Любовь по правилам... и без / Something's Gotta Give
29.03.2004 18728   Комментарии (2)

Гарри Сэнборн (Джек Николсон) - медиамагнат. Этот уже сильно немолодой мужчина вовремя сумел понять, что неразборчивое бормотание под полузабытую музыку, которое называют рэпом, может принести много-много денежек, в результате чего своевременно организовал звукозаписывающую компанию, и она за весьма короткий срок стала одной из самых крупных в стране. Так что Гарри - очень и очень богат. Однако он занимается не только звукозаписью. У него еще есть всякий разный модельный бизнес - просто так, для души. Потому что модельный бизнес - это модели. А модели - это красивые и статные молодые девки, каждая из которых готова позволить Гарри покормить ее ужином в дорогом ресторане, потанцевать ее там же, а потом уложить в постельку в роскошном особняке Гарри. Ну да, Гарри уже немолод. Ему чуть больше сорока. Года на двадцать три побольше сорока. Зато он очень богат, по-своему привлекателен - все тем же богатством, - а кроме того, любой девушке может устроить карьеру. Так почему бы и нет?..

Впрочем, Мэрин Бэрри (Аманда Пит) - не из той серии. Она из состоятельной семьи, а кроме того, сама зарабатывает очень и очень неплохо, работая аукционером в "Christie's". Но она тоже стала подружкой Гарри. Из каких соображений? А черт ее знает. Вероятно, Гарри все-таки сумел ее чем-то очаровать. Иначе зачем бы Мэрин пригласила Гарри провести уикенд в загородном доме своей матери - известной писательницы Эрики Бэрри? А она пригласила! Причем в тот момент, когда мать была в отъезде. Значит, Мэрин с Гарри намеревалась - что? Правильно, предаться греху.

Но не получилось! Эрика (Даян Китон) вместе со своей сестрой Зоей (Фрэнсис МакДорманд) также решили провести уикенд в этом доме, в результате чего возникла пикантная ситуация: старина Гарри, одетый в элегантные трусы и рубашку, роется в холодильнике, на пороге дома стоят Эрика с Зоей, слегка одуревшие от открывшейся их взору картины, а на втором этаже Мэрин надевает купальник, чтобы броситься в ласковые объятия то ли Гарри, то ли хлорированной воды бассейна...

Однако в конце концов с пикантной ситуацией разобрались, и Эрика предложила Мэрин и Гарри провести этот уикенд с ними, потому что не выгонять же Гарри на улицу, правильно? Тем более что он такой старый - еще развалится где-нибудь по дороге... Что интересно, Гарри предпочел развалиться прямо в доме: в момент легкомысленных танцев после ужина Гарри упал на пол и стал немножечко умирать от сердечного приступа. Любвеобильного старикана отвезли в больницу, где молодой и симпатичный доктор Джулиан (Киану Ривз) чуть было не добил Гарри, потому что вколол ему лекарство, которое несовместимо с виагрой... Ну да, Гарри принял виагру. Как зачем? Что вы задаете идиотские вопросы?

К счастью, у Гарри оказался не инфаркт, а просто сердечный приступ. Потому что нефиг в его сорок с двадцатитрехлетним хвостиком плотно обедать, принимать виагру, а потом козлить в танцах, как будто ему столько же, сколько его подружке. Ну да, у Гарри традиция - последние сорок лет встречаться только с двадцатилетними. Но возраст - он дает о себе знать. Пора и остепениться...

Все это доктор Джулиан объясняет Гарри, после чего категорически запрещает медиамагнату возвращаться в город в ближайшие несколько дней. Гарри, говорит Джулиан, должен быть все время рядом. Например, в особняке этой вашей подружки, Мэрин... И вот тут Джулиан выясняет, что маман этой Мэрин - сама Эрика Бэрри! Любимая Джулианом писательница Эрика Бэрри! Джулиан перечитал все ее книги и пересмотрел все спектакли, поставленные по произведениям Эрики. Так что отлично! Гарри должен погостить несколько дней у Эрики, а Джулиан таким образом получит возможность его навещать...

