром аплодисментов! Такие лица могли быть только у Смиттов!!! И это хорошо что Братья всавили эту сцену - немного тонкой самоиронии никоиу не повредят (если бы не эта самоирония то о 007, например, все бы давно забыли).

Вот пойду еще раз через недельку, а потом еще, а потом DivX....
Чем больше смотришь тем лучше понимаешь все философские навороты! С первого взгляда (просмотра) бредовые и ничего не значащие "разглагольствования" начнут обретать смысл. И вообще если человек не понял фильм может дело в человеке а не в фильме

Ждем The Matrix Revolutions!

П.С.

Вспомните Матрицу. В сцене где Нео сидел в комнате для допросов (позже ему там рот запаяли), а мы это как бы увидели сначала в телевизорах а потом как бы пршли сквозь экран одного из них....Так вот это те-же ТВ что у Архитектора. Во как!


Juniper

Представим суть того, что нам показали (или того, что мы увидели) в М2R в виде кряксворда или просто шкалы a la Айзенк. На одной – мир: реальный мир, напротив – Матрица; на другой – субъекты: человеки, и, соответственно, машины, они же программы (не суть важно, просьба не пинать больно).
По порядку.

Вначале был… ну, пускай век 21. Один реальный мир. Но AI – уже больше не мальчик в соплях, он уже подтянул штаны и аккуратно в момент начала его пубертата… Трах-бабах, кто нанес удар, мы не заметили, но это простительно – удар, от которого исчезли тараканы (!), мог отшибить у людей что-нибудь и посущественнее, а так – легкая амнезия, не страшно. Короче, остались люди и машины. Потом кучка выживших сожгла небо, и этой кучке быстро подобрали применение. Но совсем мааленькая кучка людей, которой осталось бесконечно вырождаться, восстанавливая род человеческий (так вот отчего так много темнокожих! у них ведь сплошь доминантные.. как их..) отстроила город. И, накопив силы, люди потихоньку начали освобождать этих то ли клонов, то ли… А Матрица вовсю плодит баги, причем ей и раньше резко плохело – аж 6 раз (и здесь агроменный вопрос в сторону, к которому еще чуть ниже – кто такой Архитектор? Если самообучающаяся прога-машина-AI, то какой надо быть недоделанной, чтобы ну с 3-го раза не просчитать всю человеческую природу? А, может, ему все русские души/проги/книги/фильмы (откуда он о пороках-то узнавал, кстати?) для разбора попадались?.. тогда Нео надо быстрее с Архитектором кончать – чтоб не мучался, бедняжка…
Но, как выясняется, были заранее внесены допущения – те самые Избранные. 6 раз, когда препирало, они выбирали головой и оставались при своих – Зион цел, но и Матрица никуда не девалась, а наш вот взял, и проголосовал сердцем – что будет, увы, пока не знаем, но перспективы удручают (не попсового хяппового энда не могу прозреть).


icemax13

Я немного более конкретно определился со своими ощущениями после просмотра фильма, поймал себя на том что стал задавать себе вопросы по фильму..... стало казаться что не все так просто. Я понимаю что теперь стало модно пинать новую Матрицу и говорить о том что это полный отстой. Однако я согласен с Серым Псом...не все так просто. Но наверное это на уровне ощущений каждого человека ... одиному понравилось, а другому нет.

Сцена танцев, я задал себе вопрос - "Неужели причастность к этой оборванной и грязной толпе стоит многолетней борьбы? Кто больше счастлив и полноценен - люди живущие в Матрице или псевдоповстанцы?"

Потом разговор сенатора и Нео - "Кто кого контролирует машины людей или люди машин?" Люди не могут обходиться без машин, машины дают им жизнь в этом подземелье, машины обеспечивают их необходимым. Выходит что люди подконтрольны машинам из за свой зависимости.
Мистер Смит один из главных персонажей в 3 части (судя по трелеру, их противоборство с Нео в уже умершей Матрице подходит к концу), как и множество герое он появляется во второй части лишь на мгновения (порой не самые удачные) чтоб озадачить зрителя.

