Джек Булл
27.10.2000 21161   Комментарии (1)

Вообще-то, это здорово похоже на вестерн: 1890-й год, дикий Запад, ранчеро, ковбои, плохие, хорошие, а иногда и стреляют. Но он снят в 1999-м году, причем взялся за постановку вестерна Джон Бэдхем - режиссер, поставивший такие картины, как "Лихорадка в субботнюю ночь", "Голубой гром", "Птичка на проволоке", "Слежка", - поэтому должно быть понятно, что из этого фильма вряд ли получится классический вестерн. Собственно, так оно и получилось. Это не вестерн. Это, скорее, драма. Впрочем, в сюжете, который написал Дик Кьюсак (отец Джона Кьюсака) по роману Генриха фон Кляйста, все необходимые элементы вестерна все же присутствуют: богатый плохой, бедный хороший, конфликт между ними и развязка.>

Но в классическом вестерне все очень просто: плохой богатый ведет себя, как откровенный негодяй, щиплет за задницу подругу хорошего (или постороннюю проститутку), а потом ее и вовсе похищает. Бедный хороший мчится выручать свою подругу (или постороннюю проститутку), по пути сражаясь с подручными плохого, друзьями подручных плохого, всякими другими негодяями, индейцами, шерифами и паровозами. Все это быдло он подстреливает, пристреливает, давит копытами своего коня и сбрасывает в пропасть. 

После чего он приходит в дом к негодяю, отряхивает свои белоснежные джинсы и говорит сурово: "Ну что, нехороший человек, отдашь ты мою подругу (постороннюю проститутку)?" В ответ на это плохой невежливо стреляет ему двадцать раз прямо в грудь и один раз в башку - для контроля. Но на груди у героя - Библия, которая принимает на себя все пули, а в башке - твердая кость, которая не позволит пуле пронзить героический мозжечок. Тогда герой вздыхает (он всегда вздыхает, когда требуется кого-нибудь убить, - такова традиция), достает пистолет и расстреливает плохого вместе с обеденным столом (обеденный стол страдает, чтобы всем остальным негодяям стало неповадно). После этого герой достает из подвала изрядно запылившуюся подругу (постороннюю проститутку), и они на фоне горящего камина отправляются бок о бок в голубую даль.

В этом фильме все не так, чем он и хорош. Поэтому давайте настроимся теперь на серьезный лад, потому что это действительно драма...

Классический американский Запад конца 19-го века. Штат Вайоминг. Совершенно дикие времена уже прошли, новые территории потихоньку освоили, поэтому в этих краях наблюдается определенное подобие власти: губернатор, небольшая армия, судьи и суды присяжных. Впрочем, право сильного еще по-прежнему действует, особенно если вы - богатый землевладелец, да еще и дружите с местным судьей. (А кто в те времена становились богатыми землевладельцами? Только бандиты, которые не боялись ни бога, ни черта и готовы были пристрелить любого, кто вставал у них на пути.)

Генри Бэллард (Л. К. Джонс) - именно такой богатый землевладелец. Ему принадлежат лучшие земли в округе, поэтому он считает, что ему дозволено все. Собственно, практически так оно и есть, потому что народ боится связываться с Бэллардом, понимая, что тот может в отместку подстроить любую каверзу.

И вот случается так, что с Бэллардом ссорится молодой и небогатый торговец лошадьми - Мюрл Реддинг (Джон Кьюсак). Поссорились они, в общем-то, из-за совершеннейшего пустяка. Просто на ровном месте. Но Реддинг уступать не захотел, Бэлларда не испугался и высказал ему все, что о нем думает. В отместку Бэллард придумал пакость: построил на единственном месте, где Реддинг мог со своими лошадьми проехать на ярмарку, ворота (эта земля принадлежала Бэлларду), и потребовал с Реддинга 10 долларов за проезд (что по тем временам было огромной суммой). Так как у Реддинга денег с собой не было, Бэллард потребовал в залог двух отличных жеребцов, обещая их вернуть, когда Реддинг поедет с ярмарки. Но когда Реддинг вернулся, он увидел, что Бэллард привел лошадей в жуткое состояние - совершенно их заездил, держал благородных животных в грязной луже позади свинарника, а заодно зверски избил индейца - друга Реддинга, которого Реддинг оставил приглядывать за лошадьми.

Реддинг был в бешенстве, но решил пойти законным путем. Он составил жалобу, в которой требовал, чтобы Бэллард вернул ему лошадей в том виде, в котором их взял, а кроме того, Бэллард должен заплатить индейцу за побои. Но судья - друг Бэлларда, поэтому он даже не принял жалобу к рассмотрению. Попытки подать жалобу верховному судье штата тоже провалились, потому что верховный судья ее снова отправил местному судье.