И вот тут начинается полная свистопляска. Потому что Мэрин уехала в город, оставив Гарри с Эрикой наедине. А у них, разумеется, начался роман - совершенно неожиданно для Гарри, который спец только по двадцатилетним и уж никак не по пятидесятисемилетним, и для Эрики, у которой секса не было столько лет, что она давно забыла, как это вообще делается...

***

Если бы я до этого не видел никаких фильмов Нэнси Мейерс, то я бы долго и нудно удивлялся весьма своеобразному построению этой картины: живенькая и вполне забавная первая треть, совершенно невнятная вторая треть и чудовищная последняя треть с этим до предела дурацким хэппи-эндом. Однако я смотрел "Чего хотят женщины", поэтому знаю, что у Нэнси это фирменный стиль. Она находит весьма неплохую идею, начинает ее разрабатывать, а потом сама перестает понимать, что же, собственно говоря, она снимает, после чего превращает неплохую комедию в сборник штампов из дамских романов для очень умудренного возраста, а в финале повозка с фильмом аккуратно заваливается набок в канаву, причем все это действо сопровождается слезами и соплями, взлетом розовых и оранжевых воздушных шариков, дружескими объятиями, поцелуями и торжественным хором имени Кондратия, исполняющим волнующую кантату: "Ребята, давайте жить дружно!"

Дурдом, короче говоря. Первую треть я смотрел вполне с интересом и недоумевал, почему многие критики обругали фильм с головы до ног. Вторую треть я смотрел в тоске, периодически выбрасывая флажок "Ну когда же это закончится?!!", и под словами некоторых критиков готов был вполне подписаться. Ну а когда Нэнси запустила третью молодость - величественные в своем идиотизме четвертьфинал, полуфинал и финал как таковой, - то я, обратив лицо небу, задавал только один вопрос: "Почему критики ругали этот кошмар такими мягкими словами?"

Хорошо видно, что Нэнси (как сценаристка и как режиссер) толком не понимала, что дальше делать с главными персонажами. Потому что все было более или менее продумано до их постели: забавная ситуация, кое-какие гэги (я не считаю удачной находкой голую Даян Китон, но и также не считаю это ужасным преступлением против нравственности; меня, если честно, просто не зацепило), романтическая комедия, аккуратная любовь молодого доктора к старушке-писательнице и все такое. А вот что делать после постели - было не ясно. Поэтому, вместо того чтобы аккуратно закончить фильм и получить от нас с котом Бубликом твердую четверочку, Нэнси занялась биологическим моделированием, заставляя главных героев вести себя так, как это пригрезилось пятидесятичетырехлетней писательнице (самой Нэнси).

Нет, я вовсе не против простой человеческой любви в солидном возрасте! Я даже готов принять любовь в богатом доме с хорошим концом (я не о сердечном приступе)! Но мне не нравится, когда это все так фальшиво и натянуто. Я понимаю, что Нэнси мечтает о внезапной любви тридцатисемилетнего паренька. Более того, я вполне уважаю ее мечты и искренне желаю, чтобы такой паренек где-нибудь когда-нибудь проклюнулся. Но "внезапно вспыхнувшая любовь" к Эрике Джулиана в исполнении Киану Ривза выглядит такой же искусственной, как и любовь экранных "врачей-стоматологов" к жвачке "Ригли-сперминт".

Вероятно, фильм мог бы стать значительно лучше, если бы его поставил какой-нибудь режиссер-мужчина (я вовсе не шовинист, просто в данном случае требовалось хоть как-то уравновесить чисто женские заносы Нэнси). Но, увы, этого не произошло, поэтому мы имеем возможность наблюдать, что получается, когда дама-режиссер начинает воплощать свои же сценарные фантазии.

