Рейтинг Кинопоиск: 7,5
Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Гильермо дель Торо
Отзыв кота Бублика
К сожалению, Дель Торо завалил свою жестокую, но теплую сказку грудой костюмов, декораций и трупов, сверху щедро смазав цветокоррекцией. Эта история о Франкенштейне и его монстре уже не про жизнь и смерть, она — про красное и черное.
Слава Карнаев, Сеанс
«Франкенштейн» Гильермо дель Торо сам по себе похож на порождение сумрачного гения безумного учёного — каждый кусочек по отдельности вроде бы выглядит нормально, но сшитый в единый хронометраж авторской волей, производит впечатление чего-то...
Алексей Абросимов, КГ-портал
Никакой ревизии жанра, только робкая попытка нащупать «Сумерки». И в ней ровно одно достоинство — Миа Гот, словно вышедшая с картин фламандцев.
Денис Виленкин, Афиша
Первым минусом картины явилось появление Клэр (Мия Гот). Актриса настолько пластиковая, что сцены с ней вызывали улыбку.
Jinoman Kinoman
Визуально это совершенство, впрочем как всегда у Дель Торо. Содержательно же мало что нового, но хотя бы скучно не было. В целом нормально. Но образ монстра мне не зашёл. Слишком красивый, словно для девочек, отдает Сумерками. Почему Гильермо не позвал Перлмана, не понятно.
Damien Shultz
Подробно мои мысли о фильме изложены в блоге.
Кряква Рекс
Где-то в Арктике во льдах замерзает датский корабль, капитан которого собирался достичь Северного полюса. Команда пыталась освободить судно, и вдруг они услышали неподалеку сильнейший взрыв. Капитан Андерсон (Ларс Миккельсен) с несколькими матросами отправился к месту взрыва и там они обнаружили какого-то израненного мужчину с протезом вместо ноги.
Его перенесли на корабль, но вдруг из тумана появляется монстр - существо очень большого роста, которое требует отдать ему этого мужчину. Моряки пытаются справиться с монстром с помощью багров и другого холодного оружия, но на него это все не особенно действует, и только выстрел из мощного трехствольного ружья отбрасывает монстра в воду, и он пропадает из вида. Но капитан опасается, что монстр еще вернется.
Пришедший в себя мужчина назвался Виктором Франкенштейном (Оскар Айзек). Капитану на корабле скучно, корабль все равно пока заперт во льдах, и Виктор начинает рассказывать Андерсону историю своей жизни.
Виктор - сын известного хурурга Леопольда Франкенштейна (Чарльз Дэнс). Леопольд воспитывал сына в большой строгости, за невызубренные уроки бил, и только матушка баловала сына, и он с ней был очень близок. Однако она умерла при родах младшего брата Виктора Уильяма, и Виктор не смог простить отцу, что тот ее не спас.
После этого он стал одержим идеей бессмертия. Он хочет доказать, что с помощью достижений науки возможно создать живое существо из неживого.
Когда Виктор вырос и стал известным ученым, он стал проводить всякие опыты с попытками воскрешения трупов и в этом достиг небольшого прогресса. В какой-то момент к нему домой пришел богатый оружейный промышленник Харландер (Кристоф Вальц), который предложил Франкенштейну практически неограниченное финансирование для его экспериментов.
А тут еще и Первая мировая, на полях сражений - куча трупов для опытов, и в конце концов Виктору удалось создать в своей огромной лаборатории, под которую приспособили старую башню, живое существо, скроенное из нескольких мертвых людей.
***
Гильермо дель Торо много раз рассказывал в интервью, что роман Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" у него с детства был настольной книгой, а экранизация романа Джеймсом Уэйлом в 1931 году, где монстра Франкенштейна играл Борис Карлофф в умопомрачительном гриме, произвела на него совершенно неизгладимое впечатление.
И режиссер последние лет двадцать вынашивал идею постановки своей собственной версии этого классического романа, который, кстати, считается одним из первых научно-фантастических произведений.
