Фанфан-Тюльпан / Fanfan La Tulipe
04.09.2003 17762   Комментарии (0)

Это было в старые-престарые времена, когда короли воевали жизнями своих подданных, когда цыганки обманывали честной народ и когда молодые парни, соблазнив не того, кого нужно или того, кого не нужно - отправлялись в армию, дабы избежать каторги, то есть женитьбы. Впрочем, это все происходит и сейчас, но речь не о сегодняшнем дне, а о делах давно прошедших...

Франция, середина XVIII столетия. Как водилось в то время, Людовик XV (Дидье Бурдон) предавался своему любимому развлечению - войне. С кем именно он воевал, из-за чего и почему - он сам не помнил. Не помнили это и его военачальники, и его противники, и его солдаты, и солдаты противника. Важен был сам факт - король ведет боевые действия, чтобы покрыть себя славой.

Война тогда велась очень стильно и галантно (для командования). Король, узнав о том, что в Аквитанском полку не хватает буквально нескольких человек до численности в 47 тысяч пушечных мясных единиц, потребовал эти единицы срочно найти. Ослушаться короля нельзя, поэтому вербовщики бросились рыскать по деревням, чтобы найти простофиль, желающих за очень небольшие деньги покрыть короля славой, а себя - кровью и потом. Разумеется, французские пейзане - не такие уж и дураки, чтобы отправляться воевать вместо того, чтобы выращивать виноград и делать вино. Однако несколько добровольцев среди деревенщины все же нашлось, причем один из них - самый настоящий брильянт: молодой парень по имени Фанфан и прозвищу Тюльпан (Венсан Перес). В отличие от той инвалидной команды, которая соблазнилась королевскими посулами, Фанфан - молод, горяч, хитер, быстр и нагловат. Самый настоящий солдат - практически разведчик в тылу врага.

Кой черт его понес на эти галеры? А перед ним маячила еще более страшная опасность - женитьба. Вот Фанфану и пришлось выбирать: или ужасы женитьбы, или радости лихих сражений. Он выбрал второе, и мы с котом Бубликом его горячо одобрили. Кроме того, Фанфану просто нельзя жениться! Потому что он встретил цыганку Аделину (Пенелопа Крус), и та ему нагадала полный короб всяких радостей: никаких казенных домов, денег целая гора, удача в карьере, жена - принцесса, а позолоти-ка-ручку-красавец. Фанфан поверил! Кому верить в 18 лет, как не цыганке? Ведь все это звучит так соблазнительно, да и внутренне ты понимаешь, что такому крутому парню все радости жизни должны упасть сверху под ноги. Лишь бы только не пришибли...

***

Как известно, продюсер Люк Бессон совместно с режиссером Жераром Кравчиком сделали ремейк классической французской романтической комедии "Фанфан-Тюльпан", в которой тогда снимались изумительные актеры Жерар Филип и Джина Лоллобриджида. Идея была довольно смелая, потому что старый "Фанфан-Тюльпан" знают и любят во многих странах, а не только во Франции. Кой черт понес Бессона с Кравчиком, как Фанфана в армию, на эти галеры? Ну уж точно не жесткая необходимость жениться. Бессон, правда, в интервью плел какую-то чушь из серии, что во Франции, дескать, не смотрят старое кино, блин, и мы с Кравчиком, в натуре, привлечем внимание молодежи к немеркнущим шедеврам старого кино, штоп я сдох.

Звучало это все довольно беспомощно. Потому что шедевры старого кино французы смотрят и так (оригинальный "Фанфан-Тюльпан" издавался даже на DVD), а если Бессон собирался этим фильмом завоевать Штаты и заставить американцев, которые старый фильм точно не смотрели, восхититься "Фанфаном" - так в этом он тоже просчитался (достаточно взглянуть на рейтинг бессоновского "Фанфана" на IMDB).