Даян Китон играет откровенно плохо. Очень сильно переигрывает и вместо комедии получается какой-то дешевый водевиль с большими претензиями. Сцены ее истерик после расставания с Гарри, когда она добивает свою великую пьесу, лично мне показались совершенно бездарными. А уж эпизод с этой великосветской писательницей, которая, выпивая "Дайкири" за ужином, рыгает на весь ресторан точно так же, как какой-нибудь фермер из Айовы в местном баре, - по поводу такого юморка совсем нечего сказать. Уж если даже дамы нынче считают, что это должно быть смешно, особенно в данном контексте, значит, я вообще мало чего понимаю в этой жизни.

Киану Ривз вполне под стать Даяне Китон. Он точно так же ни черта не понимает, кого, собственно, он играет, а главное - зачем, в результате чего его доктор Джулиан выглядит как какой-нибудь пластиковый Кен, которого пятидесятилетняя девочка решила поженить с пятидесятисемилетней куклой Барби. Получилась чушь несусветная. А если еще вспомнить, что Нэнси заставила сделать доктора Джулиана в финале... (Тут Экслер не выдержал и плюнул в сердцах... В кота Бублика не попал. Однако кот все равно проснулся и удивленно посмотрел на Экслера - мол, что за эмоции, мой друг? Сделал бы как я - продрых бы мирно весь фильм и остался бы доволен...)

К Джеку Николсону претензий нет. Он как раз делает все возможное, чтобы хоть как-то разгрести это болото, поэтому его персонаж получился самый яркий. Однако и Николсон где-то с середины фильма уже ничего не может поделать с этим сценарием и с этим режиссером. Хотя и очень старается.

Аманда Питт - прелесть. У нее как раз почти все эпизоды приходятся на первую треть фильма, поэтому Аманда тут меньше всего пострадала, а посмотреть на нее - одно удовольствие. Эдакий очаровательный мотылек, которому что Гарри, что не Гарри - глубоко по барабану. Типаж, в общем, тоже совершенно плоский - благодаря писательскому таланту Нэнси Мейерс, - однако Аманда ухитрилась даже из подобного персонажа сделать что-то вполне очаровательное...

Однако, что интересно, этот фильм по миру сделал совершенно сногсшибательную кассу - 230 миллионов при 16 миллионах бюджета (похоже, что в цифру бюджета не были включены гонорары Николсона и Ривза, которые на данный момент составляют соответственно 10 миллионов и 15 миллионов за фильм). Почему? Да черт его знает. Вероятно, они сумели разглядеть в этом фильме что-то такое, что мы с котом Бубликом в упор не увидели. Впрочем, все мои знакомые фильм ругают точно так же, как и я, - и меня это слегка успокаивает.

Резюмирую. Я бы спокойно прожил и без этого фильма. Неплохая первая треть вовсе не извиняет тот тоскливый дурдом, который начался со второй трети фильма. Больше я фильмы Нэнси Мейерс смотреть не буду, это уже понятно. И если вы хотите найти меня в списке людей, которые считают "Любовь по правилам... и без" милой романтической комедией, то вам придется искать очень и очень долго. Без какой-либо гарантии положительного результата.

© 1998–2024 Alex Exler
29.03.2004
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3+
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 3
Сценарий 3
Кратко о фильме:
прилично в начале, средненько в середине и совсем паршиво в конце
Нужно ли смотреть:
нет
Комментарии 2

Только вчера посмотрел этот фильм. С рецензией во многом согласен, но не во всём. Поймал себя на мысли что если бы посмотрел бы это кино в 2003-ем, видимо тоже придирался бы к нему гораздо больше 😄
28.10.14 08:33
0 0

Я так понимаю, что автор будет сильно удивлен... Но Киану Ривза и Даян Китон полтора года после фильма связывали романтические отношения...
Что же касается дочери, которая сама зарабатывает на жизнь - бывают строгие родители и среди зажиточных людей, особенно когда они сами все время работают.
30.01.12 07:55
0 0