Гильермо не смущало, что это, наверное, самый экранизируемый роман в истории кинематографа: только полнометражных фильмов с различными образами Виктора Франкенштейна и его монстра насчитывается более 400 (есть еще короткометражки и сериалы), а именно непосредственно экранизаций этого романа выделяют порядка пятнадцати.
Но у режиссера было свое видение экранизации этого романа, ему для воплощения всех идей требовался большой бюджет, и он долго не мог получить финансирование, пока наконец у него не началось сотрудничество со стриминговым сервисом Netflix. Для Netflix режиссер в 2022 году снял анимационную картину "Пиноккио Гильермо дель Торо" с бюджетом в $35 млн, фильм получил "Оскара" как лучший анимационный фильм (вполне, замечу, заслуженно), после чего режиссер наконец-то получил возможность снять свою собственную экранизацию, причем выделенный бюджет - $120 млн - позволял Гильермо в полной мере реализовать все его планы.
Однако финансирование стримингового сервиса - это, с одной стороны, возможность режиссеру поставить те картины, которые он хотел, причем без обычного в таких случаях диктата продюсеров и студии, однако, с другой стороны, стриминговые сервисы не разрешают пускать свои оригинальные картины в кинотеатральный прокат: делается только очень ограниченный прокат для того, чтобы картина могла претендовать на "Оскар". И это означает, что почти никто не увидит картину на большом экране.
И если, например, такие картины, как "Ирландец" или "Убийцы цветочной луны" (его финансировал Apple TV+, но сути дела это не меняет) особо нет смысла смотреть в кинотеатре, то уж как раз "Франкенштейн" Гильермо дель Торо еще как имело смысл посмотреть на большом экране - это очень зрелищная работа!
Я, как известно, до просмотра фильма никакие рецензии никогда не читаю, а вот после просмотра - еще как читаю: в одних случаях мне интересно сравнить мое мнение с мнением известных кинокритиков, в других случаях - чисто поржать, потому что есть кинокритики, обычно пишущие редкостную белиберду. Также я нередко почитываю топовых англоязычных критиков - сравнить впечатления.
В случае с "Франкенштейном" получилось забавно. Одна половина критиков отдает должное мастерству Гильермо дель Торо как постановщика и отмечает масштаб декораций, но при этом пишет, что это всего лишь еще одна экранизация самого экранизируемого романа, и что режиссер не привнес в эту экранизацию ничего нового.
При этом вторая половина пишет о том, что в этой картине они увидели новое прочтение романа, и что постановщик заметно изменил концепцию прочтения этого романа, и его экранизация не сильно похожа на другие.
Я, если честно, роман читал очень давно, подробностей почти не помню, но основную канву помню хорошо, и я считаю, что тут все-таки правы те, кто говорят, что это вполне оригинальная интерпретация романа.
Гильермо дель Торо сделал важную вещь, которая, насколько я понимаю, в предыдущих экранизациях не встречалась. Здесь эта история рассказывается от лица двух разных персонажей - самого Виктора Франкенштейна и от лица Существа (оно в конце концов приходит на корабль и рассказывает эту историю капитану). И у дель Торо Существо выглядит заметно менее мрачным и жестоким, чем в других экранизациях. Страдающее - да. Пытающееся как-то найти свое место в этом мире - тоже да. Но это именно Существо, а не Монстр. Потому что монстром здесь, конечно, скорее выглядит сам Виктор Франкенштейн.
На роль Виктора режиссер изначально планировал актера Оскара Айзека: Гильермо говорил, что ему было нужно, что Виктор выглядел не как типичный ученый, а скорее как рок-звезда - и Оскар Айзек для подобной роли подходил на все сто. Кроме того, он отличный актер, и ему замечательно удалось продемонстрировать всю одержимость Виктора его идеей, и тем, в какой ужас он пришел, когда понял, кого он в итоге сотворил.