Но у Реддинга это стало вопросом принципа (к тому же, во время попытки подать жалобу верховному судье случайно погибла его жена), поэтому он решает сам вершить правосудие, раз закон отказывается помочь ему в этом. Реддинг продает свой участок и набирает из местных жителей отряд добровольцев, которые готовы помогать ему в борьбе против Бэлларда. Тот сбегает от неминуемой расплаты, и Реддинг со своим отрядом гонится за Бэллардом.

Чем и как все это кончится, сумеет ли Реддинг восстановить справедливость - рассказывать не буду, потому что этот фильм вполне имеет смысл посмотреть.

 

***

Что интересно, сюжет этого фильма до странности напоминает сюжет картины, поставленной по блестящему роману Доктороу "Рэгтайм" (ее снял Милош Форман). И там и там главный герой был несправедливо обижен, причем задели его человеческое достоинство. И там и там правосудие отказалось помочь обиженному. И в том и в другом фильме главный герой взял правосудие в свои руки, но в обоих случаях ничего хорошего из этого не получилось. Причем даже наказание виновникам этой ситуации было вынесено примерно одинаковое, да и сама история для главных героев окончилась примерно одинаково.

Собственно, фильм тем и хорош, что пытается дать ответ на вопрос: как поступить в ситуации, когда закон тебя защитить не может (точнее, не хочет), а твое человеческое достоинство не позволяет тебе безропотно снести эту обиду? Как поступить? Говорухин в "Ворошиловском стрелке" на этот вопрос отвечает так: возьми ружье и отстрели обидчику какую-нибудь часть тела. В общем, тоже вариант, но герои "Рэгтайма" и "Джек Булла" идут другим путем. Они с помощью силы заставляют закон действовать. Причем понятно, что закон насилия над собой не прощает, и герои будут наказаны. Они это и сами прекрасно понимают, но им легче умереть, отстаивая справедливость, чем терпеть унижения.

"Джек Булл" снят очень неплохо. Вроде, вестерн, но на самом деле это действительно психологическая драма. Джон Кьюсак в главной роли выглядит вполне достоверно. Играет ровно и нигде не переигрывает, хотя сложных эпизодов в фильме предостаточно.

Прекрасный актер Джон Гудман ("Большой Лебовски") играет в этом фильме окружного судью, который разбирает дело Реддинга-Бэлларда. Этот судья мудр, полон достоинства и желания вершить справедливость. Он сочувствует Реддингу, но как представитель закона не может простить то, что Реддинг натворил, пытаясь добиться справедливости. Отличная роль Гудмана, - я получил истинное удовольствие.

Резюмирую. Не нужно смотреть тем, кто любит боевики и вестерны. Вполне можно посмотреть тем, кто любит психологические драмы, потому что это довольно неплохой представитель этого жанра. Фильм достаточно честный и реалистичный. А концовка сделана просто великолепно, причем я до последней минуты думал, что режиссер все-таки скатится к какому-нибудь дешевому пафосу. Но он не скатился, поставив в фильме очень достойную точку, чем изрядно повысил художественную ценность этой картины.

По моей системе оценок - твердая четверка. Причем если в начале фильма - где-то ближе к троечке, то в конце фильма - ближе к пятерке.

Кстати, почему в названии стоит "Джек Булл" - я раскопать так и не смог. Ни одного героя с таким именем в фильме нет. Никаких похожих идиом я тоже не нашел. Вероятно, это название содержит какой-то намек на упрямство главного героя, но ничего более я предположить не могу.  

© 1998–2024 Alex Exler
27.10.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
неплохое кино
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 1

Вот что удалось раздобыть по этому поводу в нете:



The title is derived from the names of two dog breeds -- Jack Russel and Bulldog. John Cusack's character is said to have the tenacity of a Jack Russel bulldog when angered. The reference is not actually quoted in the movie, but a storyline offered by the writer.


The title is derived fromThe title is derived from the names of two dog breeds -- Jack Russel and Bulldog. John Cusack's character is said to have the tenacity of a Jack Russel and strength of a bulldog when angered. The reference is not actually quoted in the movie, but a storyline offered by the writer.



the names of two dog breeds -- Jack Russel and Bulldog. John Cusack's character is said to have the tenacity of a Jack Russel and strength of a bulldog when angered. The reference is not actually quoted in the movie, but a storyline offered by the writer. The title is derived from the names of two dog breeds -- Jack Russel and



The title is derived from the names of two dog breeds -- Jack Russel and


01.04.14 18:56
0 0