Еще одна незначительная на первый взгляд сценка - погоня, два человека возращаются из Матрицы, звонок телефона и один из них оказывается в безопасном Зионе ... другой остается ждать и встречается со Смитом, который копируется в свою жертву. После этого Смит переносится в другую реальность (реальность Зеона) с помощью "инфицированного" человека. Далее этот человек (не помню имени сорри) пытается убить Нео, когда тот идет в сторону лифта в Зеоне (сценка с ножом и разрезанной руке), но ему мешает выкрик того юнца который передает ложку.  В конце фильма, когда Нео лежит в коме мы видим что рядом с ним голова к голове лежит тот самый "инфицированный" Смитом человек.

Сценка у Архитекта..... Арихитект не удивлен, он говорит что встречается с Нео 6 раз, каждый раз Матрица погибает и перегружается. На многочисленных экранах мы можем видеть реакцию на происходящее разного Нео (Нео №1, №2 и т.п.) реакция разнится, т.е. в каждой своей следущей Матричной "реинкарнации" Нео оказывается другим человеком. Хотя человеком ли?
Конец фильма Нео говорит что что-то не так...он может чувствовать приближение боевых станций в реальности Зеона. Значит реальность Зеона не что иное как очередная Матрица созданная и существующая по своим законам.


ПФУК

Так значит. Перед нами история создания XP. Т.е. Нео это ядро написанное для NT ребятами конструировавшими Open VMS и он такой грамотный и все умеющий. Сидел себе и поскрипывал клавой. Потом его выдернули в "современный" интерфейс 2000 и тут началось, все фигово работает баги вирусы патчи всякие мерзкие, ну и среди этого бегает несколько нормальных прогов из других контор у которых тоже крыша едет, но они свято верят, что разработчики ядра NT не подведут. И они не подвели! Нема у MS проггеров переплюновших DECовских!

Смит это MS антипод Нео. Первая версия не вышла рылом, заколдобилась. Поскольку MS не любит переписывать свой софт, они просто увеличили количество рыл. Но, как известно, если собрать вместе 9 беременных женщин, то они не родят за 1 месяц, что и была подтверждено в М2.

Выставление кулаков при полетах со свехзвуковой скоростью знаменует полное пренебережением законами MS пространства, приличным софтом, можно было и ножку оттопырить, но это уже было бы нарушением корпоративной этики!
Близнецы - это просто задокументированные глюки. А остальные привидения и прочее - незадокументированные.

Француз инструкция по пользованию, как всегда, на другом языке. А вот мастер ключей действительно, из-за недоделанного интерфейса, преждевременного старения и сплющенного оптоволокна (кстати, не понятно почему 2, а не 4?), напоминает хакерскую программу.
Жители Зенона это коды кодировщиков третьих стран, для простоты окрашенные в один цвет.
Кто есть архитектор (ну, по крайней мере, он сам себя таковым считает), уже отгадали. А вт про бабушку-старушку, я бы не стал делать скоропалительных выводов. Больно уж она напоминает персонаж известного анекдота - "... они долго думали, совершенно правильно ответили и их ответ никому не нужен!"


Krich

Я, наверное, именно тот, на кого фильм рассчитывался: простой зритель с совершенно утилитарным подходом ко всему. Я смотрю то, что мне показывают, а философию достраиваю по-минимуму. Ну и получаю удовольствие, разумеется.

Так вот, сюжет там есть и он совершенно прямо изложен. Очень хорошо, что братья Вачовские (БВ) развили характеры героев, и ввели много новых.