С Существом было все непросто. Первоначально его должен был сыграть Эндрю Гарфилд, и команда гримеров потратила девять месяцев на то, чтобы создать для Эндрю образ Существа, а потом из-за переноса даты начала съемок у Эндрю не совпало расписание, на роль Существа пригласили австралийского актера Джейкоба Элроди, а он почти двухметрового роста и на 20 сантиметров выше Гарфилда, так что команде гримеров пришлось спешно адаптировать этот образ под Элроди.
Джейкобу пришлось очень нелегко в этой картине. Его сложнейший грим могли накладывать до десяти часов, и перед утренними съемками Джейкоб в десять вечера садился в кресло гримеров, в котором проводил всю ночь, и ему иногда приходилось работать по двадцать часов в день. При этом, как рассказывал режиссер, Элроди никогда не жаловался, а наоборот - очень воодушевлено работал над этой ролью.
И там с точки зрения грима и постановки было интересное решение: первоначально Существо выглядит пугающе, его лицо и тело сшито из разных кусков, оно двигается как какой-то кадавр (я читал, что Элорди для движений Существа использовал элементы японского танца буто), но позже, когда Существо проходит определенный путь развития, на его лице постепенно проявляются человеческие черты.
Трудно изображать какие-то чувства в столь сложном гриме, но у Джейкоба получилось создать сложного и неоднозначного персонажа, которому хотелось сопереживать.
Актриса Миа Гот тут играет сразу две роли - мать Виктора в его детских воспоминаниях и Элизабет - невесту младшего брата Виктора, к которой сам Виктор неравнодушен. В романе Элизабет была такой ангел чистой красоты, а здесь она - волевая девушка, имеющая свое собственное мнение по различным вопросам и умеющая его отстаивать. Плюс у Элизабет - очень эффектные платья, и она здесь - как такой причудливый экзотический цветок. Хороший персонаж, очень понравилась.
У Кристофа Вальца тут достаточно небольшая роль этого оружейного промышленника, который спонсирует эксперименты Франкенштейна в своих собственных интересах. В книге, насколько я помню, этого персонажа нет вообще, но здесь и действие из конца XVII - начала XIX века перенесено в начало XX века, Первую мировую: видимо, режиссеру было важно показать, что Существо создано именно из тел солдат, павших на поле битвы - эдакая коллективная военная травма. Из этого, видимо, и возник производитель оружия, который страшно разбогател на военных поставках.
Визуально это все сделано очень здорово - Гильермо дель Торо умеет это как никто другой. При съемке он практически не использовал зеленые задники и компьютерную графику, все декорации возводились по старинке, это хорошо видно и производит большое впечатление. Там даже корабль, на котором происходит не так много действия, построили в натуральную величину, а уж башня-лаборатория Франкенштейна - это фактически визуальный шедевр.
Что в итоге? Нам с котом Бубликом очень понравился этот фильм. Он очень здорово поставлен, отлично сыгран, в нем есть чисто режиссерская интерпретация оригинального романа (что бы там ни говорили некоторые критики), и это вполне достойная просмотра картина. Мы ничуть не разочарованы, а в чем-то даже и очарованы. Но такое с фильмами данного режиссера у нас бывает нередко.
Официальный трейлер:
| Зрелищность | 5+ |
| Актерская игра | 5 |
| Режиссерская работа | 4+ |
| Сценарий | 4+ |
готично и впечатляюще
вполне можно
Хоть и ТОТ САМЫЙ Дель Торо!
Больше ста лет? Однако.
А ещё интересно, сумел ли Джейкоб Элроди сыграть франкенштейновского монстра на уровне Rory Kinnear из Penny Dreadful, ну или хотя бы приблизиться к этому уровню.. 😄
За наводку на "Men" - спасибо, не смотрел, обязательно посмотрю 😄


