Поэтому остается единственное объяснение: Бессон наконец понял, какой невероятный отстой он продюсирует все последнее время, и решил сработать наверняка - взял беспроигрышный хит, пригласил режиссера Кравчика, чей "Такси-2" собой еще хоть что-то представлял (в отличие от кравчиковских же "Такси-3" и, прости господи, "Васаби"), зазвал в картину специально приглашенную голливудскую звезду (это я о Пенелопе) и решил отыграться за старые неудачи. Мол, такой фильм просто обречен на успех и все такое.

Задумка, в общем, была правильная. Уж если не одно поколение приходит в восторг от "Фанфана-Тюльпана" (я, например, до сих пор в восторге), то почему бы его не переснять, использовав достижения современного кинематографического процесса? Пересняли. Использовали. Что из этого получилось?.. В общем, не отстой, зря говорить не буду. К счастью, у создателей фильма хватило ума не делать Фанфана крутым восточным единоборцем (хотя такие позывы явно были), не переносить действие в Нью-Йорк - для лучшего восприятия фильма в Штатах, - не давать Фанфану в друзья огромного негра и не менять в сценарии ремейка больше пятидесяти процентов старого сюжета.

Однако получилось все равно не фанфан... пардон, не фонтан. И не тюльпан. Старый фильм был (и есть) - великолепен! Блестящий текст, отличная динамика и совершенно изумительная игра актеров, особенно Жерара Филипа. Да и Лоллобриджида в роли Аделины была превосходна: очаровательна, естественна и сексуальна. Жерар Филип просто искрился задором, романтизмом и бешеной энергией, а вот Перес... 

Перес - это не Фанфан-Тюльпан. По крайней мере по сравнению с Жераром Филипом. Перес - просто смазливый мальчик с приятной, хотя и несколько натянутой улыбкой, и в его молодцеватость и задор веришь не больше, чем в молодцеватость и задор автомата с кока-колой. Хотя он, волей пославшей его съемочной команды, и бьется с родственниками соблазненной девушки добрых десять минут экранного времени, навевая жуткую тоску на кота Бублика, который считал, что парню просто нужно было подорвать себя гранатой из серии - так не доставайся ты никому. Кто слышал "Милая, успокойся, я не люблю тебя" в исполнении Филипа - никогда не сможет воспринимать тусклого Переса в качестве Фанфана-Тюльпана...

Насчет Аделины лучше вообще промолчать. Но я и здесь молчать не буду! Пенелопа Крус - очень красивая женщина. Очень, очень красивая женщина. Просто-таки самая настоящая красавица. Но совершенно бездарная актриса. В этом я, к сожалению, полностью убедился по нескольким ее фильмам, и роль Аделины поставила в этом убеждении жирную точку. Она даже не сексуальна, что для актрисы - просто смерть. Она просто красивая холодная кукла, которая пытается изображать некие страсти. Ей эти страсти не дано ни познать (по крайней мере на экране), ни изобразить.

Поэтому я не верю в любовь нового Фанфана к Аделине, я не верю в любовь Аделины к Фанфану, я не верю в то, что Бессон наконец спродюсирует хоть что-нибудь действительно достойное...

Одна была радость - второстепенные актеры. Они, в отличие от главных, классные. Особенно фрейлина принцессы. Какая тетка - просто супер!.. В фильме есть несколько забавных моментов, а за американский оркестр я бы даже пожал сценаристу руку - это действительно классная хохма. Но главные герои - снулые рыбки, старательно изображающие из себя боевых пескарей. Меня смешат, а мне не смешно. Меня пытаются увлечь, а я не увлекаюсь. Мне было скучно весь фильм.

Однако я своего мнения никому не навязываю. Потому что если вы не видели оригинального "Фанфана", тогда вам и Перес покажется лихим малым, а новый фильм - забавной романтической комедией. На мой же взгляд - это слабенькое подражание. Бессон окончательно оголливудился. Раньше Голливуд снимал ремейки на французские фильмы, теперь Голливуд пришел в каждый французский дом в образе Бессона. Он просто какой-то шпион засланный, честное слово...

© 1998–2024 Alex Exler
04.09.2003
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 3
Режиссерская работа 3
Сценарий 3
Кратко о фильме:
слабый ремейк
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 0