Морфеуса мы видели в первой Матрице как полубога - героя, лидера и вождя. Но у реальной личности всегда есть дополнительные стороны, и Морфеус показан со стороны как он видится другим: фанатик-сектант, сошедший с ума от игры в doom, и готовый игнорировать прямой приказ командования (и поставить под удар других) из-за своих идиотских верований -- с одной стороны; и все-таки прекрасный капитан, вытаскивающий много народу из Матрицы -- с другой. Мне также очень понравилась линия Найоби (какого нехорошего слова её стали вдруг величать Ниобеей? Ах вам известен греческий миф о происхождении её имени? Я восхищен Вашей эрудицией, вы несомненно достойны пирожка с полочки. Но девушка -- не древняя гречанка, а, наоборот, Зионка, и зовут её Найоби. Но это так, оффтоп). Найоби была подругой Морфеуса (симпатичного и колоритного мужика) до тех пор, пока он не сошёл с ума и не ударился в сектантство, после чего его естественно бросила. Очень естественно, логично и жизненно. Кстати, её избранник -- командующий Локи -- вполне достойный командир, предвидящий действия машин и неплохо рассчитывающий где и как их перехватить. Он не любит Морфеуса (не из-за Найоби, она-то уже с ним) а просто опасается доверять психически больному подчиненному.

С другой стороны, у Морфеуса есть свои основания: он не слепой верующий, принимающий Догму, а убежденный “экспериментом”: все, что Оракул предсказывал -- выполняется. И, видимо, верит не он один: старый консул его поддерживает. До того, что разрешает практически дезертирство его корабля перед боем когда Морфеус требует дежурства для консультации с Оракулом; и посылает ещё 2 корабля на помощь позже. Вроде как не то, чтобы на 100% верит, но и не мешает -- по принципу: “А вдруг в этом что-нибудь есть?"... В конце концов, Морфеус действительно нашёл Нио, многое из предсказанного сработало, людей они перетаскивают в 10 раз быстрее теперь -- благодаря Морфеусу...

А предсказания -- естественно сбываются: их сбыча вполне в руках Архитектора и Оракула (во всяком случае, внутри Матрицы они могут творить что хотят). И по мессианству братья Вачовские проехались основательно и вроде как повеселились насчёт наших других суеверий (призраки, вампиры) -- тоже. То есть, вроде как существует “естественное” их объяснение как глюков программы, а мы сами живем в Матрице. Кто сказал, что у них юмор пропал? Все на месте.

Да, там ещё шутка роскошная: когда Нио в первый раз взлетает -- оператор комментирует: "He's doing that Superman thing". БВ веселятся от души.

Наезды на то, что негров много -- матрица кого хочет, того и клонирует, скажем, от них энергии больше.

По поводу гигиены на корабле -- все правильно, на корабле Нио с Тринити не трахались (грязно), а в Матрице -- стеснялись, поэтому и не могли дождаться, когда в Зионе лифт довезет их до квартиры с душем.

Зачем долгая драка со 100 Смитами? Архитектор его знает. Может, тренируется мужик просто.

Нио гоняют по кругу с препятствиями, чтобы проверить его геноти... er... код, а заодно и довести эту самообучающуюся программу до той кондиции, когда его код будут инсталировать при ресете. И он-таки обучается: может видеть код пирожков со слабительным; сопротивляться СмитоВирусам; выискивать и исправлять баги, внесенные пулей в сердце и перезапускать Тринити сразу в режиме поцелуев.

Ещё очень понравились два момента: в первой матрице герой прежде чем пристрелить негодяя или агента (или стукнуть агента об потолок в прыжке), цедят сквозь зубы one-liner, и только потом стреляют (скоростному агенту, способному уворачиваться от пуль хватило бы этого времени завязать Тринити бантиком, а Нио -- придушить). Здесь -- сначала стреляют, потом говорят. Не иначе БВ <Evil Overlord>а прочитали.
Второй момент -- когда подруга оператора долго уламывает его взять амулетик -- и он нигде не играет. Если не сыграет и в тетьeй серии -- будет просто класс.

Ну а если они ещё и объяснят главный ляп -- нахрена добывать энергию из людей -- я буду в полном восторге.
Резюмирую: классный фильм, очень зрелищный, с кучей трюков и неплохим связным и логичным сюжетом. Большая логичность пошла бы во вред зрелищности.


© 1998–2024 Alex Exler
29.05.2003
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме:
Нужно ли смотреть:
Комментарии 0