История с ожерельем / The Affair of the Necklace
20.06.2002 21620   Комментарии (0)

Папа маленькой Жанны Валуа, чей род восходит к королям, позволил себе непозволительную роскошь обличать монархию и говорить, что бедные - не такие уж плохие. Это была откровенная нахальства с его стороны, потому что сам он, как представитель благородного рода, жил в роскоши и довольстве, так что неудивительно, что монархия некоторым образом за себя оскорбилась. А оскорбившись, отомстила. И у папы маленькой Жанны отобрали дворец, все имущество, ну и заодно и жизнь, чтобы он больше не позволял себе позволять такие непозволительные крамолы (не знаю, как вы, а я эту фразу считаю просто шедевром)! Мама Жанны тоже не вынесла монаршей немилости в виде гибели папы, поэтому ее участью стала все та же хладная могила. И осталась Жанна - одна одинешенька. Лишенная титула, а главное - фамильного замка.

Это введение. Выведение заключается в следующем: Жанна на могиле папы и мамы дала страшную клятву вернуть фамильный замок во что бы то ни стало!

Сначала детка идет вполне закономерным путем: пишет массу прошений, пытается каким-то образом попасть на прием к министру титулов и королеве - но все тщетно! Монархия решила в корень извести род Валуа - негодяев, посмевших выступить, хоть и пассивно, против монархии, - поэтому малютка Жанна может хоть до умопомрачения шататься по приемным и выделывать всякие кундштюки (например, как-то раз она притворно упала в обморок прямо под ноги королеве, сжимая в ручке свернутую бумагу с прошением) - ничего у нее не выйдет. По мнению монархии, девушке следовало быть менее настырной и не пытаться восстановить неугодное Сенату и народу Рима имя. Ей бы, например, стать какой-нибудь вышивальщицей, либо же гризеткой, может быть, консьержкой, либо же - шоколадницей...

Но Жанна (Хилари Суонк) - не такая! В ее жилах бегут кровяные тельца неистовых Валуа, чьим девизом был старинный клич: "Не все то заяц, что носится по полю", поэтому она решила, как юный Вовка-морковка, пойти другим путем...

Разумеется, одной девушке не справиться. Времена, как вы понимаете, были суровые, поэтому Жанна нуждалась в некотором руководстве. Правда, у нее на момент активного восстановления справедливости уже был муж - граф Николас де ла Мотт (Эдриен Броуди), однако малютка Жанна вышла за него исключительно по расчету - ради титула и положения в обществе, - поэтому от мужа было мало проку. Кстати, какой при этом замужестве был расчет у самого красавца графа, обожавшего интрижки с актрисками, - история умалчивает.

Активную руководящую и направляющую роль Жанна нашла в лице и еще некоторых других частях тела жиголо Рито де Вилетт (Саймон Бейкер), у которого было тяжелое детство: отец - алкоголик, мать - проститутка, поэтому Рито отлично ориентируется во всех хитросплетениях самого дна парижского высшего общества.

Перед Жанной - светлая цель: восстановить свое доброе имя, а главное - вернуть себе родовой замок. Цель, как вы понимаете, чистая и благородная, поэтому нет таких грязных способов, которые нельзя было бы использовать для ее достижения. Жанна решилась на весьма своеобразную авантюру, связанную с неким бриллиантовым ожерельем...

Это потрясающее по красоте и стоимости украшение было изготовлено придворными ювелирами для любовницы короля Людовика XV, однако тетку отлучили от двора, и ожерелье осталось невыкупленным, принеся ювелирам кошмарные убытки. Они попытались было предложить ожерелье королеве, но та была оскорблена тем, что ожерелье изначально предназначалось не ей, а какой-то любовнице, поэтому отказалась выкупить украшение...

И вот тут Жанна решила сделать следующее: она от имени королевы, с помощью подделанных писем, предложила кардиналу Луи де Роану (Джонатан Прайс) выступить гарантом приобретения этого ожерелья. Расчет был простой. Кардинал выкупит ожерелье, Жанна возьмется передать украшение королеве и присвоит его. Королева, разумеется, не заплатит, а кардинал не станет протестовать, чтобы не быть замешанным в скандале, затрагивающем высокородных особ. Кроме того, кардинал надеется, что королева сделает его, как Ришелье, премьер-министром, и Жанна ловко на этом играет. У кардинала есть свое доверенное лицо - граф Калиостро (Кристофер Уокен), который поначалу Жанне сильно мешает, но девушка нашла способ и его склонить к сотрудничеству с ней.

Вот таким образом и начинается эта хитрая и сложная интрига, которая в конечном итоге - по мнению создателей фильма - привела к французской революции и обезглавливанию царственных особ.

***

Моя тетушка очень давно придумала свое определение душещипательным мелодрамам из богатой жизни. Она их назвала: "Любовь в богатом доме с хорошим концом". И несмотря на то, что определение, быть может, звучит несколько двусмысленно, я считаю его крайне удачным. В данном случае мы как раз и имеем "Любовь в богатом доме с хорошим концом". Правда, с небольшим уклоном в высокий штиль, пафосные чувства и трагическое негодование распущенностью высшего света.

Впрочем, все эти высокие штили не стоят выеденного яйца. Конечно, было слегка обидно за малютку Жанну, когда ее папашу немного убили, а родовое гнездо разворошили, однако дальнейшее поведение девчушки вряд ли должно было стать эталоном для правильных девочек и мальчиков. Поэтому учиться у нее нечему! Морали в этой истории нет никакой! Даже хотя бы моей любимой "спички - детям не игрушка". Потому что Жанна, если хорошенько подумать, редкостная мерзавка.

Ну да, враги, конечно, сожгли родную хату и все такое, но девчушка попросту сперла ожерелье стоимостью в миллион французских долларов тех времен, при этом со страшной силой подставив: своего любовника Рито (он очень здорово пострадал), мужа Николаса (правда, он внакладе не остался, но был вынужден бежать из Франции), кардинала де Роана (его святейшество еле-еле выпутался после этой совершенно колоссальной подставы, но стал полнейшим импотентом, а ведь раньше был мужик - ого-го какой кардинал!), ну и королеву заодно, которой просто-напросто отсекли голову.

Конечно, кардинал тоже был не подарок. Де Роан, что называется, был обуреваем страстями, а фраза "помолимся вместе" в его устах означала обычный минет, то есть молиться следовало кардиналу, а не его Верховному патрону. Да и наставление на путь истинный своих прихожанок де Роан производил тоже вовсе не с помощью святого елея, а совсем, как вы понимаете, даже наоборот. Но это были его проблемы! Тем более, что прихожанки оставались вполне довольны, ведь де Роан - всем кардиналам кардинал! Прихожанки считали, что через него на них исходила божья благодать. Впрочем, почти так оно и было. Так что не очень понятно, с какой стати Жанна так жестоко поступила с этим, безусловно, достойным человеком. Да и королева пострадала совершенно напрасно! Однако хватит углубляться в пучины сюжета. Поговорим по существу...

Сюжетик, прямо скажем, так себе сюжетик. Сначала сплошная драма, затем, когда Жанна встречается с Рито, практически комедия, после этого - запутанный детектив, а напоследок - слезливая мелодрама. Утверждается, что это все поставлено по реальным событиям. В общем, так оно и есть, потому что какая-то история с ожерельем в те времена действительно имела место быть, но по более-менее достоверным данным выкрасть ожерелье решил авантюрист граф Калиостро, а графиня Жанна де ла Мотт-Валуа ему просто помогала. Авантюра была раскрыта, Калиостро арестовали и выслали из Франции. Что сталось с Жанной - вроде, точно не известно. По некоторым сведениями она оказалась в Англии и написала книгу о своей жизни. Но уж точно ожерелье не вызывало декапитацию (очень модное слово) королевской семьи и не разбудило, подобно истории с декабристами и Герценом, французскую революцию.

Впрочем, поставлено это все, врать не буду, довольно пристойно. Основные претензии все больше к сюжету и общей направленности всего фильма, а не к постановке. Костюмы и декорации - безусловно, очень хороши (кстати, фильм как раз и выдвигался на Оскара за костюмы). Актеры тоже играют очень и очень неплохо. Не понравилась мне только главная героиня - Хилари Суонк, - а вот все остальные вполне заслуживают того, чтобы посмотреть на их игру. Рито в исполнении Саймона Бейкера - очаровашка, старательно пытающийся быть мерзавцем. Мил, приятен, симпатичен и убедителен. В других фильмах (в частности, в "Секретах Лос-Анджелеса" и в "Красной планете") он мне совершенно не запомнился, а здесь... Весьма хорош Эдриен Броуди в роли мужа Жанны. Эдакий парижский хлыщ, коварный соблазнитель, подлый негодяй. Классно сыграно, типаж - совершенно убедительный, однако при этом не лишенный довольно симпатичных черт. Вот все-таки люблю я, когда подлые соблазнители хорошо выглядят на экране. Уж и не знаю, откуда это во мне.

Но главные комплименты, конечно, Джонатану Прайсу - кардиналу де Роану! Вот где величие порока! Вот где кипение страстей, вот где низость высот в самом широкомасштабном смысле! Прайс - актер универсальный. Он с одинаковой достоверностью играет как очень наивных юношей, стремящихся к торжеству справедливости, так и высокородных негодяев. Данная роль - просто шедевр! Я был очень впечатлен и рекомендовал бы посмотреть картину хотя бы только из-за него! А если учесть, что Бейкер и Броуди весьма удачно дополняют в актерский ансамбль, лишнюю изюминку которому добавляет всегда интересный Кристофер Уокен, становится понятно, что актеры - это главное, что есть в фильме!

Джоэли Ричардсон, играющая Мария Антуанетту, очень хорошая актриса (она мне весьма понравилась в фильме "Все возможно, бейби"), но в данном случае, как мне показалось, это просто не ее роль. Особых претензий нет, однако... Ну не Мария Антуанетта это, хоть убейте!

Резюмирую. Сценарий - не фонтан, однозначно. Акценты расставлены не те и не там, а ведь могла бы получиться премиленькая история, если из нее убрать ненужный пафос. Постановка - вполне неплохая, работа художников и декораторов - весьма на уровне. Актерский ансамбль, если не считать не слишком удачную главную героиню, на очень высоком уровне. Ради него я бы даже рекомендовал посмотреть этот фильм, хотя по совокупности вряд ли поставлю выше четверочки с бо-о-о-ольшим минусом!

(грустно) Ну что им стоило получше проработать сюжет? С такими актерами можно было бы сделать просто шедевр!

© 1998–2024 Alex Exler
20.06.2002
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
аморальная морализаторская трагедия
Нужно ли смотреть:
можно, но только из-за актеров и костюмов
Комментарии 0